Караимские кенасы
Комплекс караимских кенас
Комплекс караимских кенас находится в центре средневековой городской застройки. На улице Караимской, кроме комплекса караимских кенас, расположены и другие исторические достопримечательности: жилые постройки XVIII века, дом молитвы христиан веры евангельской, здания двух еврейских синагог, жилой дом, в котором останавливался великий польских поэт Адам Мицкевич, остатки турецких бань, крепостные ворота. По праву эта улица включена в экскурсионный маршрут "Малый Иерусалим".
Строительство комплекса кенас началось в 1803 году на месте первого караимского храма в Евпатории, а архитектурный облик ансамбля формировался в течение первой половины XIX столетия. В дальнейшем неоднократно перестраиваемый, комплекс дошел до нашего времени измененным, но не утратившим своего великолепия.
После получения караимами Высочайшего разрешения, строительство комплекса возглавила известная и влиятельная в Крыму караимская семья Бабовичей. Архитектурная часть строительства была возложена на Самуила Бабовича, а заведывание финансами – на его брата Сулеймана (Соломона) Бабовича. Удивляет тот факт, что Самуил Бабович, окончивший церковно-приходскую караимскую школу и не имевший какого-либо иного образования, создал уникальный архитектурный ансамбль, поражающий простотою, продуманностью планировки, умелым использованием мрамора в декоре и неповторимой аурой.
По своим габаритам комплекс караимских кенас в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, то есть 60 на 30 метров) и в нынешнем виде включает несколько внутренних двориков, целый ряд построек и объектов. К ним относятся портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, здания Большой (Соборной) и Малой кенас, монумент Александру I, двор и здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната, кафе караимской национальной кухни. По существу это своеобразный религиозно-культурный центр, в котором соединились практически все общинные институции.
Портал главного входа с большими ажурными металлическими воротами выполнен в 1889-1890 годах. Прежний вход располагался перпендикулярно аллее Виноградного дворика и полностью гармонировал с древним восточным обликом всего комплекса.
Виноградный дворик – первый из трех, следующих один за другим, дворов. Задачей этих двориков, по замыслу создателей комплекса, была подготовка верующих к восприятию молитвенного настроения еще до вхождения в храм.
Слева от входа находится мраморный емкостной фонтанчик для омовения рук перед молитвой. Сооруженный в 1851 году на средства Тотеш Шайтан, он является одним из трех сохранившихся ритуальных фонтанчиков (остальные датируются 1825 и 1832 годами).
Виноградный двор весь укрыт металлическим трельяжем, по которому вьются ветви виноградных лоз, дающих прекрасный урожай. Они придают комплексу своеобразное очарование и создают живительную прохладу во время летнего зноя. Одной из лоз, как полагают караимы, не менее ста лет; известны случаи, когда возраст винограда в Крыму приближался к двум столетиям.
По обеим сторонам дворика в стенах установлены 22 большие мраморные плиты, украшенные растительным орнаментом с письменами на библейском языке. Плиты эти рассказывают о важнейших событиях из жизни крымских караимов, общественных деятелях, ученых и благотворителях, оказавших своему народу различные услуги, жертвовавших на строительство храмов и школ, оснащение училищ, помощь нуждающимся. Самая древняя из плит датируется 1790 годом. Таким образом, эти плиты представляют летопись караимской общины конца XVIII – начала XIX веков.
В восточной стене дворика между мраморными плитами расположены арочные ниши. В них когда-то выходили окна религиозной школы, находившейся за стеной.
5 января 1994 года во дворе была установлена мраморная мемориальная доска, посвященная караимам, погибшим во время войн и террора.
Этот двор является продолжением Виноградного. Он весь покрыт белыми мраморными плитами, отчего и получил свое название. Начинается он арочной перголой, доходящей до углов зданий Малой и Большой кенас, далее продолжается вдоль стен обоих храмов и за портиком Малой кенасы соединяется с двором ожидания молитвы. В центре шатрового металлического навеса, опирающегося на четыре аркады, находится большая дубовая резная шишка с подвешенным светильником.
Посреди двора, меж стенами кенас, возвышается массивный беломраморный монумент с надписями на русском и караимском языках. Воздвигнут он евпаторийской общиной в честь императора Александра I, посетившего караимский храм 1(13) ноября 1825 года. Памятник этот является единственным знаком пребывания российского самодержца в Евпатории. В течение 80 лет на памятнике отсутствовал позолоченный двуглавый орел, венчавший обелиск, и только в августе 2007 года исторический вид монумента был восстановлен. Это знаменательное событие произошло благодаря финансовому участию севастопольца М.М. Чалого и караимской общины Евпатории.
На стенах обеих кенас помещены 10 мраморных досок с краткими стихами религиозного содержания; эти псалмы звучат у караимов в утренних и вечерних молитвах.
В металлических оградах Мраморного двора имеются две калитки, одна из них ведет к мемориалу, другая – в лапидарий.
В лапидарии, сооруженном во дворике Большой кенасы, представлены остатки надгробий караимского кладбища, которое является древнейшим из когда-то существовавших в городе.
В настоящее время караимское кладбище практически полностью разрушено. В XX веке оно как минимум трижды подвергалось актам вандализма. Кладбище пострадало в предвоенное время при мощении тротуаров улиц и в 60-х годах при сооружении фундаментов мясокомбината. Акт вандализма 80-х годов привел к окончательному разрушению кладбища и массовому надругательству над могилами. В настоящее время невозможно провести какое-либо исследование или научный анализ состояния кладбища.
Безмогильные памятники были размещены на территории комплекса для сохранности в 1995-1999 годах. Наряду с древними известняковыми надгробиями седловидной и гробообразной формы в лапидарий представлены дорогостоящие мраморные памятники выдающимся караимам.
Великолепно выполненное надгробие из черного мрамора в виде дивана было установлено на могиле городского главы Евпатории, российского дворянина, участника обороны Севастополя 1854-855 годов гахама Самуила Моисеевича Панпулова. Своим самоотверженным трудом, направленным на восстановление разрушенной после Крымской войны Евпатории, дальнейшей общественной деятельностью на благо города он снискал заслуженную славу и честь, благодарную память и уважение горожан. Заслуги С.М. Панпулова были отмечены 21 государственной наградой.
Под высокой беломраморной стелой покоился Вениамин Бабакаевич Тонгур, основавший на личные средства бесплатную сельскохозяйственную школу в Кара-Тобе (ныне совхоз-техникум "Прибрежное" в 9 километрах от Евпатории).
Невысокий черный обелиск – с могилы Ильи Ильича Казаса. Поэт, философ, полиглот, в истории Крыма Илья Ильич известен как выдающийся педагог и просветитель, основатель татарской педагогической школы в Симферополе, инспектор Александровского караимского духовного училища в Евпатории, цензор татарской газеты "Терджуман" ("Переводчик"), автор многих пособий и учебников для татар и караимов. По его книгам обучались студенты Москвы и Санкт-Петербурга.
Мраморная лестница во дворе ведет в женское отделение Большой кенасы.
Двор ожидания молитвы представляет собой небольшую четырехугольную площадь, огороженную с трех сторон аркатурой с глухими стенами, а с четвертой стороны – западной – открытой аркадой. Первоначально двор был наполовину выстлан белыми мраморными плитами, наполовину – известняковыми. Сейчас все покрытие двора выполнено известняковыми плитами, и только два визуальных зондажа дают представление о старом покрытии.
В стенах между колоннами арок установлены 15 беломраморных орнаментированных мемориальных плит, среди которых выделяются две с горельефным изображением имперской символики. Одна плита с инициалами "Е II", "П I" и "А I" установлена в ознаменование присоединения Крыма к России и свидетельствует о заслугах лиц, возглавлявших караимов в период царствования Екатерины II, Павла I и Александра I. Вторая – с инициалами "A I", "H I" и "А II" – поставлена в память о Симе Бабовиче, возглавлявшем караимов при означенных царях и обессмертившем свое имя многими заслугами перед народом.
На противоположной стене двора привлекает внимание плита с изображенным внизу инструментарием. Установлена она в честь табачного магната России Соломона Когена, основавшего в Евпатории первое в Крыму бесплатное ремесленное училище для обучения детей разных национальностей.
Арочный проем в углу двора когда-то являлся еще одним входом на территорию храма. Он выходил в переулок, населенный караимами. Расположенный рядом со входом мраморный фонтанчик для омовения рук перед молитвой сооружен в 1832 году караимом А. Леви из Иерусалима.
Рядом с фонтанчиком установлены мраморные солнечные часы. По ним встарь верующие караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда ношение всяких предметов наставниками караимской веры строго запрещалось.
Посредине двора между столбами металлической перголы находится место для кровного жертвоприношения. Один раз в году (конец июля – начало августа) к полудню все караимы собираются в кенасе, где читают траурные молитвы, скорбя о разрушении Иерусалимского храма. Затем совершается курбан – заклание жертвуемых прихожанами барашков, мясо которых раздается нуждающимся членам общины.
Через центральный проем западной аркады можно пройти в металлическую беседку с усеченной конусообразной крышей. Своей формой беседка, отражая далекое прошлое крымских караимов, напоминает юрту кочевников. Это сравнение усиливается во время проведения осеннего праздника урожая, когда беседка изнутри украшается коврами. Верх и входы беседки на время праздника покрываются зеленью и цветами, а к потолку подвешиваются всевозможные фрукты и овощи. После молитвенных песнопений и освящения плоды съедаются взрослыми прихожанами и детьми.
Насильственное закрытие Малой кенасы советской властью состоялось в 1927 году. Богослужение возобновилось лишь в 1942 году в период оккупации Евпатории немецкими войсками. 30 мая 1959 года после утренней молитвы в храм ворвались воинствующие атеисты и на глазах у верующих ломами и топорами разрушили алтарь. Так был закрыт последний караимский храм на Украине.
На момент передачи Малой кенасы караимской общине Евпатории в 1990 году здание храма представляло собой удручающее зрелище: отсутствовала часть черепичной кровли, на крыше росли деревья, были полностью демонтированы полы, балкон для женщин, системы отопления и освещения, отсутствовали лепные украшения и орнаментальная роспись. Усилиями евпаторийской общины и при финансовой поддержке караима из Франции Михаила Семеновича Сарача Малая кенаса была восстановлена к 4 сентября 1999 года.
По объемно-планировочному решению и архитектурному исполнению Малая кенаса копируют древнейшую в Крыму кенасу Джуфт-Кале. Здание представляет в плане ориентированный в длину по оси север-юг прямоугольник размером 13,8 на 6,7 метра. Высота потолков достигает 5,5 метра. Отношение стороны (2:1) соответствует пропорциям святилища Храма Соломона в Иерусалиме.
С севера к зданию примыкает частично остекленный портик с шестью мраморными колоннами. Здесь прихожане оставляют обувь перед вхождением в храм. Тут же располагается помещение священнослужителя. Входом из портика в помещение храма пользуются только мужчины.
Оконная триада южной стены является традиционным архитектурным элементом караимских храмов старой постройки (Кале, Феодосия, Тракай, Галич, Евпатория).
Внутреннее храмовое пространство условно делится на три части. У южной (противоположной входу) стены на возвышении находится алтарь, внутри которого хранятся пергаментные свитки Сефер-Тора (Пятикнижия Моисеева). Часть помещения от алтарной возвышенности до колонн, поддерживающих балкон женского отделения, именуется шулхан ("духовная трапезная"). Под балконом женского отделения располагаются немощные старцы, больные и те, кто хранит траур по умершим родственникам. Эта часть называется мошав зекеним ("место для старцев").
За восточной стеной расположена каменная лестница, ведущая в женское отделение – эзрат нашим, отделенное от шулхан густой деревянной решеткой, которая скрывает лица молящихся женщин. В караимском восприятии храм – это место, где говорят и думают только о Боге, поэтому ничто не должно отвлекать прихожан от молитвенного настроения.
За несколько веков существования Малая кенаса неоднократно перестраивалась и сильно видоизменилась. По свидетельству современников, в 20-х годах XX столетия нетронутыми оставались лишь деревянная аркада и дубовый резной потолок в мошав зекеним, а также две хрустальные люстры, одна из которых была выполнена в XVII столетии.
Украшение караимских храмов составляли росписи растительного и геометрического орнамента, лепнина, позолота, люстры, семисвечники, светильники, серебряная утварь, ковры, тканевые вышивки шелком, серебром и золотом. Великолепием деревянной резьбы отличался балкон для женщин. Антропоморфные и зооморфные изображения не допускались.
Главное место в храме занимал искусно выполненный и богато украшенный алтарь. Нынешний алтарь Малой кенасы был изготовлен в 1914 году в Австрии и находился в караимском храме города Галича. Перед закрытием кенасы галичанам негласно было предложено забрать все предметы ритуалитета, что и было незамедлительно исполнено. Все храмовое имущество в течение 35 лет хранилось в подвалах, на чердаках и в пристройках в домах у караимов. В 1994 году с согласия караимов Галича, при финансовой поддержке православного историка из Киева А. Зотикова и участии евпаторийских караимов Д. Эль, Д. Тирияки, К. Батозского алтарь и часть церковной утвари были перевезены в Евпаторию.
Форма и композиционное решение алтаря являются традиционными для караимских общин Тракая, Галича, Луцка: объемная деревянная конструкция со сложным резным декором – коронами, скрижалями, колонками, капителями, растительными и геометрическими орнаментальными разделками и прочим. Составленный из трех частей, алтарь достигает высоты 4 метра. Его навершие включает корону (символ величия Закона) и расположенные ниже две спаренные скрижали Завета с начальными словами Декалога (десяти заповедей Божьих).
Между короной и скрижалями помещен Тетраграмматон (непроизносимое имя Бога). Композицию навершия завершают две круглые колонны с пламенеющими факелами.
Срединная часть алтаря – арон гаккодэш ("святой ковчег") – представляет наиболее объёмный элемент и является хранилищем Сефер-Тора. Как и навершие, эта часть украшена высокохудожественной деревянной резьбой. В плане она представляет собой равнобокую трапецию, по видимым сторонам которой расположены восемь колонн. Колонны сплошь увиты плодами виноградной лозы. Семь промежутков между колоннами соответствуют дням недели; центральный из них символизирует Субботу (этот же принцип использован в портике Большой кенасы, где центральный из семи арочных проемов расположен напротив главного входа). Дверцы ковчега скрывает алтарная занавесь, за которой – суровое напоминание тому, кто открывает арон гаккодэш. Наверху, между двумя центральными колоннами – интерпретацией библейских колонн Яхина и Боаза из Иерусалимского храма, – находится искусной работы вышитый золотом бархатный парохет (занавесь), подаренный евпаторийской кенасе караимом В.Б. Тонгуром.
В третьей, нижней, части алтаря резной орнамент чередуется с восемью накладными элементами, являющимися базами колонн арон гаккодэш. Эта часть содержит выдвижной стол для чтения, внутри которого имеется надпись, видимо, соответствующая дате и месту изготовления самого алтаря: "2.07.1914. Stanislav" (ныне город Ивано-Франковск, Украина).
В 2004 году в едином композиционном решении были выполнены две резные дубовые доски, установленные под окнами южной стены по обе стороны алтаря. Надпись на этих досках выполнена на библейском языке и традиционно выражает просьбу: "Яви нам, Превечный, милость Твою и спасение Твое даруй нам". Алтарные дополнения, органично вписавшиеся в храмовый интерьер, изготовлены на средства караима-евпаторийца Сергея Борисовича Синани.
Находящиеся в Малой кенасе аналойные покрывала, подсвечники, оригинальной формы серебряный семисвечник, тканевые чехлы для Сефер-Тора, а также все пергаментные свитки Торы переданы из кенасы города Галича.
Из ритуальной беседки можно войти в портик – азара. Он прилегает к Большой кенасе с северной стороны и частично с восточной, выходя в Мраморный дворик. По своей конструкции портик представляет остекленный навес, опирающийся на тринадцать мраморных колонн. В старину весь потолок портика был украшен великолепным деревянным резным орнаментом, выполненным, как гласит предание, караимом Камбурчук Биньямин-ака.
Внутри портика вдоль колонн расположены скамьи; под ними устроены ячейки для обуви, которую прихожане оставляют при входе в храм.
В северной и восточной стенах Большой кенасы устроены два арочных входа. Их каменные порталы украшены великолепной резьбой. Элементы резного каменного декора позволяют выявить символические константы, используемые в караимской сакральной архитектуре. На порталах Большой кенасы вырезаны симметричные изображения кипарисов, цветов, фруктовых срезов, концентрических окружностей и розеток, шестиконечных звезд.
Последние, как знак единобожия, были введены в религиозную символику в XII веке караимом И. Гадаси и широко применялись в караимских кенасах, еврейских синагогах, мусульманских мечетях и церквях некоторых христианских течений. Караимское изображение шестиконечной звезды имеет специфическое начертание: соединение вертикалью верхней и нижней вершин двух треугольников означают контакт между Богом и человеком. В XX веке, когда шестиконечная звезда стала отождествляться исключительно с еврейским народом и его религией, этот знак у крымских караимов выходит из употребления.
Слева от портала северного входа расположено стилизованное изображение побега в форме восьмерки (символ цикличности бытия), а справа – рельефная розетка в виде плодового среза. Эти символы продублированы при входе в Малую кенасу при ее восстановлении в 1999 году.
По обе стороны от восточного входа приставлены две высокие мраморные плиты, украшенные двуглавыми орлами, изображениями фруктов и растений. Надписи на этих плитах – одна на русском, другая на библейском – повествуют об освобождении малочисленных караимов от рекрутской повинности императором Николаем I в 1829 году.
В 2000 году полностью были заменены несущие конструкции кровли портика и устранены деформационные сдвиги мраморных колонн. В западной части портика сооружено небольшое помещение для размещения автономной отопительной системы. Во время реставрации 2005 года восстановлен резной декор потолка, заменено мраморное покрытие пола, выполнено витражное заполнение окон.
История сохранила сведения, что первое богослужение в Большой кенасе состоялось осенью 1804 года.
Размеры Большой кенасы в плане составляют 19 на 9,1 метра. По объему она превосходит Малую кенасу в 3,5 раза и так же, как последняя, ориентирована в направлении север – юг.
Особенностями своего устройства Большая кенаса является подобием храма Соломона, предполагаемая реконструкция которого помещена на карнизной росписи над центральным окном южной стены. Ниже изображения Иерусалимского храма сохранилась надпись на библейском языке:
"Изображение Храма. Престол славы, возвышенный от начала, – место освящения нашего. И нарек Авраам имя месту тому: "Превечный усмотрит"; а ныне о нем говорят: "На этой горе открывается Превечный". И построил Соломон Храм и окончил его. [За грехи разрушен] и был сожжен огнем. Во дни господина нашего императора Александра I Павловича основан этот храм для истинности. По малому исчислению...".
Года постройки Большой кенасы в надписи не указано, он определяется суммированием числовых значений выделенных букв, которые дают в переводе 1806 год. Принимая во внимание вышеприведенное, можно предположить, что со времени первого богослужения в Большой кенасе осенью 1804 года еще в течение двух лет в храме продолжались отделочные работы.
За время безответственной эксплуатации здания Большой кенасы его переоборудовали в двухэтажное строение, помещения которого занимали различные госучреждения на протяжении многих десятилетий. К началу XXI века в интерьере Большой кенасы ничего не сохранилось, за исключением части потолочных росписей.
Помещение Большой кенасы, как и во всех караимских храмах, делится на три части: алтарь, шулхан и мошав зекеним. Балкон женского отделения устроен в два яруса, верхний из которых предназначен для детей – эзрат йеладим.
По свидетельствам современников, Большая кенаса производила незабываемое впечатление "своею оригинальностью, изяществом, богатством, уютом и чистотою...". Среди тканей и ковров, украшавших Большую кенасу, было множество привезенных из ликвидированной в 1832 году одной из древнейших караимских кенас в сирийском городе Дамаске. Обилие старинных тканей, вышитых золотом и серебром, гармонично дополняли серебряные подсвечники, светильники и лампады, вызолоченные и серебряные оправы для пергаментных Кумуш-Тора (свитки Тора, деревянный футляр которых украшен серебряными накладками), резьба, лепнина и десяток превосходно выполненных люстр. Прекраснейшей из них являлась люстра XVI века, изготовленная на одной из фабрик Мурано в Венеции.
При оккупации Евпатории союзными войсками во время Крымской войны в Большой кенасе располагался арсенал турецкой армии. Эксплуатация храма в этот недолгий период не прошла бесследно: был сильно поврежден интерьер, а бомбардировка кенасы русскими войсками привела к серьезному повреждению западной стены. Память о событиях тех давних лет хранит вмонтированная в западную стену мраморная доска с ядром российского орудия.
После освобождения Евпатории и возвращения святыни караимам благодарное караимское общество соорудило на свои средства памятник русским воинам, погибшим при штурме города 5(17) февраля 1855 года.
По окончании Крымской войны во дворе Большой кенасы были сооружены три контрфорса, поддерживающие западную стену, и проведен капитальный ремонт самого здания. Тогда же претерпела существенные изменения и конструкция алтаря. Первоначалный алтарь имел вид шатра, а арон гаккодэш, по аналогии с древними кенасами Джуфт-Кале и Иерусалима, располагался в стене.
Б.С. Ельяшевич, старший газзан Большой (Соборной) кенасы, оставил такое описание алтарной части храма: "Он [алтарь] примыкает к центру южной стены и заключается прежде всего в небольшой возвышенной и открытой площадке с двумя ступеньками спереди и двумя балюстрадами по бокам. Перед площадкой устроен в нише наподобие шкафа арон гаккодэш – святой ковчег, он же святая святых, где хранятся подаренные прихожанами в нескольких экземплярах Кумуш-Тора. Эта часть алтаря, а именно арон гаккодэш, скрыта от взоров за алтарною завесою и открывается только в особо торжественных случаях, когда положено по чину доставать Кумуш-Тора. Над алтарем в кругу сияют в золотом ореоле две скрижали завета с написанными на них десятью заповедями. Другие скрижали завета большего размера, состоящие из двух отдельных синих досок с золотыми письменами, прикреплены к стене выше первых, с двух сторон их. Они висят в промежутках, образуемых имеющимися над алтарем тремя просветами. Перед завесою висит лампада, которая называется нер тамид ("постоянный светильник") и зажигается всегда во время богослужения, а на алтаре стоит духан (налой) обычно с семисвечником или двумя на отдельных подсвечниках свечами. Перед ним становится газзан (священнослужитель), когда он отправляет службу. В этом духане имеется шкафчик, в котором находится Параша-Тора. Такие же два духана, но без шкафчиков, стоят внизу перед алтарем с двух его сторон; у этих духанов размещаются газзаны, когда они не правят службы...".
Впоследствии интерьер Большой кенасы неоднократно менялся. Деревянные решетки эзрат нашим заменили остеклением, вместо дорогих персидских ковров и высокохудожественных тканевых вышивок дамасских караимок стали применять фабричные изделия.
В конце XIX века в кенасе установили скамьи, тогда же были заложены и межоконные стеновые ниши для хранения молитвенников. Впереди скамей располагались прихожане, которые желали исполнять молитвенные обряды по установившимся веками традициям.
В 2000 году начались работы по восстановлению портика Большой кенасы. По плану Госстроя Украины в 2003-2005 годах были выполнены работы по ремонту крыши, основным конструктивам здания и в большой степени – интерьера. Заказчиком работ по восстановлению храма выступило Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, генеральным подрядчиком – ЗАО "Крымреставрация". Дубовый алтарь, восстанавливаемый по дореволюционным открыткам, выполнен евпаторийским мастером В.С. Василюком. Люстры и храмовая мебель приобретены на средства гевира (гражданского лидера) общины заслуженного работника культуры Украины С.Б. Синани, ковровые покрытия – за счет пожертвований прихожан евпаторийской общины.
Открытие Большой кенасы состоялось 9 сентября 2005 года. Специально к этому дню на средства Д. Тирияки и его сына В. Тирияки реконструировали фонтан для ритуального омовения женщин. За основу были взяты рисунки фонтана начала XIX века.
Во дворике за южной стеной Малой кенасы находится мемориал, посвященный караимам, погибшим на фронтах и в оккупации во время Великой Отечественной войны. На тринадцати мраморных досках выбиты фамилии 500 погибших. Только в Евпатории война унесла жизни более 180 караимов; около 120 из них были расстреляны в числе 7500 заложников Евпаторийского десанта в январе 1942 года. Открытие мемориала состоялось в день освящения Малой кенасы, а 9 мая 2004 года были установлены дополнительные плиты с фамилиями погибших.
Ежегодно в День Победы у мемориала собирается караимская община. Здесь возлагают цветы, поминают погибших.
Караимский этнографический музей, расположенный в одном из помещений бывшей религиозной школы, был открыт 10 августа 1996 года. Основой его фондов послужила коллекция предметов материальной и духовной культуры крымских караимов, собранная в течение многих десятилетий караимом из Ростова Б.Я. Кокенаем и евпаторийкой С.И. Кушуль.
В экспозициях музея представлены предметы быта, одежда, посуда, мебель, элементы ритуалитета, уникальные документы и фотографии. Среди экспонатов можно увидеть караимские молитвенники, изданные в Венеции в 1528 году, и первопечатную книгу Крыма (1734 год), оригинальные предметы Крымской войны и вышивку XVII века. Пергаментный свиток Сефер-Тора украшают серебряные доски, а костюмы жениха и невесты дополняет брачный договор 1767 года. Экспонаты музея повествуют об истории, культуре, обычаях, языке и религии крымских караимов.
Отдавая дань уважения патриотизму С.И. Кушуль, которая долгие годы заботливо хранила переданные ей предметы, ремонтировала и вела их учет, систематически пополняя уникальную коллекцию, караимы назвали музей именем этой женщины.
В 2005 году музей удостоен Диплома и Почетного знака Министерства культуры Украины в номинации "Музеи на общественных началах".
Рядом с музеем располагается клубная комната и библиотека "Карай битиклиги". Название это было присвоено в память о первой национальной караимской библиотеке-музее "Карай битиклиги", основанной в 1916 году в Евпатории гахамом С.М. Шапшалом.
Первоначально "Карай битиклиги" находилась недалеко от комплекса караимских кенас в доме по улице Ефета, 13а. По этому же адресу располагалась и канцелярия Караимского духовного правления. В 1920 году национальная караимская библиотека была закрыта, а в 1929 году – ликвидирована. Уникальные экспонаты, среди которых были редкие инкунабулы, рукописи XII-XIII веков, старинные вышивки, древние брачные акты, переписка караимских общин, материалы по истории крымских караимов и многое другое, были перевезены в том же году в Ленинград. Материалы архива духовного правления в настоящее время хранятся в государственном архиве города Симферополя.
Фонды "Карай битиклиги" представляют наиболее полное на Украине собрание материалов по религии, истории, языку и фольклору крымских караимов. Уникальными являются собрание караимских брачных договоров – шэтаров – и фольклорных рукописных сборников – меджума. Материалами "Карай битиклиги" уже воспользовались ученые Украины, России, Турции, США, Польши.
Во дворе мидраша (бывшей религиозной школы) работает кафе караимской национальной кухни "Караман".
Созданное энтузиастами Евпаторийского национально-культурного караимского общества "Кардашлар" ("Братья") во главе с руководителем С.Б. Синани, кафе пользуется широкой популярностью у жителей и гостей города. В Восточном зале, а летом и на двух открытых площадках подают оригинальные караимские блюда, рецепты приготовления которых остаются неизменными в течение многих веков.
Название "Караман" присвоено кафе в память о Марке Моисеевиче Кумыш-Кара, открывшем во время оккупации Евпатории немецкими войсками во дворе мидраша благотворительную кухню для пропитания детей-сирот и одиноких стариков. Слово "караман" в переводе с караимского языка означает человека высокого роста и недюжинной силы. Именно так выглядел староста караимской общины периода оккупации М.М. Кумыш-Кара, за что и носил данное прозвище.
Традиции благотворительности не угасли и поныне: каждую субботу после молитвы все пенсионеры и инвалиды получают горячие обеды.
Объявления
Рекорды Крыма
Первая в России разработка научных принципов аэротерапии принадлежит Владимиру Николаевичу Дмитриеву (1839-1904).
"Собирателем и устроителем крымских курортов" называли его коллеги. С 1867 г. до самой смерти В.Н. Дмитриев занимался врачебной практикой в Ялте, изучая одновременно
... →