Дворец Александра III в Массандре
Экспозиция дворца-музея
После национализации дворца в годы советской власти виноградники, сады и виноподвалы Массандры отошли Южсовхозу, а парк — городу.
Во дворце с 1929 по 1941 гг. размещался санаторий для тяжелобольных туберкулезом "Пролетарское здоровье". В 1946 году в нем на короткое время обосновался научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия "Магарач", а потом много лет — с 1948 по 1989 годы царское имение переоборудовали в тщательно охраняемую государственную дачу. Дважды сюда приезжал на отдых И.В. Сталин, регулярно бывали Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев. До недавнего времени немногие знали о ее существовании: на повороте к бывшему имению, у трассы Ялта-Симферополь, стоял ничего не объяснявший запретный знак.
1 июня 1992 года дворец открылся как музей. Он стал филиалом Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника.
Внутреннее убранство небольших уютных комнат, многочисленные экспонаты - предметы быта, картины, фотографиии - рассказывают о временах Александра III и Николая II...
Для создания экспозиции сюда отобрали из фондов Алупки произведения живописи, графики, фотоматериалы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие стилевым особенностям дворца. Некоторые экспонаты когда-то принадлежали императорской семье и находились в их южнобережных имениях. Часть произведений поступила в Алупку в 20-30-х годах из Государственного музейного фонда и крупнейших музеев Москвы и Петербурга.
В экспозицию включены предметы, связанные с художественным образом дворца, историей его бытования, с функциональным назначением его интерьеров. При создании экспозиции сотрудники Алупкинского дворца-музея старались по возможности точно воссоздать интерьеры дворца согласно замыслу Месмахера и сделать их такими, какими они могли бы быть при жизни Романовых.
Музей знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать такую экспозицию. Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров дворца использованы элементы самых различных стилей. Архитектор применил разные породы дерева — дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украсили красочные изразцы, все двери представляют собой настоящие панно, набранные методом интарсии (разновидность инкрустации) или в технике выжигания по дереву. Расписные и лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и желтой медью, витражи, живопись по стеклу, — все это составило великолепный убор комнат, каждой из которых архитектор придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. Та гармония, которая достигнута в художественном их оформлении, создает особую атмосферу уюта и комфорта, домашнего тепла. Переходя из одной комнаты в другую, попадаешь то в строгую приемную императора, то в торжественный его кабинет, то в интимную опочивальню или же в нарядную и праздничную гостиную императрицы.
В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика — Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему все русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами. Месмахер постарался в декоре комнат использовать разные материалы и разные художественные техники, чтобы удовлетворить эстетический вкус императора.
Один из искусствоведов так говорит о художественных пристрастиях Александра III: "Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной историографии сложился образ этого императора, как человека жесткого, консервативного, он обладал тем не менее широкими художественными вкусами и присетрастиями: играл на музыкальных инструментах, любил театр, был художником-любителем, брал уроки живописи (его наставником стал Алексей Петрович Боголюбов). Александр III коллекционировал произведения искусства, посещал почти все художественные выставки, выписывал журналы по искусству... Особый интерес он питал к керамике и живописи, в основном современной, отдавая предпочтение произведениям художников русской, датской и французской школ...". Только произведений прославленного Карла Брюллова в его собрании было сыше 30. В его коллекции было много работ Айвазовского, Боголюбова, Васнецова, Тропинина, Репина, Венецианова и многих других русских художников первой и второй половины XIX в.
Незадолго до своей кончины, когда его живописная коллекция уже насчитывала около одной тысячи произведений, он решил основать в Петербурге, по примеру П.М. Третьякова, музей Русского искусства и передать в него из своего собрания работы русских мастеров.
13 апреля 1895 года царствующий Государь Император Николай II издал указ об устройстве такого хранилища в Петербурге в воспоминание "забот покойного Императора о горячо любимой Родине". В 1898 году Музей русского искусства императора Александра III принял своих первых посетителей (ныне Государственный Русский Музей).
Примерно одна треть живописных полотен, составивших первую экспозицию музея, была передана из собрания Александра III. Среди них картины, ставшие гордостью русского искусства: "Портрет графини Самойловой, возвращающейся с бала" Брюллова, "Покорение Сибири Ермаком" Сурикова, "Христос и грешница" Поленова, "На войну" Савицкого, "Гитарист" Тропинина, "Дубы" Шишкина, "Притихло" Дубовского, авторские повторения "Оттепели" Васильева, "Сватовство майора" Федотова и многие другие.
При жизни Александра III его живописная коллекция была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах Месмахера. В архивных документах мы читаем: "в бильярдной 17 крюков для картин, в кабинете Его Величества — 14..."
После неожиданной смерти Александра III некоторые не только строительные, но и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, проектировавшаяся для затяжки стен, не выполнен гобелен для кабинета императрицы и картина из изразцов для ее ванной комнаты, не получил декоративного оформления III этаж, предназначавшийся для детей. Но и в таком виде дворец представляет большой интерес.
Источники:
Пальчикова А.П. Массандра. Дворец. Парк. Усадьба. Очерк-путеводитель. - Симферополь: СОНАТ, 2003.
Авторы фотографий В.Н. Дмитренко, И.И. Романенко, А.Ю. Чугуй.
Объявления
Рекорды Крыма
Самый протяженный город в Крыму — Керчь: длина его морского фасада — 35 км.