Дворец Александра III в Массандре
Интерьеры первого этажа
Когда Бушар проектировал дворец, он выполнял волю заказчиков — построить относительно небольшое здание, предназначенное для отдыха одной семьи в самое жаркое время года. Таким хотел видеть дворец и Александр III. Все должно было способствовать созданию во дворце атмосферы уюта и комфорта.
Надо отдать должное Месмахеру — он блестяще справился с этой задачей. Благодаря высокому художественному вкусу, глубокому знанию истории мировой архитектуры, пониманию особенностей различных архитектурных стилей и умелому их использованию, он смог добиться удивительной гармонии в декоративном оформлении интерьеров. Важнейшим их достоинством является гармоничное соответствие между назначением помещения и его художественным обликом. Архитектор умело варьирует стилистику декора, выбирает элементы различных стилей для отделки помещений, что помогает ему выявить их функциональное назначение. "Одевая" каждое помещение в декор определенной эпохи, Месмахер добился удивительной цельности и гармонии в пропорциях, формах и колорите.
На первом этаже дворца располагались комнаты, предназначавшиеся для отдыха всей семьи.
Нижний вестибюль
Для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха, архитектор в первом интерьере — вестибюле вместо традиционных деревянных панелей облицовывает нижнюю часть стен керамическими плитками, расписанными в холодных голубых тонах. Помимо стилизованного орнамента, в росписи этих оригинальных панелей включены целые букеты разнообразных цветов, написанных с почти натуралистической точностью. Это — прекрасная работа Э.Я. Кремера. Усиливали ощущение прохлады в вестибюле пол, выложенный метлахскими плитками, и решение окон: они, так же как и входные двери, были оформлены цветными стеклами. После яркого солнца приглушенный, мягкий, радужный свет вызывал чувство покоя. Живописным майоликовым панелям, цветным витражам соответствовал и расписной потолок со сложным орнаментом.
Архитектор стремился связать это первое помещение дворца с характером его фасадов: в отделке вестибюля он использует мотивы романского стиля, характерного для Франции X-XIII вв. — очень низкий вход и низкие потолки, сводчатое перекрытие, узкие окна, мощные стены, широкая, массивная пологая арка, сделанная в сохранившейся толстой стене "бушаровской" постройки и разделяющая вестибюль на две части.
В боковых частях вестибюля обращает на себя внимание виртуозная резьба по дереву в переплетах перил лестниц. По примеру французских замков XVI века, существенную роль в подобных помещениях играли лестницы. Открытые или спрятанные в башне они связывали или разделяли внутреннее пространство на женскую и мужскую половину, на парадную и интимную части.
В настоящее время в вестибюле создана экспозиция, рассказывающая об истории имения и строительстве дворца. Здесь можно увидеть фотографии и литографии, изображающие старый воронцовский "экономический" дом, церковь Иоанна Предтечи, тысячелетний дуб, служивший своеобразной колокольней. По фотографиям с проектов Бушара и Месмахера, представленным в экспозиции, можно проследить изменения во внешнем облике дворца: как выглядел дворец при Воронцовых и что нового внес в его архитектуру Месмахер. Проекты хозяйственного корпуса, выполненные Месмахером, дают представление о первоначальном замысле служебных помещений.
В начале 1900 годов ялтинский фотограф С. Коган сделал фотографии после перестройки дворца (представлены в экспозиции).
Бильярдная
В декоре всех комнат дворца архитектор выделяет один главный художественный элемент, подчиняя ему все остальные детали. При входе в бильярдную — сразу обращает на себя внимание угловой камин своеобразной формы. Богатая резьба по дереву, украшающая его обрамление, и чеканный в красной бронзе желудок — делают камин интересной деталью художественного декора.
Во дворце было проведено водяное отопление, камины же, сооруженные почти в каждой комнате, хотя и топились, но прежде всего играли роль украшения. Декоративная обшивка камина художественно "увязана" с панелями, дверьми. Архитектор здесь использует разные техники обработки дерева: резьбу, интарсию, выжигание с подкраской.
Как правило, бильярдные комнаты в русских дворцах XVIII-XIX вв. отделывались в "английском духе". Лепной узор потолка здесь отдаленно напоминает сложные переплеты тюдоровских перекрытий английской архитектуры XVI века. Дубовые панели также были характерным приемом оформления комнат в английских постройках.
При создании экспозиции в Массандровском дворце научные сотрудники стремились включить в нее не только предметы, характерные для времени строительства дворца, вещи, бытовавшие в то время, но и, по возможности, произведения искусства, прямо или косвенно связанные с царской семьей, прежде всего с Александром III. Это касается и бильярдной.
Комнаты отдыха во дворцах обычно украшались пейзажами. Бильярдная разделяется столбами, за которыми выделена небольшая галерея, обращенная окнами в парк. Помещенные в зале преимущественно крымские пейзажи дополняют виды из окон. Они написаны художниками конца XIX века, многие из которых часто работали по заказам царской семьи.
Стену между входной дверью и камином украшает большое полотно Владимира Донатовича Орловского (1842-1914) "Крымский пейзаж в окрестностях Алушты" (1870 г.). Хотя эта картина не была заказана императором, в ней изображено местечко Кучук-Ламбат, которое впоследствии стало одним из южнобережных царских имений. В 1864 году с рекомендательным письмом от художника А.П. Боголюбова к архитектору И. Монигетти, строившему в те годы в Ливадии дворцы и служебные здания для императорской семьи, Орловский приезжает в Крым, живет здесь до 1865 года. Он пишет Ливадию, Алупку, выполняя заказы императора и Воронцовых. Именно за крымские пейзажи в 1868 году он был удостоен Академией художеств Большой золотой медали и права на поездку за границу. В эти годы его представляют наследнику — будущему императору Александру III, который приобретает у него для своей коллекции несколько пейзажей. Повторно Орловский был в Крыму в 1869-1870 годах.
Картина "В окрестностях Алушты" написана им за границей, на основе крымских этюдов. Вариант этой картины хранится в Государственной Третьяковской галлерее.
Орловский одним из первых русских художников обратился в своем творчестве к изображению красоты крымской природы. Из Италии он писал: "Колорит здешней природы напоминает мне сильно Крым. Во всяком случае разница не слишком велика, и Крым живописностью своих мест не много уступает Италии. Хотелось бы, чтобы наши русские пейзажисты занялись этой страной, т.е. Крымом более серьезно... и вытеснили предвечное понятие о незаменимости Швейцарии и Италии, которые заставляют нашу публику восхищаться всем здесь и ничего не видеть у себя".
Рядом с работой Орловского находится полотно одного из известных художников-академистов Федора Андреевича Бронникова (1827-1902).
Почти всю жизнь проживший в Италии, художник, тем не менее, был хорошо знаком русскому обществу своими полотнами на исторические темы. Он часто принимал участие в выставках передвижников. Творчество Бронникова очень ценилось русской аристократией. Картины его охотно покупала царская семья, были они в коллекции Александра III и датской королевы — матери Марии Федоровны.
Другую стену у входа в бильярдную украшает большое полотно художника-академиста Вильгельма Александровича Котарбинского (1849-1921) "Песни невольниц".
Проникнутый историзмом XIX век своеобразно отразился в живописи русских художников-академистов. Они охотно обращались к прародине всех искусств Италии и черпали в ее прошлом свои сюжеты. В картине "Песнь невольниц" ("Кормление голубей") Котарбинский выступает как яркий представитель академической школы живописи. В ней отсуствует психологическая трактовка сюжета, что было свойственно передвижникам. Главное внимание художник уделяет не состоянию девушек, томящихся в неволе, а передаче красоты интерьера богатого дома римлянина. Исходя из академической "трехцветки", художник с блеском вводит в картину множество оттенков красного, синего, желтого, что составляет живописное богатство полотна. Великолепно передана фактура разных материалов, тонко проработаны все детали.
По обе стороны камина расположены картины художников, также не связанных с исполнением царских заказов: "Крымский пейзаж" Л.А. Мещерского и "Психея" (1845 г.) П.А. Максимова. С античных времен было принято изображать Психею (олицетворение души человека) в виде бабочки, либо девушки с крыльями бабочки. Русский художник создает образ девушки, привлекательной не внешней красотой, а добрым и мягким характером. Большие темные глаза ее приветливо смотрят на зрителя.
У входа в столовую висит картина известного русского баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) "Подземная галерея в Эллоре". В коллекции Александра III были работы этого прославленного живописца. Возможно, и данный этюд, украшающий в настоящее время бильярдную, также принадлежал когда-то Александру III, поскольку до революции он находился в Малом Ливадийском дворце, построенном для наследника. После революции картина была перевезена в Государственную Третьяковскую галерею, а оттуда передана в Алупкинский дворец-музей.
Этюд Верещагиным был написан во время путешествия в Индию в 1874-76 гг. Изображенный храм Кайласантаха находится в небольшой деревушке Эллоре северо-восточнее Бомбея. Художника покорила сложность работы и мастерство древних строителей: храм высечен в каменном монолите и украшен фигурами богов и фантастических существ. Основание его опоясано вереницей слонов, высеченных из камня в натуральную величину.
Верещагину очень нравилась Массандра. Он даже обращался в Департамент уделов с просьбой продать ему небольшой участок земли в районе Нижнего парка. Должно быть, его просьба не была удовлетворена, либо изменились планы художника, так как вскоре он приобретает землю в районе Балаклавы.
На столбах, отделяющих основную часть комнаты от своеобразной галереи, находятся небольшие этюды Г.Ф. Ярцева и В.Д. Поленова.
Работы Григория Федоровича Ярцева (1858-1916) украшали комнаты Ливадийских дворцов, были в собрании Александра III. Ярцев занимался и архитектурой. С помощью архитектора Н.П. Краснова (автора проекта и строителя Большого Ливадийского дворца), он построил несколько домов в Ялте. В доме, который он выстроил для себя, второй этаж занимала семья врача Л.В. Средина. Художник Нестеров вспоминал, что "какая-то неведомая сила влекла на балкон Срединых всех "заезжих в Крым". У Срединых бывали Чехов, Горькой, Андреев, Бунин, Мамин-Сибиряк, Шаляпин, Рахманинов, Васнецов и многие другие деятели культуры. Не менее известен ялтинцам и другой дом, построенный Ярцевым — Народный дом — ныне кинотеатр "Спартак".
Небольшой этюд Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) "Луксор", украшающий бильярдную, представляет значительный интерес не только с художественной стороны (в нем живописец прекрасно передал солнечность южного пейзажа), но и напоминает нам о связях художника с Александром III. Еще будучи наследником, в 1874 году Александр Александрович познакомился с Поленовым в Париже, когда Боголюбов ввел его в мастерские русских художников — пенсионеров Академии художеств. Тогда же наследник приобретает у Поленова картину "Арест гугенотки", за которую художник был удостоен звания академика.
В 1887 году Александр III приобретает на XV выставке передвижников большое полотно Поленова "Христос и грешница". Одним из многочисленных этюдов к ней является "Луксор", написанный художником в 1881 году во время поездки в Египет для сбора материалов к задуманной картине. Когда в 1887 году Поленов приехал в Ялту, он писал отсюда: "Сейчас прошелся по городу, есть места, удивительно напоминающие уголки Востока, Тивериады, Назарета, так что можно делать этюды Солнца".
Рядом с бильярдной расположена столовая, в отделке которой ярко проявился талант Месмахера как декоратора. Именно здесь он в значительной степени использовал стиль Людовика XIII (раннее французское барокко первой половины XVII в.).
Парадная столовая
Одно из самых интересных помещений дворца — парадная столовая. Декор ее больше всего соответствует характеру архитектуры здания: она напоминает старинный рыцарский зал.
Всеми средствами архитектор стремился придать оформлению романтическую окраску: он спускает деревянные балки, имитирующие конструкции межэтажного перекрытия, поднимает выше роста человека дубовые панели, покрывает их сложной резьбой барочных форм, вплетая элементы рыцарских доспехов. Свободные от декоративного оформления стены и потолки были расписаны ученым рисовальщиком М.Д. Салтыковым многоцветной росписью, общий колорит которой удивительно гармонировал с цветом мореного дуба.
Сам интерьер понимался архитектором как один из видов декоративно-прикладного искусства, где каждая деталь декора связана с общим художественным решением — и композиционно, и в цвете. Не случайно именно в оформление этого интерьера архитектор вводит встроенные, так называемые "выставочные" буфеты. Барочные сложные резные их формы служили прекрасным фоном для особо ценных в художественном отношении предметов прикладного искусства, различных по формам и цвету, составляя с ними одно целое.
Столовая состоит из двух частей. В главном зале архитектор акцентирует внимание на выставочные буфеты. В небольшой части столовой, являющейся проходной между сервизной и бильярдной, устроен огромный, во всю стену, камин. Он мощным камертоном придает всему помещению торжественное звучание. Его венчает впечатляющий фронтон с глубокой, динамичной резьбой по дубу. Формы этой резьбы перекликаются с деталями резных буфетов. Вся остальная плоскость камина отделена майоликовыми изразцами, узор которых повторяет в ином варианте орнамент росписи стен.
Месмахер одним из первых архитекторов вводит цветные изразцы в облицовку каминов и в оформление дворцовых помещений. Стремясь возродить утраченные к началу XIX века традиции русских изразцовых печей, он складывает прекрасную изразцовую печь в буфетной (не сохранилась), а все стены ее отделывает кафельной плиткой.
Новым в декоративном оформлении интерьеров было введение техники выжигания по дереву с подкраской, которой отделаны двери столовой (что будет затем особенно распространено в архитектуре модерна).
В столовой воссоздана обстановка дворцовых помещений рубежа XIX-XX вв. Изделия из фарфора, стекла, хрусталя русских, китайских, английских мастеров, которые украшают буфеты и входят в сервировку стола, — часто встречались во дворцах.
Интересны большие фаянсовые японские вазы с рельефным изображением обитателей морей и рек.
Большой столовый сервиз изготовлен на фабрике М.С. Кузнецова в Дулево в начале XX века.
Традиционно стены столовых оформлялись голландскими, фламандскими, французскими натюрмортами, пейзажами, бытовыми сценами XVII-XVIII вв. Среди живописных произведений в столовой — работы известных мастеров Ф. Воувермана, Г. Тильборга, Ж. Удри.
Рядом со столовой находилась "сервизная", которая была обставлена буфетами и шкафами для хранения посуды, предназначавшейся для повседневного употребления. За "сервизной" следовала "буфетная" с большой изразцовой печью, на которой можно было подогреть приготовленную пищу.
Во дворце не предполагалось устройство кухни, архитектор проектировал ее в комплексе хозяйственных построек. В связи с кончиной Александра III и принятым Романовыми решением использовать дворец только при кратковременном посещении Массандры (отдыхе на природе), в машинном отделении была устроена так называемая "приспешная кухня".
Описывая быт царской семьи, современники отмечали, что всегда на пикники, прогулки в горы и лес, бралась с собой пища, приготовленная на царской кухне. Ее можно было подогреть в походных условиях, а в Массандре это делалось либо в "приспешной" кухне, либо в буфетной.
Рядом с буфетной был оборудован "погребок" — небольшое помещение с толстыми стенами и низким потолком. Он был спроектирован так, чтобы не допускать проникновение большого количества тепла в это помещение. Предназначался "погребок" для недолгого хранения продуктов, вин и бочек со льдом для их охлаждения.
В течение десятилетий складывались определенные правила проведения в царской семье официальных приемов, обедов, званых ужинов. До Александра III во время обедов к столу подавали исключительно иностранные вина. Александр III изменил этот установившийся порядок: при нем подавались русские вина, в том числе массандровские. Александру III было чем гордиться: лучшими винами Массандровского имения стали Белый Мускат (Массандра), Мадера (Вердельо), Педро, Токай, Лакрима Кристи.
Во введенных Александром III правилах проведения официальных обедов было предусмотрено и исключение: в том случае, если приглашались иностранные гости, к столу подавались вина и иностранного производства.
Источники:
Пальчикова А.П. Массандра. Дворец. Парк. Усадьба. Очерк-путеводитель. - Симферополь: СОНАТ, 2003.
Авторы фотографий В.Н. Дмитренко, И.И. Романенко, А.Ю. Чугуй.
Объявления
Рекорды Крыма
Самый высокий водопад в Крыму и Украине — Учан-Су на одноименной реке в окрестностях Ялты, на южном склоне Ай-петринского горного массива. Вода падает с отвесного известнякового обрыва с высоты 98,5 м, ниже формируются еще три более мелких водопада.
Для сравнения укажем,
... →