Пещерные города и монастыри Крыма
История изучения "пещерных городов"
Известия в источниках о некоторых «пещерных городах» появились более тысячи лет тому назад. Интерес к древностям полуострова, в том числе и к «пещерным городам», возрос после присоединения Крыма к России в конце XVIII в. Его начали посещать как серьезные, хорошо подготовленные исследователи-профессионалы (П. Паллас, П. Кеппен, К. Габлиц), так и путешественники-дилетанты, просвещенные любители древностей (Э. Кларк, П. Сумароков, Ф. Дюбуа де Монпере, И. Муравьев-Апостол и др.)
Если первые стремились к точным описаниям и строго обоснованным историческим выводам, то вторые спешили поделиться с читателями своими восторженными впечатлениями, простодушно подкрепляя их более или менее вольными историческими экскурсами. На романтически настроенных путешественников эти древние обиталища оказали неизгладимое впечатление экзотикой местоположения и обилием искусственных пещер. Термин «пещерные города» возник сам собой, породив немало фантастических теорий относительно их происхождения.
Кто только не фигурировал в качестве создателей этих экзотических поселений: и киммерийцы, и тавроскифы, и первые ссыльные христиане, и последователи арианства, в V в. объявленного Византией злейшей ересью, и готы, часть которых, жившая на Дунае, как раз исповедовала христианство арианского толка, и беглые монахи, спасавшиеся от преследований иконоборцев, правивших более двух столетий Византийской империей, и генуэзцы, обосновавшиеся на крымских берегах во 2-й половине XIII в., и средневековые греки, и даже пещерные люди, троглодиты.
Скудность письменных источников для изучения истории «пещерных городов» вынуждает особенно внимательно относиться к данным археологии. Поэтому большая часть накопленной к настоящему времени информации — археологическая.
История археологического изучения «пещерных городов» в Крыму начинается с 1853 года, когда один из видных российских археологов граф А.С. Уваров предпринял небольшие пробные раскопки на Мангупе. Они затронули несколько скальных гробниц некрополя перед оборонительной стеной цитадели.
В 1880 году первооткрыватель палеолитических памятников Крыма, удачливый молодой студент-зоолог Санкт-Петербургского университета К.С. Мережковский, прославивший свое имя открытием всемирно известных стоянок Волчий Грот, Кобази, Сюйрень и других, проявил интерес к искусственным пещерам Баклы и Эски-Кермена. В них он провел раскопки. Результатом был справедливый вывод о том, что к первобытному человеку они никакого отношения не имеют.
В 1890 году к исследованиям Мангупа приступил Ф.А. Браун, интересовавшийся следами пребывания в Крыму готов. Он начал раскопки большой базилики и восьмигранного храма на территории цитадели. В 1912-1914 гг. его работы продолжил директор Херсонесского музея P.X. Лепер, раскопавший, кроме базилики, часть цитадели и руины дворца мангупских князей.
С установлением в Крыму советской власти открывается новый этап археологического изучения «пещерных городов». Были приняты меры к сохранению их как объектов государственной собственности, что практически не осуществлялось ранее. В 1921 году Мангуп и ряд других «пещерных городов» был передан в ведение Крымохриса. Археологические разведки и раскопки проводились в предвоенные годы Севастопольским музейным объединением, Центральным музеем Тавриды (Симферополь) и Бахчисарайским музеем. В исследовательскую работу включилось центральное археологическое учреждение — Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК), в 1937 году реорганизованная в Институт истории материальной культуры (ИИМК). В 1927-1929 гг. Крымохрисом при участии У.А. Боданинского, Б.Н. Засыпкина и О. Акчокраклы было организовано археологическое обследование архитектурных памятников Чуфут-Кале, отражающих ранний этап становления художественной культуры крымских татар.
Однако главное внимание привлек к себе Эски-Кермен. Экспедиция ГАИМК во главе с Н.И. Репниковым проводила свои работы с 1927 по 1939 гг. Среди ее участников были Е.В. Веймарн, В.П. и П.П. Бабенчиковы, впоследствии известные исследователи Крыма. В 1933 году экспедиция именовалась советско-американской, поскольку в ней участвовал Филадельфийский университет. В задачу ее входило также изучение памятников за пределами городища. Были обследованы пещерные монастыри Шулдан и Чилтер близ села Терновка, Чилтер-Коба у села Малого Садового, Сюйреньское укрепление, окрестности Мангупа. По размаху работ экспедиция была одной из самых внушительных в довоенном Крыму.
Особо нужно отметить такое важное событие в культурной жизни Крыма, как создание Музея пещерных городов. Он был основан 19 октября 1937 года по постановлению Совета народных комиссаров, в котором было сказано: «Территории, занятые пещерными городами: Чуфут-Кале около 90 га, Тепе-Кермен около 70 га; Кыз-Куле-Бурун около 50 га, Качи-Кальон — 15 га, Сюйрень около 80 га, Мангуп-Кале — 350 га, Эски-Кермен около 30 га, северный конец плато Топшана около 1 га, пещерный комплекс «Денгтор», скала, на которой земли нет, пещерный комплекс «Шулдан» и «Чилтер», пещерный комплекс Бакла, Инкерман — крепость-плато и пещерные комплексы в обрыве скал Монастырской и по левому берегу Черной речки, в скале у начала Советской балки, плато Уч-Баш — передать в ведение вновь организованного музея, объявив участки, занятые городищами, государственными заповедниками».
После Великой Отечественной войны на крымской земле вновь зазвенели лопаты археологов. Уже в нелегком для страны 1945 году началась деятельность «Тавро-скифской» экспедиции под руководством П.Н. Шульца, разведывательные работы которой коснулись и «пещерных городов».
В 1948 и 1950 гг. Крымским филиалом АН СССР и Бахчисарайским музеем пещерных городов под руководством Е.В. Веймарна были проведены раскопки на территории крепости Каламита. За пределами оборонительных стен исследовались пещерные сооружения монастыря, остатки слободы и могильник.
В 1946-1947 гг. П.П. Бабенчиков разведал раннесредневековый могильник на юго-западном склоне Чуфут-Кале. Изучение его было продолжено Е.В. Веймарном и В.В. Кропоткиным. Раскопки самого городища проводились позднее — в 1956-1959 и в 1973-1974 гг.
Как вы могли заметить, исследования большинства упомянутых «пещерных городов» проводились с большими перерывами, которые иногда длились по два-три десятилетия. Такая импульсивность вряд ли благотворно сказывалась на сохранности памятников и на процессе их научного осмысления. В настоящее время возобладала тенденция проводить многолетние непрерывные исследования, позволяющие в максимально полном объеме восстановить историю этих уникальных памятников Средневековья. Сейчас практически все «пещерные города» затронуты археологическими исследованиями, одни в большей степени, другие — в меньшей.
В последней четверти XX в. продолжались раскопки Баклы (рук. археологич. эксп. В.Е. Рудаков) и Мангупа (рук. Н.И. Бармина, А.Г. Герцен), возобновились раскопки на Кыз-Кермене (рук. А.В. Белый), Чуфут-Кале (рук. М.Я. Чореф, В.Н. Хоменко, А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев), Эски-Кермене (рук. А.И. Айбабин, Е.А. Паршина), Сюйреньском укреплении (рук. Ю.С. Воронин, В.Н. Даниленко), Каламите-Инкермане (рук. В.Ф. Филиппенко), в монастырях Чилтер-Коба (рук. Ю.С. Воронин, В.Н. Даниленко) и Чилтер-Мармара (рук. С.А. Беляев).
У некоторых «пещерных городов», укреплений и монастырей изучались сельские окрестности. Несмотря на трудности, переживаемые наукой в последние годы, были опубликованы многочисленные статьи и книги о результатах этих исследований. Новые открытия — это не только новые факты, но и новые научные гипотезы, в которых переосмысливается вся ранее накопленная информация. Об этом — далее.
Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. Пещерные города Крыма: Путеводитель. — Севастополь: Библекс, 2006.
Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2007.
Объявления
Рекорды Крыма
Крупнейший торговый город средневекового Крыма — Каффа (Феодосия). Основанная в IV в. до н.э. выходцами из Милета (город в Малой Азии) греческая фактория Феодосия ("богом данная") погибла, как и само Боспорское царство, в IV в. н.э. под сокрушительными ударами гуннов.
В конце
... →