Ханский дворец-музей
Ханский дворец
Главная достопримечательность Бахчисарая — бывший ханский дворец — самый крупный памятник периода Крымского ханства, национальная святыня крымскотатарского народа и достояние всей мировой культуры. В облике ханского дворца причудливо переплелось искусство Востока, Византии, Западной и Восточной Европы.
Строительство ханского дворца началось в самом начале XVI в. и продолжалось всё столетие. В результате в долине реки Чурук-Су появилось некое земное воплощение райского сада, как его понимали крымские ханы. Отсюда и название ханской резиденции, впоследствии перешедшее на весь город (Бакче-Сарай — «дворец в саду», тюрк.). Мотив сада - одна из характернейших особенностей мусульманской культуры: стихи, растительные орнаменты резьбы по камню и росписей - все стремится представить сад как самое прекрасное место на земле, как некое подобие рая.
Площадь, занимаемая дворцом, более 4 га, но в прошлом она занимала гораздо большую территорию - около 20 га. К ограде и западным воротам прилегали сады. За садами простирался дворцовый луг, на котором паслись ханские кони.
Легкая "киосковая" архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в известной мере условны; их задача - создать прохладу в летний день, но при этом они "впускают" сад через цветные стеклам окон, через аркады и террасы. Ближайшим источником вдохновения, образцом для подражания служил крымским ханам и их строителям дворец султанов в Стамбуле - Топками, начатый постройкой вскоре после завоевания Константинополя Мехметом II в 1453 году. Этот дворец, ныне превращенный в музей, состоит из множества здания и киосков, соединенных арками и группирующихся вокруг четырех основных дворов. К этому времени турки-османы к своим прежним малоазийским, сельджукским традициям прибавили ряд византийских строительных приемов, а также, в соответствии с духом времени, освоили элементы европейского Ренессанса и барокко; мотивы этого нового "османского" искусства и легли в основу компоновки и декорировки построек Бахчисарайского дворца.
Ханы часто бывали в Стамбуле. Гордясь своим происхождением, которое они ценили не ниже султанского, они стремились окружить себя такой же роскошью. Неудивительно, что из турецкой столицы вывозились также моды, вкусы, мастера. В старейших уголках Бахчисарайского дворца, который начали строить ненамного позднее стамбульского, заметны влияние арабо-персидского и турецкого стилей. При восстановлении дворца после пожара 1736 года (когда войска Миниха взяли Бахчисарай), по свидетельству Ф. Бруна, "Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики". Сходство дворцов, видимо, служило предметом гордости: Екатерине II и ее спутникам сообщили, как пишет де Сегюр, что "Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах". Правда, от XVI века сохранилось не так много - Зал Совета и Суда, Малая и частично Большая дворцовые мечети, Портал Алевиза. Остальные же постройки сильно изменены.
К разрушениям, произведенным временем, следует добавить печальную историю ремонтов Ханского дворца. Потемкин, строивший планы путешествия императрицы в Крым с непременным посещением "Таврической Альгамбры", уже в 1783 году отдает приказание: "Ханский дворец привести в то состояние, в котором он был прежде, и испорченное все исправить, с таковым наблюдением, чтобы сохранен был вкус, в котором все построено". Ремонт производился в течение трех лет лицами, не очень сведующими в особенностях восточной архитектуры; в результате произошло "смешение стилей ахиатского с европейским".
Сохранившийся иллюстративный материал, особенно планы и чертежи, составленные архитектором Вильямом Гести в 1798 году, свидетельствует, что после потемкинского ремонта дворец сохранял значительно больший объем, показывает расположение его ныне не существующих частей (Персидский дворец, от которого сохранилась только Соколиная башня, Гарем - от него остался один корпус, кухонное помещение и т.д.).
Особенно большим искажениям подвергся дворец в ходе ремонта 1822-1831 гг, которым поначалу руководил губернский архитектор Колодин. При нем была разобрана часть зданий в Персидском саду, обозначенных на плане Гести; была закрашена тонкая художественная роспись мастера Омера, выявленная при реставрации сравнительно недавно. С внешней стороны стены были расписаны цветочными гирляндами, букетами, геометрическими узорами. Эти декоративные мотивы нетрудно найти в каменной резьбе надгробий ханского кладбища, откуда они, видимо, и позаимствованы.
Искажения, произведенные в ходе ремонта, однако, вызвали протесты архитекторов и художников, в результате чего Новороссийский генерал-губернатор граф М.С. Воронцов ремонтные работы приостановил. Колодин был отстранен и вместо него назначен архитектор Эльсон, который в ходе шестилетней деятельности почти полностью переделал работу Колодина, восстановил (там, где это было можно), по отзывам современников, прежний "азиатский характер".
Во время Крымской войны 1854-1856 гг. во дворце размещался военный госпиталь. После этого было произведено еще несколько ремонтов с целью как-то поддержать ветшающий дворец. По желанию Александра III начали составлять проект реставрации дворца "в точном древнем виде", но смерть императора помешала его осуществлению.
К полномасштабной реставрации дворца обратились в 60-е гг. XX века. Перед реставраторами стояла задача: проследить все этапы переделок, выявить и закрепить те старые элементы архитектуры и росписей, которые еще сохранились, не уничтожая при этом и более поздних декоративных мотивов. В итоге был освобожден от красочных наслоений знаменитый резной Портал Алевиза, воссоздан первоначальный вид Ханской канцелярии, отреставрированы потолки Зала Совета и Суда, выявлены росписи XVIII века на стенах Ханской потайной ложи (в мечети). В Летней беседке расчищены и закреплены росписи мастера Омера, воссоздана первоначальная отделка, отреставрирован Фонтанный дворик. В ряде мест подверглась реставрации и наружная раскраска стен.
Благодаря этой научно обоснованной реставрации сегодня облик дворца куда ближе к первоначальному, чем даже сто лет назад.
Вход во дворец начинается у моста через речку Чурук-Су. Над тяжелыми створками дворцовых ворот — резное изображение двух сплетающихся змей (точнее, геральдических драконов или саламандр), - герб Гиреев, правителей Крымского ханства. Согласно легенде, на месте схватки двух змей был заложен дворец.
Над воротами - пестро расписанная, сверкающая цветными стеклами окон башня, венчающая угол, под которым сходятся выстроенные вдоль речки здания ханского дворца.
Ворота ведут в широкий, вымощенный камнем двор дворца. Во времена Гиреев это была пустая, ничем не засаженная площадь. Здесь встречали послов, гостей, которые должны были оставить тут слуг и оружие перед тем, как предстать перед владыкой в его жилище. Здесь народ мог лицезреть своего окруженного свитой властелина в дни больших праздников и торжественных шествий из дворца в Большую мечеть. Сейчас здесь — место сбора экскурсионных групп.
Источники:
_______________________
Фадеева Т.М., Соколова М.В. Бахчисарай и окрестности: Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.
Бахчисарай. Путеводитель. - Симферополь: СВIТ, 2009.
Автор фото Ольга Иутина.
Объявления
Рекорды Крыма
Первые в СССР промышленные плантации эфирномасличных культур появились в Крыму в середине 1920-х гг. Основой их стали размноженные растения из коллекций Никитского ботанического сада, который считается основателем эфирномасличного растениеводства в стране.