Владимирский собор в Херсонесе
Так исторически сложилось, что в Севастополе два собора, освященных во имя святого князя Владимира. Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию. В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А.С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические раскопки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году император Николай I, уступив просьбе адмирала М.П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе.
В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже был разработан проект, но помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.
Только 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора Александра II и его семьи. После молебна Александр II и Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.
Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.
Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю — украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Но на внутреннюю отделку денег не хватило. Настоятель монастыря архимандрит Иннокентий отправился в Санкт-Петербург с ходатайством о выделении недостающих средств для завершения строительства. Его просьбу поддержал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, и для окончания отделочных работ было выделено 300 тысяч рублей, по 100 тысяч рублей ежегодно в течение трех лет.
Расписывали собор святого Владимира известные художники А.И. Корзухин, П.Ф. Тихобразов, В.И. Нефф, М.Ю. Арнольд, И.А. Майков, И.Т. Молокин под руководством академика Н.М. Чагина. На южной и северной стенах нижнего храма изобразили крещение князя Владимира и крещение в Днепре киевлян. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса.
Верхний храм украсили работы А.И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, которая предохраняла их от главного врага — влаги. Так была выполнена «Тайная вечеря», занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И.Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского.
Внутреннее убранство собора было богато. Стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, арочные окна первого яруса опирались на мраморные колонны, образуя таким образом галерею. Полы украшала мозаика, в окна вставили цветные стекла.
Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. И наконец 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас.
Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.
В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, она хранилась в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.
В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефросиния, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилась несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богородицком соборе.
Во Владимирском соборе находились также 115 частиц мощей святых.
Во Владимирском соборе был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солодчина) небольшой придел, освященный в честь преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году.
В 1922 году из монастырских храмов, в том числе и Владимирского собора, были изъяты утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горрайисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. А вернее было бы сказать, той его части, которая оставалась еще незанятой. Однако Херсонесской обители не было дано даже недолгой спокойной жизни. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквях, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».
В 1924 году церкви монастыря были закрыты. Прихожане обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, предлагали найти способ сосуществования музея и монастыря. Например, установить определенное время для богослужений, тем более что они проводятся утром и вечером, когда туристов не бывает, все остальное время в храмах могли бы проводиться экскурсии. Община просила оставить им храм Святых Семи Священномучеников, который не представлял исторической ценности. Но эти предложения верующих не были поддержаны властью. Тогда верующие направили жалобу в Президиум ВЦИК, и пока их дело рассматривалось, в храмах проводили службы. Общине также передали мощи святых, хранившихся ранее во Владимирском соборе. В ковчеге в виде Евангелия находились мощи святого князя Владимира, в другом ковчеге, закрытом серебряной пластиной, сохранялись мощи 94 святых. Их имена были написаны над отверстиями, сделанными в пластине и залитыми слюдой. В икону святого Сергия Радонежского был вмонтирован медальон овальной формы с его мощами. Однако в декабре 1924 года провели кампанию по вскрытию святых мощей. Для этого создали специальную комиссию, в которую вошли священники протоиерей Иоанн Федоров, протоиерей Сухорученко, иеромонах Херсонесского монастыря Августин, врач А. Невский и прихожане Лазарь Ефимович Веревкин и Фома Игнатович Гончаров. Об итогах вскрытия составили официальный акт.
В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников.
В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет. У них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом. После закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой — теперь она стала собственностью музея. Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало — единственным хозяином здесь стал Херсонесский музей.
Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.
После закрытия собор обветшал и стал разрушаться, имущество неоднократно грабили. Например, в сентябре 1925 года в собор пробрались грабители, которые разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма.
Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.
После войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними — трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.
В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы должны быть проведены в два этапа. Первый закончился 28 июля 2001 года, проведены все внешние строительные работы: возведены разрушенные стены, купол покрыт медной кровлей, установлен крест, в окнах снова красуются витражи. К 2006 году были закончены восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов.
5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л.Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.
У этого колокола своя, очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой — неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол... вылит... святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом... пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа... числа». Колокол пережил гражданскую войну и Вторую героическую оборону Севастополя, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал. Только иногда неугомонные мальчишки бросали в него камешки и слышали в ответ негромкий звон. Но вот закончилось молчание колокола, началась новая жизнь.
Местонахождение собора: Херсонес, ул. Древняя, 1 (посмотреть на карте).
Крым: православные святыни: путеводитель. Сост. Е.М. Литвинова. — Симферополь: "РуБин", 2007.
Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.
Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь, "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.
Объявления
Юмор на отдыхе
Из дневника дамы, путешествующей на лайнере по Атлантическому океану.
“Понедельник. Проходя мимо меня, капитан ласково мне улыбнулся.
Вторник. Утром капитан пригласил меня на капитанский мостик…
Среда… Сегодня капитан сделал мне неприличное предложение.
Четверг. Капитан грозит, что потопит корабль, если я не уступлю его домогательствам.
Пятница. Как я счастлива…
Нынешней ночью мне удалось спасти от верной гибели четыреста пассажиров, среди которых много женщин и детей!”