Дворец Александра III в Массандре
История строительства Массандровского дворца
Первый проект Массандровского дворца (архитектор Бушар)
В конце 1870-х годов "барский" или чаще называемый "экономический дом" сильно пострадал от бури и Семен Михайлович Воронцов приказал выстроить другое, более поместительное и комфортабельное здание, заказав проект французскому архитектору Е. Бушару.
Относительно ровная площадка, окаймленная амфритеатром гор, на которой стоял дом, давала возможность построить здесь дворец и расширить уже существовавший парк.
В 1879 году Бушар появился в Массандре и стал работать над проектом. В феврале 1880 года все планы и чертежи были готовы и высланы для одобрения заказчику. Тогда же стали готовить материалы: из Севастополя поступали "пустопорожние" кирпичи, мелидные балки, в Ак-Мечети заказывался камень для карнизов...
Строительство дворца двигалось быстрыми темпами. Сам Бушар находился постоянно при постройке нового дома, что давало возможность быстро решать все вопросы. Уже к середине сентября 1881 года дворец был возведен под крышу. Одновременно вокруг дома проводилась съемка земли, а внутри — работы по оборудованию водяного отопления, водопровода, вентиляции.
Молва о будущем дворце быстро распространилась по Крыму. "В последнее время, — доносили из Ялты, — посещали новую постройку инженеры железных дорог, восхищались красотой кладки и отчетливостью карнизов".
Все шло хорошо, но вдруг в конце ноября неожиданно случилась беда: "Ваша светлость, Князь Семен Михайлович! Приношу Вашей Светлости в этом письме известие, повергшее нас всех в печаль, — писал управляющий Массандрой. — В понедельник 30 ноября в 7 утра скончался от аневризма сердца Бушар... Простуда приняла внезапно широкие размеры и несчастный, проболев лишь дней с восемь, умер. Сегодня происходит погребение на Ялтинском кладбище".
Получив столь неприятное известие, Воронцов счет своим долгом позаботиться о семье покойного, он телеграфировал из Петербурга: "Сердечно опечален смертью достойного Бушара. Нужно обеспечить положение вдовы и детей. Кем думаете заместить? Желательно окончить, если возможно, крышу".
После смерти Бушара работы в Массандре продолжались. Воронцову сообщалось: "Поставленная крыша придает дому великолепный вид. Фасад весь уже очищен... Весь мусор возле и внутри дома свезен". Оставалось выполнить внутреннюю отделку, но опять помешали непредвиденные обстоятельства: в мае 1882 года скончался С.М. Воронцов. Работы приостановили на этот раз надолго. Так недостроенным дворец простоял 10 лет.
Заказывая проект дворца, Воронцовы хотели, чтобы дворец, в отличие от алупкинского, был относительно небольшим, служил местом отдыха одной семье в самое жаркое время года. В нем не предусматривалось устройство больших парадных комнат, все должно было способствовать созданию атмосферы уюта и комфорта. Этим требованиям вполне отвечал проект, выполненный Бушаром в романтическом духе.
В основе его лежал тип замка эпохи Возрождения во Франции, где искусство Возрождения развивалось на основе очень прочных и богатых местных готических традиций. В знаменитых французских королевских замках XVI века — Блуа, Шамбор, Шантильи, Шенонсо и др., расположенных в долине реки Луары и до сих пор представляющих национальную гордость Франции — ярко выраженные элементы Возрождения органично сочетались со средневековым стилем. Различные по форме и высоте башни, крутые островерхие крыши, затейливые мансарды придавали этим дворцам живописность.
В этих архитектурных памятниках поражает выразительность композиционных ритмов, строгость и ясность конструктивного решения, выверенность пропорций и богатство декора.
Взяв за основу особенности этих прославленных замков, варьируя некоторые характерные их элементы, Бушар очень тактично использовал в Массандровском дворце приемы французской архитектуры XVI века. Несмотря на то, что во внешнем его облике много элементов Ренессанса (почти плоское решение фасадов, четкое поэтажное членение, строгий ритм крупных оконных проемов), здание в целом больше походило на средневековое сооружение. Это объяснялось тем, что в композиционном решении архитектурных объемов основной акцент архитектор сделал на двух круглых башнях, которые, как в средневековье, подчеркивали и выделяли вход. Именно они и создавали главный художественный образ здания. Кроме того, сама каменная кладка из крупного слабо обтесанного серого известняка усиливала характер суровости сооружения. Массивный, компактный по объемам, он смотрелся довольно романтично.
В то время растительность была не очень густой, во многих местах сквозь кроны деревьев просматривались причудливые очертания скал. Дворец органично вписался в этот горный ландшафт и своим видом навевал "что-то холодное и суровое". "Эта серая глыба с башней и странными контфорсами выхвачена прямо их средних веков. Она угрюма и мрачна, как остатки жилья какого-нибудь барона или маркграфа. Ее стиль не определен... Но она импонирует... Этой природе, этим скалам и лесам, этому насупившемуся молчанию окружающего нельзя было дать товарища более подходящего, нежели этот дом", — таким он представал перед глазами путешественников. Сейчас мы об этом можем судить лишь по воспоминаниям современников, фотографиям тех лет и акварельным работам.
Еще одну особенность Бушаровского проекта необходимо подчеркнуть. Живописное пластическое решение основных объемов здания позволило архитектору, избежав однообразия и сухости, сделать дворец очень выразительным. Бушар отходит от симметричного решения фасадов: с южной стороны он проектирует квадратную башню, северную часть западного фасада заканчивает ризолитом, завершающимся высокой четырехскатной крышей трапециевидной формы с круглыми большими окнами. Это нарушало однообразие горизонтальных членений здания. В восточном фасаде выступающие на плоскости стены круглые башни, центральный резолит с высоким покрытием, парадная полукруглая лестница — придавали дворцу ту живописность, которая и послужила основой для дальнейшего развития архитектурного образа при последующей перестройке дворца в конце XIX века.
Как указывают архивные источники, строительство дворца обошлось С.М. Воронцову в 120 тысяч рублей. Перед дворцом были разбиты обширные цветники, в которых преобладали розы. Уже в 1880 году, когда только закладывался дворец, садовник Юрьевич размножил свыше четырех тысяч самых лучших роз для будущей посадки вокруг этого нового дома.
Несмотря на типично западно-европейский характер бушаровского дворца, он оказался связанным с общими тенденциями развития не только зарубежной, но и русской архитектуры тех лет. На протяжении всего XIX века, начиная с 30-х годов, повсеместно — и в России, и в западно-европейских странах — развивается так называемый стиль историзма, характерный обращением к стилям более ранних эпох и использованием элементов различных стилей в одном здании, как в его планировочном решении, так и в отделке фасадов и интерьеров. Главной особенностью романтических построек было не столько выявление отчетливой характеристики используемого стиля, сколько стремление достичь гармонии с природой. В Массандровском бушаровском дворце выразительно проявились эти особенности стиля историзма.
Перестройка дворца для Александра III (архитектор Месмахер)
После смерти Семена Михайловича Воронцова, согласно его духовному завещанию, Массандра перешла в пожизненное владение его супруги, светлейшей княгини Марии Васильевны Воронцовой. Этим же завещанием было оговорено, что "по смерти ее все родовые имения его поступают в полную собственность и для перехода в род родной племяннице завещателя, жене Действительного Статского Советника камергера Балашова, Екатерине Андреевне Балашовой, урожденной графине Шуваловой" (Николай Петрович Балашов — егермейстер двора его величества).
Однако княгиня М.В. Воронцова на определенных условиях отказывается от права на владение Массандрой и передает его в пользу Е.А. Балашовой, которая принимает на себя обязательство "ежегодно уплачивать княгине... пожизненную ренту в размере 27 133 рубля (за отказ ее от права на пожизненное владение Массандрой и Ай-Данилем)".
Впоследствии Массандровское имение было приобретено Департаментом уделов у Е.А. Балашовой за сумму 1 874050 рублей "по высочайшему повелению, последовавшему 12 января 1889 года" по купчей крепости от 9 марта 1889 года.
В собственность уделов перешло 577 десятин 1285 саженей земли в Массандре, которые наименовали "Дача под названием фруктовый сад, состоящий при деревне Массандра". Отдельным пунктом в купчей крепости значилось, что "продажа учинена с тем условием.., что установленное Светлейшим князем Семеном Михайловичем Воронцовым право г. Ялты на водоснабжение из Массандровского водопада трубою остается в силе".
К моменту приобретения имения в нем значилось под парком, цветником и питомником 76,9 десятин, садом —16,9, огородом 4,1, табачными плантациями — 50,9, сенокосом — 18,8 десятин. Под виноградниками было занято 30,6 десятин.
Когда Александр III давал распоряжение о приобретении имений Массандра и Ай-Даниль (они были приобретены одновременно), он прежде всего преследовал цель развить здесь промышленное виноделие, используя воронцовские виноградники, виноподвалы и отчасти технологию вин, уже получивших широкое признание. Массандра давала возможность расширить начинания Воронцова.
Итак, с 1889 года владельцем Массандровского имения и недостроенного в нем дворца стал Александр III (1845-1894) — второй сын императора Александра II от брака с принцессой Гессен-Дармштадской Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией, в православии — Марией Александровной (дочерью великого герцога Людвига Гессен-Дармштадского). После кончины в 1865 году старшего брата, цесаревича Николая Александровича, он стал наследником престола. В октябре 1866 года женился на невесте брата, датской принцессе Марии-Софии-Фридерике-Дагмаре, в православии принявшей имя Марии Федоровны. С 1881 года, после трагической гибели своего отца, — император Всероссийский. Коронован в Москве 15 мая 1883 года.
Александр III — семнадцатый российский Император из династии Романовых, был объявлен наследником престола в 20 лет. С этого времени начинается его подготовка к выполнению сложных государственных обязанностей. Он назначается атаманом казачьих войск, канцлером Гельсингфорского университета, начальником различных воинских частей, членом Госсовета. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он командовал Рущукским отрядом, был награжден орденами Святого Георгия II степени, который никогда не снимал, и Святого Владимира I степени с мечами.
"Я рад, что был на войне, — говорил он, — и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войной, и после этого я думаю, что всякий человек сердцем не может желать войны, всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принять меры, для того, чтобы избежать ужасов войны, конечно, если его (правителя) не вынудят к войне его противники, тогда грех проклятия и все последствия этой войны пусть падут на головы тех, кто эту войну вызвал".
Александр III правил Российской империей всего 13 лет (умер в 49-летнем возрасте). Он вошел в русскую историю как царь-миротворец, поскольку за 13 лет его правления в России не было войн (кроме инцидента на Кушке). Во внешней политике он стремился не вмешиваться в европейские дела и не допускать втягивания России в военные конфликты.
В сборнике, посвященном 50-летию Ялты сообщалось: "В... 1886 году Ялта была осчастливлена событием первостепенного значения: в марте этого года в первый раз по возшествии на престол изволил посетить Южный берег Его Императорское Величество Государь Император Александр Александрович со всей Августейшей семьей. Высочайший гость изволили пробыть в Ливадии с 23 марта до 5 мая".
После приобретения Массандры Александр III посещал ее в каждый свой приезд в Крым. А Мария Федоровна в своих письмах из Крыма нередко писала о прогулках в Массандровских гротах с сыном Георгием, больным туберкулезом. Возможно, отчасти заботы о сыне ускорили решение Александр III достроить Массандровский дворец. Он пожелал, чтобы дворец завершили, согласно первоначальному замыслу, не увеличивая существующие его объемы.
Исполнение заказа было поручено известному петербургскому зодчему Максимилиану Егоровичу Месмахеру (1842-1906). Историю этого необычного заказа рассказал сам архитектор в своей "Памятной записке": "В зиму 1891-1892 гг. мне было объявлено... Высочайшая воля Государя Императора Александра III о поручении мне постройки для Его Величества дворца в имении Верхняя Массандра с воспользованием, по возможности, существующими там стенами неоконченной постройки прежнего владельца этого имения князя Воронцова".
С этого времени начинается напряженная работа Месмахера над проектом — с постоянными консультациями с заказчиком и специалистами в области искусства. Для консультаций привлекается известный в то время художник А.П. Боголюбов.
Для облегчения работы Месмахера, в начале февраля 1892 года Департамент уделов просил управляющего Массандрой выслать в Петербург разрезы существующего дворца и генеральный план окружающей его местности. Эту работу выполнил А. Витберг — в то время архитектор Главного управления уделов. Позже Месмахер сам выезжал в Массандру для ознакомления с характером недостроенного здания и с окрестностями. Особые затруднения архитектора вызывала "маломерность старого здания", которую надо было совместить "с возрастающими требованиями дворцового обихода".
Получив необходимые указания, М.Е. Месмахер немедленно присупил к составлению проектов, которые лично представил Императору Александру III. Изучив проекты, император тогда же, 6-го июля 1892 года одобрил их.
В сентябре 1892 г. управляющий Массандровским имением телеграфировал в Петербург: "Согласно приказания Вашего Сиятельства к заготовке материалов Массандровского дворца приступлено". В одном из отчетов Месмахер писал, что для такой "солидной" постройки отбирались материалы только высокого качества: "хороший песок, добываемый в Гурзуфе" (который предварительно промывался водой, чтобы вывести морскую соль), "хорошего качества известку и кирпичи доставляли из Феодосии, отбирался для строительства только хороший, выдержанный сухой лес".
Весной 1893 г. начались работы по частичной перестройке фасадов и составлению рисунков для внутреннего убранства дворца. Летом 1894 г. рисунки были готовы и Александр III, как вспоминает об этом Месмахер, "во время одной из прогулок по Массандровскому парку соизволил милостиво упомянуть о рассмотрении их".
Как же вышел Месмахер из затруднительного положения в связи с маломерностью старого здания?
Полезную площадь дворца он увеличил в основном за счет дополнительного количества открытых галерей, террас, больших лестниц, балконов, а также сделал некоторые пристройки: в частности, дополнил площадь помещения вестибюля первого этажа и, соответственно, на втором этаже пристроил прихожую, сделал глубокую нишу в кабинете Императора, увеличил объемы ванных комнат на женской и мужской половине. Самой крупной перестройке подвергся южный фасад дворца: вместо одноярусной башни появилась трехярусная, ее высокое завершение дополнилось золоченой скульптурой двуглавого орла (отливал В.К. Рейтардт по модели скульптора В.М. Жилкина).
Внутренняя планировка комнат почти не изменилась, только было сделано большое количество дверей для более удобного пользования комнатами. Для отопления и вентиляции всех внутренних комнат проведена в старых стенах полная сеть труб и каналов. Во время работы оказалось необходимо нужным для предохранения фундамента и стен дворца от всякой сырости обвести строение с двух сторон рационально устроенною дренажною канавою, а фундаменты обкладывать изолирующими бетонными стенами.
Особенно большая работа была проведена по оформлению и украшению наружных стен дворца, чтобы придать дворцу нарядность и праздничность: "Старые наружные каменные карнизы, пояски, наличники и проч. сняты, перетесаны по новым шаблонам, уложены и подняты на места. Для украшения наружных новых стен, выведенных большей частью из чисто обтесанного и обновленного местами камня, вытесана часть орнаментов, капителей, гирлянд и другие скульптурные украшения по особо заказанным моделям".
Одним из главных условий, выдвинутых Месмахером при заключении договора о перестройке дворца, было непременное участие в строительстве верного его помощника, осуществлявшего вместе с ним многие петербургские постройки, архитектора Оскара Эмильевича Вегенера. С 1893 г. и до окончания строительства дворца в Массандре он руководил всеми работами. Подводя итоги его труда, Управляющий Массандрой писал в Департамент уделов, что именно "трудами и заботой Вегенера... главным образом была возведена постройка,.. производя непосредственно, без сметы, все работы по постройке, г. Вегенер своею добросовестностью и аккуратностью сберег не один десяток тысяч денег Его Величества". О.Э. Вегенеру было поручено следить за порядком, чистотой и дисциплиной в имении во время Высочайших приездов в Крым в 1893, 1898, 1900 и 1902 годы.
Как отмечал Вегенер, все работы по строительству дворца выполнялись только местными рабочими.
Работы продвигались успешно, все шло своим чередом. Еще летом 1894 года Александр III, прогуливаясь по Массандровскому парку, согласовывал с Месмахером вопросы внутренней отделки дворца, а в ноябре последовало распоряжение Главного управления уделов: "В виду последовавшей кончины Государя Императора Александра Александровича... общий план проектированных в имении Массандра построек должен измениться. Работы должны ограничиться только достройкою самого дворца, внутренним его убранством: никаких флигелей — ни кухонных, ни конюшенных — не потребуется, а нужно будет только так называемая приспешная кухня и достаточно просторный сторожевой дом для помещения лица, которому будет поручен надзор за дворцовыми помещениями".
Как будто какой-то злой рок мешал строить и обживать дворец.
Николай II не спешил покинуть Ливадию, напротив, он именно там решил построить новый Большой дворец.
В Массандру Романовы приезжали только на дневной отдых во время прогулок в лес, в горы, на пикники, на охоту. Но в память об отце, Николай II приказал окончить строительство Массандровского дворца.
Строительные и отделочные работы неспешно продолжались. От прежнего впечатления суровости бушаровской постройки не осталось и следа. В соответствии с духом времени архитектор приказал стесать серый камень старого здания и облицевать его светло-желтой метлахской плиткой. На ее фоне контрастно выделялись массивные блоки руста и красивые резные картуши из крымского известняка, добытого совсем рядом в каменоломне Массандры.
Таким образом, почти не увеличивая в объеме существующее сооружение (это соответствовало желанию заказчика), Месмахер развил первоначальный архитектурный замысел Бушара в сторону большей декоративности и живописности, что отвечало требованиям историзма в архитектуре второй половины XIX века. Он как бы "одел" прежний каркас в богатый пластический убор. Архитектор сохранил средневековые детали старой постройки и ввел много ренессансных и барочных элементов, главным образом за счет каменного декора. В окончательном варианте дворец приобрел характер архитектуры раннего французского барокко — стиля Людвика XIII.
Месмахер стремился удовлетворить возросшие требования дворцового обихода, как он сам об этом писал. В связи с этим он решает почти полностью сохранив весь объем бушаровского дворца, в торцовых — южном и северном фасадах, сделать небольшие пристройки, в которых он и разместил просторные и светлые ванные комнаты царских особ. Ванную Императора архитектор оформляет великолепными голландскими керамическими плитками, а в ванной императрицы, отделанной красным деревом, двери и створки шкафов и туалетных столов украшает изящными росписями, выполненными акварелью по дереву (в технике довольно сложной и редко встречающейся в оформлении интерьеров).
Несмотря на незначительные перестройки, внешний облик дворца сильно изменился. Это было вызвано прежде всего смещением композиционных акцентов в планировке архитектурных объемов. В раннем дворце в восточном фасаде главную роль играли две средневековые башни, выступающие на гладкой стене. Теперь Месмахер, пристраивая на первом этаже вестибюль и прихожую на втором, создает центральный ризалит, превышающий объемы соседних башен. Он завершает его могучим фронтоном с резными барочными украшениями и флагштоком.
В ту пору подъехать ко дворцу можно было только с восточной стороны (дорога, подводящая ныне к западному фасаду дворца, была проложена позднее). Для того, чтобы сделать этот главный фасад более торжественным, Месмахер строит здесь красивую, закругленную в плане лестницу, как бы охватывающую центральный ризолит широким маршем ступеней. Южную башню с четырехскатной кровлей (у Бушара она была небольшой), он поднимает над уровнем крыши и, подчеркивая ее главенствующее положение, завершает медной позолоченной фигурой двуглавого орла, который был виден изо всех точек Ялты и ее окрестностей.
Связь с традицией южнобережной застройки подчеркивалась большим количеством балконов, террас, галерей, наружных лестниц, с ажурными решетками и баллюстрадами, которые буквально опоясали западный фасад дворца, открыв доступ к солнцу, воздуху, природе.
Типичный для Южного берега интерес к силуэту и виду крыши выразился в ее особенно живописной форме. Разнообразная по высоте и профилю кровля, выложенная в традициях французской архитектуры чешуйчатым графитным шифером, красиво оформленная мансарда, дымовые и вентиляционные трубы и разнообразные украшения: фронтоны, картуши, вазы, ажурные решетки и баллюстрады, — все это составило удивительный по красоте и великолепно вписавшийся в окружающий ландшафт облик дворца, словно волшебством перенесенного из детской сказки Шарля Перро в другую страну.
Но если в стиле Месмахер неуклонно следовал известному образцу, импровизируя на тему раннего французского барокко, то в конструкциях и в отделке использовал новейшие материалы и достижения техники, намного опередив в этом своих современников.
Прочность и долговечность сооружению должны были обеспечить тщательно продуманная система дренажа, железные балки, введенные в межэтажные перекрытия и цельнолитые бетонные своды. Дворец оборудовали паровым отоплением, электрическим освещением, в стены искусно вмонтировали мощную и до сих пор хорошо действующую систему вентиляции.
Все инженерные работы осуществлялись по проекту и под непосредственным наблюдением профессора С.Д. Лукашевича, в течение многих лет сотрудничавшего с Месмахером в сооружении петербургских зданий и дворцов.
Дворец в Массандре стал "лебединой песней" архитектора, последней его постройкой в России. Сюда были вложены весь его опыт, огромные знания в области истории искусства, его умение достигать синтеза как в самой архитектуре, так и в каждой мелочи убранства.
В музее Академии художеств в Петербурге хранятся эскизы и проекты оформления Массандровского дворца, их сотни: рисунки мебели, обивочных тканей, изразцов, наброски декоративных росписей стен и плафонов, резных и лепных украшений, даже определен порядок размещения вещей в интерьерах. Каждому из помещений, будь то столовая, кабинет императора или императрицы, опочивальня, придан свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма.
В оформлении использованы разные породы дерева, сложная рельефная резьба и лепка. Холлы и коридоры облицованы красочными изразцами, некоторые двери представляют собой настоящие панно, выполненные в технике выжигания по дереву. Отдельные створки имеют роспись акварелью, закрепленную особым способом.
Даже утратив в процессе неумелой эксплуатации часть своей отделки (в частности, изумительную роспись стен и плафонов), дворец все равно продолжает производить неизгладимое впечатление. Этим он в значительной степени обязан мастерам-производителям (в первую очередь О. Э. Вегенеру) и ученикам Месмахера, которые воплощая его замысел, оформляли дворец. Кроме того, к отделке привлекались известные петербургские художественные фирмы, приобретшие большой опыт в процессе создания многих архитектурных сооружений северной столицы.
Увы, полностью осуществить свой замысел Месмахеру так и не пришлось. После неожиданной смерти Александра III некоторые строительные и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, не получил декоративного оформления III этаж.
Последним в комплексе предполагавшихся зданий оказался корпус машинного отделения (1898-1901 годы), целиком и полностью спроектированный зодчим. Еще издали привлекает внимание это здание оригинальной архитектуры, расположенное неподалеку от дворца в густой зелени деревьев. Один из его флигелей напоминает китайскую пагоду, другой поражает необычной для крупномасштабной архитектуры округлостью своих форм, а глядя на высокое сооружение, красиво оформленное в виде минарета, трудно догадаться, что это всего навсего простая дымовая труба.
Метлахские плитки, красочные изразцы, блестящая на солнце ярко желтая, зеленая, коричневая черепица, сплошь покрывающие стены и крыши этого здания, придают ему неповторимое художественное своеобразие.
Вместо машинного отделения Месмахер планировал построить большой хозяйственный корпус, многообъемный, разновысотный, в 1-2-3 этажа, с мансардами, башнями, где должны были разместиться все службы. Но так как после смерти Александра III Управлением уделов было дано распоряжение "никаких построек не возводить" этот проект не был осуществлен.
Однако Месмахер "счел своим долгом обратить внимание на то обстоятельство, что невозможно оставлять дворец со столярною отделкою его безо всякого отопления и что ввиду исполненного уже во всем дворце приспособления для пароводяного отопления, а также ввиду предположенного электрического освещения Дворца, необходимо теперь же построить отдельное помещение для парового котла и динамомашины". Эта рекомендация архитектора была принята, и Месмахер создает новый проект хозяйственного корпуса, где и разместилась динамомашина, помещения для аккумуляторов, парового котла, угольного склада и две комнаты для кочегара и электрика. Длинный тоннель, в котором размещались коммуникации, соединил машинное отделение с дворцом.
В перестройке Массандровского дворца Месмахер был в какой-то степени скован предыдущим архитектурным проектом. Здание машинного отделения он проектирует и строит самостоятельно. Здесь он смог свободно проявить свой талант, в большей степени выразить дух эпохи.
Во дворце Месмахер выступает как предвестник модерна — он применяет в нем новые материалы и художественные приемы оформления, которые станут ведущими в искусстве нового направления — модерна (живописные майоликовые изразцы, метлахская и керамическая плитка в отделке фасадов и интерьеров, витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской, акварельные панно по дереву).
Здание машинного отделения он уже полностью строит в стиле модерна. Это одно из первых сооружений на Южном берегу Крыма, построенное в новом стиле. Внешний вид его тесно связан с функциональным назначением. Его мягкие обтекаемые формы словно повторяют очертания находящихся внутри машин, их геометрический абрис. В решении основных объемов здания использованы элементы восточной архитектуры, но они стилизованы здесь под модерн. Главный элемент в создании художественно-декоративного образа постройки — изразцы и поливная черепица.
Дворец и машинное отделение, разные по своим архитектурным стилям, Месмахер объединяет цветом, вводя в облицовку этих зданий одинаковые светло-желтые метлахские плитки. Связующим звеном между ними являются подпорные стены, которые отделаны такой же плиткой и поливной черепицей, что создает ощущение колористического единства всего ансамбля дворцовых построек. В акте по приемке дворца в 1902 году говорилось: "Комиссия признает, что все устройство дворца и машинного здания выполнено в техническом отношении безупречно не только в существенных частях, но и в деталях".
К сожалению, продлить поиски новых пластических решений модерна Месмахеру не пришлось. Машинное отделение, так же как и дворец, было последним сооружением архитектора в России. В 1897 году он уехал в Дрезден.
Месмахер проектировал и оформление придворцовой части парка, создавая единый дворцово-парковый ансамбль. Уже при Николае II он вносит дополнения в проекты и выстраивает против восточного фасада дворца довольно высокую подпорную стену, чтобы предохранить дворец от ливневых вод и возможных оползней. Сделав стену полукруглой, он тем самым композиционно связал ее с парадной лестницей дворца, образовав красивый court d'honneur (курдонер - внутренний дворик).
На парапетах стены были установлены крупные декоративные вазы, высокие колонны с ажурными металлическими украшениями, большие арки, оформленные сочными барочными рельефами. В южной арке, возле старого подъезда ко дворцу, была установлена прекрасная копия с известной работы греческого скульптора Праксителя (IV в. до н. э.) "Меркурий с младенцем Дионисом". В северной арке располагалась копия скульптуры Праксителя "Аполлон-Сауроктон" ("Аполлон, смотрящий на ящерицу").
Въездные ворота "охраняли" львы — скульптурные отливки (выполненные в мастерских Академии художеств в Петербурге) с работы известного французского скульптора-анималиста А.Л. Бари (1796-1875). Вся подпорная стена была оформлена майоликовыми плитами, красной поливной черепицей. В нее было вмонтировано шесть фонтанов с маскаронами сатиров и наяд (эти маски утрачены и заменены масками львов). По своему архитектурно-художественному решению эта подпорная стена органично вошла в общий дворцово-парковый ансамбль.
Перед западным фасадом дворца Месмахер спроектировал настоящий регулярный французский парк с последовательно снижающимися террасами. Верхнюю и нижнюю занимают цветочные партеры, среднюю украшает большой фигурный бассейн. За террасами вниз по склону начинались сенокосные луга, далее — штамбовые фруктовые сады. Над этой зеленой каймой, как на огромном пьедестале, дворец смотрелся сказочным замком.
Вся придворцовая часть парка, занимающая около 1,5 десятин, была украшена скульптурами. Они были установлены вокруг дворца, на подпорных стенах, в нише второго этажа и на открытом в то время балконе. Всего было установлено 29 скульптур и 6 декоративных ваз. Согласно архивным документам, скульптуры изготовлялись из искусственного камня и отливались из гипса. Статуи из искусственного камня (их было 12) были выписаны через петербургскую фирму "Кос и Дюр" из Метлаха и обошлись в среднем по 250-300 рублей. Гипсовые скульптуры также были отлиты за границей и представляли собой копии статуй из Императорского Берлинского музея изящных искусств. Некоторые гипсовые скульптуры были окрашены масляными красками под цвет мрамора. Статуи изображали античных богов, философов, аллегории различных искусств и наук.
Интересна расстановка этих скульптур: все женские статуи располагались на юго-западной части партера, прилегающей к южной — женской — части дворца (где размещались комнаты императрицы). Мужские статуи — на северной и восточной части партера (у комнат императора). Аллегории "Науки" и "Искусства" были установлены на веранде перед окнами бильярдной. Ниже, на тумбах южной баллюстрады террасы партера, были размещены статуи-аллегории "Скульптура", "Архитектура" и "Художество".
У бассейна, ниже сохранившихся "Сфинксов", стояли скульптуры "Помпеянка" и "Римлянка". Мужские статуи располагались у дворца и в основном на пилонах-контрофорсах северной подпорной стены. Среди них были "Цезарь", "Эсхил", "Софокл", "Аполлон с Вакхом", "Центавр" и другие. На балконе была установлена скульптура "Вакха льющего" (возможно, копия работы итальянского мастера Якопо Сансовино). В нише галереи (у кабинета Императора) размещалась скульптура "Давид с головой Голиафа" (возможно, копия работы итальянского скульптора Вероккио).
В архивных документах не приводятся точные названия скульптур, нет ссылок и на авторов подлинных произведений, с которых были сделаны копии. Сохранившиеся фотографии тех лет, в основном любительские, весьма несовершенны и не дают полного представления о характере скульптур.
К сожалению, большая часть скульптур, украшавших дворец, не сохранилась. Некоторые из них были сделаны из недолговечного материала и уже к 1909 году были сильно повреждены, что вызвало необходимость снять их. Об этом писал Министр двора: "Имея в виду, что дворец в Массандре до сих пор не получил никакого назначения, необитаем и занят быть не может без новых больших затрат на его меблировку, постройку служебных при нем зданий, я со своей стороны полагал бы возможным поврежденные гипсовые статуи не возобновлять... На случай возможного в будущем желания восстановить упоминаемые наружные украшения дворца в первоначальном виде, сохранить снятые с них фотографии, и описать подробно настоящее расположение их и наименования".
Некоторые из скульптур были утрачены уже в советское время.
Уцелело лишь 6 скульптур: два сатира, два дракона (иногда их называют химерами), два сфинкса. Последние, очевидно, были сделаны здесь, на месте, по моделям, привезенным из Петербурга и выполненным скульптором А.Г. Бауманом, работавшим над оформлением Массандровского дворца. Сохранившиеся скульптуры в сочетании с романтическими формами самого здания вызывают ассоциации с французскими сказками, античными легендами и мифами, помогают лучше воспринять этот своеобразный архитектурный памятник прошлого.
Около окон столовой были установлены большие фарфоровые вазы для цветов, изготовленные по специальному заказу на фабрике М.С. Кузнецова. Парадную лестницу украшали вызолоченные вазы для цветов. Отдельные детали оконных решеток первого этажа, решетки, ограждающие лестницу, ведущую к кабинету Императора, также были вызолочены.
У западного фасада поражают своей грандиозностью две секвойи, достигающие 35-35 метров в высоту и около 9 метров в обхвате. Им уже более ста лет, посажены они были в середине 90-х годов XIX века, когда дворец перестраивался Месмахером. Подпочвенные воды, проходящие в этом месте, питали молодые корни деревьев и способствовали бурному их росту.
Массандровское имение было очень богато водными источниками, что дало возможность создать вокруг дворца целую композицию фонтанов. Вода из одного источника подводилась к фонтану, сооруженному из диабаза еще в 1839 году при Воронцовых в верхней части лесопарка. Разветвляясь на целый ряд фонтанов, устроенных в подпорной стене восточного курдонера и украшенных декоративными масками, вода подходила к фонтанам западного фасада у подножия скульптурных сфинксов и спускалась в бассейн с фонтаном в центре. Бассейн играл и утилитарную роль: в нем собиралась вся отработанная вода из дворца, которая потом шла на полив лугов и садов в нижней части парка.
Фонтаны, скульптуры, сама планировка придворцовой части парка и другие элементы ее оформления в сочетании с величественными секвойями, пихтами, магнолиями, множеством роз и самых разнообразных цветов и вьющихся растений придали необычайную выразительность дворцовому ансамблю.
В марте 1902 года появился очень важный для истории строительства дворца документ — акт его приемки, в котором О.Э. Вегенер со скрупулезной точностью учел все расходы по строительству. Общая стоимость дворцовых зданий в Массандре (т.е. дворец и машинное отделение) составила 978 443 рубля 42 копейки — узнаем мы из этого акта. Расходы производились не за счет казны, а из денег кабинета императора.
Месмахер писал: "...работы как по внешней, так и по внутренней отделке дворца... исполнены с таким старанием, так солидно и добросовестно, что он, как я надеялся, вполне может оправдать оказанное мне Августейшим заказчиком милостивое доверие".
Но Романовы не переехали во дворец. После приемки дворца его редко посещала царская семья. Богатой публике было дозволено осматривать его, купив на то билет в конторе управления имениями. В путеводителях тех лет писалось: во дворце "обстановки нет никакой". Действительно, дворец не был меблирован и украшен произведениями искусства. Многое из задуманного Месмахером по его оборудованию осталось лишь в проектах архитектора. Но дворец вызывал интерес. Ялтинский горный клуб, который организовывал экскурсии по достопримечательностям города и окрестностям, приглашал желающих осмотреть дворец.
После 1914 года царская семья не приезжала в Крым, редко навещали Массандру и родственники царствующей фамилии. Дворец охранялся вахтером-смотрителем и двумя сторожами. В казарме для семейных служащих, построенной Николаем II у въезда в имение, размещалось и небольшое воинское подразделение.
Источники:
Пальчикова А.П. Массандра. Дворец. Парк. Усадьба. Очерк-путеводитель. - Симферополь: СОНАТ, 2003.
Авторы фотографий Ольга Иутина, В.Н. Дмитренко, И.И. Романенко, А.Ю. Чугуй.
Объявления
Юмор на отдыхе
Новый русский в состоянии глубочайшего похмелья обнаруживает себя на краю пустыни Сахара в ластах, маске и с радиотелефоном в руке. Вглядываясь в бесконечные пески, бурчит под нос:
– Ничего себе, пляж отгрохали.