Святыни, храмы Крыма
Бисерный пещерный храм (Скит во имя св.вмч. Анастасии Узорешительницы Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря)
В окрестностях Бахчисарая находится местность, чрезвычайно замечательная наружностью и трудолюбием древних обитателей Крыма.
Местность эта располагается в очаровательной долине на берегу реки Кача (между селами Предущельное и Баштановка) и носит название «Качи-Кальон».
Название «Качи-Кальон» с греческого языка переводится как «Крестовый корабль». Также можно встретить и татарское название этой местности – Аие-Анастасие, что означает «святая Анастасия».
Качи-Кальоном именуется живописная гребнеобразная огромная скала, напоминающая корабль, «нос» которого увенчан нерукотворным крестом. Гроты скалы содержат множество высеченных келий и пещерных храмов.
В целом Качи-Кальон представляется как пятиярусный комплекс пещерных сооружений, насчитывающий более 100 пещер, и имеющий в своем составе пять гротов. Высеченные в скалах, они были связаны между собой лестничными переходами, образуя единый пещерный ансамбль: своеобразные кварталы, спроектированные не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости. Располагал монастырь и разного рода наземными постройками, как бы сопутствующими пещерам.
Храм-маяк святителя Николая
Церковь Св. Николая Мирликийского в селе Малореченское (Большая Алушта, Крым) создана как часть мемориального комплекса «Памяти погибших на водах», который также включает в себя Музей катастроф на водах.
Мемориал является данью памяти морякам, рыбакам и путешественникам, ставшим жертвами водной стихии, а также вечным символом единства земной и небесной жизни каждого человека.
Внешне комплекс напоминает корабль, основанием (палубой) которого служит цокольное помещение с круглыми окнами-иллюминаторами, декорированными витражами, а церковь кажется плывущей по морю. Мотив корабля выбран не случайно. Согласно христианскому учению, корабль веры доставляет души погибших по волнам земного бытия в тихую пристань жизни вечной. Вся символика архитектурно-декоративного решения связана с морской тематикой, которая присутствует как в элементах убранства интерьера и экстерьера, так и в оформлении прилегающей территории церкви-маяка.
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть построена в 1314 году и много раз реставрировалась и перестраивалась. От первоначальной постройки сохранились колонны, молитвенная ниша – михраб, украшенная резьбой по камню, портал с надписью на арабском языке, восхваляющей «величайшего хана Мухаммеда Узбека», поэтому храм называют мечетью Узбека. От высокого минарета осталось только основание.
Сохранились развалины медресе – мусульманской высшей школы, хотя некоторые ученые склонны считать их остатками дервишского текие – монастыря. Это была обширная квадратная в плане постройка, богато украшенный резьбой портал вел в большой мощеный двор. Вокруг мечети археологами обнаружено множество надгробий с надписями на арабском и тюркском языках.
Караимские кенасы
Комплекс караимских кенас находится в центре средневековой городской застройки. На улице Караимской, кроме комплекса караимских кенас, расположены и другие исторические достопримечательности: жилые постройки XVIII века, дом молитвы христиан веры евангельской, здания двух еврейских синагог, жилой дом, в котором останавливался великий польских поэт Адам Мицкевич, остатки турецких бань, крепостные ворота. По праву эта улица включена в экскурсионный маршрут "Малый Иерусалим".
Строительство комплекса кенас началось в 1803 году на месте первого караимского храма в Евпатории, а архитектурный облик ансамбля формировался в течение первой половины XIX столетия. В дальнейшем неоднократно перестраиваемый, комплекс дошел до нашего времени измененным, но не утратившим своего великолепия.
Армянская церковь Сурб-Никогайос
До Октябрьской революции Евпатория была городом многонациональным, поэтому здесь были и храмы различных конфессий. До нашего времени сохранилось красивое здание армянской церкви — храма святого Николая (храм Сурб Никогайос). Он был построен на средства армянской общины Евпатории в 1885 году. Это постройка базиликального типа, с полукруглой абсидой на восточной стене.
После революции храм был закрыт, а здание использовалось в хозяйственных целях. В настоящее время является памятником архитектуры. Городские власти имеют намерение реставрировать эту церковь с последующей, видимо, передачей её армянской общине.
Еврейская ремесленная синагога Егия-Копай
На Караимской улице обращает на себя внимание старинное здание, виднеющееся из-за высокого каменного забора. Первое, что бросается в глаза — круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды. Это синагога (еврейский молитвенный дом) Егия-Капай. Она также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах.
Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.
Здание построено в форме базилики по проекту городского архитектора А. Генриха, из мамайского желтого известняка. Кладка камней главного западного фасада, их чередование широких и узких рядов, копирует кладку стен Иерусалимского храма.
Мечеть Джума-Джами (Хан-Джами)
Мечеть Джума-Джами (второе название Хан-Джами) — историко-архитектурный памятник, действующая мусульманская мечеть Евпатории и один из наиболее интересных памятников мусульманской архитектуры Крыма.
Построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет-Гирея I. Ее создателем является выдающийся турецкий зодчий и инженер Ходжа Синан, грек по происхождению, построивший более трехсот замечательных сооружений в Стамбуле и других мусульманских городах.
Джума-Джами является самой большой и самой красивой мечетью в Крыму. Ее архитектурный облик напоминает знаменитый храм святой Софии в Константинополе.
Прямоугольная в плане Джума-Джума обрамлена высокими гладкими стенами. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые приплюснутыми куполами, по три с каждой стороны.
Текие дервишей
Текие дервишей – это приют странствующих мусульманских монахов – дервишей. Дервиши – в переводе с персидского – «бедные», «нищие» – последователи религиозно-философского учения суфизма, характерными чертами которого являлось отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, презрение богатства. Это направление возникло в исламе около 800 года как ответ на возросшее стремление к богатству высшего мусульманского духовенства.
Евпаторийский текие дервишей – уникальный историко-архитектурный ансамбль XV-XVI вв. Точная дата его возникновения, к сожалению, не известна, как неизвестен и автор проекта – письменные сведения о строительстве не сохранились.
На сегодняшний день это одна из старейших построек средневековья в Евпатории. Таких текие всего два в мире, еще один есть в Египте.
Церковь святого пророка Илии (Свято-Ильинская церковь)
В 1899 году греческая община города Евпатории обратилась в Думу с просьбой выделить землю под строительство храма. Несмотря на то, что в этом году освятили собор святого Николая, возникла необходимость еще в одном храме для православного населения. В 1901 году участок земли в 600 квадратных саженей был бесплатно передан общине. К 1907 году подготовили проект храма, его автором стал городской архитектор А.Л. Генрих.
Строить новый храм предполагалось на пожертвования прихожан. Но средства поступали медленно, и нужная сумма никак не собиралась. Поэтому в 1908 году в Думу по поручению общины обратился Ф.И. Василькиоти, он просил о выдаче субсидии в сумме 5000 рублей. Губернатор Евпатории С.Э. Дуван дал согласие выплачивать субсидию частями, каждый год по 1000 рублей. Лично от себя С.Э. Дуван пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру. За помощь в строительстве храма он был награжден Его Величеством королем эллинов крестом Святого Спасителя.
Свято-Николаевский православный собор (собор святителя Николая Чудотворца)
Этот храм, расположенный в центре города, недалеко от моря, является одним из самых красивых храмов Крыма. Г. Москвич в своем путеводителе отмечает, что евпаторийский собор — это миниатюрная копия Святой Софии в Константинополе. Но таким величественным Николаевский храм стал не сразу.
Первый храм был построен греками в конце XVIII века и освящен во имя святителя Николая. Покровитель мореплавания и торговли, Николай Угодник особо почитаем бесстрашными и бесшабашными моряками. И военные моряки, и торговые, и даже богохульники-пираты — все почитали Николая Чудотворца. Евпатория — город морской и в прошлом купеческий; образ Николая Чудотворца здесь многие хранили в медальонах, рядом с фотографиями близких.
Свято-Илиинский храм
Небольшой город Саки известен далеко за пределами Крыма. Это бальнеологический и грязевой курорт. Рапа и грязи сакского лимана — ценное лечебное средство, оно помогает при заболевании опорно-двигательной системы. О целебных свойствах маслянистой, иссиня-черной грязи знали еще в древности, Плиний Старший и Птолемей упоминали о земле в западной Таврии, "исцеляющей всякие раны". Местные жители и чумаки, приезжавшие сюда за солью, давно лечились в здешних лиманах. В 1827-1828 годах в Саках евпаторийским врачом С.Н. Оже была основана первая грязелечебница, он же разработал методику применения целительных грязей. Так появился Сакский курорт. Сюда поехали больные из разных уголков России. Население Сак увеличилось, поэтому потребовалось строить большой православный храм.
Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь
В окружении фруктовых садов, зеленых лесов и высоких гор расположилось село Тополевка.
В прошлом веке эта греческая деревушка носила название Топлу, что означает «место, страна, местность». Неподалеку, на склоне горы Каратау, находится Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь. Судьба этой обители очень интересна.
Расположен монастырь в живописном месте: вокруг — густой лес, сквозь который виднеются обрывы скал, рядом очень красивая долина реки Мокрый Индол. Еще в средние века христиане строили здесь свои святыни. До сих пор в окрестностях Тополевки сохранились развалины древней греческой церкви, в которой еще в XIX веке проводились службы в день Святого Пророка Ильи, и армянская церковь, она стоит на вершине крутобокого холма и хорошо видна с трассы. Церковь была построена и существовала в XVI-XVIII веках, когда здесь жили армяне. После того как армяне покинули эти места в 1778 году, храм оказался заброшенным. Над входом в него было изображение Божией Матери с Младенцем, внутри справа — икона архангела Гавриила. В 1905 году храм был отреставрирован силами монастыря.
Место для Топловского монастыря выбрал архиепископ Иннокентий во время его путешествия по Крыму.
Мечеть Кебир-Джами
В средние века чуть севернее руин Неаполя возник небольшой городок Ак-Мечеть — второй предшественник Симферополя. Когда он появился — сейчас в точности сказать трудно, однако в XVI веке городок здесь уже стоял. Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий» довольно подробно описал город, правда, несколько приукрасив действительность и сильно преувеличив его размеры. Что, в общем, традиционно для жителя Востока.
В самом городке было около трехсот домов, торговые и ремесленные лавки, мечети. Жители (крымские татары, греки, цыгане, армяне) занимались мелкой торговлей и изготовлением всевозможной домашней утвари.
Но самое главное, чем отличался Ак-Мечеть от других городов Крымского ханства — это то, что здесь была резиденция калги-султана — официально объявленного наследника хана. Хотя ханом он мог и не стать, поскольку престолонаследие в ханстве было делом сложным и запутанным, но должность такая в ханстве была, и резиденция калги-султана находилась в Ак-Мечети. Его дворец располагался в долине Салгира, на нынешней улице Воровского.
Дворец калги-султана не сохранился, а вот мечеть Кебир-Джами дожила с тех времен до наших дней.
Симферопольская кенаса
Одним из не очень заметных, но весьма любопытных осколков прошлого в Симферополе является здание бывшей караимской кенасы. Симферопольская кенаса — культовое сооружение караимов. Это памятник архитектуры конца XIX века. Кенаса расположена на улице Караимской, которая в период с 1955 по 1990 годы называлась улицей Пархоменко.
Кенасса была построена в 1891-1896 годах по причине увеличения численности караимской общины. Для строительства были собраны средства самой общины, наибольший вклад сделали: А.Я. Прик, А.И. Пастак, Д.С. Черкез, Каракоз, Д.Е. Сарибан, Я.А. Хаджи, Ю.М. Шапшал.
26 августа 1896 года кенасса была освящена.
Здание выполнено в эклектическом духе с элементами мавританского, византийского и готического стилей.
Во дворе кенассы находилась караимская школа.
Храм Марии Магдалины
Храм Святой равноапостольной Марии Магдалины находится в центре Симферополя. Построенный в начале 1870-х годов, он был домовой церковью детского приюта для девочек, оставшихся без родителей.
В настоящее время в помещениях двух этажей бывшего приюта размещается Крымский республиканский этнографический музей, а примыкающее к нему церковное здание достаточно долгое время занимал отдел иностранной литературы «Дружба народов» Крымской республиканской универсальной научной библиотеки имени И.Я. Франко. До крайней степени обветшавшее строение, заброшенный дворик своим плачевным видом почти ничем не напоминали о том, что некогда здесь был храм.
Объявления
Юмор на отдыхе
По сообщениям пресс-службы Ростуризма, на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха, в настоящее время, находятся до восьми дивизий российских туристов...