Ханский дворец-музей
Зал Совета и Суда
Зал Дивана (Совета и Суда) относится к числу старейших сохранившихся сооружений дворца. Характерной его особенностью являются капитальные каменные стены. Исследовательскими работами 1961-1964 гг. установлено, что зал составлял ядро первоначально складывавшегося комплекса и сохранял в своем облике подлинно восточные черты.
Из описания адъютанта фельдмаршала Миниха Манштейна известно, что стены зала были облицованы «фарфоровыми плитками» (вероятно, изразцами), полы были мраморные, а посреди зала находился беломраморный бассейн с фонтаном. Реставрационными работами действительно обнаружены в центре зала остатки фундамента бассейна и гончарного водопровода. К концу XVI в. относятся цветные, очень красивые витражи верхнего ряда окон; к тому же времени относится и наборное украшение в центре потолка.
Под хорами у входа — высокая балюстрада, за которой во время судебного разбирательства сидели приглашенные на суд. Над входной дверью нависал балкончик, забранный решеткой, со стрельчатыми арками, украшенный орнаментальной росписью. Такие нависающие балкончики — типичная деталь богатых турецких домов. Предполагалось, что отсюда хан, оставаясь невидимым, мог наблюдать за ходом заседаний Дивана. Печально известный ремонт Колодина 1820-1831 гг. не обошел и этот зал. Лепнина с потолка и стен была срезана, появились расписной плафон, роспись тайника в стиле ампир, на стенах — трафаретный орнамент в стиле барокко.
У южной стены в центре находилось ханское кресло-трон, покрытое тонким оранжевым сукном с вышитым на спинке золотым полумесяцем; по обеим сторонам от трона стояли два табурета, крытые таким же сукном. Вдоль стен стояли диваны, на которых сидели знать и сановники. Эвлия Челеби отмечает, что на татарском языке «керюнюш» означает «диван-хане» (Зал Совета): «в этих керюнюшах, — пишет он, — заседают ханы», и, «по законам рода Чингизидов, творят там суд и устанавливают справедливость». Церемония усаживания символизировала сословную иерархию: «по обычаям и правилам каждый занимает свое место». С правой стороны от хана сидит калга-султан (наследник), с левой — нуреддин (военачальник). Далее, справа стоит ханифитский шейх уль-ислам (ученый богослов-дервиш), затем муфтий (глава духовной власти). Слева стоят кади-аскер (главный судья), городской мулла (священнослужитель) и 24 кадия. «Они разбирают решения, приходящие из их каза (округов), изучают и разрешают споры и претензии. Не дай Бог, если кто-нибудь из них нарушит Шариат или засудит какого-то слабого раба. На этом собрании татарские улемы (богословы) этого незаконно судящего кадия побивают камнями. Совершенно не дают пощады».
Bo время церемонии заседаний в зале присутствовал и ханский визирь, который лишь иногда присаживался на стороне калги-султана; там же стоял и дефтердар (глава канцелярии). По обычаю капыджи (привратник) с серебряной тростью в руках вводил подавших жалобу. Другие чиновники — секретари Дивана и писцы — стояли на стороне нуреддина.
«После Дивана проводят мусульманскую трапезу», — продолжает Эвлия Челеби; она также происходила «по чинам» и устраивалась в 22 местах: «все участники Дивана утоляют голод, после этого проводят молитву и восхваление. Аминь».
Диван как институт управления олицетворял реальную власть в государстве. Хотя Крымское ханство, выделившись из Золотой Орды, недолго было самостоятельным и с 1475 г. подпало под власть турецких султанов, это подчинение соединилось с системой иерархии внутри феодального общества достаточно органично. Беи и мурзы были полными хозяевами своих уделов. Номинально они были вассалами хана, но фактически настоящим хозяином в стране являлась знать.
В настоящее время в Зале Совета и Суда в нишах окон размещена выставка подсвечников, подносов, сосудов для вина и воды, другая утварь, наконечники стрел, а также богословские книги из библиотеки Зинджирли-медресе.
Из Зала Совета и Суда можно пройти в Фонтанный дворик; сюда выходят несколько дверей из примыкающих помещений.
Источники:
_______________________
Фадеева Т.М., Соколова М.В. Бахчисарай и окрестности: Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.
Бахчисарай. Путеводитель. - Симферополь: СВIТ, 2009.
Автор фото Ольга Иутина.
Объявления
Рекорды Крыма
Самый распространенный крымский сюжет основан на мифе об Ифигении, который входит в троянский цикл, известный по гомеровским поэмам "Илиада" и "Одиссея".
Миф, дошедший в пересказах более поздних авторов, повествует об Ифигении, дочери микенского царя Агамемнона, возглавившего
... →