Святыни, храмы Крыма
Александро-Невский собор
Улица Р. Люксембург раньше носила название Александро-Невская, потому что здесь располагался собор во имя Св. князя Александра Невского — первый в Крыму кафедральный православный собор. Идею о возведении этого собора высказала сама Екатерина II, посетив Симферополь в 1787 году.
Храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями. Начинали строительство ещё в 1804 году и лишь в 1829 году кафедральный собор был освящен. Городу собор прослужил около 100 лет. Проект храма был разработан в 1816 году И. Шарлеманем и И.Ф. Колодиным, он был одобрен Александром I и получил щедрое финансирование. Лучшие мастера со всей России были приглашены для строительства этого храма.
3 июня 1829 года состоялось торжественное открытие храма.
Петропавловский кафедральный собор
Собор во имя Святых Петра и Павла был построен в 1805 году по просьбе и на средства жителей Симферополя и действовал вплоть до возведения Александро-Невского собора.
8 ноября 1806 года Петропавловский собор был освящен. Он был деревянным, с большой колокольней и пятигранной апсидой. Главным украшением храма был иконостас. В течение двадцати лет медные колокола созывали прихожан на молебен. Со временем церковь обветшала, и в 1865 году был создан комитет по её возрождению. Проект нового храма разработал архитектор К. Лазарев. На собранные прихожанами средства в июне 1866 года на месте обветшавшего деревянного храма заложили новый каменный.
Свято-Троицкий женский монастырь
Свято-Троицкий женский монастырь стал обителью в начале 2003 года. Изначально это была греческая церковь, построенная в 1796 году. С 1826 года в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия. В 1868 году старую церковь разобрали, на ее месте по проекту архитектора И.Ф. Колодина построили новый храм: крестообразный в плане с восьмигранным световым барабаном и невысокой колокольней над входом.
Снаружи стены украшены декоративным узором, тонкими пилястрами с капителями коринфского ордера, мозаикой. Купола колокольни и храма окрашены в голубой цвет, их венчают ажурные кресты. Свет проникает в храм через арочные окна.
Внутри храм украшен изображениями четырех евангелистов — на парусах, образом Господа — в куполе.
Церковь Трех Святителей
История храма Трех Святителей вплотную связана с историей Духовной семинарии. В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки священнослужителей сперва открыли Духовное мужское епархиальное училище, после было предложено епископом Алексием (Ржаницын) открыть семинарию, но денег на строительство у Святейшего Синода не было. Епископ Гурий, сменивший епископа Алексия, резрешил эту проблему. 30 мая 1869 года Александр II дал разрешение на открытие Духовной семинарии в Симферополе. Строительство длилось несколько лет. 19 августа 1873 года Духовная семинария открыла свои двери будущим священнослужителям. 150 семинаристов начали обучение, все они получили прекрасное образование, хотя не все выпускники стали священниками.
В семинарии преподавали не только богословие, но и математику, историю, философию, классическую и родную литературу, естествознание. Одним из преподавателей был священник Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — известный русский философ, профессор богословия и политэкономии Таврического университета. Булгаков также совершал службы в церкви Трех Святителей.
Церковь всех святых (Всехсвятская церковь)
Церковь была построена на средства купца В.Б. Масленникова и освящена 14 июня 1864 года во имя Успения святой праведной Анны.
Храм построен в классическом стиле: прямоугольное в плане здание, вытянутое с востока на запад, с полукруглой апсидой и возвышающимся в центре куполом. Колокольня, расположенная в западной части здания — единственное украшение церкви. Ее проемы оформлены арками, углы — капителями. Над входом в церковь расположен треугольный фронтон.
В росписи Всехсвятской церкви принимал участие академик живописи Н. Самокиш. Это засвидетельствовал археолог О.И. Домбровский. Иконостас был взят из Александро-Невского собора, к которому церковь была приписана. Она являлась кладбищенской церковью, в которой отпевали и поминали усопших. Со временем она стала называться церковью Всех Святых.
Церковь во имя святых Константина и Елены
Недалеко от Петропавловского собора, ближе к центру стоит маленькая церковь Константина и Елены — первая православная церковь Симферополя.
После присоединения Крыма к России русские войска заняли самую старую часть города, Ак-Мечеть.
В 1785 году командиром полка русских войск Б.А. Тищевым там была построена полковая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Командир устроил церковь в доме, который купил за 50 рублей у татарина.
После того как русские войска покинули город, церковь пустовала. В 1786 году правитель Таврической губернии В.В. Каховский распорядился о создании иконостаса. После этого богослужения были опять открыты.
26 мая 1787 года в этой церкви молилась императрица Екатерина II, посетившая Симферополь во время своего путешествия в Крым, проездом из Бахчисарая в Карасубазар (Белогорск). Поразившись ее простой обстановке, государыня повелела построить «приличный храм соборный».
Храм святого Луки в исчезнувшем селе Лаки
Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Рядом развалины церкви. К сожалению, это все, что осталось от древней греческой деревни Лаки — деревни удивительной и героической истории.
Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар-Ялта и Ай-Илья.
Мимо рукотворного озера, мимо поклонного креста путь ведет к старинному храму. Рядом с ним — небольшое кладбище. Поодаль — крошечный скит. Чуть ниже, в долине, хорошо сохранившиеся бассейны с подернутой ряской черной водой. Сколько лет этим сооружениям — сто, триста, шестьсот?... Считается, что название "Лаки", или "Лака", в переводе с греческого и означает "бассейн". Есть и другая версия происхождения этого топонима. Исследователь А.Л. Бертье-Делагард полагал, что оно происходит от имени св. Луки.
Храм святого Иоанна Предтечи
В Керчи сохранилась одна из самых древних церквей Крыма. Предполагают, что храм был построен в VIII-IX вв., подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от P.X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX века, их использовали в качестве голосников.
О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже: «В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря. Строители придали храму необычный, и потому незабываемый облик. Стены они возвели из белых известняковых блоков, чередующихся с рядами красного кирпича. Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Он был освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.
Бывший храм Архистратига Михаила (Михайловская церковь)
В здании бывшей церкви святого Архистратига Михаила теперь находится один из залов Музея ЧФ РФ, посвященный послвоенной истории флота. В 1854-1855 годах это была гарнизонная церковь, поэтому ее главный фасад сплошь покрыт мемориальными досками со списками частей Севастопольского гарнизона тех лет. Храм построен в 1846 году как временная адмиралтейская церковь, пока строилась главная — Никольская. Автором проекта, скорее всего, был инженер-полковник Фандервейде, он же строил и Никольский собор, частью которого должна была стать Михайловская церковь.
Владимирский собор в Херсонесе
Так исторически сложилось, что в Севастополе два собора, освященных во имя святого князя Владимира. Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические раскопки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году император Николай I, уступив просьбе адмирала М.П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе.
В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже был разработан проект, но помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.
Храм-часовня св. Георгия Победоносца на Сапун-горе
В Севастополе не только возрождаются старые храмы, но и строятся новые. 19 января 1995 года на Сапун-горе был заложен храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941-1942 годов и при освобождении города в 1944 году.
Это место выбрано не случайно, в 1944 году здесь разгорелись жестокие бои, фашисты укрепили крутые склоны горы. Сквозь бетонные заграждения, ряды колючей проволоки, шквал огня пришлось пройти солдатам и матросам, чтобы добраться до вершины Сапун-горы. В память об их подвиге после войны здесь воздвигли обелиск Славы и зажгли Вечный огонь.
Храм святого Николая на Братском кладбище
На Северной стороне Севастополя находится мемориальное Братское кладбище. Здесь похоронены защитники Севастополя, погибшие во время его Первой обороны, в Крымской войне.
На вершине кладбищенского холма севастопольцы построили храм-памятник в честь погибших в героической обороне 1854-1855 годов. Храм заложили 5 сентября 1857 года и возвели на народные средства. Автором проекта стал архитектор А.А. Авдеев, сумевший найти для него необычную архитектурную форму — усеченную пирамиду. 27-метровый храм виден издали.
Церковь Всех Святых
На бывшем городском кладбище в Загородной балке стоит церковь Всех Святых — самое старое здание Севастополя. Она построена в 1822 году на средства вице-адмирала Ф.Т. Быченского, который был похоронен в этом храме. Церковь возвели в классическом стиле: крестово-купольная в объеме с полуциркульной апсидой в восточной части. Здание венчает барабан и купол. Колокольня церкви овальная, двухъярусная, увенчанная шпилем. Западный фасад оформлен треугольным фронтоном, главный вход — пилястрами, по углам разместили колонны.
Во время осады Севастополя 1854-1855 годов храм заняли турецкие и французские войска. Они похитили все церковные вещи и устроили здесь конюшню.
Петропавловский собор (Храм святых апостолов Петра и Павла)
На Центральном холме, со стороны Южной бухты, расположена церковь святых апостолов Петра и Павла. Она удивляет своим необычным видом: будто древнегреческий храм перенесся из Греции к нам в Крым. Страстным поклонником античной архитектуры был адмирал М.П. Лазарев, и в Петропавловском соборе эта его любовь отразилась ярче всего.
История этого храма такова. В 1792 году на этом месте, среди трущоб, была построена одна из первых церквей Севастополя — Петропавловская — небольшая, деревянная, прямоугольной формы. В 1837 году во время сильной бури церковь разрушилась. В связи с началом реконструкции центрального холма, это оказалось очень кстати.
Покровский собор
Покровский собор строился с 1892 по 1905 год по проекту известного архитектора В.А. Фельдмана. Средства на строительство храма были собраны прихожанами.
Взяв за образец русские храмы 16 века, автор использовал характерные для русского зодчества элементы: кокошники, лепные карнизы. Стрельчатый купол основной главы здания окружен четырьмя 12-гранными башнями. Для строительства храма был использован инкерманский и крымбальский камень.
Внутри собора располагались два храма: верхняя церковь — Покрова Пресвятой Богородицы, и ниже — Софийский храм со склепами.
Этот храм севастопольцы всегда очень любили, его посещали люди разных сословий: моряки и их семьи, служащие и офицеры. В 1909 году к Покровскому собору относилось 319 дворов и более 3000 прихожан.
Объявления
Юмор на отдыхе
Русские туристы пригрозили подавить волнения в Египте, если им будут мешать отдыхать.