Херсонес Таврический
Основание города. Во второй половине V в. до н.э. (422-421 гг.) переселенцы-колонисты, выходцы из древнегреческого города Гераклеи Понтийской, располагавшегося на южном побережье Черного моря, прочно осели в юго-западном углу Крымского полуострова, основав здесь город, получивший название Херсонес Таврический. Развалины его - остатки оборонительных стен, жилых построек, общественных зданий, подвалы, колодцы, цистерны, примыкающее к нему кладбище и многочисленные сельские усадьбы за пределами города лежат на территории современного Севастополя.
Здесь вот уже 200 лет ведутся раскопки, которые приносят поразительные по красоте произведения скульптуры, живописи, архитектурные детали, надписи, монеты, орудия труда, бытовые предметы. История города уточняется и детализируется. Материалы, полученные в последние годы, позволили высказать предположение, что Херсонес, возможно, основан значительно раньше, чем принято считать, — уже во второй половине VI в. до н.э. Будем, однако, ориентироваться на общепризнанную датировку. Именно в это время сложились условия для возникновения города.
В одном античном землеописании сказано: «...вследствие данного гераклейцам... прорицания заселить вместе с делосцами Херсонес». Дело в том, что жителей о. Делос за враждебность и непокорность их старшие партнеры и союзники афиняне выселили с родной земли. Тогда же и в Гераклее высадился отряд афинских войск и опустошил окрестности города. В результате ожесточилась борьба между разоренными крестьянами и торгово-земледельческой верхушкой. Потерпевшие поражение в этом конфликте политические силы вынуждены были покинуть город и искать себе новое место для поселения. Совпадение по времени этих двух фактов и привело к возникновению Херсонеса. Делосцы, однако, очень скоро вернулись на родной остров и не оставили никакого следа в дальнейшем развитии херсонесской истории и культуры. Что же касается отношений с Гераклеей, то они были разносторонними, прочными и продолжительными. Даже во II в. н.э., то есть спустя шесть столетий после основания города, херсонесцы помнили, что их далекие предки приехали из Гераклеи, и называли ее жителей «досточтимыми отцами». Созданием колонии одновременно достигались и другие цели: втягивались в торговый обмен новые рынки в Северном Причерноморье, а так как Херсонес замыкал прямой путь через Черное море, освоенный как раз в это время (раньше корабли шли только вдоль берегов), то по этому пути гераклейцы рассчитывали получать хлеб из Скифии.
Вначале будущий город представлял собой небольшой поселок, прилепившийся к берегу бухты, которая в настоящее время называется Карантинной.
Колонисты, прибыв в Крым, привезли с собой домашнюю утварь, орудия труда, оружие, одежду, запасы продовольствия, может быть, скот. Высадившись на берегу Карантинной бухты, они должны были осесть по соседству с ней, расставив вблизи своих кораблей палатки, возведя временные убежища в виде шалашей, землянок и приступив к строительству капитального жилья. Из всей территории, на которую впоследствии распространился город, участок на берегу бухты представляется наиболее удобным. Бухта, самой природой предназначавшаяся для стоянки кораблей, должна была на первых порах играть особенно большую роль в жизни переселенцев — и не только как единственный путь, соединявший их с родиной, но и как источник запасов продовольствия (рыбная ловля). Местность эта защищена возвышенностью от холодных северных и северо-восточных ветров, а это, конечно, фактор первостепенной важности дли людей, еще не имевших постоянного жилья. И, наконец, есть основании считать, что здесь можно было выкопать колодцы и получить в нужном количестве пресную воду. Во всяком случае, один из колодцев, расположенных на склоне балки, впадающей в бухту, который функционировал в IV в. до н. э., сразу после раскопок давал чистую пресную воду, приобретавшую горьковато-соленый привкус лишь через двое-трое суток (в древности этот колодец доходил до пресной воды, позже, в связи с общим понижением почвы и повышением уровня моря, сюда начала поступать и морская вода).
Площадь участка, занятого ранним поселком, была невелика и вряд ли превышала 4 га. Столь незначительные размеры не должны казаться странными. Например, Пантикапей — крупнейший город в Северном Причерноморье — в раннюю эпоху своего существования занимал вряд ли большую территорию. Площадь, занятая многими северопонтийскими городами в античное время, не превышала 4 га, а иногда была и меньше: Тиритака — около 4,5 га, Танаис — несколько больше 4 га, Илурат — 2,5 га. Население раннего поселка соответственно было немногочисленными и вряд ли превышало 1-1,5 тыс. человек.
Вскоре после основания города должно было начаться строительством оборонительных стен. Переселенцы оказались в окружении таврских племен, особенно тесно заселявших юго-западную часть полуострова, то есть ближайшие окрестности новорожденного города. О таврах шла недобрая слава как о народе свирепом и воинственном. Тавры находились на том уровне развития (его не миновали и другие народы), когда война становилась неизбежным элементом жизни общества. К тому же таврские племена, вытесняемые скифами в горы и предгорья, просто не могли добыть здесь достаточно пропитания, что, естественно, вынуждало их восполнять этот недостаток грабежом. Угроза нападения, подобно дамоклову мечу, всегда висела над городом, и единственной гарантией безопасности было строительство мощных стен. Эти первые, самые ранние стены пока не найдены, но их направление предположительно можно указать уже сейчас.
В классический период (в последней четверти V — первой четверти IV вв. до н.э.) Херсонес не играл заметной роли в политической жизни Средиземноморья, да и среди северопричерноморских городов занимал второстепенное место. О занятиях жителей в ранний период существуют две точки зрения. Одни авторы считают, что главной в экономике города была торговля. Другие, ссылаясь на неблагоприятные условия для развития торговых операций (относительная отсталость возможных торговых контрагентов тавров, отсутствие удобных сухопутных коммуникаций), полагают, что Херсонес «...с самого начала стал развиваться не как торговый центр, а, главным образом, как центр сельскохозяйственного производства». Как обычно бывает в подобных случаях, истина лежит где -то посередине. Вероятно, с самого основания Херсонес имел большое значение как промежуточный пункт в торговле Северного Причерноморья с греческими городами Средиземноморья и южного берега Понта. Здесь была удобная стоянка для торговых судов, направлявшихся прямым путем через открытое море или следовавших вдоль западного и затем северного берегов Черного моря. Некоторые исследователи видят в этом даже одну из причин, побудивших гераклейцев переселиться именно сюда. Следов сельскохозяйственного и ремесленного производства для раннего времени обнаружено очень мало. С другой стороны, логично предположить, что с самого основания города в его непосредственных окрестностях были основаны небольшие земельные владения, в зачаточном виде организованы ремесла (особенно строительное дело - возведение жилых домов, оборонительных стен, некоторых важнейших общественных сооружений), значительную роль могли играть рыбная ловля, охота, другие промыслы. В 70-х гг. IV в. до н.э. Херсонес начал чеканить собственную монету, а это свидетельство не только развитой торговли, но также показатель высокого уровня металлообработки, в свою очередь определявшей в значительной мере уровень всех других ремесел.
Херсонесское государство в период расцвета. В конце IV — начале III вв. до н.э. Херсонес вступает в полосу политического и экономического расцвета. Из небольшого поселка он превращается в значительный по тому времени город, центр одного из крупных государств Северного Понта. В результате неоднократных расширений городской территории он занимает почти все холмистое пространство между Карантинной и Песочной бухтами, площадь его достигает почти 30 га. Значительно возросло население, достигнув, возможно, 10 тыс. человек. Именно такой размер города считался в древности оптимальным, выгодно обеспечивая, с одной стороны, безопасность жителей и развитие всех отраслей хозяйства, а с другой стороны, не препятствуя эффективности управления коммуникациями, совместными мероприятиями граждан.
В это время херсонесцы осваивают Гераклейский полуостров (юго-западный угол Крыма, к западу от линии, соединяющей вершины Северной и Балаклавской бухт), превращая его в базу сельскохозяйственного производства. Освоение его проходит в два этапа: вначале в первой половине IV в. — разделяется примерно на сотню участков северо-западная оконечность Гераклейского полуострова (Маячный полуостров); значительно позже, через 50-70 лет, размежевке подвергаются все окрестности города. Источники не сообщают нам, как, за счет чего происходит быстрый рост населения города. Можно предполагать, что прибывшие колонисты - по большей части молодые мужчины — взяли в жены женщин из местного населения, создали семьи, чем был обеспечен естественный прирост, причем обильное деторождение могло стимулироваться специальным законодательством, подобно тому как это было в других греческих государствах, например в Спарте. Не исключен и приезд новых небольших партий колонистов. Как бы то ни было, но территория города к концу IV в. до н.э. выросла, что является производным от роста населения. Херсонес был обнесен стенами, армия (ополчение) вооружена и обучена, тактика борьбы с таврами отработана и испытана в неизбежно возникавших мелких стычках. Херсонес получил возможность начать наступление на тавров. В результате весь Гераклейский полуостров оказался в руках херсонесцев, а местное население было частично истреблено, по большей же части покорено.
Создание Херсонесского государства происходило как раз тогда, когда совершал свои походы Александр Македонский и возникали эллинистические государства. Именно в эту эпоху в идеологии греков особенно широко укореняется старое «право копья», в соответствии с которым земля, например захваченная военной силой, становится собственностью сильнейшего. «Во всем мире существует вечный закон, что, когда город взят войною, завоевателям принадлежит и личность, и имущество находящихся в нем», утверждал греческий писатель Ксенофонт. Этим законом оправдывались любые завоевания, им обосновывали свое право на власть эллинистические монархи. Херсонесцы, конечно, руководствовались в своей завоевательной деятельности этим правом.
По давней традиции все захваченные земли были разделены на равные наделы, а жители, их населявшие, превращены в рабов того типа, который характерен для Спарты и других дорийских государств. Часть тавров, обитавших вдоль границы Гераклейского полуострова, продолжала жить в своих поселках и являлась чем-то вроде лаконских периэков (свободные, но политически бесправные жители). Судя по свидетельствам Страбона и сообщениям путешественников, посетивших Крым вскоре после присоединения его к России, весь Гераклейский полуостров был огражден стеной или валом со рвом по линии Инкерман-Балаклава. Такая стена не только препятствовала вторжению противников на полуостров, но и затрудняла возможные побеги тавров, превращенных в рабов. Видимо, в связи с этим наблюдался повышенный интерес херсонесцев к военному делу. В этом отношении наиболее интересны надгробные памятники и изображения на них. Херсонесцы разработали такую систему архитектурного оформления надгробных памятников и атрибутики на них, какая нигде больше не встречается. На памятниках с мужскими именами помещались три символа: 1) специальный скребок, которым пользовались спортсмены, и сосуд для масла, которым они натирали тело перед борьбой; 2) меч с портупеей; 3) схематическое изображение сучковатого посоха. Первый из символов изображался на памятниках, ставившихся мальчикам или юношам, и представлял собой предметы, необходимые всякому молодому греку.
Эллины очень много внимания уделяли спорту, особенно в тех полисах, которые возникли в результате завоевания (Спарта, Крит, Фессалия). Недаром именно в Спарте была разработана стройная система воспитания подрастающего поколения. С раннего детства большую часть времени молодые люди проводили в палестрах и гимнасиях, где занимались физическими упражнениями, развивавшими силу, ловкость, выносливость, то есть качества, необходимые воину. Поэтому если юношу настигала смерть, то в путешествии в загробный мир его должны были сопровождать предметы спортивного инвентаря, те самые, которые так часто потреблялись им при жизни, составляли его гордость и даже славу. Такие предметы могли помещать в могилу, они могли изображаться и на надгробном памятнике. Если умирал мужчина в расцвете сил, воин, защитник отечества, ему ставили памятник с изображением оружия. Возникновение дорийских государств связано с завоеванием, а повседневное существование — с эксплуатацией значительных групп подчиненного населения. Перед лицом постоянной опасности выступления угнетенных варваров эти полисы жили подобно военному лагерю, где все подчинялось строгой дисциплине, превыше всего ценились военные успехи, порицалась трусость. Весь строй спартанцев, по словам Аристотеля, направлен «только на одну часть добродетели, именно на воинскую доблесть, так как она полезна для приобретения господства». В таких государствах оружие очень почиталось, существовал даже своеобразный его культ. Вполне естественно, что оружие и вооруженные люди изображались на надгробиях. Наконец, последний атрибут - посох. Он являлся символом старости и изображался на памятниках людям, умершим в преклонном возрасте.
Таким образом, символы на памятниках делят всех умерших на группы по их отношению к военной службе: на «допризывный» возраст, когда дети и юноши готовятся к военной службе; возраст расцвета, когда мужчина входит в состав городского ополчения; на пожилых людей, для которых служба в армии уже непосильна. Такая система является отражением выдающейся роли военного дела в Херсонесе.
В городе найден постамент статуи одного из граждан — Агасикла; на нем перечислены его заслуги, он назван «размежевавшим виноградники на равнине». На Гераклейском полуострове выделено около 400 земельных наделов площадью 26-30 га каждый. Ими владели полноправные граждане Херсонеса. Условия для всестороннего развития сельскохозяйственного производства на Гераклейском полуострове не особенно благоприятны: глина и известняки, выходящие на поверхность отдельными пятнами и даже целыми грядами; почвенный покров - главным образом серые лесные выщелоченные почвы - нигде не достигает значительной мощности. Для развития земледелия требуются обязательное внесение удобрений и принятие мер по искусственному увлажнению почвы. Кроме того, желательно было бороться с интенсивным размывом и выветриванием почвенного слоя. Под тонким (0,30-0,50 м) почвенным слоем залегал слой известняка, ниже его - слой глины. Владельцы участков-клеров поступали таким образом. На значительной площади снималась почва и где-то по соседству складировалась. Затем удалялась скала, почва укладывалась на глину и частично смешивалась с ней. В результате увеличивалась реальная толщина почвенного слоя. Образовавшееся громадное количество камня использовалось для сооружения ограды наделов, разделения стенками каждого надела на участки, строительства усадеб, а также для сооружения плантажных стенок, сыгравших решающую роль в приспособлении земель Гераклейского полуострова для сельского хозяйства. Стенки, сложенные насухо, играли роль конденсаторов влаги из воздуха и отдавати эту влагу прилежащим полоскам земли, восполняя ее некоторый недостаток. Кроме того, параллельные стенки террасировали крутые склоны, предотвращали выветривание и смывание почвы, защищали кусты от ветра, заменяли шпалеры, служа опорой для виноградных лоз. Такие стенки прокладывались на виноградниках через каждые 2 м, в саду — через каждые 5 м. Это расстояние и сейчас рекомендуется в учебниках по сельскому хозяйстве как наиболее рациональное между рядами виноградных кустов или плодовых деревьев. Виноград подавался к столу вместе с другими фруктами, но большая его часть перерабатывалась на вино. Вина получали такое большое количество, что его не только хватало на покрытие собственных нужд, но и значительное количество шло на вывоз. Виноградарство и виноделие стали основной отраслью хозяйства. Кроме винограда и фруктов, на сельскохозяйственных наделах выращивались хлебные культуры, овощи. Большое развитие получило скотоводство.
Развитию зернового хозяйства способствовало овладение Херсонесом плодородными равнинами Западного Крыма. В гражданской присяге (первая четверть III в. до н.э.) херсонесцев говорится: «Не предам ни Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Калос Лимена (Прекрасной Гавани), ни прочих укрепленных пунктов, ни из остальной территории, которой херсонесцы управляют или управляли, ничего никому - ни эллину, ни варвару, но буду о6ерегать все это для херсонесского народа...». Слова торжественной клятвы свидетельствуют, что город Керкинитида (современная Евпатория), Калос Лимен (ныне пос. Черноморское) и еще ряд пунктов на западном берегу полуострова к моменту написания присяги уже принадлежали Херсонесу. Это подтверждается и данными археологических исследований. Таким образом, в юго-западной части Крыма возникает значительное государство с центром в Херсонесе.
В. Воскресенский. Сцена принятия присяги в древнем Херсонесе
С конца IV - начала III вв. до н.э. в городе наблюдается оживленная строительная деятельность. В результате значительно расширяются его первоначальные границы, возводятся новые оборонительные стены, целые кварталы застраиваются жилыми домами. Сооружается ряд крупных общественных зданий - монетный двор, театр, храмы. Строительное дело по своему значению и по числу занятых в нем рабочих рук выдвигается на одно из первых мест среди других ремесел. О металлообработке известно очень мало. Находки отходов производства, тиглей для плавки металла, литейных форм в слоях этого времени сравнительно редки. Однако даже они позволяют утверждать, что металлообработка не только существовала, но и играла значительную роль в жизни города. Большое развитие получило керамическое производство. Это объясняется тем, что оно было тесно связано с важнейшими отраслями экономической жизни города: с сельским хозяйством (выпускалась тара для хранения и перевозки вина), рыболовством, торговлей, строительным делом, а также с домашним хозяйством. Существование прядильно-ткацкого производства подтверждается многочисленными находками пряслиц и грузил для ткацкого станка. В одном из городских районов открыты резервуары для окраски тканей. О других ремеслах мы знаем меньше, но можно утверждать, что были развиты плотницкое, кожевенное, косторезное.
Херсонес вел обширную торговлю с городами Северного Причерноморья, с местными племенами, он был связан со многими отдаленными областями — Малой Азией, Балканским полуостровом. О широте торговых связей свидетельствуют многочисленные декреты о проксениях - предоставлении прав гражданства и различных льгот при ввозе, вывозе и продаже товаров представителям других городов. Среди херсонесских проксенов преобладают жители Гераклеи, Синопы, Ольвии. По находкам херсонесских амфор (чаще всего фрагментов) можно судить об оживленной торговле вином со скифами и греческими полисами Северо-Западного и Западного Причерноморья. В города материковой Греции Херсонес продавал продукты скотоводства, рыбу, соль, мед, воск. Обломки амфорных ручек с херсонесскими клеймами находят при раскопках в Афинах и далекой египетской Александрии. В обмен на свои товары херсонесцы ввозили из Греции недостающие им продукты, оливковое масло, дорогие сорта вин, ремесленные изделия, в том числе расписную керамику, предметы искусства (терракоты, статуи).
Херсонесское государство представляло собой республику с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия. Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы. Повседневной жизнью города руководили совет и коллегия, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города. Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь (грамматевс) на год. Так называемый царь (басилевс) был эпонимом, то есть его именем назывался и датировался год. Но выполнял он только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты. Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовали народный суд и специальные должностные лица — дикасты (судьи). Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путем тайного голосования, как указано и в херсонесской присяге: «буду судить камешками по законам».
Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведенных расходах. Агораномы наблюдали за порядком на рынке, астиномы — за точностью мер веса и объема, имена последних ставились на монетах и ручках амфор. Как и в других античных государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Поэтому здесь существовала особая должность гимнастиарха. Все эти должности были выборными, выборы производились либо хейротонией (голосование поднятием рук), либо по жребию. К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки - магистраты, характерные исключительно для аристократических и олигархических государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и пр.
Религия и культура. Религия играла огромную роль в жизни античных народов, связывавших свои дела и надежды с чтимыми ими божествами. Херсонесцы благоговели пред всеми, как сказано в их присяге, «богами и богинями олимпийскими», но особенно чтили Деву (Парфенос), отождествляемую ими с Артемидой. Храм Девы с ее статуей в центра города - главная их святыня. В честь богини устраивались торжественные праздники - Парфении, ей посвящали статуи, ее часто изображали на монетах. Дева в башенной короне мыслилась защитницей города, его оборонительных стен. Почитали божеств, покровительствовавших земледелию: Деметру, Кору-Персефону, Кибелу, Диониса (в честь которого устраивались праздники - Дионисии, сопровождавшиеся театральными представлениями). Поклонялись Зевсу и Гере, Афине и Нике, Аполлону, Афродите, Гермесу, Гелиосу, Асклепию, Диоскурам. Было у херсонесцев еще одно любимое божество - Херсонас, в нем видели олицетворение гражданской общины Херсонеса. Особая роль в пантеоне принадлежала Гераклу, считавшемуся родоначальником всех дорийцев. Его изображений дошло особенно много, в том числе на монетах города. Богам посвящали храмы, и изображали в камне, металле, глине.
Херсонесцы испытывали пристрастие к интеллектуальным занятиям, увлекались философией, историей, любили поэзию, музыку. У истоков херсонесской школы историков стоял Сириск, чье имя известно нам благодаря сохранившейся надписи середины III в. до н.э. - декрету в его честь - "... поскольку Сириск, сын Гераклида, явления Девы, трудолюбиво описав, прочитал и про отношения к царям Боспора рассказал, и бывшие дружественные отношения с городами исследовал согласно достоинству народа, - то, дабы он получил достойные почести, да постановит совет и народ похвалить его за то и... увенчать его золотым венком в Дионисии...». В своем произведении историк соединил рассказ о явлении богини-спасительницы, защитницы от варваров с делами государства на международной арене. Сириск принадлежал к цвету херсонесских граждан, был хорошо образован, своими личными качествами уже в молодости завоевал авторитет среди сограждан, и они доверили ему такое важное дело, как написание исторического сочинения, а декрет в его честь постановили «выставить в притворе храма Девы». Его труд стал примером для составителя (видимо, тоже историка по роду занятий) херсонесского декрета в честь Диофанта, датирующегося концом II в. до н.э. Бросаются в глаза некоторые общие моменты в творчестве этих двух авторов: оба описали сложные взаимоотношения и военные столкновения херсонесцев с варварами; оба высоко ценили дружественные связи Херсонеса с соседями (Сириск - с Боспором и причерноморскими городами, автор декрета - с Понтийским царством); и тот и другой полагались на помощь Девы.
Сочинения писателей и поэтов должны были играть воспитательную роль: беря пример с мифических героев и своих досточтимых предков, юноши мужали, превращались в пламенных патриотов и защитников отечества. Автор (авторы) присяги херсонесцев предстает пред нами неординарной личностью: безупречным патриотом, выдающимся политиком, опытным оратором, хорошо знакомым с теорией и практикой риторики. Красноречие шло у греков рука об руку с философией. И тому, и другому обучали в специальных школах, дававших своего рода высшее образование, готовивших молодых людей к общественной жизни. Ум, красноречие, образованность позволяли добиваться успехов на политическом поприще как у себя на родине, так и за ее пределами, выступать в роли послов и дипломатов на международной арене. Таким людям благодарные сограждане возводили статуи и посвящали надписи. Немало такого рода текстов от имени народа и должностных лиц дошло до нас из Херсонеса, где господствовали полисные (демократические) установления, не мыслимые без свободы слова и дискуссий. В качестве примера приведем надпись, относящуюся к III в. до н.э.: «Народ поставил статую Агасикла, сына Ктесия. Предложившему декрет о гарнизоне и устроившему его. Размежевавшему виноградник на равнине. Бывшему стеностроителем. Устроившему рынок. Бывшему стратегом. Бывшему гимнасиархом. Бывшему агораномом». Очевидно, что Агасикл был человеком слова и дела, инициативный, разбиравшийся в военных и хозяйственных вопросах, он умел убедить сограждан принять важное решение; херсонесцы неоднократно избирали его на высокие должности и доверили воспитание молодого поколения.
Высокого уровня развития достигла врачебная наука. Храмовая медицина концентрировалась в городском святилище Асклепия. В Херсонесе сохранилось немало изображений богов врачевания Асклепия и Гигиеи. В городе трудились профессиональные врачи, в том числе приезжие. Два таких медика (отец и сын родом с о. Тенедоса, что в Эгейском море) изображены на живописной надгробной стеле конца IV - начала III вв. до н.э., содержащей стихотворную эпитафию: «Сыну воздвиг своему, усопшему Лесханориду, эту гробницу отец, врач с Тенедоса Эвклес». На этом надгробье художник изобразил медицинские инструменты.
Уникальными памятниками античного искусства являются херсонесские стелы. Из нутра башни Зенона, что на юго-восточном фланге обороны города, археологи извлекли полторы сотни их фрагментов. Они датируются IV-III вв. до н.э. и представляют собой во много раз уменьшенное схематическое изображение древнегреческого храма, по поверьям эллинов, являвшегося жилищем божества. Стела устанавливалась на трехступенчатом основании, архитектурное оформление ее верхней части условно воспроизводило кровлю храма. Греки героизировали умерших, считали их священными существами и приравнивали к богам. В таком случае могила умершего вместе с надгробным памятником считалась храмом, где обитает душа покойного. Отсюда такое внимание к устройству гробницы и надмогильного памятника. В виде небольших храмиков зачастую делались и саркофаги. Среди памятников искусства, найденных в башне Зенона, выделяется изображение головы юноши в натуральную величину. Лицо замечательно своими правильными, в какой-то степени идеализированными чертами. Палитра художника не богата, он пользуется четырьмя красками - охристо-желтой, терракотово-красной, тускло-синей и черной. Но какого богатства оттенков добивается, смешивая и сочетая эти немногие краски! Выражение лица юноши спокойное, даже величавое, но где-то скрылась печаль, сдержанная грусть, отрешенность от всего, что так любил этот молодой человек при жизни. Вероятно, перед нами портрет работы местного мастера - таланта, расцветшего в Херсонесе.
Времена Митридата VI и Рима. С III в. до н.э. грозной силой для северопричерноморских греков становятся скифы. Их разрозненные племена постепенно переходят к оседлому образу жизни, земледелию (наряду со скотоводством), образованию племенных союзов. Скифская знать мечтает о богатствах греческих городов, стремится захватить в свои руки побережье с его заморской торговлей. Ольвия - древнегреческая колония на берегу Днепро-Бугского лимана - фактически теряет свою независимость и подчиняется скифским царям. На очереди — Херсонес. Скифы активно готовятся к войне и во второй четверти III в. в результате опустошительных набегов фактически лишают Херсонес его сельским владений. Одновременно скифы пытаются привлечь на свою сторону тавров и, очевидно, добиваются в этом успеха.
Во II в. до н.э. политическое объединение скифских племен завершается созданием крупного государства с центром в Неаполе (Новый город, развалины его — на юго-восточной окраине современного Симферополя). Во главе его становится умный и энергичный вождь царя Скилур. Над Херсонесом нависает, как никогда, серьезная опасность. Жители города лихорадочно ищут выход: то пытаются подкупить скифов «дарами», то обращаются к понтийскому царю Фарнаку I, заключают с ним договор о дружбе и взаимопомощи (179 г. до н.э.). Фарнак I обязуется оказывать военную помощь в том случае, «если соседние варвары выступят походом на Херсонес или на подвластную херсонесскую страну или будут обижать херсонесцев».
Херсонесцы предпринимают ряд практических мер для укрепления обороноспособности своего города, после чего в соответствии с договором от 179 г. они обращаются к царю Понтийского царства Митридату VI Евпатору. В Крым был направлен полководец Диофант с отрядом воинов. Действуя во главе объединенной армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трех кампаний (ок. 110-107 гг. до н.э.) разгромил скифов. Это достижение, однако, дорого обошлось Херсонесу: освободившись от угрозы подчинения скифам, он вынужден был поступиться своей самостоятельностью в пользу понтийского царя. А после поражения и гибели Митридата Херсонес оказался в зависимости от давнего соперника — Боспорского царства, находившегося под протекторатом Рима. Рим предоставил Боспору обязанности по защите Херсонеса от тавроскифов, следуя своему принципу «разделяй и властвуй». Но пребывание в роли подневольного союзника Боспора тяготило Херсонес, и он последовательно стремился к прямой римской опеке. Тем более, что боспорцы предпринимали попытки прямого захвата власти в городе. Сведения об одном таком эпизоде приводит византийский император Константин Багрянородный. (Боспорский царевич женился на дочери херсонесского правителя Гикии. Задумав погубить город, он постепенно собрал в подвале дома жены отряд воинов, которые в ближайший праздник должны были захватить Херсонес. Случайно узнав об этом, Гикия сообщила гражданам свой план: ее дом должен быть окружен вооруженными ополченцами и подожжен. Боспорцы вместе с их коварным предводителем сгорели, те же, которые пытались спастись, были перебиты). Это легенда, но она основана на вполне реальных событиях I в. н.э. Во всяком случае, историческая обстановка обрисована в ней весьма правдиво.
Окончательное освобождение Херсонеса от боспорской опеки и превращение его в город со статусом «свободного» произошло во время правления римского императора Антонина Пия (138-161) после многочисленных ходатайств как самих херсонеситов, так и их метрополии - Гераклеи Понтийской. В честь этого важного события с середины II в. н.э. в Херсонесе чеканится серия монет со словом «элевтерия» («свобода»), изображением богини Херсонас, покровительницы общины города, и другими эмблемами.
«Свобода», полученная Херсонесом, была свободой в римском смысле, с определенным статусом, согласно которому город был лишен права вести внешнеполитические дела, но сохранил внутреннюю автономию, свои институты и магистратов, право управлять на основе своих законов, чеканить медную монету, сохранял право собственности на землю, на налоги и пошлины. «Свободный» Херсонес содержал римский гарнизон, состоявший из подразделений I Итальянского, V Македонского и XI Клавдиева легионов, а также вспомогательных войск. Римский гарнизон размещался, по-видимому, в юго-восточной части города, в цитадели площадью 0,9 га. Там обнаружены остатки зданий, видимо, казармы для солдат, термы (бани), несколько римских надгробий с рельефами. Судя по размерам цитадели, численность гарнизона не превышала 500 человек. Ряд эпиграфических памятников свидетельствует о пребывании в Херсонесе римского флота. Более значительное, чем в других городах Северного Причерноморья, количество латинских надписей с упоминанием военных и гражданских лиц, принадлежавших к членам семей солдат гарнизона, подтверждает мнение о том, что Херсонес во II-III вв. н.э. был центром римской военной оккупации в Таврике. Возглавлял гарнизон и эскадру военный трибун, под командованием которого были, вероятно, подразделения и посты бенефициариев, охранявших подступы к Херсонесу на побережье и сухопутные дороги Юго-Западного Крыма. Военная помощь Рима обеспечила безопасность сухопутных и морских путей сообщения, что способствовало оживлению торговли, развитию производства и промыслов. Под вооруженным покровительством Рима Херсонес снова переживает период экономического подъема, сопровождающийся концентрацией земельных владений и укрупнением масштабов ремесленного производства. Гераклейский полуостров, где, как и прежде, ведущая роль принадлежала виноградарству и садоводству, остается главной сельскохозяйственной базой Херсонеса.
В этот период увеличились масштабы вылова рыбы, произошло выделение ее обработки в особую отрасль. Во всех кварталах города появились рыбозасолочные цистерны, вмещавшие от 20 до 50 т рыбы. Развитие рыболовства и обработка рыбы вызвали увеличение добычи соли. Она добывалась в окрестных соленых озерах, существовавших вплоть до XIX в.
Среди ремесел ведущим была металлообработка. Увеличивается производство керамической тары, развивается стеклоделие. Как показывают монетные находки и надписи, наиболее интенсивные торговые связи поддерживались с городами малоазийского побережья Черного моря: Синопой, Гераклеей, Амисом и другими. Наладился торговый обмен с местным населением Крыма. Херсонес вывозил соль, соленую рыбу, рыбные соусы и, вероятно, сельскохозяйственные продукты, поступавшие из Юго-Западного Крыма. Предметы херсонесского ремесла экспортировались, очевидно, только в пределах Северного Причерноморья. Постоянными предметами импорта были хорошие вина, стеклянная и краснолаковая посуда, светильники, украшения.
В первые века н.э. в Херсонесе ведется широкое городское строительство: перестраиваются многие кварталы города, укрупняются дома. Усадьба с хозяйственными пристройками (винодельнями, рыбозасолочными цистернами и др.) иногда занимает целый квартал. В город был проведен водопровод с использованием керамических труб. К этому временя относится одна из перестроек театра, вероятно связанная с новой, более разнообразной программой, включавшей гладиаторские бои, травлю зверей и различные цирковые подставления — любимые зрелища римлян. Былая увеличена сценическая площадка и достроен ярус зрительских мест.
Город занимал площадь 30 га, в нем насчитывалось 10-12 тыс. жителей. Социальная структура Херсонеса в первых веках н.э. значительно усложнилась. Произошло это как в результате внутренних социально-экономических процессов, так и вследствие политики Рима, направленной на поддержку богатых слоев населения. Происходит дальнейшая дифференциация внутри основных социально-правовых групп. Демократическая республика постепенно была заменена аристократической формой правления. Высшими органами власти остаются народное собрание и совет, но они претерпевают некоторые изменения. Народное собрание фактически утратило ту власть и значение, которые оно имело в эллинистический период, об этом свидетельствует обычай скреплять печатями должностных лиц декреты и постановления, издаваемые от имени совета.
Исполнительная власть оказывается в руках первого архонта, возглавляющего высшую магистратуру — коллегию архонта из шести человек, он также предводительствует войском. Богатая верхушка граждан превращается в своеобразный клан, из ее среды избираются члены совета, высшие магистраты, жрецы, многие ее представители имеют двойное гражданство — херсонесское и римское.
Божественный пантеон херсонесцев по-прежнему возглавляла Дева. Возросло значение Херсонаса, изображение которого появилось на монетах. В число официальных входили также культы Зевса Сотера, Асклепия и Гигиеи, Гермеса, Афродиты. Частными, домашними становятся такие божества, как Деметра, Дионис, Аполлон, Афина, Кибела, Геракл. Появляются новые боги (в том числе не без влияния Рима): Исида, Сарапис, Митра. Солдаты римского гарнизона уповали на Юпитера Лучшего Величайшего и Юпитера Долихена, Зевса Добиранского, Геркулеса, Вулкана, Немесиду, Гелиоса. Усилилась тяга к восточным культам и монотеизму, повысился интерес к суевериям, мистике, магии, к учениям, проповедовавшим счастливое загробное существование.
Христианство нашло в Херсонесе поклонников не сразу, переходный период от язычества к христианству растянулся на довольно длительное время. Небольшая христианская община могла возникнуть здесь еще в конце IV - начале V вв., но тогда на херсонесском некрополе даже не было специального участка для захоронения христиан. Росписи с христианской символикой появляются в склепах не ранее второй половины/конца V-VI вв., а первые христианские храмовые комплексы возводятся в конце V-VI вв. (активное строительство церквей началось в VI-VII вв.). Возможно, первыми почитателями нового вероучения стали представители знати, им могли принадлежать склепы с самыми ранними христианскими росписями. В городе проживало и какое-то количество иудеев, хотя памятников, связанных с их присутствием, обнаружено очень мало.
Не угасла в изменившейся политической обстановке херсонесская школа историков. О том свидетельствует рассказ о войнах между Боспором и Херсонесом, содержащийся в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного. В нем автор явно опирался на какую-то местную хронику, вероятнее всего, херсонесскую, датированную V или VI вв. н.э. Из Херсонеса римского времени происходит немало свидетельств о развитии медицины. Здесь и обнаруженные при раскопках разнообразные медицинские инструменты, и свидетельства о лекарствах, данные относительно наличия в районе современных Сак своего рода грязелечебного курорта. Немало медиков обслуживало римских воинов и входило в состав гарнизона. Археологические материалы свидетельствуют и о развитии искусства, творчестве скульпторов, живописцев.
Значительную группу граждан, фактически отстраненную от государственного управления, составляли жившие за счет своего труда демоты (мелкие землевладельцы, арендаторы, ремесленники, торговцы) и неимущая беднота (охлос). В городе проживали также политически бесправные иноземцы (в основном это были греки из других мест, какое-то число туземцев и римлян), различные категории рабов и вольноотпущенники.
С конца I в. скифы проявляли большую активность, направленную, правда, в основном против Боспорского царства. Херсонесу удавалось отбиться от них лишь благодаря наличию римского гарнизона. Но в первой половине II в., когда на некоторое время римляне покинули город, Херсонес ищет военного союза с тем самым Боспором, от обременительной опеки которого недавно и с большим трудом освободился. Скифы продолжали тревожить греков до начала III в.
В самом конце III — первых десятилетиях IV вв. херсонесцы не без помощи Рима оказались втянутыми в серию военных конфликтов с Боспором, которые описал Константин Багрянородный.
В конце III в. в городе прекращается монетная чеканка. От появившихся в Северном Причерноморье ближе к концу IV в. гуннов Херсонес в целом не пострадал, так как лежал в стороне от трассы их походов. Укрепить оборонительные стены все же вновь пришлось. Но столетие спустя кочевники начали обосновываться на Гераклейском полуострове (здесь появились их юрты), то есть на херсонесской хоре. В конце V в., при императоре Зеноне, Херсонес окончательно теряет автономию и становится частью Восточной Римской (Византийской) империи.
Объявления
Рекорды Крыма
Крупнейшая в Крыму вспышка заболеваемости холерой в 1854-1856 гг. унесла жизни свыше 21000 человек.
В Крыму холера впервые появилась в 1830 г. в Бахчисарае, во время третьего вторжения в европейскую часть России. Затем в 1847 г. была завезена в Керчь. В 1854-1855 гг., во время Крымской
... →