Неолит
Общая характеристика. Новокаменный век в Крыму приходится на V и отчасти IV тысячелетие до н.э., заканчиваясь с появлением первых металлических изделий. Здесь эта эпоха сходна с мезолитом по типам поселений и кремневых орудий труда, которые по-прежнему носят микролитический характер. Новшество заключено прежде всего в появлении форм с поверхностью, сплошь обработанной ретушью. Совершенствуется изготовление колющих и рубящих орудий. Важнейшим признаком эпохи является использование глиняной посуды. Главными объектами oxoты мезолитического населения в Крыму были те же копытные, которых добывали в эпоху мезолита. Несколько увеличилась роль скотоводства и, по-видимому, появилось земледелие, выросшее из собирательства (найдены детали жатвенного ножа и мотыг из оленьего рога). В Северном Причерноморье появились одомашненные овца и коза, заимствованные из Передней Азии. Однако основой хозяйства оставалась охота.
Неолитические поселения, как и мезолитические, открыты главным образом в Южном и Восточном Крыму. Интереснейшая часть горных стоянок расположена в гротах и навесах: Таш-Аир I, Замиль-Коба II, Шан-Коба, Водопадный Грот и пр. Остальные памятники находятся под открытым небом, в частности на яйлах Первой гряды Крымских гop: Ат-Баш и Балин-Кош, Аджи-Коба II, нижний слой Кая-Арасы, Зуя I, Койнаут и др. К открытому же типу принадлежат стоянки Керченского п-ва (Фронтовое I, Ленинское I, Тасуново I, Луговое I) и Северною Крыма (Долинка, Алексеевская Засуха, Ишунь, Мартыновка). Поселения расположены вблизи речек или источников.
Неолитические культуры. В культурно-этническом отношении крымский неолит близок к мезолиту. Различаются две главные группы памятников: горнокрымская и степная (кукрекской культурной традиции).
Горнокрымская общность памятников вместе с сурско-днепровской (в Надпорожье), ракушечноярской (на Нижнем Дону) и сероглазовской (в Прикаспии) составляют причерноморско-каспийскую историко-культурную область. Основой для периодизации горнокрымских памятников служит стратиграфия стоянки Таш-Аир I. Ее слой VI датируется ранним, a Va — поздним неолитом. В VI слое представлены сегменты с дугой на спинке в виде уплощающей ретуши и трапеции с ретушью, которая частично охватывает спинку. В слое же Va господствуют трапеции со струганой спинкой. В ранненеолитическом слое, наряду с костяными шильями, найденными и выше, обнаружены обломки роговых проушных мотыг, имеющих параллель в Замиль-Кобе II и ранних памятниках буго-днестровской культуры, а в слое Va найдена костяная основа жатвенного ножа с кремневыми вкладышами.
Керамика раннего слоя была толстостенной (и, очевидно, остродонной) - как на стоянках Ат-Баш и Балин-Кош. Поздненеолитическая посуда, изученная по стоянкам Таш-Аир I, Кая-Арасы, Шан-Коба (слой I), Водопадный Грот и Фронтовое I (слой I), - это яйцевидные сосуды, часто со слегка выраженной шейкой и приплюснутым сверху венчиком. В глиняное тесто добавляли толченые раковины, реже дресву (чтобы предотвратить трещины). Орнамент преимущественно лишен зональности и покрывает не всю поверхность сосуда, но иногда отмечается даже на венчике изнутри. Узоры прочерченные, гребенчатые или в виде мелких углублений, а под венчиком иногда в ряд наносились круглые ямки. Мотивами служили горизонтальные ряды косых линий, горизонтальные линии, зигзаги, косая сетка и пр.
Стоянки кукрекской культурной традиции, распространенные главным образом в Степном, а отчасти и в Предгорном Крыму, обычно имеют компоненты кукрека и горнокрымской культуры, что свидетельствует о смешении двух этносов. Такие памятники могут рассматриваться как отдельный культурный тип, к которому относятся Алексеевская Засуха, Долинка, Ишунь, Мартыновка в Присивашье, Су-Ат III на Караби-Яйле, Кукрек (верхний слой), Тасуново I.
В Долинке и I слое Фронтового I обнаружены фрагменты сосудов с «воротничком» (утолщением на венчике), украшенных зональным орнаментом. Такая керамика характерна для могильников мариупольского типа, распространенных в Приднепровье и Приазовье. На проникновение в Крым мариупольского населения может прямо указывать Долинский могильник, в большой яме которого захоронено около 50 умерших в вьггянутом положении на спине, головами в противоположные стороны. В центре могильника покойники были положены ярусами. Многих в свое время посыпали охрой - символом крови и жизни, и краска осела на костях. В качестве инвентаря найдены кремневые ножевидные пластины, округлые скребки на отщепах, проколки, трапеции со струганой спинкой и многочисленные просверленные зубы оленя, очевидно нашитые на головные уборы и одежду, а также костяные бусинки. (Погребальный обряд, инвентарь захоронений являются важной частью археологической культуры, которую формирует общность однотипных памятников на конкретной территории и в определенный период времени).
Из словаря исторических терминов:
- Антропогенез - становление человека.
- Горит — скифский футляр, вмещавший как лук, так и стрелы.
- Гривна — шейное украшение в виде обруча, преимущественно с несомкнутыми концами.
- Доместикация - приручение диких животных.
- Дресва - толченый камень.
- Ингумация - захоронение умершего в земле.
- Культура археологическая — единство сходных между собой памятников конкретного времени на одной и той же территории.
- Культурный слой - толща земли на археологическом памятнике, содержащая культурные остатки (кремень, обломки керамики, кости животных, строительный мусор и т.д.).
- Лощение — сглаживание до блеска поверхности глиняного сосуда перед обжигом.
- Макролитический - представленный крупными орудиями.
- Мегалиты — сооружения из огромных камней.
- Неандерталец - ископаемый человек, непосредственный предшественник человека современного физического типа.
- Нуклеус - подготовленное оббивкой кремневое ядрище, от которого нанесением ударов отделяли сколы.
- Оледенение — период холодного климата с увеличенной территорией, занятой ледником.
- Палеомагнитная дата — полученная при исследовании обожженной глины на археологическом памятнике.
- Подбой — боковая пещерообразная выемка у дна могильной ямы для помещения умершего.
- Портупейный пояс - поясной ремень для ношения оружия.
- Пряслице - маховичок веретена.
- Псалий — прищечные ограничители, фиксирующие удила в заданном положении и способствующие строгому управлению конем.
- Ретушь - система мелких фасеток, превращавших кремневый скол в законченное орудие.
- Ритуальный - связанный с обрядами, составляющими оформление религиозного акта.
Г. М. Буров
История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). - Симферополь: Атлас-компакт, 2007.
Объявления
Юмор на отдыхе
В Сочи плохо отдыхать. На пляже только верхний слой людей загорает.