Ханский дворец-музей
Гарем
В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца, стоит флигель — все, что осталось от обширного некогда гарема. На старинном плане обозначены четыре гаремных корпуса — по количеству законных ханских жен. Кроме них было множество наложниц. По дошедшим свидетельствам, основную часть из уцелевших 70-80 комнат уничтожили в 1818 г. по причине ветхости. В четырех комнатах уцелевшего флигеля размещены те немногие вещи, которые воссоздают бытовую сторону жизни дворца.
«Гарем» — арабское слово, означающее «запретное», «неприкосновенное», место: никто кроме хана, его малолетних сыновей и евнухов не имел права входить сюда. «Там стоят черные аги (евнухи) и охраняют большие гаремные ворота, — писал Эвлия Челеби. — За этими воротами находятся триста шестьдесят великолепных комнат, расположенных друг над другом, с нишами, и высокие дворцы с бесчисленными разнообразными росписями, подобными хамелеону. Каждое строение построено кем-нибудь из падишахов».
Сохранившийся корпус гарема возведен после пожара 1736 г., но при его сооружении были использованы более древние части декора. Из уцелевших от XVI в. деталей особенно интересны резной деревянный портал и витраж в комнате главного евнуха со стилизованным изображением кипарисов. В 1820-1831 гг. был произведен капитальный ремонт здания: декор интерьеров отчасти изменен — в спальне появилась трафаретная роспись, а на террасе — деревянный резной портал.
С 1981 по 1989 г. производилась реставрация корпуса. Полностью была заменена кровля на террасе, а также в первой и второй комнатах. Обновлена роспись фасада, а во второй комнате на дверных коробках-порталах, на полочках и других деревянных частях обнаружен и раскрыт орнамент XVIII в. в стиле турецкого барокко. В третьей комнате были раскрыты так называемые «зеркала» (панели), росписи на стенных шкафах, обнаружена роспись под мрамор, а на падугах потолка — арабо-татарские надписи. Расчистка орнаментов XVIII в. в интерьерах гаремного корпуса стала настоящим открытием. Сделан еще один шаг в сторону восстановления первоначального облика этого оригинального во всех отношениях сооружения.
Терраса — довольно просторное открытое помещение гарема, где его обитательницы проводили летом значительную часть времени. Ее прикрывает снаружи нависающий выступом балкон-мушараби (XVIII-XIX вв.). Такие мушараби украшали дома зажиточных горожан. Эти резные деревянные решетки не только чрезвычайно декоративны: в условиях южного климата они затеняют окна, создавая прохладу внутри помещения. Кроме того, они скрывали лица тех, кто должен был проводить жизнь в затворничестве.
Первая комната гарема условно называется буфетной, потому что сохранились встроенный в стену шкаф и камин. Можно предположить, что здесь хранилась посуда, подогревалась принесенная с ханской кухни пища, составлялись напитки из фруктовых соков — «шербеты». Набор посуды местного производства — непременный атрибут приданого невесты. Подарки жениху и невесте, старинные книги — источники Шариата (мусульманского права), предметы религиозного культа, иконографический материал рассказывают об обрядах мусульманского брака в Крыму.
Во второй комнате воссоздан интерьер XVIII в. с принадлежностями крымскотатарского свадебного обряда. Старинные ковры и коврики — парохеты XVII-XVIII вв., сундучки, столики, подносы, ширма, вышивки вдоль стен на полочках — именно так должна была выглядеть комната, которую украшали девушки на третий день свадьбы, когда совершался переезд невесты в дом жениха. На шнурках под потолком радиально от центра развешивали шитье — символическое солнце. Узоры вышивок считались оберегом — защитой от злых сил и благопожеланиями. Такой же характер носили золотое шитье на платье и ювелирные украшения.
Старинная музыка, звучащая в этой комнате, создает соответствующее настроение.
Третья комната, вероятно, служила спальней: в стенах — шкафы, куда на день складывали постели, так как по восточному обычаю спали на полу. Под окнами, вдоль стен, ставили посуду — медную луженую, серебряную, позолоченную, привозимую послами в подарок. Благодаря множеству дорогих вещей эта комната кажется самой нарядной и по-восточному изысканной. Потолок в комнате деревянный, резной. В стене с левой стороны — камин, внутри него — мангал — жаровня. В нее насыпали горящие древесные угли. Угар уходил в трубу. Когда уголь разгорался, жаровни закрывали и разносили по комнатам. В экспозиции представлены предметы роскоши — ковры, мангал, подсвечники, шкатулки, кальян, курильница и другие предметы быта.
Четвертая комната — беседка: с двух сторон она закрыта деревянными решетками, предохранявшими ее от зноя. Левый угол беседки закрыт коврами XVIII в. Беседка служила местом отдыха и развлечений. Чтение книг религиозного содержания, игра на музыкальных инструментах, рукоделие, игра в минкала (типа шашек) скрашивали жизнь и быт гаремных затворниц.
Затворничество (хиджаб) распространялось в Крыму постепенно и было в основном принято в среде богатых. Оно означало запрет женщине общаться с посторонними людьми или даже родственниками без разрешения мужа. Ношение покрывала олицетворяло этот обычай. Но в семьях простых людей ношение покрывала и затворничество не столь строго соблюдались, как в среде знати. Да и они подчас не мешали кокетству. Иначе как мог бы Эвлия Челеби сделать правдивый вывод, которому охотно верится: «Красота и прелесть их настолько велики, что каждый волос их кос как ночь, а каждая их родинка — как родинка хашемитки (идеально прекрасные женщины арабского племени, из которого происходил пророк Мухаммед) ... Эти госпожи — прекрасные затворницы, народ за занавесью». Далее следует похвала их скромности: «..По улице они ходят разве что направляясь в баню. Подобно Рабие из племени Аду, это отшельницы за занавесью, добродетельные красавицы. И дочери их — чистые звезды — очень воздержанны».
До принятия ислама общественная роль женщины была значительнее. Арабский историк пишет: «Жители этого государства не следуют, как те (в Ираке) установлениям халифов, и жены их участвуют с ними в управлении... Право же мы не видели, чтобы женщина имела столько власти». По мере утверждения ислама, в соответствии с предписаниями Корана, менялось и социальное положение женщины. Коран гарантировал права женщин-мусульманок: «Женщинам своя доля из того, что оставили их родители или близкие родственники... Бог в отношении детей ваших заповедует вам: доля сына равна доле двух дочерей». Развод по инициативе женщины мог состояться в случае невыплаты выкупа за невесту и непредоставления содержания жене. Зато для мужа существовало 17 форм развода.
Источники:
_______________________
Фадеева Т.М., Соколова М.В. Бахчисарай и окрестности: Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.
Бахчисарай. Путеводитель. - Симферополь: СВIТ, 2009.
Автор фото Ольга Иутина.
Объявления
Юмор на отдыхе
Египет. В конторе, где формируются экскурсии к пирамидам, на доске информаций объявление, напечатанное по-русски: "На пирамиды не влезать".
Ниже от руки приписано: "Сфинксов не кормить".