Херсонес Таврический
Коротко о Херсонесе
«Здесь могила нашего язычества, здесь купель нашего крещения,
здесь и начало нашей священной истории»
архиепископ Иннокентий
Величественные руины Древнего Херсонеса — одна из главных достопримечательностей Севастополя: благодаря их красоте и романтическому очарованию, благодаря удивительной истории этого города, благодаря неустанному труду археологов, которые уже почти два столетия ведут здесь раскопки.
Херсонес — единственный древний город на Крымском побережье, руины которого не были застроены современными зданиями и остались доступными для изучения и осмотра.
В переводе с греческого «херсонес» — «мыс», «полуостров». Херсонес действительно расположен на мысу между двумя бухтами — извилистой Карантинной и небольшой, округлой Песочной. В V веке до н.э. на берег, где ныне лежат величественные руины, ступили первые поселенцы. Это были уроженцы Гераклеи Понтийской, города на территории Малой Азии, и острова Делос, что в Эгейском море. На край ойкумены (известного грекам мира) их занесли последствия политического конфликта между сторонниками аристократии и демократии. Потерпевшим поражение демократам ничего не оставалось, как отправиться в изгнание. По легенде, рождение Херсонеса предопределил знаменитый дельфийский оракул, предсказавший, что греки должны поселиться в Тавриде. В память о своей родине греки назвали свой город Гераклеей, но это название не прижилось, и город всю свою двухтысячелетнюю историю именовался Херсонесом.
Город занимал пространство более 30 га. Кроме города, Херсонесу принадлежали окрестная равнина, степное пространство Тавриды с Керкенитидой (современная Евпатория) и Калос-Лименом, что дословно означало «Прекрасная Гавань» (современное пгт. Черноморское) и южное побережье до Феодосии, вблизи которого была граница Херсонеса с Боспором. Принадлежали Херсонесу и земли за пределами полуострова. Многие столетия с древнейших времен Херсонес процветал, находясь на оживленных караванных путях, которые связывали Грецию, Византию и Рим со Скифией, а прочные крепостные сооружения города были неприступными для врагов, не раз подступавших к его стенам.
Зародившись как греческая колония, Херсонес с I века н.э. попадает в зависимость от Рима, а с IV века, после того, как Римская империя распалась, становится оплотом Византийской (Восточно-Римской) империи в Крыму. В это же время Херсонес стал центром распространения христианства, свет которого окончательно сменил сумерки старых олимпийских богов. Византийцы изменили название города на Херсон.
В последней трети VII в. н.э. около его стен появятся новые воинственные пришельцы, хазары, чья полуоседлая, не знавшая собственных городов, гигантская многоэтническая «империя» из тюрков, фино-угров, протоболгар и славян раскинется от Каспия и предгорий Кавказа до Волги и степного Крыма. И шелестом на их языке зазвучит название города — Шуршун. Знали его и покорившие полмира могучие арабы, писавшие о нем как о Керсоне. Через опасные Днепровские пороги спешили к городу ладьи бесстрашных русов, и навстречу им, сквозь бездонную синь моря, красным цветком расцветали на горизонте видные издалека черепичные крыши летописного Корсуня.
В IX-XI вв. Херсонес играл большую роль в развитии отношений между Киевской Русью и Византийской империей. Сближение с могучим древнерусским государством особенно усилилось с начала X века, когда в 944 году князь Игорь заключил с Византией, которой принадлежал Херсон (Херсонес), соглашение, согласно которому Киев брал на себя обязательство защищать «Корсуньскую землю» от нападения черных болгар, кочевавших в Приазовье.
Еще больше укрепились позиции Киевского государства в Таврике после того, как в ответ на невыполнение византийскими императорами взятых на себя обязательств перед Киевом Великий князь Владимир овладел подвластным империи Херсоном. Византийские императоры Василий II и Константин VIII были вынуждены заключить с Владимиром равноправный договор, признать политические права Киева в Тавриде, а брак Владимира с их ceстрой Анной, последовавший после того, как Владимир принял христианство, стал политическим союзом. После этих событий Херсонес по праву считается колыбелью христианства на Руси.
Крещение Владимира в Корсуни
Закат великого города наступил в XIII в., когда в Крыму появились новые торговые пути и новые торговые центры — Кафа (Феодосия) и Сугдейя (Судак), где управляли венецианцы и генуэзцы. Еще в это время на полуострове появились татарские племена, называвшие Херсон Сару-Кермен («Желтая крепость»). В 1299 году Херсонес, как и многие другие города полуострова, был разорен золотоордынским темником Ногаем, а 100 лет спустя, в 1399 г., город сжег и окончательно разрушил правитель Золотой Орды Едигей (Эдигей).
В середине XV века жизнь в Херсонесе замерла окончательно, и город покинули последние жители. Когда в 1475 году Крым был завоеван турками, Херсонеса уже не существовало. Великолепные колонны его храмов турки вывозили для украшения своих городов, а остальные руины заносились землей и зарастали степными травами.
«Кусочком цивилизованной Эллады, заброшенным на край света» назвал Херсонес русский писатель В. Полупуднев. И действительно, город на протяжении двадцати веков нес свет знаний, учености и умения народам Северного Причерноморья. Здесь славяне постигали азы греческой грамоты, которая потом легла в основу нашего алфавита. Здесь они впервые познакомились с христианской верой, учились строить каменные дома и храмы. Отсюда, с крещения в 988 году великого князя Киевского Владимира Святославовича, началось крещение Руси.
С присоединения Крыма к России и основанием Севастополя в 1783 году Херсонес стал объектом научного интереса, а затем — и археологических исследований. Датой начала археологических раскопок в Херсонесе считается 1827 год, когда по распоряжению губернатора Севастополя здесь проводились поиски христианских храмов. Руководил работами морской офицер, лейтенант Черноморского флота Г. Крузе. В популярной петербургской газете «Северная пчела» позднее появились очень лестные отзывы о нем и о результатах его изысканий: было обнаружено три христианских храма.
В 1888 году по рекомендации Одесского общества любителей истории и древностей официальным заведующим раскопками и городищем был назначен севастополец К.К. Косцюшко-Валюжинич. За 20 лет им было сделано очень много — никогда больше работы не проводились с таким энтузиазмом, размахом и упорством. Но только в 1925 году был создан музей, обеспечивший должное хранение многочисленных херсонесских находок.
И сегодня многие исследователи пытаются узнать что-нибудь новое о величественном Херсонесе. Вы же можете познакомиться с этим удивительным древним городом, прогулявшись по его старым улочкам. Это будет экскурсия в таинственное прошлое и вместе с тем осязаемое прошлое, когда оживают невзрачные камни, когда ваша рука ощущает прохладу столетий, заточенную в древнем мраморе, а лицо овевает все тот же вечный солоноватый морской ветер вперемежку с терпким запахом полыни, которым полной грудью дышали херсонеситы.
Объявления
Рекорды Крыма
Высочайшая вершина Крымских гор и высшая точка Крымского полуострова — гора Роман-Кош (1545 м над у.м.). Расположена в центральной части Горного Крыма.
Венчает вершину двухметровый каменный тур, сложенный туристами. Таким образом, фактически эта антропогенномодифицированная
... →