Имения, дачи, дома
Охотничий дом Юсуповых
Проезжая с группой через село Соколиное (старое название Кок-коз — "Голубой глаз"), опытные водители обычно знают, где надо остановиться, чтобы люди увидели из окон построенный в 1911 году Юсуповский дворец. Обычно мимолетный взгляд на это здание, в котором размещается теперь школа-интернат, не очень впечатляет приезжих, особенно тех, кто нагляделся на царские и великокняжеские апартаменты Южнобережья. Трудно поверить, что этот запущенный, многократной разграбленный дворец был когда-то одним из красивейших строений не только в Крыму, но во всей России!
Он замышлялся как "охотничий дом" для несказанно богатой семьи князей Юсуповых. Здесь, среди леса, у северного склона Главной горной гряды, настоящий дворец в европейском стиле был бы неуместен, и архитектор Н.П. Краснов с большим вкусом стилизовал здание под восточный "караван-сарай" с элементами ханского дворца и татарских хижин.
Дом творчества им. Коровина (дача "Саламбо")
Между центром Гурзуфа и морем находится бывшая дача-мастерская известного русского художника, академика Константина Алексеевича Коровина. Он построил ее в 1910 году и назвал в честь главной своей работы этого года — декорациям к балету "Саламбо" (по роману Г. Флобера) в Большом театре.
Дача "Саламбо" — довольно скромная в архитектурном плане, такой аскетичный модерн. Здесь художник написал "Портрет Ф.И. Шаляпина", "Гурзуф вечером", "Базар цветов в Гурзуфе" и другие произведения. У Коровина гостили И.Е. Репин, В.И. Суриков, Л.И. Андреев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. Вход на дачу нынче украшают скульптуры К. Коровина и Ф. Шаляпина, который ему позирует.
Дом Ришелье в Гурзуфе
Каменный двухэтажный дом был заложен в 1808 году для генерал-губернатора Новороссийского края герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье. Это здание, в котором сейчас располагается музей А.С. Пушкина, примечательно тем, что оно является первой постройкой в европейском стиле на Южном берегу Крыма. Вокруг особняка был разбит удивительно красивый парк в английском стиле.
Строительство дома было закончено осенью 1811 года. Сам герцог бывал в Гурзуфе редко, а чтобы дом не пустовал, он предоставлял его в распоряжение путешественникам. В 1814 году он навсегда покинул Россию, уехал во Францию, но до самой смерти (1822) оставался владельцем дома, охотно сдавая его.
Курорт Суук-Су
На левом берегу стремительного горного потока находится памятник архитектуры начала XX века дворец Суук-Су. В переводе с тюркского это название означает "холодная вода".
В 1897 году супружеская чета — известный железнодорожный инженер-мостостроитель В.И. Березин и О.М. Соловьева — приобрела участок земли в местности Суук-Су в надежде основать здесь доходный курорт. Три года спустя Березин умер, оставив жене солидное состояние и почти законченный проект курорта.
В первые годы XX века в Суук-Су были построены четыре гостиницы и здание казино. Проект и строительство казино осуществил архитектор Н.П. Краснов. Это была его первая постройка дворцового характера, и ее успех стал причиной того, что именно Краснову было поручено строительство царского Ливадийского дворца.
Дача-музей А.П. Чехова
Последние 5 лет своей жизни Антон Павлович Чехов жил в Крыму. В Ялте он построил дом, купил дачу в Гурзуфе.
Одноэтажный белый домик, приютившийся на берегу небольшой бухты, был мастерской Чехова, местом творческого уединения. В письме к брату в 1900 году Антон Павлович описывает свое приобретение: "Маленькая бухта, с прекрасным видом, собственными скалами, купанием, рыбной ловлей и пр., и пр." Здесь писатель отдыхал, встречался с будущей женой Ольгой Леонардовной Книппер, актрисой Московского Художественного театра, здесь начал писать "Три сестры".
Имение Саблы А.М. Бороздина
Три с половиной тысячи десятин земли в окрестностях Симферополя, на которых со временем появится имение Саблы, "с 58 дворами и 310 душами обоего полу", в 1787 году получил от князя Г.А. Потемкина граф Мордвинов. В 1802 году адмирал продал их «старожилу Тавриды» Андрею Михайловичу Бороздину (1765-1838). Имение Саблы — его первая здешняя усадьба. Для ее обустройства Андрей Михайлович пригласил из Франции ученого-химика, сподвижника Лавуазье, господина де Сера (ок. 1780-1840), а также привез 90 семей своих крепостных из Киевской губернии.
Через десяток лет здешнее садоводство стало приносить хороший доход и даже привлекать путешественников. Путеводитель по Крыму К. Монтадона рекомендовал осмотреть "прекрасные фруктовые сады г-на де Сера, замечательные своим плодородием и огромным разнообразием фруктов". Л. Симиренко писал: "Саблынский питомник Бороздина был первым в Крыму рассадником, из которого все желающие в течение многих лет получали нужные им запасы плодовых деревьев".
Дом графа Воронцова
Главная резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова располагалась в Одессе, а летняя резиденция — на Южном берегу Крыма, в Алупке. Но по делам службы Михаилу Семеновичу приходилось бывать в крымской столице, поэтому в 1834 году граф выкупил у вдовы бывшего губернатора Тавриды Д.В. Нарышкина дом для своей симферопольской резиденции.
Дом этот построили в 1827 году, вероятно, по проекту архитектора Ф.Ф. Эльсона (который также проектировал старый Алупкинский дворец), в классическом стиле «ампир» с применением восточных декоративных деталей. С архитектурной точки зрения этот своеобразный симбиоз классической европейской архитектуры и восточных мотивов — очень типичный для Крыма того времени.
Парк-усадьба "Максимова дача"
За красоту парка Максимову дачу в свое время окрестили "севастопольской Францией" и "зеленой жемчужиной Севастополя". Впрочем, сегодня эти определения вряд ли соответствуют состоянию более чем на 95 процентов потерянного для наших потомков памятника.
Максимова дача по-прежнему остается для севастопольцев одним из любимых мест отдыха, однако многие из них даже не представляют, насколько необычна и уникальна история этого места, насколько оно нуждается в их защите и бережном отношении.
Усадьба А.С. Фирковича
Пройдя через Средние ворота пещерного города Чуфут-Кале, вы можете осмотреть хорошо сохранившуюся усадьбу Авраама Самуиловича Фирковича. В этом типичном караимском доме XVIII века долгие годы жил один из последних обитателей Чуфут-Кале, собиратель древних рукописей и надгробных надписей, известный караимский историк А.С. Фиркович (1786-1874 гг.). Его работы во многом позволили воссоздать историю караимского народа и городища Чуфут-Кале.
Когда последние караимы покинули город, единственным обитателем Чуфут-Кале остался Авраам Самуилович в окружении родственников. Хозяин скупал заброшенные дома и нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения. Охрана древностей Чуфут-Кале, изучение города и восстановление в истории его истинного места - вот в чем ученый видел задачу своей долгой интересной жизни.
Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма
Покинув Художественный музей, мы продолжим наше знакомство с Бахчисараем в искусстве. Пройдя вдоль восточной ограды дворца по Историческому переулку и, свернув влево, через парк попадем на улицу Восточную, 11. Здесь находится Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма. Собственно, это скорее мини-комплекс, объединяющий старый дом с террасой — собственно музей, и трехэтажное современное здание, где есть большой выставочный зал и, сообразно обычаям гостеприимства для «пилигримов Крыма», — достаточно места для размещения групп в 10-12 человек. Другими словами, это одновременно и «мини-гостиница», идеально соответствующая распространившейся ныне моде на «зеленый туризм», когда путешественники, забредающие в более отдаленные и, как правило, самые интересные уголки горного Крыма, могут рассчитывать на гостеприимство, увлекательную беседу и ночлег.
В музее сберегается художественное и мемориальное наследие замечательной пары художников и искусствоведов — Елены Варнавовны Нагаевской и Александра Георгиевича Ромма. Здесь сохранена обстановка, окружавшая их при жизни, собраны их картины, отразившие творческие искания русского авангарда и романтические мотивы, навеянные Крымом и Востоком; архивные материалы: искусствоведческие исследования, мемуары, дневниковые записи, еще ждущие публикации.
Музей Исмаила Гаспринского
Музей Исмаила Гаспринского находится в составе Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника, расположен в бывшей типографии газеты "Терджиман-Переводчик", которая долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России и мусульманском мире. Газета издавалась на татарском и русском языках.
Музей был открыт 21 марта 1921 года. Дата открытия музея приурочена к 70-летию со дня рождения Исмаил-бея Гаспринского (21.03.1851 - 11.09.1914).
В 1932 году музей был закрыт, большая часть экспонатов утеряна. К 2001 году здание типографии отреставрировано, 21 марта к 150-летию общественного деятеля, редактора и гуманиста музей открыт заново.
Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача)
Сегодня обновленная Белая дача А.П. Чехова выглядит такой же уютной и красивой, как и при жизни писателя. Сохранилось и около половины деревьев, высаженных Антоном Павловичем...
С каждым годом растет популярность Дома-музея в нашей стране и за рубежом. В фондах Дома-музея насчитывается более 13 тысяч единиц хранения - автографы писателя, прижизненные издания, многочисленные письма, фотографии, личные вещи. Он постоянно пополняется все новыми и новыми поступлениями, свидетельствующими о мировом значении творчества классика русской литературы.
Дача Омюр
До того, как А.П. Чехов перебрался на постоянное жительство в Ялту, в собственный дом, по совету врачей приезжал периодически в Ялту и останавливался в гостиницах или в частных домах.
В доме № 32 на нынешней улице Кирова, известном в переписке Чехова как дача Иловайской «Омюр», писатель жил с 23 октября 1898 года по 10 апреля 1899 года, занимая две угловые комнаты на первом этаже. Затем он некоторое время снимал комнату в «Мариино» на Набережной и, наконец, распрощавшись с чужими домами, поселился в собственном.
На даче «Омюр», во всяком случае, в этот период жизни в Ялте, Антон Павлович написал рассказы: «Случай из практики», «Новая дача», «По делам службы», «Душечка». Тогда же он переработал рассказы «Жилец № 31» (новое название «Жилец»), «Акцизный» (новое название «Муж»).
Дом композитора А.А. Спендиарова
С 1901 по 1916 год здесь жил и работал композитор, дирижер, впоследствии Народный артист Армянской ССР Александр Афанасьевич Спендиаров с семьей (позже - на даче в Судаке).
В Ялте он написал большинство своих произведений. Здесь им созданы баллада "Рыбак и фея" (слова М. Горького, 1902), первая часть сюиты "Крымские эскизы" (1903), посвященные памяти И.К. Айвазовского, симфоническая картина "Три пальмы" (стихи М. Лермонтова, 1905). Обычно он исполнял их на фортепиано в небольшом зале перед своими друзьями и близкими.
"Крымские эскизы" и "Три пальмы" принесли композитору широкую известность в России и за рубежом. За "Три пальмы" (1908), балладу "Беда-проповедник" (стихи Я. Полонского, 1907), мелодекламацию с сопровождением оркестра "Мы отдохнем" (монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" А.П. Чехова) Спендиаров был удостоен премии имени Глинки.
Объявления
Рекорды Крыма
Самый мощный водопад в Крыму — Джур-Джур на р. Улу-Узень Восточный, около с. Генеральского (Улу-Узень). Средний многолетний расход его — 0,23 куб.м/сек.
Джур-Джур не иссякает даже в самые маловодные годы. Он образуется на стыке известняков и глинистых сланцев. С известнякового
... →