Воронцовский дворец
Южный фасад
После осмотра внутренних покоев покидаем здание через Зимний сад и оказываемся перед фасадом совершенно иного вида; кажется, что это совсем не то здание, в которое мы вошли с парадного двора.
Южный фасад дворца выдержан в романтических формах ориентальной архитектуры. Центр его композиции — глубокая сводчатая ниша-экседра, обрамленная затейливым порталом, характерная для мусульманской архитектуры. Подобным образом оформляли входы в крупные мечети или мавзолеи, в открытые аудитории (площади для молитвы и слушания учителей) крупных медресе.
Известно мнение, что здесь якобы воспроизведены некоторые элементы Альгамбры, дворца эмиров Гренады на юге Испании, последнего гнезда мусульман на Пиренеях. По-видимому, о прямом заимствовании говорить не приходится, скорее здесь нечто символическое. В понимании европейца начала XIX в. Альгамбра — это символ Востока. Сам он был еще здравомыслящему европейцу недоступен, а для того чтобы зачерпнуть и напитаться представлениями о благословенном Востоке, отправлялись в Альгамбру. Кстати говоря, когда россиянам достался Бахчисарай, многие не преминули отметить, что это, дескать, русская Альгамбра.
Мотивы южного фасада Воронцовского дворца, вероятнее всего, следует искать в индийском зодчестве эпохи великих Моголов, парадных постройках Агры и Дели XVI—XVIII вв. Определенные представления о характере и особенностях этой архитектуры через Англию попадали в Европу. Похоже, что господин Блор черпал вдохновение именно в индийских мотивах.
В глубине южной экседры находится широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную. На уровне второго этажа устроены три легких балкончика и рельефная арабская надпись — многократно повторяемое славословие пророку. Свод декорирован богатейшим лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции.
Слева и справа от экседры два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, покоящейся на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. По сторонам от центральной ниши-экседры южные фасады снова обретают черты стиля Тюдор. К западу находится помещение Зимнего сада, за ним столовая, и дальше южный фасад Шуваловского корпуса. В парк он выходит лоджией с тремя арками с ведущей в нее двухмаршевой лестницей. К нему примыкает южная, более крупная, башня Шуваловского проезда. К юго-востоку от центральной экседры стоит библиотечный корпус, соединенный с главным зданием переходом с лестницей. Над юго-восточным углом двухэтажного здания возвышается квадратная башенка, западный фасад оживляет закрытый балкончик-эркер.
Романтические формы дворца вполне отражают настроение эпохи. В те же годы просвещенные россияне знакомились с рыцарскими романами Вальтера Скотта, сказками «Тысячи и одной ночи», новеллами цикла «Альгамбра» Вашингтона Ирвинга. Здесь эти сюжетные мотивы как бы воплощены в камне, в невероятном эклектическом хороводе образов и стилей. Образ мысли романтически настроенного, сибаритствующего русского барства той эпохи отличался подобной же неустроенностью и брожением. В архитектуре проще — и в эклектике случается гармония...
Фасад дворца высится над обширнейшими парковыми террасами, которые спускаются по склону, это — южная регулярная часть парка.
Центральный элемент парка — так называемая «львиная терраса», несколько маршей широкой лестницы, которая фланкируется тремя парами скульптур мраморных львов, вышедших из-под резца итальянского скульптора Бонанни. Два льва, которые катают шарики, и верхние бодрствующие львы — это копии с ренессансных работ. Остальные скульптуры — это сугубо авторские работы Бонанни. Особенно симпатична нижняя пара спящих львов, они выглядят такими добрыми, умиротворенными, сытыми...
Говорят, когда в 1945 г. в Алупку приехал Уинстон Черчилль, ему всё очень понравилось, а особенно — эта нижняя пара львов. Возле одного из львов он долго стоял, курил сигару, улыбался, а потом его спросили, отчего же он впал в такое благостное расположение духа. «Лев, — говорит, — на меня похож». Есть даже анекдот, что, собираясь домой, Черчилль просил у Иосифа Виссарионовича льва ему «завернуть», но Сталин льва не отдал, а гостя спровадил. Впрочем, сведения о том, что некие англичане были готовы отвалить за льва 50 тысяч рублей, встречаются еще в дореволюционных изданиях.
_____________________________________________
Объявления
Юмор на отдыхе
Из дневника дамы, путешествующей на лайнере по Атлантическому океану.
“Понедельник. Проходя мимо меня, капитан ласково мне улыбнулся.
Вторник. Утром капитан пригласил меня на капитанский мостик…
Среда… Сегодня капитан сделал мне неприличное предложение.
Четверг. Капитан грозит, что потопит корабль, если я не уступлю его домогательствам.
Пятница. Как я счастлива…
Нынешней ночью мне удалось спасти от верной гибели четыреста пассажиров, среди которых много женщин и детей!”