Метка - улица Караева
Крымскотатарский музей этнографии // Музеи и галереи Крыма // улица Караева
Музей, созданный по инициативе Алифе-Ханум Яшлавской и открытый в марте 2006 года, находится на территории историко-архитектурного памятника XV-XVII веков — ансамбля "Текие-дервиш", состоящего из трех разновременных сооружений — медресе (высшая духовная школа), мечети XVII века Джума-Джами и текие XV века — обители дервишей. В свое время обитель принадлежала суфийскому ордену вертящихся дервишей Мевлеви.
Сейчас в культурно-этнографическом центре ведется работа по восстановлению традиционных ремесел — действуют мастерские золотого шитья и каллиграфии.
Экспозиция музея состоит из нескольких разделов. В первом зале можно познакомиться с воссозданной жилой комнатой крымских татар середины XIX века, увидеть традиционные предметы быта — медные кувшины и подносы, джезве, тарелки, музыкальные инструменты; развешаны настенные полотенца (ягбез), головные покрывала (марама), женские рубашки (кетык-кельмен).
Музей "Ворота Кёзлёва" // Музеи и галереи Крыма // улица Караева
Частный музей размещается внутри вновь воссозданной башни крепостных ворот Одун-базар-къапусы, или ворот дровяного базара. Ворота, через которые крымские ханы направлялись в столицу ханства после коронации в мечети Хан-Джами, простоявшие более 400 лет, были разрушены в 1959 году. В 2004 году они были восстановлены по инициативе предпринимателей-меценатов Е.Е. Говенко, Р.К. Куртиева, Д.М. Мамбетова, Р.А. Пак, З.Ф. Якубова и при поддержке городских властей. Позднее возникла идея создания музея, посвященного средневековому периоду истории города. Открытие экспозиции состоялось 5 июля 2007 года.
Основой экспозиции является макет (5х9м) средневекового Кёзлёва (Гёзлева), на котором с исторической достоверностью воспроизводится планировка города в период его расцвета — во времена правления хана Гази-Гирея. Мультимедийные средства создают эффект пробуждающегося города — имитируются пение соловья и шум прибоя, голос муэдзина, призывающего на утреннюю молитву, звуки открывающихся ворот и шум каравана, идущего на городской базар.
Крепостные ворота (Одун базар-капу) // Памятники и исторические места // улица Караева
Крепостные ворота (Одун базар-капу) были восточным форпостом города. Крымские ханы, их свита, император Александр I, поэт Адам Мицкевич, генерал Александр Суворов и многие другие известные люди въезжали в арку Одун базар-капу — кто в карете или коляске, а кто верхом. Через эти ворота, как правило, и покидали город — тут начиналась дорога на Бахчисарай и Симферополь.
Бывало, проносились через Одун базар-капу вооружённые всадники. Это воины Крымского хана выступали в походы на соседние государства — Украину, Польшу, Россию, Молдавию. Их вылазки за наживой провоцировали ответные набеги обиженных соседей. Таковы были реалии жизни средневекового города.
Текие дервишей // Святыни, храмы Крыма // улица Караева
Текие дервишей – это приют странствующих мусульманских монахов – дервишей. Дервиши – в переводе с персидского – «бедные», «нищие» – последователи религиозно-философского учения суфизма, характерными чертами которого являлось отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, презрение богатства. Это направление возникло в исламе около 800 года как ответ на возросшее стремление к богатству высшего мусульманского духовенства.
Евпаторийский текие дервишей – уникальный историко-архитектурный ансамбль XV-XVI вв. Точная дата его возникновения, к сожалению, не известна, как неизвестен и автор проекта – письменные сведения о строительстве не сохранились.
На сегодняшний день это одна из старейших построек средневековья в Евпатории. Таких текие всего два в мире, еще один есть в Египте.
Объявления
Рекорды Крыма
Первое литературное упоминание о крымских пещерах — Овидий Назон, I в. до н.э.