Ханский дворец-музей
Жилой корпус и Баня Сары-Гюзель
Из Фонтанного дворика по деревянной лестнице можно подняться на второй этаж, в парадные покои. Второй этаж главного корпуса, вероятно, был перестроен после пожара 1736 г. Через ряд помещений (например, Кофейную комнату, совершенно утратившую восточный облик) мы попадаем в так называемый Посольский зал, где сохранились следы росписей, относящихся к середине XVIII в.
Манштейн писал, что зал был двухсветный, то есть имел два ряда окон, пол был мраморный, а деревянный потолок расписан в голубых тонах. Два ремонта — потемкинский 1783-1787 гг. и колодинский 1820-1822 гг. — окончательно исказили интерьер этого некогда весьма монументального зала. В зале были две большие ниши: одна для дворцовых музыкантов, в другой — «ханская ложа», где некогда восседал хан; сюда через шпалеры стражников вводили тех, кому предстояло участие в торжественном приеме или аудиенция у хана. В наши дни в зале создана имитация «ханской ложи» — возвышение в нише устлано огромным ковром, спускающимся по стене, по обе стороны стоят курильницы, а посредине, где якобы восседал хан, — расшитые золотом подушки.
В глубине Посольского зала — расписная дверь, ведущая в Золотой (или Фруктовый) кабинет — квадратное помещение над Летней беседкой. Кабинет создан в середине XVIII в. мастером Омером. По небольшому расчищенному участку восточной стены можно судить о мастерстве ее автора. Обнаружена и раскрыта роспись русским фотографом И.В. Болдыревым в 1880 г. Во время ремонта 1783-1787 гг. она была перекрыта масляными красками, в отделке появилось много позолоты; в центре потолка был установлен плафон работы русских мастеров XVIII в. Правда и после переделок зал не утратил своей прелести. Это один из лучших и наиболее гармоничных интерьеров дворца. Двадцать четыре окна с разноцветными стеклами с трех сторон заливают комнату золотистым светом. Тонкая резьба деревянного потолка в виде изящной позолоченной решетки на густом красном фоне, диваны, обитые малиновым бархатом с золотым узором (работы русских мастеров конца XVIII — начала XIX в.), лепные алебастровые вазы с фруктами делали этот кабинет похожим на драгоценную шкатулку. Под карнизом помещение опоясывает вязь арабской надписи, восхваляющей хана Крым-Гирея, в особенности за строительство (точнее, восстановление) дворца. За льстивыми преувеличениями и эпитетами в превосходной степени можно различить и восторженное восхищение ханскими покоями, служившими предметом гордости и подражания при сооружении и украшении жилищ знати.
«Смотри! Этот увеселительный дворец, созданный умом хана, оправдывает мою хвалебную песнь. Это здание его радушием, подобно солнечному сиянию, озарило Бахчисарай».
«Смотря на живописную картину дворца, ты подумаешь, что это обитель гурий, что красавицы сообщили ему прелесть и блеск, что это нитка морского жемчуга, неслыханный алмаз! Окрест дворца свежие лилии, розы, гиацинты. Сад разумно расположенный, говорит как бы языком».
За Посольским залом открывается длинная анфилада парадных больших комнат и комнаток. Некоторые из них имеют названия: Комната наследника, Екатерининский зал, Пушкинская комната. Все эти названия, конечно, условные.
Интерьер комнат жилого корпуса основательно перестроен во время ремонта к приезду императрицы Екатерины II. Были заново сделаны полы, потолки, плафоны; стены оштукатурили и задрапировали тканями, на стенных шкафах и притолоках появилась живопись XVIII в., в XIX в. вновь перекрытая. В 70-е годы XX в. корпус капитально отремонтирован, в результате чего отделка комнат приблизилась к убранству екатерининского времени.
Баня Сары-Гюзель
В дальнем углу кладбища, с левой стороны, есть неприметная калитка; через нее можно попасть во внутренний дворик, где среди хозяйственных сооружений стоит, заброшенное и забытое, одно из самых ранних сооружений — баня Сары-Гюзель (Желтая красавица).
Согласно надписи, она была сооружена при хане Адиль-Сахиб Гирее в 1532 г.; предполагают, что вначале это была городская баня, позднее включенная в дворцовый комплекс. Бани в те времена были своего рода клубом, местом отдыха, встреч и бесед; эта традиция унаследована турецкими банями от византийских. Мощное, квадратное в плане здание перекрыто одним большим и несколькими малыми куполами, в которых устроены фигурные отверстия для освещения.
Баня имела мужское и женское отделения; к каждому из них примыкали крытые дворики с фонтанами. Обогревалась баня сложной системой отопительных устройств под полом и в стенах: сегодня их можно видеть, так как часть плит пола вскрыта. Горячая и холодная вода поступала в моечные отделения по свинцовым трубам: она подводилась прямо к пристенным фигурным раковинам, высеченным из камня. Несмотря на заброшенность, здание весьма выразительно по форме. Мощные стены, прочная кладка куполов обеспечили ему долговечность, свойственную старым постройкам; по крайней мере, баня служила своему прямому назначению вплоть до 1924 г.
Источники:
_______________________
Фадеева Т.М., Соколова М.В. Бахчисарай и окрестности: Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.
Бахчисарай. Путеводитель. - Симферополь: СВIТ, 2009.
Автор фото Ольга Иутина.