Караимские кенасы
Крымские караимы. Страницы истории
Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму – на исторической родине – их проживает в настоящее время несколько сотен, а в Украине – не более тысячи человек. Во всем мире насчитывается около двух тысяч крымских караимов. Цифры современной статистики относительны, так как включают и потомков от смешанных браков. В процессе исторического развития безвозвратные миграции привели к образованию нескольких мест компактного проживания крымских караимов на территории бывшего СССР: в Червонной Руси и Литве. В крупнейших городах России и в Польше общины караимов появились в XIX веке.
Крымские караимы являются потомками тюркских племен Хазарского каганата и аборигенного населения Крыма. Формирование этноса происходило в VIII-XII веках н.э. Антропологические исследования академика В. Алексеева (1970 год) подтвердили тюркскую генетическую преемственность крымских караимов, а историческая память народа сохранила их связь с хазарами в языке, именах, фольклоре, обычаях, названиях блюд. После распада Хазарского каганата в этнической эволюции крымских караимов принимали участие такие тюркские племена и роды как Узун, Комэн, Калмук, Халач, Борю, Кара и другие. Эти этнонимы до сих пор сохранились в фамилиях крымских караимов.
Родной язык крымских караимов – караим тили – издавна привлекал внимание ученых. По основным характеристикам он относится к кыпчакским языкам, а из современных языков этой группы весьма близок к кумыкскому, карачаево-балкарскому, крымскотатарскому, то есть к языкам тех народов, которые издавна проживают на постхазарском пространстве. В предисловии к караимскому словарю, изданному академиями наук СССР, Литвы и Польши, говорится следующее: "Данные караимского языка указывают на то, что караимы последовательно входили сначала в состав таких племенных союзов как хуннский, булгаро-хазарский, узопеченежский и только позже – в кыпчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили в современных диалектах". В лексике караимского языка сохранилось множество слов-архаизмов, утраченных в других тюркских языках. По образному сравнению польского профессора Т. Ковальского, караимский язык "подобен мухе, запечатанной в янтаре".
Практический интерес к караимскому языку был проявлен Турцией при первом президенте страны Мустафе Кемале Ататюрке. В период "очищения" от иранизмов и арабизмов в академический лексикон турецкого языка было введено 330 караимских слов – сельскохозяйственные и военные термины.
Название "караим" восходит к религиозному термину и является производным от библейского корня "кара" – "читать, призывать, взывать". Традиционный перевод слова "караим" – "люди, читающие, исследующие только Священное Писание".
Вероучение караимов – караимизм – является монотеистическим. Возникнув в VIII веке, оно распространилось в Сирии, Египте, Хазарии, Византии, Испании, Иране, Крыму. В настоящее время общая численность последователей караимизма во всем мире не превышает 30 тысяч человек. В подавляющем числе это этнические арабы. Караимы-тюрки проживают в Украине, России, Литве, Польше. Небольшое количество греков, славян, евреев, исповедующих караимизм, проживает в Турции, Украине, Израиле.
Основу религиозно-нравственных принципов караимского вероучения составляют тексты книг Священного Писания Старого Завета (Пятикнижие, Пророки, Гагиографы). Целью караимизма является служение Богу и любовь к ближнему, задачей – сохранение библейской чистоты Закона. Караимы убеждены, что Закон Господа совершенен и в коррекции не нуждается, поэтому сакрализация Талмуда, Нового Завета и Корана для них нехарактерна.
Статичность религиозной традиции караимов не позволяет вносить изменения и дополнения к книгам Священного Писания. В основе этого лежат слова пророка Моисея: "Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога, Всесильного вашего, которые я повелеваю вам" (Втор. 4:2). Спустя двенадцать с половиной веков после оформления караимизма в самостоятельную религиозную доктрину, у его последователей нет ни одного праздника или поста, не имеющего подтверждения в Писании (посты у караимов связаны с разрушением первого Иерусалимского храма).
Молитвенному дому караимы придают значение храма, с вытекающими из Писания требованиями: ритуальная чистота, омовение, снятие обуви, изоляция женщин в определенные дни.
Порядок богослужения у караимов предусматривает участие каждого прихожанина в чтении молитв. Молитвы у караимов состоят в основном из псалмов. Тексты Священного Писания, дополняющие псалмы, хотя и не имеют молитвенного значения, но относятся к определенному дню недели и праздникам, напоминают о храмовом жертвоприношении, носят нравоучительный характер. Праздничные и субботние молитвы отличаются от будничных большей продолжительностью и множеством духовных песнопений (зёмер), сочиненных караимскими поэтами в разные времена. Порядок богослужения и чтения молитв изложен в четырех молитвенных книгах по обряду караимов.
Важным элементом религиозного восприятия караимов является чтение книг Священного Писания на языке оригинала – библейском (древнееврейском), который, по образному сравнению православного священника Г. Павского, "Небесная Истина употребила в орудие Своего слова". Это диктуется потребностью наиболее правильного осмысления (которое затруднено при использовании переводных текстов) и более точного исполнения Божьих заповедей.
Религиозного сословия у караимов нет, духовным пастырем может стать любой мужчина, известный своим благочестием, знанием религиозных принципов и обрядности. Постижение истины заключается в самостоятельном изучении Закона. По караимскому вероучению, ни один религиозный авторитет не может "навязать" свое виденье исполнения Закона; у караимов отсутствует культ святых, нет посредников между Богом и человеком, нет отпущения грехов.
У крымских караимов есть поговорка: "Обычай – наполовину от веры". Поэтому обычай предков строго соблюдать библейскую чистоту Закона дополняют тюркские корни его носителей. В религиозном аспекте они проявляются в переводах текстов Священного Писания на родной язык крымских караимов – тюркский, в сохранении в этих переводах мощного пласта древнетюркской лексики и общетюркского термина "Тэнъри" ("Бог"), в мотивах религиозных песнопений, в названиях праздников, месяцев, дней недели и календарной системы, в украшении пасхальных опресноков орнаментом, в женских именах и прочем.
В дореволюционной России караимское вероучение было признано самостоятельной религией. В паспортной графе о вероисповедании указывалось "караимское", а в советское время – национальность – караим.
Своим родовым гнездом и народной колыбелью крымские караимы считают крепость Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) около Бахчисарая. Древнейшее из известных названий этой крепости – Кырк, Кырк-Ер. Издавна караимы проживали в Балаклаве, Мангуп-Кале, Судаке, Феодосии, Солхате (Старый Крым) и других крымских селениях. В городе Солхате, например, они имели семнадцать училищ и четыре храма, самый большой из которых мог вместить более трех тысяч молящихся.
Являясь полновластными хозяевами Кырк-Ера до XIII века, при крымских ханах караимы несли охрану этой крепости и пользовались самоуправлением. Ее неприступные стены не раз служили надежным укрытием и самим ханам во времена смут и междоусобиц. Караимы заведовали чеканкой ханской монеты в крепости, на них была возложена ответственность за охрану знатных пленников Крымского ханства. Основными занятиями караимов в Крыму были военное дело, ремесла, земледелие, торговля, медицина, богословие; многие служили при ханском дворе. Караим Биньямин Ага подписывал акт о вхождении на престол Шагин-Гирея в числе двенадцати высокопоставленных вельмож Крымского ханства.
В середине XIII столетия несколько сот караимов были поселены князем Даниилом Галицким на землях Червонной Руси. В городе Галиче Ивано-Франковской области Украины караимы живут и поныне.
В конце XIV века великий литовский князь Витовт (Витаутас) вывез из Крыма в Литву вместе с татарами и 400 караимских семей. Известно, что за исключительную преданность караимов Витовт доверил им охрану своей резиденции – замка в городе Тракае (Литва). Караимский конный отряд принимал участие в Грюнвальдской битве в 1410 году в составе войск Великого княжества Литовского. Проживая более 600 лет в иноязычном окружении, караимы Литвы сохранили родной язык.
До конца XVIII века крепость Джуфт-Кале являлась крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов. В 1731 году караимы крепости основали первую в Крыму типографию. И поныне здесь находятся два караимских храма, жилые и хозяйственные постройки, развалины школы, монетного двора, мастерских.
Рядом с Джуфт-Кале, в живописной долине, названной по аналогии с иерусалимской Иосафатовой, расположено древнейшее кладбище караимов. Тысячи надгробий являются свидетелями многовекового проживания караимов в крепости. Высокой честью у караимов считалось быть захороненным в этом всенародном некрополе. Выдающимся людям, умершим вдали от родины, на территории кладбища устанавливались памятники-кенотафы. Особым почитанием пользуются растущие на кладбище вековые дубы. Панический страх перед их уничтожением отразился в народном названии этих библейских указателей родовых захоронений – Балта тиймез ("топор не тронет").
После присоединения Крыма к России (1783 год) в жизни караимов происходят значительные перемены. Национальная политика русского самодержавия создает благоприятные условия для численного роста и благосостояния небольшого народа. Караимы переселяются из древних мест проживания во вновь образованные города Крыма (Симферополь, Севастополь), а в дальнейшем мигрируют и в крупные административно-экономические регионы державы: Москву, Петербург, Киев, Одессу, Харьков, Екатеринослав, Новороссийск и другие.
Во время Крымской войны (1853-1856 годы) караимы сохранили преданность российскому престолу. Освобожденные императорским указом от службы в армии, они оказали существенную помощь русской армии финансами, продовольствием, имуществом, обмундированием, фуражом, постоем, медикаментами. Из 25 граждан Евпатории, получивших награды за оказание помощи войскам, 22 были караимами. Добровольцами в военных действиях принимали участие шестнадцать человек.
Получив доступ к высшему российскому и европейскому образованию, караимы активно интегрируются в общественно-экономическую жизнь России, среди них растет число инженеров, врачей, юристов, государственных служащих, профессиональных военных, крупных промышленников, фабрикантов, аграриев и землевладельцев. Караим Соломон Крым дважды избирался в Государственную Думу России, состоял членом Государственного Совета. Во многих городах Крыма караимы занимали должность городского главы.
На рубеже XIX-XX веков среди крымских караимов отмечается значительный социальный подъем. Строятся прекрасные здания кенас в Киеве, Харькове, Бердянске, Симферополе, Севастополе. Открываются духовные и ремесленные училища, приюты, создаются общественные фонды помощи, планируется устройство караимского поселка в Крыму Имдат-Пигит ("польза Пигита"). В XIX столетии численность караимов увеличилась в пять раз и к началу XX века достигла 14 тысяч человек.
Объявления
Рекорды Крыма
Самая низкая температура по данным инструментальных наблюдений тоже наблюдалась в равнинном Крыму. Метеостанция в пос. Сейтлер (ныне пгт. Нижнегорский) 11 января 1940 года зарегистрировала -36,8°С.