Скифы
Скифы - племена, населявшие степи Восточной Европы в VII-II вв. до н.э. Современные представления о появлении скифов можно свести к двум основным теориям. По первой, формирование скифского этноса происходило на основе местного предскифского населения, жившего в Причерноморье еще в позднем бронзовом веке. Вторая, более сложная, исходит из сведений, ставших известными древнегреческому историку Геродоту. Согласно этой теории, скифы проникли в Причерноморские степи и в Крым из Азии. Существуют и научные гипотезы, разнообразно сочетающие эти представления о происхождении скифов и, очевидно, наиболее близкие к реальности. Скифы принадлежали к европеоидной расе, их язык относился к иранской группе индоевропейских языков.
Современные археологические периодизации скифской эпохи многочисленны и разнообразны. Наиболее удачным вариантом выглядит ее деление на периоды: архаический - VII-VI вв. до н.э., среднескифский - V в. до н.э., позднескифский - IV - начало III вв. до н.э. Оно основывается на наблюдаемых археологами изменениях скифской культуры. Признаками этой культуры считают «скифскую триаду», состоящую из характерных предметов: оружия — мечей-акинаков и бронзовых наконечников стрел, украшений в зверином стиле и конского снаряжения. Завершение скифской эпохи в Северном Причерноморье и в Крыму относят к концу первой трети III в. до н.э.
На раннем этапе скифы в основной массе были воинами - конными лучниками. В VII в. до н.э. они повергли в трепет и покорили население Переднего Востока; во время азиатских походов скифы, сея ужас и разрушения, доходили до границ древнего Египта.
В степях Крымского полуострова наиболее ранние и надежно датируемые скифские памятники появляются в последних десятилетиях VII в. до н.э. Это захоронения в кургане у с. Филатовка на Перекопском перешейке и в кургане на Темир-Горе близ Керчи. Они указывают на время освоения Степного Крыма скифскими кочевьями. Если погребение у с.Филатовка является типичным для основной массы кочевников архаического этапа, то захоронение в большом кургане на Темир-Горе, скорее всего, не рядовое. Очевидно, оно принадлежало одному из представителей степной родовой верхушки. В этом погребении сочетаются черты, характерные как для скифов Степного Причерноморья, так и для скифов Предкавказья-Прикубанья. Вероятно, Степной Крым стал в это время своеобразным мостом, соединявшим Древнюю Скифию, простиравшуюся от лесостепных районов Поднепровья до отрогов Кавказского хребта. Остальные немногочисленные захоронения скифов VII-VI вв. до н.э. (в настоящее время в Степном Крыму их насчитывается не более восьми) мало огличаются от аналогичных захоронений причерноморско-приазовскнх степей.
В горной части Крымского полуострова в архаическое время существовала достаточно многочисленная обособленная группа населения, для которой было характерно сочетание «скифского» погребального обряда с лепной керамикой, украшенной орнаментом из резных линий, типичной для археологической кизил-кобинской культуры, которую ученые связывают с обитавшими в горах таврами. Первоначально территория расселения этих племен охватывала, видимо, не только предгорье, но и Керченский полуостров, где разнообразная кизил-кобинская керамика обнаружена в ранних слоях греческого города Нимфея. Следствием глубокого проникновения скифов в глубь Крымского полуострова стали пределенные изменения в материальной культуре, свидетельствующие о формировании нового тавроскифского этноса. В дальнейшем наблюдается сокращение населения Горного Крыма. Причиной этого стало постепенное перемещение тавроскифов в степную часть полуострова.
В VII-V вв. до н.э. быт скифов определялся их основным занятием - кочевым скотоводством, для которого характерна частая смена территорий. Когда истощалось одно пастбище, скифы переходили на другое. Такие частые смены мест связывались со временем года и природными условиями - в первую очередь с различиями в росте трав в разных районах Крымского полуострова. В зимнее время стада концентрировались у Сивашских озер, некоторые из них в этот исторический период могли быть заполнены пресной или солоноватой, но пригодной для питья водой. Их берега могла покрывать сочная травянистая растительность. В зимние ненастья животные добывали себе корм тебеневкой, разбивая копытами прочную снежную корку и разгребая снег. Не исключено, что в летнее время стада поднимали на горные пастбища. Однако для того, чтобы попасть в Горный Крым, необходимо было частью вытеснить, частью подчинить исконных жителей предгорья и нагорья - тавров. Археологические находки убедительно свидетельствуют о широком проникновении скифов на эту территорию в V-IV вв. до н.э. В это же время на многих таврских могильниках прекращаются захоронения. Видимо, в ходе скифской хозяйственной экспансии, часть таврского населения была ассимилирована (так возникли племена тавро-скифов), а часть вытеснена в глухие лесные районы и на Южный берег. В стадах кочевников было много мелких животных - в основном овец, встречались козы, в меньшем количестве был представлен крупный рогатый скот, в степи паслись большие табуны скифских лошадей. В качестве тягловых животных использовали волов.
Основным жилищем кочевников были войлочные юрты, укрепленные на повозках. В них передвигались со своими семьями "восьминогие" - рядовые общинники, имевшие небольшое стадо животных и двух волов, которые тянули повозку. Небольшие парные семьи кочевников входили в состав больших родственных объединений. Пока эти воины-скотоводы составляли основную часть степного населения, Скифия оставалась непобедимой.
Утварь рядового населения была небогатой, состояла из нескольких глиняных, как правило, лепных сосудов, использовавшихся для приготовления и употребления пищи, деревянных чаш, кожаных мешков - бурдюков. На стоянках кочевников часто находят обломки греческих транспортных сосудов - амфор. Первоначально в них находилось вино, к которому скифы были неравнодушны, а затем вместительные амфоры использовали для хранения воды, молока, кисломолочных продуктов. Судя по находкам в могилах, в скифских семьях была и парадная посуда. Состоятельная верхушка приобретала в греческих городах художественную посуду из драгоценных металлов. Рядовое население наряду с лепной посудой пользовалось и чернолаковыми сосудами, купленными у греков. Такие, сравнительно недорогие чаши, тарелки, миски, кувшины в большом количестве привозили из Греции, в основном из Афин. Судя по почти полному отсутствию среди находок монет, кочевники вели меновую торговлю. Предметом обмена, как правило, являлись продукты кочевого хозяйства, однако, судя по последним исследованиям ученых, заметную роль в скифском товарообмене могла играть работорговля.
Период скифской истории, относящийся к 550-525 гг. до н.э., характеризуется следами интенсивных военных действий в Поднепровье и в восточной части Крымского полуострова. Материалы, полученные при раскопках греческих городов, существовавших в это время на крымском берегу Керченского пролива, достаточно красноречивы. И в Порфмии, и в Мирмекии были построены оборонительные стены, причем Порфмий пережил нападение, сопровождавшееся пожаром. Возможно, какая-то группа скифов, перемещавшаяся из Азии, устремилась на Крымский полуостров и столкнулась с сопротивлением, которое им оказали родственные скифам по происхождению и культуре местные племена, а затем и греки-колонисты.
Новый период в истории крымских скифов начался в последние десятилетия VI - начале V вв. до н.э. Археологически он выражается в появлении в Степном и Предгорном Крыму погребений воинского облика, нередко называемых «дружинными». Таких захоронений немало в крымских курганах. Самые ранние из них раскопаны в Золотом кургане под Симферополем и в кургане близ с. Вишневка у Перекопа. В небольших грунтовых могилах были похоронены знатные, тяжело вооруженные конники. Ножны их мечей были декорированы золотом, на гориты были нашиты золотые украшения. От вражеского оружия их при жизни защищали доспехи, состоявшие из сотен железных пластин, нашитых на кожаную основу. На доспехи, разложенные на дне могилы, были положены после смерти тела военачальников. Могилы воинов известны на Керченском полуострове, в районе Феодосии, в Присивашье, в Западном Крыму, в центральной части крымской степи и в предгорьях. В середине второй половины V в. в Крыму уже сформировалось постоянное скифское население. Во главе свободных воинов-кочевников стояла военная аристократия. Часть же скифов, вероятно беднейшая, в это время начала переходить к земледелию, оседая на земли близ греческих городов. Например, близ Феодосии, у с. Фронтовое, археологами раскопаны не курганы, сооружение которых требовало усилий большого родственного коллектива, а грунтовый могильник, мало отличающийся от современных сельских кладбищ, состоящий из многочисленных небольших могил с очень скромными вещами, которые должны были сопровождать умерших в их путешествии по загробному миру. Лишь у мужчин изредка находили наконечники стрел и железные кинжалы, а захоронения женщин и детей сопровождали немногочисленные стеклянные бусы, приобретенные у греков, и небольшие сосуды. Рядом с могильником были обнаружены и остатки поселения. Такой же могильник найден и у с. Приречное между Белогорском и Нижнегорском. И в этом случае невдалеке от него были отмечены следы небольшого села, основанного скифами-земледельцами.
Заметное увеличение числа захоронений в крымских курганах, произошедшее в конце VI — начале V вв. до н.э., очень показательно. В большинстве могил были захоронены, в основном, мужчины-воины, что свидетельствует, по мнению археологов, о появлении в Степном Причерноморье и на Крымском полуострове очередной волны скифов из глубины Евразии и начале здесь формирования новой Скифии. Вскоре они подчинили своих лесостепных соседей и поставили в зависимость некоторые греческие города.
Серьезное противодействие скифам оказали лишь греки, жившие на берегах Боспора Киммерийского. Объединившись около 480 г. до н.э. в единое государство, во главе которого стал род правителя Археонакта, боспорские греки сумели остановить скифскую агрессию. В Пантикапее в это время интенсивно развивается производство металлических предметов военного назначения. В небольших городках - Мирмекии, Порфмии, Тиритаке возводятся оборонительные стены. Но на сельских поселениях греков, находившихся около Нимфея, заметны следы разгрома.
Но войны нельзя вести бесконечно, и ближе к середине V в. до н.э. мы видим новую ситуацию. Заново отстраивается центральная часть столицы Боспорского государства Пантикапея. А в Нимфее, не вошедшем в состав Боспорского государства или вышедшем из этого объединения после войны, появляются на службе воины-варвары. Об их присутствии археологи судят по богатым захоронениям, над которыми были насыпаны курганы. Находки в гробницах представлены доспехами и оружием скифского типа, греческими сосудами, скифскими и греческими украшениями. Рядом с могилами хозяев находились захоронения боевых коней. Такой обряд хорошо известен и в скифских могилах Прикубанья. Возможно, нимфейские воины и были представителями скифских племен, живших к востоку от Керченского пролива. Опираясь на такой подвижный и хорошо вооруженный отряд, непокорный город мог противостоять посягательствам на свою независимость со стороны вчерашних союзников, объединившихся вокруг Пантикапея, а также защищать его от грабительских набегов обитателей крымских и материковых степей.
Во второй половине V в. до н.э. в курганном некрополе Пантикапея появляются богатые погребения воинов-варваров. Они известны в Акбурунском кургане и Баксинском кургане. Вероятно, и в столице Боспора оценили сильные стороны конных скифских дружин. Еще одно богатое воинское захоронение известно в степной части Керченского полуострова - у с. Ильичево. С ним связан клад из нескольких предметов. Золотые обкладки горита из этого клада очень похожи на такие же украшения из Семибратнего кургана, находящегося в Прикубанье.
Если Боспор сумел отстоять свою независимость, то отношения степных скифов с быстро развивавшейся Керкинитидой, расположенной в противоположной части Крымского полуострова, строились на основе уплаты дани. Отправка дани упомянута в письме, написанном в конце V в. Апатурием, жителем Керкинитиды.
Труднее охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в этот период в Горном Крыму. Судя по захоронениям в предгорных курганах, скифы включили в снои владения внешнюю горную гряду, подчинив или вытеснив прежних обитателей предгорья - тавров.
В Степном Причерноморье и в Степном Крыму главенствовали скифы царские. Геродот, побывавший вблизи Крымского полуострова около середины V в. до н.э., определил Степной Крым как зону их постоянного обитания: «За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток - до рва, выкопанного потомками слепых рабов...». Основным занятием их верхушки, судя по характеру погребального инвентаря, было военное дело. Несомненно, V в. до н.э. был «героическим периодом» в жизни степной аристократии. Рядовое население, в основном, продолжало заниматься кочевым скотоводством, лишь в округе Феодосии начался переход к оседлости или полуоседлости.
В IV в. до н.э. жизнь в крымских владениях скифов изменилась. В это время население увеличилось в несколько раз. Ограниченность пространства, пригодного для кочевой жизни, привела к тому, что большая часть скифов была вынуждена перейти к земледелию. В Степном и Предгорном Крыму происходил переход массы кочевых скифов к оседлости. Это явление особенно хорошо заметно на Керченском полуострове, а также в степи и предгорье близ Феодосии. Происходила седентаризация (переход к оседлости) на скифских землях, граничивших с землями Боспорского царства, либо на землях, ранее бывших скифскими, но в этом столетии вошедших в состав Боспорского государства. Здесь на протяжении столетия возникло несколько десятков деревень, населенных в основном варварами. Размеры сел были разными, от небольших хуторов с двумя-тремя домами-усадьбами, находившимися на приличном расстоянии друг от друга, до больших, поселков, занимавших площадь в несколько десятков гектаров. В них расстояние между домами составляло 30-50 м. Свободное пространство занимали сады и огороды. Нередко между домами возвышались невысокие холмы - зольники. Это была и мусорная свалка, используемая семьей или родственными семьями, и одновременно служившая святилищем божеств, хранителей домашнего очага и семейного благополучия. Дома состояли из двух-трех комнат, имевших жилое и хозяйственное назначение, небольших помещений, отведенных для содержания животных. Их стены возводили из камня на глиняном растворе. Иногда каменными были лишь цоколи, а выше стены состояли из сырцовых, то есть необожженных, высушенных на солнце кирпичей. Крыши были земляными, лишь изредка археологи находят обломки покупной плоской черепицы. Во дворах находились многочисленные хозяйственные ямы, предназначенные для хранения зерна в колосках. В каждую из таких емкостей глубиной от 1,5-2 м и более, вмещалось от полутонны до тонны зерна. Иногда встречаются и крупные ямы вместимостью в несколько тонн. Такие хранилища с широкой нижней частью и узким устьем существовали сравнительно недолго. Как правило, через несколько лет после сооружения их засыпали бытовым мусором - пеплом и обломками разбитой посуды. Бытовые предметы, найденные в мусоре, представлены обломками греческих амфор, местной лепной и приобретенной у греков гончарной посуды, кусками глиняных жаровен, глиняными грузиками для веретен - пряслицами. Изредка встречаются более крупные грузы для ткацких станков. Среди находок на поселениях известны единичные греческие монеты, бронзовые украшения для конской упряжи, бронзовые наконечники стрел, железные орудия труда и обломки оружия.
Основным занятием сельских обитателей было земледелие. Они выращивали пшеницу, которую через порты Боспорского царства продавали в Грецию, в основном в древние Афины. Жители сел занимались придомным и пастушеским скотоводством. Характер придомного скотоводства понятен современному человеку, пастушеское может быть связано с длительным нахождением стада вдали от дома на летних и зимних пастбищах. Доля лошадей в их стадах, по сравнению с кочевым стадом, снизилась, зато возросла доля крупного рогатого скота. Часть мясных продуктов получали путем охоты на диких животных. Садоводство и огородничество существовало в небольших размерах и было направлено на удовлетворение потребностей членов семьи. Семьи, судя по размерам домов, были небольшими - парными, состоящими из родителей и их детей. Похоже, что взрослые сыновья отделялись от отцов, создавали собственные усадьбы и получали новые земельные наделы.
Судя по тому, что все эти дома похожи друг на друга, можно думать, что жители поселков имели близкий по уровню материальный достаток. Скорее всего, это были недавние рядовые кочевники и обедневшие скифы, лишившиеся своих стад и права пользоваться пастбищами. Их труд в своих интересах использовала высшая скифская знать. Возможно на землях Боспорского государства такие «соседские» общины эксплуатировала царская власть.
Близ поселений в восточном Крыму появляются курганные могильники, состоящие из многих насыпей, под которыми находились каменные и грунтовые склепы, предназначенные для членов одной семьи. Лучшие гробницы из хорошо обработанного камня сооружали специально приглашенные для этого каменотесы и строители-греки.
В курганах степного Присивашья были распространены могилы в виде катакомб - небольших искусственных пещер, предназначенных для захоронения одного-двух человек. Население этой части Крыма продолжало придерживаться традиций, характерных для степняков. К тому же здесь нет сел, но нередко встречаются следы стойбищ - недолгах остановок скотоводов. Здесь сохранялся кочевой образ жизни.
Захоронения кочевников богаче, чем могилы земледельцев: их положение в скифском обществе было выше, чем у земледельцев.
Скифская аристократия высокого ранга в это время сосредоточилась в предгорной части полуострова. В первой половине IV в. до н.э. существовал аристократический могильник Дорт-Оба, исследованный археологами близ Симферополя. Возможно, здесь хоронили номархов - правителей крымской части Скифии, подчинявшихся великому царю Атею, возглавлявшему всех причерноморских скифов. Более поздний, относящийся ко второй половине этого столетия могильник местной знати расположен у современного г. Белогорска. Курганы высотой около десяти метров говорят о том, что на Таврическом полуострове появилась собственная династия, считавшая себя всего лишь на один ранг ниже великих царей всей Скифии.
Действительно, на вершинах гор Ак-Кая и Беш-Оба находится caмый большой аристократический могильник крымских скифов, возникший не ранее середины IV в. до н.э. Аккайский курганный некрополь несет оригинальные черты. Они выражены в продуманном использовании особенностей местности и характеризуются архитектурным решением, при котором большие курганы оказались включенными в рельеф Горного Крыма. Так, при взгляде из Степного Крыма на горно-предгорное междуречье рек Биюк-Карасу и Кучук-Карасу, уже с расстояния 15-20 км, а в дни с контрастным освещением - с расстояния в несколько десятков километров, открывается ритмическая картина острых и куполовидных вершин Крымских гор, между которыми проступают как бы уравненные с ними по величине и значению силуэты больших курганов. В строго продуманном выборе перспективы убеждает и то, что в другой части Предгорного Крыма при всем старании, не удалось бы добиться такого эффекта. Поэтому памятник можно отнести к числу уникальных для Северного Причерноморья ланшафтно-архитектурных «парков». Среди почти что сотни небольшие курганов, здесь возвышаются 10 курганов высотой от 6 до 10 м. Под насыпью каждого из них было совершено захоронение представителя скифской аристократии, который в условиях Крымского полуострова, при жизни мог претендовать на царский титул. За две с половиной тысячи лет эти могилы были разграблены и не один раз (этого не понимают современные торговцы древностями, поэтому бригады алчных осквернителей гробниц проодолжают бессмысленно разрушать памятники). Археологам удалось осмотреть только две гробницы, находящиеся под курганами. В одном случае, это была большая скифская катакомба, такая же, как и в больших курганах древних царей Степной Скифии. Во втором, современные грабители раскрыли большой каменный склеп, построенный специально приглашенными греческими мастерами.
Еще одна ветвь скифской аристократии с высоким уровнем притязаний осела в столице Боспорского царства Пантикапее. Ее богатства создавали скифы, обитавшие в многочисленных селах, остатки которых обнаружены археологами на Керченском полуострове. После смерти знатные скифы были похоронены в курганах Куль-Оба и Патиниоти, расположенных в некрополе Пантикапея среди гробниц знатных греческих семей, живших в Пантикапее.
И Куль-Оба и курган Патиниоти по размерам относятся к той же группе аристократических курганов, что и находящиеся на г. Беш-Оба и Ак-Кая в Крымском предгорье. Это уравнивает социальное положение похороненных в них варварских вождей или царей. Каменный склеп, над которым был сооружен курган Куль-Оба, имел вид прямоугольника с уступчатым перекрытием высотой 5 метров. На деревянном ложе покоился скифский владыка в расшитой дорогими украшениями одежде. Здесь находилось богато декорированное оружие, украшения, драгоценные сосуды. Рядом стоял кипарисовый саркофаг с захоронением женщины, в котором были найдены многочисленные украшения. Покой хозяев охранял слуга - оруженосец. Почти таким же было захоронение в кургане Патиниоти. Возможно, в эти двух недалеко друг от друга расположенных курганах, находились гробницы членов одной аристократической семьи, избравшей местом своего пребывания греческий город.
В западной части Крымского полуострова, в кургане Чаян (близ Евпатории), обнаружено еще одно захоронение скифского аристократа. Вероятно, он возглавлял скифов Западного Крыма.
Судя по оружию, обнаруженному в захоронениях, аристократы в военное время были предводителями скифских отрядов, в которых рядовые кочевники составляли костяк конницы, а земледельцам была отведена роль легко вооруженной пехоты.
О взаимоотношениях скифов с греческим населением Крымского полуострова в IV в. до н.э. можно судить лишь по отрывочным свидетельствам из истории Боспорского государства. Так, в начале столетия скифы, подданные царя всей Скифии Атея, выступили в роли союзников боспорского правителя Левкона в войне Боспорского царства против независимой Феодосии. Во второй половине столетия произошла война уже между скифами и Боспором. Причины ее не ясны, однако это столкновение вряд ли было длительным. Вероятно, Боспор, используя в первую очередь экономические рычаги, сумел умиротворить скифов. Поэтому, когда два десятилетия спустя разгорелась борьба за боспорский престол между законным претендентом Сатиром и его противником Евмелом (кстати, братом Сатира), поддержтгоаемым приазовскими сираками из мощной сарматской группы племен, скифы выступили на стороне Сатира, который в конечном итоге проиграл. Это было их последнее активное вмешательство в боспорскую политику, приблизившее решающее столкновение между скифами и их восточными соседями - сарматами.
О катастрофе, постигшей и скифов, и греков в 70-60-е гг. III в. до н.э., можно судить по материалам скифских поселений Феодосийской и Керченской зоны, а также херсонесских поселений Северо-Западного Крыма, в их числе Керкинитиды и Калос Лимена. Жизнь внезапно прекратилась на сотнях поселений, на некоторых из них были обнаружены следы пожаров и останки погибших людей. Картина полного разгрома удручающа, видимо, пришедшие из-за Дона сарматские племена в течение одного или нескольких походов полностью покончили со скифами, не пощадив и греческих владений. Уцелели лишь греческие города, защищенные мощными каменными стенами.
С.Г. Колтухов
История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). - Симферополь: Атлас-компакт, 2007.
Карта Скифии, по Геродоту - с сайта http://crimea-blog.ru, карта позднескифских поселений Крыма - с сайта http://annals.xlegio.ru.
Объявления
Юмор на отдыхе
В России две беды – дураки и дороги. Из их сочетания получаются туристы.