Бисерный пещерный храм (Скит во имя св.вмч. Анастасии Узорешительницы Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря)
В окрестностях Бахчисарая находится местность, чрезвычайно замечательная наружностью и трудолюбием древних обитателей Крыма.
Местность эта располагается в очаровательной долине на берегу реки Кача (между селами Предущельное и Баштановка) и носит название «Качи-Кальон».
Название «Качи-Кальон» с греческого языка переводится как «Крестовый корабль». Также можно встретить и татарское название этой местности – Аие-Анастасие, что означает «святая Анастасия».
"Крестовый корабль" Качи-Кальон
Качи-Кальоном именуется живописная гребнеобразная огромная скала, напоминающая корабль, «нос» которого увенчан нерукотворным крестом. Гроты скалы содержат множество высеченных келий и пещерных храмов.
В целом Качи-Кальон представляется как пятиярусный комплекс пещерных сооружений, насчитывающий более 100 пещер, и имеющий в своем составе пять гротов. Высеченные в скалах, они были связаны между собой лестничными переходами, образуя единый пещерный ансамбль: своеобразные кварталы, спроектированные не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости. Располагал монастырь и разного рода наземными постройками, как бы сопутствующими пещерам.
До сих пор в некоторых местах остались сохраненными площадки, террасы, переходы и лесенки.
Пещеры представляются разными по назначению. Встречаются среди них и небольшие часовни, и церкви с алтарями, отделявшимися деревянными иконостасами, и гробницы, и костницы. Некоторые надгробья у пещерных церквей по поминальным греческим надписям датируют 16-17 вв., а найденную гончарную посуду – 8-18 вв.
К настоящему времени в пещерном монастыре сохранилось не менее 9 пещерных церквей.
В четвертом гроте – вершине Качи-Кальона открывается огромный свод, быть может, подобный Алтарному своду. Он таких размеров, что в нем может уместиться высокий храм. Здесь невольно охватывает тишина и благоговение.
На месте, где бывает Престол, находится чаша источника, высеченная в скале, – это колодец св. Анастасии. Над ним, тут же в скале, аккуратно высечен древний греческий крест.
В народе бытовало много легенд об этом святом месте. До нас дошли некоторые из них.
Так, давным-давно, говорит легенда, в пещерах Качи-Кальона прятались мерзкие чудовища и змеи. Люди их боялись и с наступлением ночи запирались в хижинах, загнав скот в хлев. На краю деревни жила вдова с дочерью Анастасией. Мать пасла козлят и ягнят, дочь ей помогала.
Однажды вечером, когда их стадо спускалось к селу, выскочило многолапое чудовище и, схватив одну из овец, потащило ее к пещерам. Не испугалась девочка зверя, бросилась было спасать овцу, но поскользнулась на камне и, хромая, стала медленно спускаться к дому. Тем временем стемнело. Окружили ее и до смерти замучили страшилища. Кричала она так громко и жалобно, что не выдержали скалы, попадали со сводов пещер камни, похоронив под собой и девочку и мерзких чудовищ.
А утром поднялись в большой грот жители деревни и видят: скала плачет, сочится из нее вода, как слеза.
Прошли века… Ныне на том месте шелестит листьями дикая черешня, корни которой пьют воду источника, воркуют голуби, живущие в трещинах скалы. Однако, чуткое ухо может различить и какие-то таинственные звуки, рождаемые ветром в гроте, и кажутся они отзвуками легенды о юной Анастасии.
Удивительно, что современники, совершая паломничество в скит св. Анастасии Узорешительницы Качи-Кальона, увидят ту же первозданную красоту природы этой долины и рукотворные пещеры скалы, сохранившиеся до наших дней.
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений.
История Крыма складывалась из бытования здесь христианства и беспрестанных посягательств на него разных варваров.
Большинство ученых полагают, что заселение пещерного монастыря в Качи-Кальоне во имя св. Анастасии Узорешительницы случилось в период 8 века.
Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. Епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном.
Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь имени святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Распространение почитания святой Анастасии Узорешительницы в период 6-8 вв. из Константинополя приходит и на юго-запад, и юг, и северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, Сицилии и Кипре, Сардинии и Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.
Промыслительно было испросить защиты для сей обители св. Анастасии Узорешительницы – покровительницы гонимых за веру христиан, которая, как показала история монастыря, не раз помогала им в испытаниях и лишениях.
История не сохранила летописного сказания о жизни монастыря в этот период, однако мы видим, что правила монашеского образа жизни и монастырский устав был передан через св. епископа Готфии Иоанна самим св. Феодором (826 г.), знаменитым поборником иконопочитания.
Издревле обитель сия несла свет Учения Христова народам языческим, населявшим Тавриду, и даже магометане (татары) семьями приезжали поклониться святыням монастыря.
Святой источник имени Анастасии Узорешительницы почитали все, получая многочисленные исцеления от своих недугов и болезней.
Нередко, благодаря таким исцелениям, татары принимали святое крещение.
Издавна монастырь был почитаем русским царским двором. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 года церкви св. Анастасии выдавалась милостыня.
Из переписки посольского приказа за 1626 год известно, что и царь Михаил Федорович оказывал денежную милость монастырю.
К 18 веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.
В 1774 году Крым был объявлен свободной от Порты страной и получил право избирать себе ханов. Именно это событие послужило первой и главной причиной выхода христиан в пределы России.
Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был митрополит Игнатий, возглавлявший общую Крымскую Гото-Кафскую епархию.
Митрополит Игнатий происходил из древнего итальянского рода Гозадино. В детстве он был отвезён на Афонскую гору и оставлен там у одного родственника – инока для воспитания, где, проникшись святостью христианской религии, поступил в молодых ещё летах в монашество.
На Афоне будущий митрополит прошёл все степени духовной иерархии до епископского сана. Потом он был вызван в Константинополь, где стал членом Вселенского патриаршего синклита и удостоен сана архиепископа с последующим назначением на Крымскую кафедру.
Проводя до назначения в Крым свою жизнь сначала на Афоне, а потом в Константинополе, в уединённой монашеской келье, святитель знал только по слухам о притеснениях, повсюду претерпеваемых христианами от мусульман. Когда же, переселившись в Крым, он увидел собственными глазами, каково было положение его несчастных соплеменников, тогда и приходит к нему мысль об освобождении своей паствы от варварского ига.
Этому пожеланию суждено было сбыться. Осуществился выход христиан из Крыма в Россию.
Однако, проведав о готовящемся плане выхода христиан, татары стали преследовать митрополита Игнатия с целью убить его. Владыка нашёл себе укрытие именно в урочище Качи-Кальон, где и прятал его полтора месяца наш грек-отшельник, питая и охраняя святителя.
Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, которая во время гонения укрыла их предстоятеля, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым.
Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки. В Крыму оставалось ничтожное количество христиан или для торговли, или для взыскания своих долгов с татар.
Возрождение скита св. вмч. Анастасии Узорешительницы стало возможным в 19 веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.
Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды.
Предшественник архиепископа Иннокентия на кафедре Херсоно-Таврической архиепископ Гавриил (Розанов) ознаменовал свою деятельность учёными исследованиями и описаниями христианских памятников, православных древностей в Крыму, которые дошли до наших дней и представляют важные исторические свидетельства. Перед архиепископом Иннокентием открылось другое – великое и близкое его душе дело восстановления древних церковных святынь в Тавриде. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским».
Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
В своей «Записке…» св. Иннокентий Херсонский и Таврический указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Архиепископ указывает также на сходство физических условий Крыма и Афона и на превосходство Крыма перед Афоном для наших соотечественников, которые ищут безмолвия в тех обителях. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». «Как хорошо было Промыслу Божию устроить наш Русский Афон!..»
И «Русский Афон» начал возрождаться…
Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы, издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировала Страстную неделю перед Воскресением Христовым.
Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.
Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей — Веры, Надежды и Любви.
Церковь эта сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной.
Пещерная церковь св. Софии
Сама церковь весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Высечена она в отдельном отвалившемся от скалы камне овальной формы.
Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.
В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами. Вокруг храма сохранились древние захоронения, костницы.
Совершая паломничество к Престольному празднику 30 сентября, богомольцы располагаются прямо в лесу, вокруг пещерной церкви, ощущая всю таинственность происходящего.
К началу 20 в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, когда массово стали закрываться храмы и монастыри, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии.
20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.
На протяжении всей истории этой удивительной обители, гонения на христиан, в ней подвизавшихся, не прекращались. Монастырь разрушался, летописи и святые иконы уничтожались, насельников преследовали, однако снова и снова, по милости Божьей, обитель св. Анастасии Узорешительницы возрождалась.
И в наше время, в 21 столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмч. Анастасии Узорешительницы.
Расположился скит св. Анастасии Узорешительницы на склоне горы Фыцки, неподалеку от прежнего своего месторасположения.
В 2005 году сюда приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана (Макей). Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.
28 мая 2005 года считаем днём основания возрождённого скита.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. При строительстве нашли кусок креста: знать, место намоленное. В пещере скалы монахи устроили храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Образовалась община, потянулись богомольцы.
Сама святая великомученица Анастасия не осталась равнодушной к своим чадам. По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита. Источник сей освящён во Имя Софии, Премудрости Божией.
Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе с игуменом монастыря иеромонахом Дорофеем десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.
Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.
С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Строительство уже начато. Оно требует не только физических сил монахов, но и значительных капиталовложений, учитывая сейсмическую неустойчивость местности.
Приглашаем всех желающих и имеющих такую возможность в любое время посетить святую обитель, испить чистейшей целительной воды, помолиться в уединении, не остаться равнодушными к восстановлению вековых православных традиций на удивительной крымской земле, принять участие в строительстве скита делом рук своих или внесённою лептой.
Страницы истории монастыря богаты легендами и пересказами местных жителей, исследователей, учёных, историков, которые освещают внешнюю жизнь монастыря, его расцвет и упадок от основания и до настоящего времени.
Но самое ценное здесь – благодать Божия, Божественная сила, наполняющая сердце каждого человека, вступившего на эту святую землю.
В обители находятся частички мощей св. вмч. Анастасии Узорешительницы, прав. Анны, апостола Фомы, Лазаря Четверодневного, Иоанна Крестителя и св.муч. Иустина Философа.
Престольные праздники:
30 сентября – свв. мучч. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
04 января – св. вмч. Анастасии Узорешительницы
Расписание богослужений:
По будним дням:
утренняя служба начинается в 06:30;
вечернее богослужение накануне — в 17:00;
По воскресеньям:
утренняя служба начинается в 07:30;
вечернее богослужение накануне – в 17:00;
Адрес монастыря:
Россия, Крым, Бахчисарайский район, с. Предущельное.
Сайт:
http://skitanastasii.church.ua
Как добраться:
Средневековый пещерный монастырь Качи-Кальон находится в 8 км к югу от Бахчисарая. Сюда можно добраться рейсовым автобусом до села Предущельного, сойдя на остановке «Предущельное-2». От Бахчисарая есть и другая дорога. От турбазы «Привал», мимо горы Бешик-тау, через Михайловское лесничество можно выйти на вершину плато Качи-Кальон, откуда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На десятки километров просматривается внизу лента шоссе, селения, правильные ряды фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи — все как на ладони.
__________________________
Использованные источники:
Буклет "Скит св.вмч. Анастасии Узорешительницы Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря"
http://skitanastasii.church.ua
Объявления
Юмор на отдыхе
Херсонский экскурсовод Плющенко объяснил группе американских туристов, что название его родного города в английском варианте звучит приблизительно как "неспящие в Сиэтле".