Херсонес Таврический
Херсонес в разные периоды своей истории
В труде и битвах путь твоих веков.
Менялись город, и враги, и боги;
Там, где сушились сети рыбаков,
Вдруг звон мечей — и варвар на пороге!
В. Диваков
Херсонес сыграл удивительную роль в истории множества народов. Он был основан древними греками; его союзниками и покровителями были римляне, в течение семи столетий им владели византийцы, его безуспешно пытались завоевать скифы и гунны, хазары, печенеги и половцы. Впервые он покорился неприятелю на 1516-м году своего существования. И победителем этим, взявшим город после тяжелейшей девятимесячной осады, был киевский князь Владимир Святославич, оставшийся в народной памяти и былинах как Владимир Красное Солнышко. Взяв город, Владимир не стал его разрушать. Наоборот, он крестился здесь и венчался с византийской принцессой Анной, первым из иностранных государей добившись такой чести.
Разрушению город дважды подвергали иные враги — татаро-монголы. Они, видимо, и привели его к гибели в конце XIV века.
В историю Херсонеса вплетено множество ярких имен. Среди них — римские императоры и цари эллинистических царств, византийские владыки и знаменитые ученые, христианские подвижники и великие просветители.
Христианские народы уже сотни лет чтут Херсонес как святое место. Этот древний город производит величественное впечатление, несмотря на то, что много веков стоял покинутый жителями и часто использовался как каменоломня. Ученые со всего мира ведут здесь раскопки, собирают по крупицам свидетельства древних авторов и народного фольклора о Херсонесе. И вот, что им удалось узнать.
ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ
С VIII по VI век до нашей эры на огромном пространстве от Испании до Кавказа шел грандиозный переселенческий процесс, который мы называем «великой греческой колонизацией». Миллионы эллинов (эллинами греки называют свой народ, а Грецию они называют Элладой. Привычные нам слова «Греция» и «грек» — латинского происхождения) в организованном порядке уезжали из своих переполненных городов на новые земли, чтобы основать там крохотные, но гордые и независимые государства, чтобы начать новую жизнь вдали от милой сердцу, но бедной и скудной греческой почвы.
К VI в. до н.э. волны колонизации докатились и до Крымского полуострова. Вначале была заселена его восточная часть — по обоим берегам Керченского пролива были основаны 6 городов, которые два века спустя объединятся в мощное Боспорское царство. В конце VI столетия греки решились поселиться и на юго-западе Крыма, на землях жестокого и кровожадного племени тавров. По сообщению древнегреческого историка Геродота, тавры промышляли пиратством, захватывали в плен греческие корабли, а моряков приносили в жертву своей главной богине — Деве. Тавры внушали эллинам суеверный ужас, и они ни за что не стали бы селиться рядом с ними, но все остальные земли были к тому времени уже заняты — другими греческими колонистами или воинственными племенами.
Город, основанный на берегу бухты, которую в наши дни называют Карантинной, получил название Херсонес Таврический, что в переводе означает «Полуостров тавров». Так же греки именовали и весь Крым, а его юго-западный выступ, на котором теперь расположен Севастополь, они называли Малым Херсонесом («Малый Херсонес» в наши дни называется Гераклейским полуостровом).
Основателями Херсонеса были греки, принадлежавшие к воинственному дорийскому племени, некогда сокрушившему крито-микенскую цивилизацию (крито-микенская цивилизация существовала с XII тысячелетия до н.э. до III в. до н.э. Нашествием дорийских племен она была полностью уничтожена. Новые государства возникли у греков (в том числе и у дорийцев) только 300 лет спустя, в IX-VIII вв. до н.э.). Смелости, упорства и дисциплины им было не занимать, поэтому они и решились поселиться в столь враждебном окружении.
Среди первых обитателей выселка — апойкии — на месте Херсонеса быти уроженцы Гераклеи Понтийской (современный турецкий город Эрегли) и Делоса, жители двух городов, одного на северо-западном побережье Малой Азии и другого — на острове в Эгейском море. На край ойкумены, известного грекам мира, их занесли последствия острого политического конфликта (произошедшего в 530 г. до н. э.) — стасиса, разразившегося в Гераклее между сторонниками аристократии и демократии, в результате которого "демократы", вероятно, оказались лишены права собственности на землю. Им не оставалось ничего другого, как отправиться в изгнание и искать новое обиталище. Известно, что при этом они действовали "...согласно некоему прорицанию, данному гераклеотам,...заселить [Таврический] полуостров вместе с делосцами". Единственное прямое упоминание об этом событии содержится в географическом сочинении Псевдо-Скимна, написанном в V в. до н. э. Скорее всего, это пророчество было получено от Дельфийского оракула при знаменитом храме Апполона Пифийского. Делосцы, пострадавшие накануне от афинян, вторгшихся на остров, не прочь были устами оракула "подсказать" побежденным демократам — гераклеотам, в компании с кем и куда им стоит держать дальнейший путь. Так, вдохновленная Апполоном пифия — жрица-прорицательница — изрекла в состоянии экстаза то, что жрецы незамедлительно "перевели" в стихотворную форму божественного предсказания, предопределившего рождение Херсонеса. Так, по воле богов, в 528 г. до н.э. был основан Херсонес.
Несмотря на то, что колонистов было очень мало, а жили они фактически в нищете, основатели Херсонеса, ставшего по обычаям того времени независимым государством, обустроили свою жизнь по канонам нарождавшейся тогда афинской демократии. Они выбирали достойных править собой и изгоняли из общины недостойных, проводя для этого открытые и тайные голосования.
Некоторые бюллетени, с помощью которых проводились древние выборы, сохранились до наших дней — в Херсонесе найдено уже более 40 бюллетеней.
Это — удивительный факт, ведь древнейшим в нашей стране свидетельствам демократических выборов уже более двух с половиной тысяч лет! Лишь одно помогло им сохраниться — материал, который греки использовали для голосования. Экономя на очень дорогом папирусе, они процарапывали имена своих кандидатов на осколках битой керамической посуды, иногда — столовой, а порой и кухонной.
Целое столетие Херсонес был очень мал и очень беден. Лишь когда в конце V века до нашей эры греки открыли прямой путь от южных берегов Черного моря к северным и перестали обходить его кругом вдоль берега, у Херсонеса появился шанс разбогатеть. Корабли тогда ходили в основном на веслах, моряки боялись удаляться от суши, и поэтому пересекали Черное море по самому короткому маршруту — от мыса Индже-бурун (в современной Турции) к мысу Сарыч на Южном берегу Крыма. Этот путь протяженностью в 263 километра так выматывал гребцов, что им был необходим отдых. Но на Южном берегу не было ни одного греческого города. Эта земля по-прежнему принадлежала таврам и таила в себе одни лишь опасности. Поэтому все корабли, пришедшие с юга, стремились в Херсонес.
Город стремительно вырос и отстроился. Первые горожане и их дети коротали свой век в убогих землянках за деревянным частоколом, а внуки основателей Херсонеса выстроили мощную каменную стену и добротные каменные дома. Но окрестных земель они по-прежнему не контролировали. Завоевать Гераклейский полуостров (Малый Херсонес) им удалось только в IV веке до нашей эры. Тавров они выселили на окраины полуострова и, видимо, поработили, заставив их работать на городскую общину.
Весьма вероятно, что греки захватили также и священного идола тавров — ту самую богиню Деву, в угоду которой веками убивали греческих моряков. Во всяком случае, в IV в. до н.э. поклонение Деве было организовано в самом Херсонесе: ей построили храм, стали высекать ее мраморные изваяния, приносить жертвы (уже не человеческие), а херсонесские летописцы вели учет совершаемых Девой чудес. Древнее таврское изваяние, которое горожане именовали загадочным словом «састер», предписывалось охранять пуще жизни. В нем видели основу благополучия города и гарантию от таврских восстаний, ведь кому принадлежит идол, тот и пользуется благословением богини — так верили в древние времена.
В середине IV в. до н.э. херсонеситы завоевали побережье Западного и Северо-западного Крыма. Стоявший на месте современной Евпатории город Керкинитиду они подчинили себе, а кроме того, основали город — Калос-Лимен и множество других поселений. Некоторые из них укрепили стенами с башнями, а другие состояли только из жилых домов.
Ближайшую округу херсонеситы, вероятно, с помощью подневольных тавров, очистили от миллионов тонн камня и скальных пород, разбили на 2400 земельных наделов, разделив их стенами и заборами, построили из камня плантажные стенки для виноградных лоз, вывели новые сорта солнечной ягоды, приспособленные к местному климату, и занялись промышленным виноделием. Ежегодно Херсонес отправлял на экспорт до 10 миллионов литров вина, его северные владения приносили тысячи тонн хлеба, и к концу IV в. до н.э. он стал очень богатым и влиятельным государством. Его граждане даже ссужали золото соседним колониям для пополнения тамошнего бюджета.
Да и сам Херсонес неузнаваемо преобразился. Постройки V в. до н.э. разобрали до основания, включая оборонительную стену. Новый город, выстроенный на месте прежнего, стал в 3 раза больше по площади (36 га) и приобрел аккуратную регулярную планировку, которая сохранится почти 2000 лет — до конца истории этого города. Херсонес стал чеканить свою монету, в том числе и серебряную. Здесь появились театр и величественные храмы, стадион и рынки, школы и прекрасно оборудованный порт с сухими доками.
Появились в Херсонесе и богачи, которые в конце IV в. до н.э. попытались захватить власть и свергнуть демократию. Но усилиями большинства горожан, предводительствуемых народным вождем Агасиклом, мятеж был подавлен, а заговорщики высланы на окраину государства. Впоследствии, правда, их амнистировали. Чтобы создать гарантию от новых мятежей, херсонеситы разработали текст гражданской присяги, в которой они клялись в верности демократии и территориальной целостности своей страны.
Процветание Херсонеса, как и других государств Северного Причерноморья, длилось недолго — до середины III в. до н.э. В это время из-за Дона в причерноморские степи вторглись воинственные племена сарматов. Они уничтожили находившееся там ранее Скифское царство, подвергли разграблению боспорские и херсонесские поля. Спасаясь от сарматов, большая часть скифов переселилась в Крым, основав здесь свое новое государство (центр его находился в Неаполе (современный Симферополь). Но земли некогда великому племени катастрофически не хватало, и скифы решили отнять ее у Херсонеса. Начались долгие кровавые скифо-херсонесские войны, которые продолжались, с перерывами, до 60-х годов I в. н.э., т.е. около 300 лет.
Херсонеситы защищались отчаянно — и на полях сражений, и на дипломатическом фронте. Захватывали скифские крепости, заключали союзы с сарматами и с могущественным Понтийским царством, находившимся на южном берегу Черного моря, на территории современной Турции. Но скифы тоже не сидели, сложа руки. Они возводили укрепления, стремясь отрезать северные владения Херсонеса от южных, впервые в истории степных народов построили флот, и непрерывно усиливали давление на Херсонес. Лежали в руинах многие сожженые греческие поселения и сельские усадьбы, обитателей которых не в силах были защитить даже мощные башни, окруженные противотаранными каменными поясами.
К концу II в. до н.э. херсонесские греки потеряли все свои владения, а сам город оказался в осаде. Маленькая республика дорийцев очутилась на краю гибели. От порабощения херсонеситов спас могущественный союзник — легендарный понтийский царь Митридат VI Евпатор (132-63 гг. до н.э.). Его государство занимало часть южного Боспора — Пантикапей. Дважды понтийское войско под командованием полководца Диофанта приходило на выручку Херсонесу; дважды заставляло скифов капитулировать. Херсонесу вернули все его северные территории. Но освоиться в степи повторно херсонеситы не смогли — слишком много людей погибло, слишком подорвана была экономика.
Потерял Херсонес и свою независимость: ею пришлось поступиться в обмен на гарантии безопасности. К своим многочисленным титулам понтийский царь прибавил еще один: «друг и защитник Херсонеса». Это означало, что город стал вассалом могущественного владыки. Под властью Митридата Евпатора Херсонес начал было возрождаться, но в 89 г. до н.э. понтийский царь вступил в смертельную схватку с Римом, который к тому времени завоевал уже всю балканскую Грецию и половину Малой Азии. Это невероятно тяжелое для обеих сторон противостояние длилось 25 лет. Между Понтом и Римом прогремели три войны. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Но, в конце концов, Митридат проиграл. Смертельный враг несокрушимого Рима, Митридат был разгромлен прославленным полководцем Помпеем, в будущем соперником Юлия Цезаря в борьбе за власть. Последним прибежищем Митридата Евпатора стала столица Боспорского царства — город Пантикапей, современная Керчь. Но когда в 63 г. до н.э. население этого города восстало против поверженного владыки, он покончил с собой. После этого Херсонес вошел в орбиту влияния Римской империи.
ПЕРИОД СОЮЗА С РИМОМ
После десятилетий войн, торговой блокады, которую римляне устроили всем союзникам Митридата, Херсонес, как и его соседи, пребывал в удручающем состоянии. Только новый мощный союзник мог защитить разоренный город, только новые торговые связи помогли бы подняться его экономике. Такого союзника Херсонес нашел в лице Римской державы. Впервые руку дружбы в 46 г. до н.э. Херсонесу протянул Юлий Цезарь, в то время — полновластный «пожизненный диктатор». Херсонесу была предоставлена самая широкая автономия под римским протекторатом. Этот статус назывался «элевтерией», что по-гречески означает «независимость». С тех пор могущественный Рим и маленький Херсонес неоднократно доказывали взаимную верность и дружбу. Херсонеситы воевали за римские интересы на Боспоре и на Дунае, римляне защищали город от скифов и тавров, а с 146 г. н.э. взяли под постоянную охрану границы херсонесского государства, построив несколько крепостей и связав их отлично оборудованными дорогами.
Херсонес стал поставщиком соленой рыбы и рыбного соуса для нужд римской армии, возродил виноделие, расширил соляной промысел и снова стал богатым и процветающим городом. Впервые с IV в. до н.э. здесь началось масштабное строительство. Перед основной оборонительной стеной возвели передовую (протейхизму), в город провели водопровод и устроили большое водохранилище, отремонтировали и перестроили театр, приспособив его не только для постановок, но и для гладиаторских боев. Императоры неоднократно подтверждали элевтерию Херсонеса и оказывали городу многие другие милости. Например, император Константин Великий в IV в. н.э. в благодарность за помощь херсонеситов в войне против германцев, разгоревшейся на Дунае, подарил городу свою золоченую статую.
Монументы римским императорам, многие из которых были обожествлены, стояли в Херсонесе повсюду. Поклонение обожествленным владыкам стало обязательным атрибутом выражения союзнической верности Риму. Поэтому римляне стали доверять Херсонесу весьма деликатную миссию — сюда ссылали особо важных государственных преступников.
Если верить легенде, первым таким ссыльным стал один из первых христианских мучеников, четвертый римский папа, ученик самого апостола Петра святой Климент. За отказ поклониться языческим богам император Траян якобы сослал его в инкерманские каменоломни близ Херсонеса в 98 г. н.э. Но Климент и здесь не оставил своего дела. В Житии святого говорится, что проповедь Климента была успешной, и жители херсонесской округи стали массово переходить к христианству. Когда весть об этом дошла до Рима, император вынужден был послать в Херсонес специально назначенного вельможу для разбирательств. Этот императорский посланец по имени Авфидиан не нашел иного способа остановить проповедь Климента, кроме как убить самого проповедника. Согласно Житию св. Климента, в 101 г. н.э. он был утоплен в водах Казачьей бухты (самой западной на Гераклейском полуострове). Со временем здесь якобы стали совершаться чудеса, а после того, как христианство в Римской империи утвердилось, сюда началось массовое паломничество.
Никаких следов пребывания и проповеди св. Климента в Херсонесе археологам обнаружить не удалось. Самые ранние христианские предметы, найденные в херсонесских склепах и на городских руинах, относятся к IV веку. В это время в городе проповедовали семь первых епископов Херсонеса, четверо из которых были направлены сюда епископом города Иерусалима. Шестеро из семи первосященников погибли мученической смертью от рук язычников, и лишь один из них, Эферий (шестой по счету епископ) скончался от старости. Но труды подвижников не прошли даром: к концу IV в. христианство в Херсонесе было не только легализовано, но и стало государственной религией — указ об этом, касавшийся всего римского мира, издал в 391 году император Феодосий I.
Тем временем на бескрайних пространствах Евразийского материка начинался грандиозный процесс, который вошел в историю как Великое переселение народов. Огромные массы людей покидали земли своих предков и переселялись на берега Черного моря, чтобы оттуда начать завоевание Римской империи. В III веке с берегов Балтики в Причерноморье переселились германские племена готов, в IV столетии из глубин Азии вихрем ворвались дикие и страшные гунны. К концу V в., потерпев поражение от римлян, они вернулись сюда из Западной Европы, а следом за ними, с регулярностью маятника, с востока стали приходить все новые и новые тюркские племена.
Под ударами пришельцев рушились древние царства: в III в. готы уничтожили государство скифов, в начале VI в. гунны сокрушили Боспорское царство. Зарастали сорняками брошенные поля, люди бежали куда глаза глядят, запустели оставленные жителями города — древняя крымская цивилизация отходила в прошлое.
ОПЛОТ ВИЗАНТИИ
"Варварские волны" Великого переселения народов в череде нашествий сокрушили почти все греческие города Северного Причерноморья. Перед этим, в 50-70-х годах III в. н.э., пришедшие с побережья Северного моря германцы — готы, захватив вместе с Боспором и и его флот, явились на кораблях в Малую Азию и Грецию, грабя порты и увозя пленников. Херсонес же чудом уцелел, мало того, даже процветал в последующее время и, пользуясь плодами своей везучести, продолжал жить и трудиться среди неисчислимых бедствий. Форпост Ромейской (Византийской) империи, он будет долго, с честью и верностью солдата, служить императорам-василевсам, в чьих подданных превратяться херсонеситы. С этой точки зрения они тоже станут ромеями — "римлянами", как в греческом произношении звучало последнее слово. С V века византийцы изменят название города на Херсон. На пороге средневековья он стал крупнейшим городом в Крыму, его статус как важнейшей опоры Римской (а с V в. — Восточно-римской) империи повысился как никогда. Восточно-римский (нам привычнее говорить «византийский») император Зенон в конце V в. лишил город его призрачной «независимости», включив напрямую в состав империи. Но никто из горожан не обиделся — вокруг было столько врагов, что без сильного покровителя город все равно бы не выжил.
Пользу от покорности римским властям херсониты ощутили быстро: уже в 489 году император пожаловал средства на ремонт городских стен, а в середине VI в., в правление великого Юстиниана I, в городе в третий раз за его историю началось грандиозное строительство. Была построена приморская оборонительная стена (до этого укрепления стояли только со стороны суши), началось возведение множества роскошных христианских храмов-базилик. Для их украшения из столицы завозили мраморные глыбы и готовые детали, кубики смальтовой мозаики, окрашенной в сотни оттенков, прибывали талантливые архитекторы и декораторы. Византия установила контроль над всем южным Крымом — от Херсона до Керченского пролива, и центром этих владений стал Херсон.
Главным занятием жителей средневекового Херсона стали ремесла, промыслы и транзитная торговля. Сюда из столицы империи прибывали корабли, груженые шелковыми тканями, благовониями, дорогой посудой и украшениями. Все это с удовольствием покупали кочевники, сбыв на рынках Херсона свой товар — скот и шкуры, невольников и меха. На торговом обмене Византии и степных народов богатели херсонские купцы. Но не только на нем. Херсониты в больших количествах добывали соль в соляных озерах Западного Крыма и с выгодой продавали ее за море; кроме того, горожане по-прежнему ловили огромное количество рыбы и засаливали ее на продажу. А из мелкой рыбешки делали популярную тогда приправу — соус «гарон», элитные сорта которого, с добавлением восточных пряностей и ароматической соли, стоили очень дорого и считались отменным деликатесом.
Херсонские ремесленники производили на продажу и на заказ огромный ассортимент изделий. Гончары делали кирпич и черепицу, водопроводные трубы, бочки (пифосы) и транспортную тару (амфоры). Они изготавливали простенькую кухонную посуду (горшки, сковороды, миски) и замечательные столовые сервизы, покрытые разноцветными росписями, фантастическими рисунками и яркой поливной глазурью.
Кузнечных дел мастера делали большие корабельные якоря и красивые кованые люстры (лампадофоры), огромные амбарные замки и крошечные замочки для шкатулок. В Херсоне работали ювелиры и косторезы, аптекари и алхимики, ткачи, виноделы и пекари.
Средневековый Херсон был чистым и красивым городом: исправно работали водопровод, канализация, бани. Дома, покрытые красной черепицей, тщательно белили, и даже самые бедные из них были украшены резными вставками из белого камня. Население города было грамотным, дети учились в школах при храмах, а в домах хранились целые библиотеки дорогих пергаменных книг (пергамен — специально выделанная кожа животных, использовавшаяся в древности и средневековье как материал для письма). Для народов Восточной Европы Херсон был витриной Византийской империи, воротами в мир богатства и чудес.
Что бы ни случилось, какие бы трудные времена ни переживала Византия, отражавшая атаки славян, тюрок-кочевников, персов, арабов, норманнов и множества других завоевателей, Херсон оставался верным своей покровительнице. Свидетельство тому — многочисленные «особые миссии», которые доводилось выполнять херсонитам. В 655 году в Херсонес был сослан папа Мартин I, противник монофелитства — богословского учения, созданного в Византии в начале VII века. Монофелиты утверждали, что Христос имеет две природы — Божественную и человеческую, но единую волю — Божественную. Шестым Вселенским собором в 680 году монофелитство было осуждено как ересь. Приверженец монофелитства император Констант II приказал Мартину отказаться от православия, на что тот отвечал: «Если бы и весь мир это новое учение, православию противное, захотел принять, то я не приму и не отступлю от евангельского и апостольского учения и от предания святых отцов, если бы даже пришлось пострадать до смерти». Официально же Мартин I был обвинен в государственной измене, сговоре с мусульманами и подготовке покушения на императора. Ради своей веры папа Мартин действительно претерпел многое: заключение в темнице, оковы, ссылку в Херсонес, куда он прибыл уже очень больным и изможденным. Жители и власти Херсона может быть и жалели измученного, больного старика, но приказ из столицы выполнили до конца — всего за три месяца папу уморили голодом. Правда, после этого его с почестями похоронили в загородном монастыре Богородицы Влахернской, рядом с другими христианскими мучениками, а впоследствии папа был канонизирован. Место его погребения пользовалось особым поклонением херсонеситов и прославилось многими исцелениями, со всех берегов Черного моря началось паломничество.
Лишь однажды жители Херсона восстали против императорской власти, да и то — после чудовищных репрессий, учиненных самим императором. Было это так. В 695 году в столице империи Константинополе произошел государственный переворот. Законный император Юстиниан II был свергнут с престола, искалечен (ему отрезали нос) и сослан в Херсон навечно. Херсониты, как и остальные византийцы, присягнули новому императору и принялись сторожить свергнутого. Немало оскорблений претерпел он, немало насмешек над невольным своим уродством выдержал. В 698 году в Константинополе произошел новый переворот, и на престоле утвердился еще один узурпатор.
Узнав об этом, Юстиниан стал подговаривать херсонитов перейти на его сторону и помочь ему вернуть себе трон. Но те не только отказались, но и попытались убить пленника. Юстиниану пришлось бежать к кагану могущественного кочевого народа хазар, которые владели тогда Причерноморской степью и северным Крымом. Каган сначала согласился помочь Юстиниану и даже выдал за него замуж свою сестру, но потом соблазнился посулами императора, сидевшего на троне, и повелел убить своего гостя. Предупрежденному женой Юстиниану удалось бежать, задушив струной подосланных к нему убийц.
Он отправился в Болгарию к тамошнему хану Тервалу, и с его помощью все же вернул себе трон. Спустя несколько лет безносый император решил отомстить херсонитам за все то зло, которое они ему причинили. В город отправилась карательная экспедиция. Сорок отцов города были сожжены заживо, правителя Херсона и хазарского посланника вывезли заложниками в столицу, а многих жителей продали в рабство. Такого обращения херсониты не стерпели и провозгласили императором знатного византийца Вардана Филиппика, пребывавшего в городе в ссылке. Ни дипломатия, ни целая армия карателей сломить Херсон не смогли. Посланные Юстинианом войска перешли на сторону восставших, хазары помогли Вардану избежать плена и смерти. В конце 711 года он прибыл в Константинополь и короновался, а Юстиниан II был предательски убит.
С тех пор и вплоть до XI в. херсониты против империи не восставали, хотя память о мятеже 711 года сохранялась очень долго. Даже два века спустя император Константин VII Багрянородный поучал своего наследника Романа, как можно покорить Херсон, если его жители восстанут. Он предлагал задушить город продовольственной блокадой.
ПЕРИОД КРЕЩЕНИЯ РУСИ
В IX и X веках, по мере того как зарождалась и укреплялась Киевская Русь, крепли связи между ней и Византией. Херсон был ближайшим к Руси византийским городом, поэтому здесь очень рано поселились киевские, новгородские, черниговские купцы. Они не только торговали, но и постигали греческую грамоту и греческую веру. В 861 году в Херсонес прибыли святые равноапостольные Кирилл (827-869) и Мефодий (825-885), направлявшиеся с дипломатической миссией в Хазарский каганат. Для свободного общения с хазарами, солунские братья выучили хазарский и еврейский языки, познакомились со славянской общиной города. Также они нашли Евангелие и Псалтирь, «русскими письменами писанные». Что это были за письмена, до сих пор достоверно не известно. Может быть, это действительно был язык руссов, основавших в Тамани Тмутараканское княжество и ведших торговлю с Херсонесом, а может, священные книги были написаны готскими или скандинавскими письменами. Церковное предание утверждает, что Кирилл, в миру Константин Философ, нашел человека, который знал русский язык, и говорил с ним. Это помогло ему впоследствии при составлении славянской азбуки. Один из русских летописцев XV века, анализируя сей запутанный вопрос, решил его так: «и даровал Господь в Корсуни (Корсунем древние русичи называли Херсонес) Кириллу азбуку».
Той зимой Константин Философ провел в Херсоне еще одну памятную акцию, узнав о том, что недалеко от Херсонеса есть гробница святителя Климента, Константин испросил разрешение епископа Херсонесского обрести мощи святого. Что происходило в тот день, мы знаем довольно подробно благодаря самому Константину, описавшему это событие в «Слове на перенесение мощей св. Климента», и Анастасию Библиотекарю, который рассказал обо всем в письме итальянскому епископу Гаудериху.
30 января, в день Трех Святителей, Константин после усердной молитвы вместе с архиепископом Георгием, священниками и несколькими горожанами отправился на корабле в Казачью бухту. Высадившись на острове до рассвета, они обошли его со светильниками и отыскали руины храма. Под пение канона, написанного специально для этого случая Константином, приступили к разрытию развалин, где и были обретены святые мощи и каменный якорь, с которым когда-то утопили святого мученика. Мощи сложили в раку, с песнопениями доставили на корабль и отправились в обратный путь. Когда Константин и его спутники подплывали к Херсонесу, был уже вечер. Вдруг они увидели множество огней на берегу — это горожане вышли им навстречу, держа в руках зажженные свечи. Людей было так много, что процессия с мощами не могла двигаться, поэтому святыню решили оставить на ночь в близлежащем на пути храме святого Созонта. У раки священники совершали всенощную службу и пение. К заутреней в храм вновь стал собираться народ, после совершения поминальной молитвы святые мощи торжественно перенесли в храм святых апостолов Петра и Павла.
Большая часть мощей осталась храниться в Херсоне, а меньшую Константин взял с собой, и в 868 году передал римскому папе Адриану II (эта часть до наших дней хранится в Риме, в базилике св. Климента, там же справа от алтаря похоронен и сам святой Константин, принявший перед смерью постриг с иноческим именем Кирилл), который в благодарность за этот священный дар согласился признать за славянами право возносить молитвы Богу на своем языке. Это было не простое решение: большинство иерархов западной церкви категорически против него возражали, но Адриан II самолично освятил на алтаре базилики Санта Мария Маджоре первые славянские богослужебные книги, переведенные Кириллом, его братом Мефодием и их учениками.
Это не единственная история, накрепко связавшая прошлое севастопольской земли с судьбами славянских народов, и особенно — древнерусского. В 988 году (по другой версии — в 989 или 990) здесь крестился со своей дружиной князь Владимир. С этого события началось Крещение Руси; а произошло это так.
Уже в начале X века среди жителей Киева и некоторых других древнерусских городов стали появляться христиане. Некоторые переселялись на Русь из других стран, а порой от язычества к новой вере обращались и местные жители. В 957 году, во время своего визита в Константинополь, христианство приняла вдовствующая великая княгиня Ольга. Своего старшего внука Ярополка она впоследствии тоже крестила, а вот сына — князя Святослава — и младшего внука Владимира обратить в свою веру не сумела.
Когда Святослав погиб и на престол вступил Ярополк, Владимир получил в удел Новгород, бывший бастионом язычества. В 980 году Владимир, обвинив Ярополка в убийстве их среднего брата Олега, решил силой захватить киевский престол. Ему это удалось, и для христиан в Киеве начались трудные времена. Из множества славянских языческих богов Владимир решил создать пантеон наподобие древнегреческого, во главе с похожим на Зевса богом-громовержцем Перуном.
На христиан же язычники стали устраивать гонения, и некоторых из них даже убивали. Так продолжалось несколько лет. Но придуманная Владимиром религия не прижилась, и укреплению молодого государства не способствовала. Ему пришлось задуматься о принятии веры в Единого Бога. Только вот в какой форме? Исламской? Иудейской? Христианской? А если христианской, то от кого принимать крещение — от могущественной, богатой и высококультурной Византии, или же от диковатого и полуварварского тогда Запада?
Казалось, что выбор очевиден — в пользу Византии, которая давно была главным торговым и политическим партнером Руси. Но князь опасался, что византийцы захотят установить на Руси свою власть, и ломал голову, как этого не допустить. Оставалось ждать, когда в империи случится беда, и Владимир будет нужен ей как союзник.
Это произошло в 987 году. В Византии начался опасный мятеж военной знати против императора Василия II. Почти вся империя оказалась в руках восставших, столица была осаждена, и сил сопротивляться у законной власти почти не осталось.
Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Киевский князь понял, что это и есть его шанс. В обмен на помощь он потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Тот согласился, хотя это было против правил: византийских принцесс, особенно рожденных во дворце законной императрицей от законного императора (такие дети назывались «порфирородными»), никогда не выдавали замуж. Любой брак для них считался неравным, позорящим величие Византии. Но Василий пообещал, а Владимир поверил.
Русская дружина оказала помощь византийскому императору, мятеж был подавлен, и князь стал ждать обещанную невесту. Для того чтобы жениться на Анне, ему пришлось оставить свою первую жену Рогнеду, родившую князю множество детей. Однако выполнять свое обещание Василий и не думал. Чтобы принудить византийцев к исполнению договора, Владимир решил захватить ближайший к Руси византийский город, чтобы потом «обменять» его на принцессу или, как написал древнерусский летописец, «отдать в выкуп».
Ближайшим византийским городом был Херсон, и именно ему довелось испытать на себе силу гнева грозного князя. Город осаждали 9 месяцев. Сначала Владимир пытался взять его штурмом — не вышло. Пытался присыпать к стене вал, чтобы войти по нему в город, но осажденные прорыли подкоп и уносили присыпаемую землю в город. Тогда князь решил взять Херсон измором. Но припасов у горожан было довольно, а вода поступала по водопроводу. Полгода князь осаждал Херсон безуспешно.
Но затем в городе нашелся предатель (древнерусские летописи называют двух человек, претендовавших на сомнительную славу изменника. Одного из них звали Анастас, он был греком, жителем Херсона; а другого — Жадберн. Он был варягом, возможно, лазутчиком Владимира), пославший в стан врага стрелу с запиской о том, где пролегают трубы водопровода. Когда город лишился воды, для херсонитов наступил час подлинного испытания. После измены они продержались еще три месяца, но потом все-таки вынуждены были сдаться. Владимир вошел в город и отправил послов к императору с требованием выполнить условия договора. Василий в ответ потребовал, чтобы князь крестился; тот ответил согласием, ибо и сам давно принял такое решение. Наконец, все формальности были улажены. Анна прибыла в Херсон, князь принял крещение, восприяв христианское имя Василий, что по-гречески означает «царь», и венчание состоялось.
Из Херсона Владимир вывез немалую контрибуцию: христианские реликвии, включая мощи святого Климента, античные статуи, которые потом украшали Киев до татаро-монгольского нашествия; с князем ушли многие священники и ремесленники. В Киеве Владимир велел низвергнуть в Днепр им же воздвигнутый идол Перуна, а всех горожан херсонские и киевские священники окрестили в водах Днепра. Так началось Крещение Руси.
После этого еще двести лет не переступала вражеская нога границ грозных херсонесских стен и башен. И кочевники — печенеги, и сменившие их к концу XI в. половцы — предпочитали вести торговлю с предприимчивыми горожанами, обменивая скот, шкуры, мед, воск на ткани, одежды, покрывала, пояса, пряности, красные кожи и другие византийские изделия.
А потом обвалом посыпались беды, одна горше другой.
ЗАКАТ ХЕРСОНЕСА
Не успел уйти Владимир, как в городе разразилось страшное землетрясение. Оно произошло, видимо, ночью. От множества горевших в этот момент факелов и масляных светильников в городе вспыхнул грандиозный пожар, и почти полгорода выгорело. Больше 100 лет понадобилось Херсону, чтобы полностью восстановиться, и сделать это было очень трудно. В XI в. начался кризис Византии, который уже не закончится до самой гибели этой империи. Русичи захватили восточную часть Крыма и западный Кавказ, основав там свое Тмутараканское княжество. Теперь их купцы предпочитали селиться под властью собственных князей в Тмутаракани (Тамани) и Корчеве (Керчи).
В апреле 1204 года, влекомые алчностью и жаждой грабежа, войска западных рыцарей — крестоносцев штурмом захватили Константинополь — столицу единоверного христианского государства, подвергнув его доселе невиданному разорению. «Латиняне», пылавшие ненавистью к «грекам», как пишет хронист, «не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни Господни». Разгромленная врагами, ослабленная внутренними раздорами, Византия на время прекратила существование.
Осиротели ее окраинные владения в Крыму, среди которых оказался и ромейский Херсон. Надо было искать новых верховных покровителей, думать, как выжить, и превратить окружающих врагов если не в друзей, то хотя бы в торговых партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве. Так произошло с турками-сельджуками, кочевниками, в конце XI-XII вв. захватившими большую часть Малой Азии. Созданное ими государственное образование — Сельджукский Рум, с центром в малоазийском городе Никомидии, а позже в Иконии, имело свои интересы на Черном море и в Крыму, и к этим интересам херсониты сумели приспособиться довольно успешно. Все бы ничего, но в конце первой четверти XIII в. в Таврику пришли новые захватчики, кочевники-татары, воины грозного Темучжина, вошедшего в историю как Великий хан (Чингис-хан), которые сделали своими данниками многие города и селения. Непокорных ждали пожары и гибель, а уцелевших — плен и продажа в рабство. Не раз подвергался набегам степняков и Херсон, известный татарам как Сару-Керман («Желтая крепость»).
Волей-неволей он втягивался в чужую политическую игру, чужие политические амбиции и планы. Все большую роль в городе приобретали чужаки — итальянцы. В 1350 году генуэзцы получили власть над Херсоном. Но развивать его они не собирались. Они включили Херсон в число своих торговых и опорных пунктов — звеньев гигантской цепи, протянувшейся от Азовского моря к Средиземноморью. Карсона, Горзони, Сарсона, Скурши — на разный лад звучали названия города в речи «латинян». Но и новые хозяева оказались бессильны справиться со все более крепнувшей угрозой, будто раковая опухоль разраставшейся на бывших просторах Ромейской империи. Из маленького государства, созданного вождем кочевого турецкого племени, кайы Эртогрулом (1219-1258) и его наследником, султаном Османом (1258-1324), на византийской границе на востоке Малой Азии, через пару столетий, к XV в., вырос гигантский монстр — «единственная подлинная военная держава средневековья», Империя турок-османов, где не мусульман победители называли не иначе как «райя» — стадо.
В мае 1453 года под ударами янычар и прочих 80-тысячных отборных войск и такого же количества добровольцев — башибузуков безжалостного и решительного молодого султана Мехмета Фатиха («Завоевателя»), под гром орудий мощнейшего артиллерийского парка турок пал Константинополь, давно уже выглядевший обреченным «островом» среди безбрежного моря турецких владений. К этому времени Херсонес-Херсон доживал последние годы. Вскоре его покинули чванливые генуэзцы, будучи не в состоянии защитить свои торговые фактории в Крыму. Даже разбойники-татары вынуждены были стать вассалами великого турецкого султана, мощь которого, казалось, не имела пределов.
Впрочем, дело было не только во врагах — сколько их перевидали херсонеситы, всегда находившие выход из положения. На сей раз решающий удар нанесли непобедимые законы экономики. Перемещение торговых путей оторвало город от главного источника существования — посреднической торговли. По другим дорогам пошли караваны, от иных портов отплывали тяжелогруженые корабли. И угасавшему Херсону уже неоткуда было взять силы, чтобы вновь подняться на ноги. Он погиб к середине XV в., почти одновременно с Византией, осененный последним отблеском ее былой славы. Пыль заносила руины храмов, остовы домов, трава надолго укрыла улицы и площади...
НОВАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО ГОРОДА
Только с присоединением Крыма к России в 1783 году для Херсонеса началась новая жизнь. Все эти века, пока город стоял безлюдным, память о нем жила в сердцах русского, украинского и белорусского народов. Его постоянно упоминали в летописях, жития его святых переводили на церковнославянский язык; несколько новых городов на Руси получили название Корсунь — так славяне когда-то именовали Херсонес. Самые священные христианские реликвии на Руси называли «корсунскими» и верили, что их в стародавные времена привезли из Херсонеса.
Поэтому когда Россия закрепилась в Крыму, интерес к Херсонесу, реальному, а не книжному, сразу возрос. Первые сведения о раскопках в Херсонесе относятся к 1827 году. Их производил офицер Черноморского флота Г. Крузе (известен также как геодезист, составивший план окрестностей Севастополя, и корреспондент Одесского общества истории и древностей), открывший три храма в центральной части города, один из них до сих пор носит название «базилика Крузе». Отчеты о раскопках печатались в столичной прессе. В дальнейшем раскопки продолжались как любителями, так и специалистами.
В 1850 году по инициативе архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия на руинах древнего города возник монастырь Св. Владимира. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. территория Херсонеса была захвачена французами, а монастырь разграблен. Но после окончания войны и ухода неприятеля началось его быстрое возрождение. В 1853 году А.С. Уваров открыл одну из самых больших базилик (до сих пор носит его имя).
С 1876 года исследования принимают систематический характер. До 1888 года их осуществляет Одесское общество истории и древностей, а с этого года — императорская Археологическая комиссия.
С 1888 до 1907 года, до самой своей смерти, раскопками руководил замечательный энтузиаст археологии К.К. Костюшко-Валюжинич. Он же в 1888 году открыл первый херсонесский музей. В 1892 году музей получил официальное название «Склада местных древностей». Музейную экспозицию посещали императоры Александр III и Николай II, члены императорской фамилии и множество выдающихся людей — писатели, художники, поэты... Великая поэтесса А.А. Ахматова, в детстве проводившая каждое лето в Севастополе и Херсонесе, посвятила древнему городу немало вдохновенных строк.
До революции раскопками в Херсонесе занимались такие известные в Крыму археологи, как P.X. Лепер и Л.А. Моисеев. После революции 1917 года, с созданием Государственного Херсонесского музея, началось планомерное исследование древнего города, которое продолжается по сей день. В 1925 году был закрыт Херсонесский монастырь, построенный во второй половине XIX века на территории городища, и его здания переданы музею, который смог развернуть обширную экспозицию. Разумеется, увеличился и масштаб ежегодных раскопок. До Великой Отечественной войны здесь работали известные советские археологи К.Э. Гриневич и Г.Д. Белов.
В период временной оккупации Севастополя фашистскими войсками фонды музея были эвакуированы, вернулись в Севастополь они вскоре после освобождения — в 1944 году, в начале следующего года музей возобновил свою работу.
В послевоенное время раскопками в Херсонесе руководили С.Ф. Стржелецкий, О.И. Домбровский и другие. С 60-х годов в них принимают участие многие университеты и музеи страны.
В Советское время (с начала 30-х годов) начались систематические работы по консервации и реставрации памятников на территории городища. Посетителю особенно бросается в глаза большой объем реставрационных работ в башне Зенона (1963-1964 гг., руководители С.Ф. Стржелецкий и В.Н. Даниленко) и великолепные мозаичные полы (руководители реставрации — О.И. Домбровский и С.Г. Рыжов).
В 1963 году Херсонесское городище со всеми находящимися на нем постройками объявлено комплексным памятником архитектуры республиканского значения. Тем самым официально признано, что раскопки Херсонеса представляют не только чисто научно-археологический и исторический интерес, но и имеют значительную художественную ценность. Херсонес представляет редкий образец античного и средневекового зодчества, скульптуры и градостроительного искусства.
С 90-х годов XX века исследования приобрели международный размах — в них участвуют ученые из Украины, России, США, Великобритании, Польши, Австрии и других стран. Но, несмотря на ежегодные усилия археологов, раскопана пока что лишь треть городища, а полное исследование Херсонеса займет не одно столетие. Часто исследования Херсонеса сравнивают с раскопками Помпеи и Трои.
В наши дни Национальный заповедник «Херсонес Таврический» стал не только научным, но и крупным культурным центром: здесь проводятся выставки и фестивали, в Античном театре и Византийском (Итальянском) дворике ставят спектакли севастопольские театры. Херсонес живет и дарит свое очарование и неповторимую ауру всем, кто приходит сюда. А значит, и вам!
Объявления
Юмор на отдыхе
– Урна, которую вы видите, содержит пепел фараона, – говорит экскурсовод.
Турист:
– Вот уж не думал, что фараон был таким заядлым курильщиком!