Боспорское царство
Греческая колонизация. Образование Боспорского царства. Огромное значение в истории племен, населявших в древности Крым, имела греческая колонизация, в ходе которой на побережьях Черного и Азовского морей появились эллинские города и селения. Массовое колонизационное движение греков относится к VIII-VI вв. до н.э. — времени формирования у них государства (полиса). Этот процесс сопровождался ростом имущественного неравенства, обезземеливанием многих крестьян и части аристократии, социально-политической борьбой. К этим причинам добавлялись другие: поиски источников сырья (особенно металлов, леса), недостающего хлеба, а на втором этапе колонизации (вторая половина VII-VI вв. до н.э.) — рабской рабочей силы и рынков сбыта для греческих товаров. В поисках новой родины приняли участие, в первую очередь, безземельные крестьяне, но также ремесленники, торговцы и отстраненные от дел политики из представителей родовой аристократии.
В Северное Причерноморье греков влекли плодородные почвы, богатый растительный и животный мир, обилие рыбы, удобные гавани. Знакомство с местным населением, видимо, произошло задолго до начала колонизации благодаря случайным, порой пиратским экспедициям эллинских купцов-мореходов. Собственно колонии (апойкии) здесь появились позднее, чем в других районах Средиземноморья и Причерноморья, — результат отдаленности, несколько более прохладного климата, враждебности части местного населения. Ведущую роль в колонизации играл малоазийский город Милет. Во второй половине VII в. до н.э. было основано первое в Северном Причерноморье поселение на о. Березань, на рубеже VII-VI или в начале VI в. до н.э. — Ольвия (с. Парутино) и Пантикапей (Керчь). В VI в до н.э. — Феодосия, Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Киммерик в Восточном Крыму; Фанагория, Гермонасса, Синдская гавань, Кепы — на азиатской стороне Керченского пролива. В Юго-Западном Крыму основываются Керкинитида (Евпатория) и Херсонес (Севастополь).
Численность поселенцев в каждой колонии, предполагают, колебалась от ста до тысячи человек. Приход греков сразу поставил на повестку дня вопрос об их взаимоотношениях с местным населением. Складывались они по-разному, мирно и враждебно, в зависимости от конкретных ситуаций и заинтересованности аборигенов в контактах с пришельцами. В итоге местные племена познакомились с более развитой античной цивилизацией и позаимствовали некоторые ее достижения, в результате чего усовершенствовалось их общество. Эти взаимодействия породили своеобразный, неповторимый и богатый мир, просуществовавший в Крыму почти тысячелетие.
Наиболее ярким примером активного взаимовлияния пришлых, античных элементов и местных, варварских является самое большое и сильное государство в Северном Причерноморье — Боспорское царство, возникшее в результате переселения греков с западного побережья Малой Азии и островов Эгейского моря в районы по обе стороны Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Колонисты осваивали окружающие плодородные земли — об этом говорят находки зерен хлебных злаков, хозяйственных ям и глиняных сосудов для хранения зерна, орудий сельского труда, распространение культов божеств плодородия. Земледельцы получали участки за пределами города, на территории так называемой городской хоры, простиравшейся на несколько (обычно пять-семь) километров. Разводили домашних животных, занимались рыболовством, охотой. Сохранились также остатки ремесленных производств (мастерские, орудия труда, оружие, посуда, черепица, глиняные статуэтки, ткацкие грузила), а также построек жилого, хозяйственного и культурного назначения. Торговали, с одной стороны, с городами Средиземноморья, особенно Малой Азии и соседних с ней островов (Хиоса, Самоса, Родоса), а к концу VI в. до н.э. и с Афинами, с другой стороны, с местными племенами — скифами, синдами, меотами. Из Греции получали оливковое масло, вино, ремесленные изделия, от варваров — продукты сельского хозяйства и промыслов, рабов. Уже со второй половины VI в. до н.э. собственную монету чеканит Пантикапей, несколько позже — и другие города.
В политическом отношении греческие города Керченского пролива были обособленны и сохраняли полисную организацию, принесенную с собой первыми поселенцами. Формы правления в полисах могли быть различным — как демократическими, так и олигархическими — в зависимости от самых разнообразных причин. Свободными и полноправными гражданами считались поселенцы-мужчины, которые принимали присягу на верности государству него гражданскому коллективу. Интересы экономики, сложная международная обстановка и угроза нападения со стороны окружавших варваров, особенно скифов, привели к необходимости политической консолидации колоний. Удобно расположенный, обладавший хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в одно государство греческие города обоих берегов Керченского пролива. На основании указания древнегреческого писателя Диодора Сицилийского принято считать, что произошло это около 480 г. до н.э. Во главе объединения стояли архонты Пантикапея из греческого (милетского) рода Археанактидов. Должность архонта превратилась в наследственную. Обычно считают, что правление Археанактидов было тираническим. В ознаменование рождения нового государства во второй четверти V в. до н.э. в Пантикапее был возведен храм, посвященный богу-покровителю колонистов — Аполлону Врачу. По словам Диодора, через 42 года (в 438/7 г. до н.э.) власть перешла к Спартоку, потомков которого называли Спартокидами. Последние возглавляли Боспорское царство до конца II в. до н.э. В Спартоке видят и фракийца, и представителя фракизированной или эллинизированной синдо-меотской знати, и эллина из ионийской (милетской) аристократии. Неясно также, имел ли место какой-либо насильственный переворот или переход власти к новой династии произошел мирным путем. Боспорское государство было по характеру монархическим объединением, вероятнее всего, своеобразной формой наследственной тирании, хотя правители и именовали себя традиционно архонтами Боспора, а греческие города пользовались некоторым самоуправлением (имели народное собрание, совет, выборные должности). Опорой власти стали земледельческая аристократия, торгово-ремесленные слои и наемная армия, в основном состоявшая из варварских контингентов.
Расцвет Боспора. Приход к власти Спартокидов ознаменовался значительным расширением территории государства, которое начал уже преемник Спартока Сатир I, продолжили Левкон I и Перисад I - правители IV в. до н.э., с именами которых связан период наивысшего расцвета Боспора. Расширение владений Спартокиды начали с присоединения Нимфея и Феодосии, не вошедших в состав объединения. Борьба за Феодосию была длительна и осложнена рядом обстоятельств: при осаде города в 389 / 8 г. до н.э. умер Сатир I и борьбу продолжил Левкон I, но главное - в ней приняла активное участие на стороне Феодосии Гераклея — город на южном побережье Черного моря. Видимо, в конце 80-70-х гг. IV в. до н.э. Феодосия вынуждена была покориться, и Спартокиды стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии». Победа над Феодосией сулила большие возможности в плане присоединения со временем территории всего Керченского полуострова вместе с его скифским населением. Затем Спартокиды обратили взоры на восточное побережье Керченского пролива и после кровопролитной войны стали обладателями новых земель с синдо-меотским населением. Результатом всех этих завоеваний было приобретение Спартокидами новых портов и торговой монополии, обширных плодородных земель и права хлебного экспорта.
Теперь Боспорское государство стало качественно иным: не греческим, а греко-варварским, в котором по отношению к эллинам правители называли себя архонтами, а по отношению к местным племенам — царями. Покоренные народы платили династам дань, поставляли воинов, но во главе племен оставались местные вожди. В новом, этнически разнородном государстве верхушку общества образовала слившаяся эллинская и синдо-меото-скифская аристократия; правители содействовали этому слиянию и сами охотно заключали браки с представителями местной верхушки. Политическое господство знати и Спартокидов основывалось на крупном землевладении и прибыльной торговле, которые приносили большие богатства. Материалы разнообразных источников свидетельствуют о полиэтничном составе городского населения, однако греки по-прежнему составляли его большинство, особенно среди зажиточных торгово-ремесленных слоев. Негреческое же земледельческое население преобладало на территории сельскохозяйственной хоры. Туземное происхождение чаще всего имели рабы. Отмечено, что местный этнос в большей мере преобладал в городах азиатского Боспора, чем европейского, и положение местного населения там было менее зависимым, чем на Керченском полуострове.
Зависимый земледелец был ведущей фигурой в сельском хозяйстве — главной отрасли процветавшей боспорской экономики. Вошедшие в состав государства земли давали большую часть экспортного хлеба. Используя плужное земледелие, выращивали пшеницу, ячмень, просо, зернобобовые, чечевицу, вику. Заботились о повышении плодородия почвы: ее унаваживали, орошали, применяли двуполье, чередовали хлебные злаки с бобовыми. Быков использовали как тягловую силу. Набор сельскохозяйственных орудий был обычен для того времени: рало, мотыга, лопата, кирка, серп, коса. Выращивали огородные (бахчевые, корнеплодные) и садовые культуры. Целый ряд фактов говорит о роли виноградарства и виноделия на Боспоре, особенно в прибрежных районах, уже в V-IV вв.: находки косточек винограда, виноградных ножей и остродонных амфор местного производства для вина, изображение виноградной лозы на монетах Нимфея, широкое распространение культа Диониса, открытие в Нимфее винодельни первой половины IV в. до н.э., совершенное устройство и техническое оборудование виноделен более позднего времени.
Считают, что размер хозяйственной территории государства со времени Левкона I достигал примерно 5 тыс. кв. км (площадь, близкая к территории самого государства), количество населения в сельских районах — 100-150 тыс. человек (при общей численности жителей Боспора в 150-200 тыс.), число землепашцев - не менее 20-25 тыс. С ростом территории царства значительно выросло число сельских поселений. Для IV-III вв. это были неукрепленные деревни-комы (видимо, на царской или государственной земле) и сельские усадьбы различных размеров. Ecли говорить о европейском Боспоре, то в них жили греки, скифы представители других племен. Вероятнее всего, на вновь присоединенных землях разместились хозяйства правителей, аристократии, храмов. Обрабатывались они отдававшими часть своего урожая полусвободными работниками из местных землепашцев, рабами, но также и свободными производителями. Не исключено, что общинные отношения продолжали играть важную роль в жизни местных землевладельцев. Часть сельскохозяйственной территории государства составляла разросшаяся по сравнению с более ранним временем хора городов, разделенная на участки между гражданами разного достатка. Эти земли - поля и виноградники - обрабатывались трудом самих хозяев и членов их семем или же совместным трудом хозяев, наемных работников и рабов.
Таким образом, в рамках сельской территории государства хоры городов и хоры Боспора — сосуществовали несколько типов хозяйств. Они принадлежали как людям богатым, так и мелким и средним производителям.
Предметы из железа, меди, бронзы, драгоценных металлов, остатки производства (горны, тигли, шлаки, формы для отливки) говорят о серьезных достижениях в обработке металлов. Особенно впечатляют произведения торевтов и ювелиров. Много их в скифских курганах: это золотые, серебряные и электровые сосуды, пластинки и бляшки для украшения одежды и конской сбруи, оружие, подвески, браслеты, гривны, перстни. Одним из центров их производства был Пантикапей. Из всех ремесел по числу занятых рабочих рук, считают, преобладало деревообрабатывающее и камнетесно-строительное. Лесные массивы на Боспоре, богатые в древности дубом, вязом, буком, тополем, орешником и прочими породами, давали материал для плотников и столяров. Объемными были работы по дереву, связанные со строительством и корабельным делом. Изготовляли и всевозможную утварь, повозки, мебель, саркофаги. Изделия украшали резьбой, росписью, инкрустацией. Открытые в результате археологических раскопок жилые дома и хозяйственные постройки, дворцы, храмы, погребальные сооружения, оборонительные и подпорные стены, колодцы возводились руками боспорских мастеров и свидетельствуют о достижении самого высокого для Боспора уровня строительного дела. Из местной глины изготовляли кирпичи, черепицу, водопроводные трубы, архитектурные украшения. В крупных городах было налажено массовое производство кровельной черепицы высокого качества; клейма на ней сообщают имена владельцев мастерских, в том числе самих Спартокидов. Сохранились остатки гончарных мастерских и разнообразные изделия из глины. Из других производств можно назвать прядильно-ткацкое, кожевенное, косторезное.
Внешнеторговые связи Боспора, преимущественно морские, играли важную роль в его экономике. Крупные города имели благоустроенные гавани и судостроительные верфи. Торговали, как и прежде, с городами западного побережья Малой Азии, островами Фасосом, Хиосом, с середины V в. до н.э. особенно возросла роль Афин. Боспор был связан и с городами Южного Причерноморья, Восточного Понта, Херсонесом, Ольвией. В V в. до н.э. афинский импорт доминировал на Боспоре, Боспор же снабжал продовольствием Афины, боровшиеся за контроль торгового пути в Черное море. Между ними был заключен договор о предоставлении друг другу права беспошлинной торговли и иных привилегий. Боспорцы отправляли в Грецию дорогие сорта рыбы, шерсть, шкуры, рабов, но главное — зерно. По утверждению афинского оратора Демосфена, ежегодно в Афины они вывозили 15-17 тыс. тонн хлеба. Предполагают, что в IV в. до н.э. при удовлетворительном урожае Боспор мог вывозить не менее 32-48 тыс. тонн зерна. Жизненно необходимой была торговля с соседними племенами Северного и Восточного Причерноморья. Они поставляли часть вывозимого затем Боспором хлеба, продуктов рыболовства, скотоводства, рабов, получая взамен масло, вино, изделия ремесленников Боспора и греческого мира, с которым были связаны через посредство боспорских портов.
В IV-III вв. до н.э. Пантикапей переживает самый блестящий период своей истории. Расширилась территория столицы, преобразовался ее внешний облик, увеличилось этнически пестрое население за счет притока из городов Причерноморья и Средиземноморья, а также представителей местных племен. Продолжалось возведение искусственных террас на склонах горы Митридат, сооружались стены акрополя (верхнего города), богато украшенные храмы и иные общественные здания, жилые дома, в городской округе — величественные погребальные склепы различных конструкций, но особенно часто с уступчатыми перекрытиями: таковы склепы Царского, Золотого, Куль-Обского, Мелек-Чесменского и других курганов. Все свидетельствует о высочайшем уровне стротельной техники, разнообразии конструкций и технических приемов, расцвете культуры.
При Перисаде I (347/6-311/10 гг. до н.э.) Боспору, видимо, пришлось пережить войну со скифами. После смерти Перисада разгорелась борьба между его сыновьями Сатиром, Пританом, Евмелом. Она продемонстрировала, с одной стороны, нарушение традиции престолонаследия Спартокидов, которая заключалась в участии двух старших сыновей в управлении государством сначала совместно с отцом, а после его смерти — в соправительстве двух братьев до смерти одного из них, с другой - необходимость для боспорских династов в своей политике учитывать ситуацию, сложившуюся в племенном мире Северного Понта и Приазовья. Евмел, младший из братьев, претендуя на престол, выступил против двух старших. В армии Сатира, а после его гибели — Притана, помимо наемников, важной силой были союзники-скифы. Евмел опирался на численно превосходившее противника войско местного племени фатеев, обитавших на азиатском Боспоре. Победивший Евмел жестоко расправился с противником. Во время своего короткого правления (310/9 — 304/3 гг. до н.э.) он боролся с пиратством и поддерживал дружественные отношения с причерноморскими греческими городами. Особое внимание боспорских царей к понтийским делам было отнюдь не случайным. Оно отвечало изменившейся ситуации в этом регионе в связи с начавшимися передвижениями скифов и теснивших их с востока сарматов.
Боспорское царство в III-I вв. до н.э. История Боспора в III-I вв. до н.э. нам недостаточно известна. Сложной представляется картина экономического развития: наблюдается переориентация некоторых отраслей сельского хозяйства — уменьшается роль хлебопашества, возрастает значение виноградарства и скотоводства, процветают виноделие и рыбный промысел; по-прежнему на высоком уровне держится ремесленное производство; растут города; существенные изменения происходят в области торговли — место одних торговых партнеров занимают другие, изменяются статьи экспорта. В целом все же можно отметить ухудшение экономического положения на Боспоре, особенно во II в. до н.э.
Все пригодные для хлебопашества земли к этому времени уже были освоены, а приток зерна с варварской периферии сократился в связи с начавшимися передвижениями племен. С конца IV - начала III по вторую половину I вв. до н. э. длился засушливый период, засуха сопровождалась сменой ландшафта, сокращением сельскохозяйственной округи в греческим государствах, в том числе на Боспоре. В конце III - начале II вв. до н.э. неукрепленные сельские поселения и изолированные усадьбы исчезают, им на смену приходят укрепленные поселения и более крупные усадьбы, особенно часто встречающиеся вблизи морского побережья, в местах, удобных для обороны и рыбного промысла. Укрепленные усадьбы были хозяйственными комплексами с обширными земельными участками и значительным обслуживающим персоналом. Разорившиеся сельские жители, среди которых было много выходцев из местных племен, частично уходили в город, но по большей части работали в крупных хозяйствах, пополняя контингент полусвободного и рабского населения.
Увеличилось количество ремесленных мастерских и изделий их мастеров. Высокого по тем временам совершенства достигло кораблестроение. Боспорские зодчие были хорошо знакомы с архитектурными принципами эллинистического Средиземноморья, но умело вносили в них свои местные особенности. В 60-х гг. XX в. на северном склоне горы Митридат раскопками был открыт архитектурный ансамбль из двух комплексов помещений, сгруппированных вокруг центрального двора. Это общественное здание, выстроенное во II в. в столице, условно именуют пританеем — зданием, предназначенным для высших должностных лиц — пританов. Общественные постройки и богатые дома украшали росписями, мозаиками, скульптурой. Роскошные погребения — монументальные подкурганные склепы - продолжали сооружать для представителей греческой и варварской верхушки. Сохранившиеся в них росписи и множество художественных изделий говорят об искусстве местных мастеров.
В торговле между городами и сельскими поселениями привозные товары из Греции уступают место продукции местных ремесленных мастерских, поэтому товарообмен с Афинами заметно сократился. В то же время более заметной становится роль южнопонтийских городов и островов Коса, Самоса, Делоса, малоазийского Пергама, Египта. Через города импортные изделия попадали на территорию соседних племен. Возрос собственно боспорский экспорт в эти области. В европейской части Боспора важнейшими торговыми центрами оставались Пантикапей и Феодосия.
В первой половине III в. до н.э. в государстве разразился острый денежный кризис. Он выразился в прекращении чеканки золотой и серебряной монеты Пантикапея и обильном выпуске меди плохого качества. К этому времени относится массовое зарытие кладов. Монетная реформа Левкона II третьей четверти III в. - выпуск номиналов медной монеты с именем и титулом царя — способствовала восстановлению денежного хозяйства и в то же время укрепляла авторитет династии. После Левкона царская чеканка (но уже золотая) стала традиционной. Был возобновлен выпуск пантикапейского серебра. Во второй половине III-II вв. до н.э. возродилась автономная чеканка Феодосии, Фанагории, Горгиппии.
Разнообразные материалы говорят об увеличении населения и территории городов, их благоустройстве, расширении строительных работ. Города были центрами идеологической и культурной жизни государства. Здесь находились храмы почитаемых божеств, жили ученые, писатели, музыканты, архитекторы, скульпторы. Известным философом-стоиком в III в. до н.э. был Сфер Боспорский. Больше стало произведений художественного ремесла, изготовленных в городских мастерских. Надгробные памятники украшались рельефами и росписями. Для боспорской культуры III-I вв. до н.э. характерно взаимопроникновение греческих и туземных элементов.
Укрепляется власть Спартокидов. Они все чаще именуют себя царями по отношению ко всем жителям Боспора, их царский титул признается другими государствами. Усиливается роль наемной армии. В местной племенной знати, особенно азиатской части Боспора, правители видят свою опору. Это хорошо прослеживается по их зачастую негреческим именам. И эллинская аристократия постепенно сливается с синдо-меотской и отчасти скифской знатью. Все большее внимание правящей верхушки привлекают события в Северном Причерноморье. Должны были сказаться на положении Боспора передвижения в скифо-сарматском мире. Во II в. до н.э. Боспор платил дань кому-то из варваров — то ли скифам, то ли сарматам. Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 777 тыс. литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами, Делосом, Милетом, Египтом. Еще более тесными стали контакты с Южным Понтом.
Укрепление центральной власти должно было сказаться на положении городов, но при всем том они сохраняли некоторые полисные институты. Возобновляется самостоятельная денежная чеканка в некоторых из них, появляются имена магистратов на пантикапейских монетах, возникают черепичные мастерские, принадлежащие гражданской общине Пантикапея. Вызвал интерес и породил разные толкования в науке титул архонта на монетах Гигиенонта — правителя конца III в. до н.э., который, возможно, не был выходцем из правящей династии. Таким образом, можно говорить об ослаблении центральной власти в конце III-II вв. до н.э. Источники свидетельствуют об успешной борьбе за независимость меотов Прикубанья и Восточного Приазовья. Ухудшилась и внешнеполитическая ситуация. Боспор готовился к защите своей территории от наступавших врагов: об этом красноречиво свидетельствуют остатки оборонительных сооружений.
Оказавшийся без опоры и в безвыходном положении последний из Спартокидов - Перисад V - принужден был отречься от престола. В 109/8 г. до н.э. он передал власть правителю Понтийского царства (что в Юго-Восточном Причерноморье — восточная часть современной Турции) Митридату VI Евпатору, владевшему тогда обширными территориями и ставшему опасным врагом самого Рима. Достаточно было этого политического акта, чтобы на Боспоре разыгрались новые, еще более бурные события: на его европейской стороне вспыхнуло «восстание» под предводительством Савмака. Повстанцы захватили Пантикапей и Феодосию. Перисад был убит, а присланный Митридатом полководец Диофант бежал. Савмака провозгласили царем. Однако Диофант не смирился с поражением и тщательно подготовился к походу на Бocпор. В его распоряжении были сухопутная армия и флот, с помощью которых он захватил и Пантикапей, и Феодосию. Виновники восстания были наказаны, Савмак отправлен к Митридату и, видимо, казнен. Разрушения в городах и поселениях европейского Боспора, датированные концом II в. до н.э., обычно связывают с этими событиями.
Скудость источников вызывает споры среди ученых по поводу происхождения и социальной принадлежности Савмака, а также характера самого выступления. В Савмаке видят и наследника боспорского престола, и дворцового раба, и, что кажется гораздо более вероятным, знатного скифа. Высказывалось предположение, что Савмака поддерживали рядовые скифы европейского Боспора, обезземеливание которых было вызвано усилением концентрации земли в руках знати; в массе восставших видели социальные низы — зависимых земледельцев, ремесленников, рабов, а само восстание ставили в ряд с известными социальными движениями в Средиземноморье во II в. до н.э. Между тем, другие квалифицируют «восстание» как дворцовый переворот, совершенный узким кругом заговорщиков, эпизод в борьбе за престол и считают, что претендовавший на него Савмак намеревался привлечь на свою сторону разные слои населения, в том числе и недовольное, угнетенное население европейского Боспора.
Религия и культура. В IV-II вв. до н.э. Боспор переживал культурный подъем. Жители городов и селений царства поклонялись всем многочисленным греческим богам и даже некоторым восточным. Но наибольшей популярностью пользовались культы, связанные с плодородием и земледелием (Деметры, Коры-Персефоны). В почете был Аполлон, под эгидой храма которого свершилось объединение городов Керченского пролива; жрецами Аполлона Врача становились знатнейшие люди в государстве, включая членов царской семьи. Храмы этого бога были не только в Пантикапее, но и в Фанагории, Гермонассе, видимо, в Феодосии и некоторых других городах. Из олимпийских божеств Спартокиды выделяли Диониса; его храм мог находиться на южной стороне горы Митридат. Издавна поклонялись боспорцы могущественной Афродите Урании (Небесной); ее святилища известны в Пантикапее, Нимфее, во всех крупных городах азиатской части царства. Культ Афродиты Урании Апатуры был связан с царской династией, богиня считалась подательницей власти и покровительницей правителей. Близость моря, широкое развитие мореплавания и торговли, любовь к путешествиям обеспечили популярность таких богов, как Посейдон и Гермес. Свою родословную Спартокиды возводили к Посейдону и Гераклу. Помнили и обо всех других богах: источники донесли до нас имена Зевса и Геры, Афины и Ники, Артемиды, Гефеста, Ареса, Аида, Асклепия и его дочери Гигиеи, Кибелы, Ахилла.
Голова Афродиты. Пантикапей, I в. до н.э.
В городах жили люди интеллигентных профессий - инженеры, зодчие и строители, землемеры, юристы, учителя, врачи, творили скульпторы, живописцы, мастера по художественной обработке металла, камня, кости. Боспорцев интересовали философия и история, поэзия и театр, изобразительное искусство и спорт. Люди богатые и знатные стремились отправить сыновей на учебу в известные культурные центры. Так, молодой боспорский аристократ (сын видного политического деятеля и купца Сопея) прибыл в Афины из желания увидеть красивейший из городов и, кажется, стал учеником знаменитого афинского оратора Исократа.
В IV-III вв. до н.э. жили и пропагандировали свои учения первые известные нам профессиональные боспорские философы. Дифил числился среди слушателей Стильпона - представителя мегарской школы философов, а после и сам проповедовал учение этой школы на родине и в иных местах. Популятором философских учений был Смикр, в надписи на надгробии коего говорится, что он «велик был внушаемым к себе доверием», что у него «справедливость внедрена была в уме природою от рождения». Философ Сфер получил своего рода высшее образование в афинской школе стоиков, слушал основателя школы Зенона, стал автором многих книг на разнообразные темы. Первый из известных нам в Северном Причерноморье трудов на историческую тему был создан в Пантикапее неизвестным автором на рубеже IV-III или в начале III в. Материалы из его произведения попали в сочинения таких известных греческих писателей, как Диодор Сицилийский, Полиен и другие.
Боспорцы знали и любили греческую литературу, но среди них были и свои писатели, о чем свидетельствуют поэтические посвящения богам и стихотворные надгробные надписи, по большей части происходящие из Пантикапея.
Впечатляют образы боспорских женщин на надгробных плитах и поэтические эпитафии, сочиненные в память о них. Вот некоторые строки: «Под этой плитой... лежит Эммида... принявшая самые последние почести от сына Энея. Да ниспошлют ему боги сладостные дары за почтение к родителям». Изображения на стелах свидетельствуют о высоком искусстве мастеров, стремившихся передать самые разнообразные жизненные ситуации: бытовой жанр представлен семейными и уличными сценами, батальный жанр - образами воинов, всадников, сценами сражений.
На сценах городских театров ставились пьесы афинских драматургов, в первую очередь те, сюжеты которых были связаны с северопонтийской тематикой, например, «Скифы» Софокла или «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Известно, что боспорцы слушали в своем театре игру Аристоника - прославленного музыканта из греческого г. Олинфа. Сохранились глиняные скульптурки актеров, театральные маски, театральное кресло.
Греки заботились о развитии эстетических вкусов. Музыка сопровождала человека с раннего детства до глубокой старости, облагораживая его душу и задавая жизненный ритм. Под звуки струнных, ударных и духовых инструментов проходили все праздничные церемонии, театральные представления, спортивные занятия. Играющих на музыкальных инструментах, танцующих людей можно видеть на расписных вазах, в большом числе обнаруженных при раскопках на Боспоре; сохранились и сами музыкальные инструменты (например, лира из Пантикапея, флейта из Китея).
Большое внимание уделялось образованию граждан. В городах были школы разных ступеней, частные, а с эллинистического времени и государственные. Глиняные и костяные детские игрушки, игральные кости, металлические и костяные стили, которыми писали на вощеных табличках, ученические записи на черепках глиняных сосудов - не редкость среди археологических находок на Боспоре. Гимнасиархи заботились не только об обучении (чтении и письме, арифметике, музыке, рисовании) и воспитании, но и об организации спортивных состязаний - агонов.
Спортивная подготовка мальчиков и юношей включала борьбу, прыжки, метание диска, дротика. В обнаруженном на северном склоне горы Митридат склепе конца IV в. до н.э. сохранилась стенная роспись: на гвоздях развешены предметы погребальной утвари - разнообразные повязки (тении), лавровые венки (такими награждали за победу в состязаниях), сосуды для масел (им натирали тело, готовясь к спортивным упражнениям), стригиль (скребок, с помощью которого соскребали прилипшие к телу масло и песок). Среди находок в склепе - глиняные сосуды для масел и два железных стригиля. Все говорит о том, что кто-то из похороненных здесь был молод и занимался спортом. В Пантикапее и некоторых других городах обнаружены фрагменты панафинейских амфор, некогда привезенных на далекую эллинскую периферию победителями в агонах, сопровождавших главный праздник афинян - Панафиней. Амфоры наполнялись оливковым маслом и преподносились победителям в качестве приза наряду с венком из «священной» оливы.
Чистый воздух, хорошая питьевая вода, здоровая пища, купание в море, занятия физкультурой - все это положительно сказывалось на здоровье людей. Тем не менее, без медицинской помощи не обходились, ведь приходилось часто воевать и лечить раны, обычными были инфекционные заболевания. Уповали на помощь богов и с просьбой о здоровье обращались к Аполлону Врачу, Асклепию, Гигиее. При храмах Асклепия служили храмовые врачи и устраивались своеобразные лечебницы. Храм Асклепия возвышался в Пантикапее, другое, загородное святилище бога врачевания располагалось у пос. Аджимушкай, там, где находился целебный источник. Этому святилищу могла принадлежать обнаруженная на северном склоне Темир-Горы, у пос. Партизаны, мраморная плита с надписью II в. от P. X.: «Богу Асклепию, Спасителю и благодетелю, поставил этот стол (жертвенник) Стратодем, сын Менестрата». Немало было и светских лекарей, от их деятельности сохранились медицинские инструменты.
Времена Митридата VI и Рима. Боспор вошел в состав Понтийского царства Митридата VI. Экономические и военные ресурсы городов Северного Причерноморья последний использовал в борьбе с Римом. Их дань исчислялась 200 талантами серебра (более 5 т) и 180 тыс. медимнами хлеба (более 9 млн. литров). В 80-х гг. I в. до н.э. боспорцы отложились от Митридата, но были усмирены им, а управление над Боспором царь передал своему сыну Махару. Но тот изменил делу отца и принял сторону Рима. В 60-х гг., после захвата римлянами понтийских территорий в Малой Азии, Митридат прибывает на Боспор и превращает его в плацдарм для подготовки к новой войне с Римом. Огромные поборы с населения для содержания армии, строительства флота и крепостных сооружений, опора на северопричерноморские племена, вербовка в войско рабов, а затем и морская блокада со стороны римского флота вызвали недовольство на Боспоре и истощили его. К этому прибавилось стихийное бедствие — разрушительное землетрясение в 63 г. В том же году против Митридата был организован заговор, во главе которого встал его сын Фарнак. В этом восстании приняли участие Фанагория, Феодосия, Нимфей, затем оно распространилось и на армию царя. Последние свои дни Митридат провел в Пантикапее, где и погиб, скрываясь во дворце на вершине горы от взбунтовавшихся солдат.
Римляне все больше вмешивались в северопричерноморские дела. Они вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим «другом и союзником», но просчитались. Фарнак объявил себя «царем царей» и, желая расширить свои владения за счет Рима, организовал военную экспедицию в Малую Азию, но был разбит. В качестве наместника на Боспоре он оставил Асандра. Тот, однако, женившись на дочери Фарнака Динамии, успешно утвердился на престоле и с 47 г. до н.э. единолично стал править в государстве. С его тридцатилетней деятельностью связывают постройку оборонительных укреплений (в том числе Асандров вал, отделивший Керченский полуостров от остальной части Крыма), большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.
После длительных войн, разорений и опустошений при Асандре, а затем при его наследнике Аспурге положение на Боспоре стабилизируется. Начинается период его нового, вторичного расцвета, охвативший I - начало III вв. н.э. При Аспурге выросла территория государства за счет временного присоединения Херсонеса. Царь вел успешные войны со скифами и таврами. В 14 г. он получил звание «друга римлян» и добился у римлян права на боспорский престол. На его монетах — портреты римских правителей. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престоле своих приверженцев, держал там свои войска. И все же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме. Уже сын Аспурга Митридат вел войны с римлянами. Но в годы правления его брата Котиса I (45-68) связь с Римом снова окрепла. С конца I в. Рим все больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. Между ними устанавливается та система взаимоотношений, которая просуществовала 200 лет. Боспорские цари признавали римских императоров своими покровителями, носили титул «друга кесаря и друга римлян». При Рискупориде II и Савромате I строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливаются армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II (174-210) боспорский флот очищает от пиратов южные берега Черного моря.
Укрепляется авторитет царской власти, еще при жизни был обожествлен Аспург. Городская медная чеканка заменилась царской. При дворе содержался обширный штат чиновников. Надпись III в. из Керчи перечисляет десятки имен магистратов-придворных. Увеличилась зависимость городов от центра: с них взимались налоги и поземельная подать, городские органы самоуправления имели крайне ограниченные права.
Рабство по-прежнему играет важную роль в экономике, хотя уже обнаруживаются первые признаки его кризиса. Это ясно из надписей-манумиссий - актов об отпуске рабов на волю. В сельском хозяйстве их труд все более заменяется трудом зависимых землепашцев-пелатов. Они были прикреплены к земельным участкам, принадлежавшим крупным собственникам - царям, придворной знати, храмам.
Зерновое производство вновь доминирует над остальным, особенно много хлеба поступает из азиатского Боспора и Нижнего Подонья. Его хранят в зерновых ямах, целые комплексы которых часто встречаются в сельских поселениях и городах. Боспорцы обеспечивали хлебом также города и римские войска в Малой Азии. Тревожная обстановка сказалась на локализации и облике сельских поселений. Уменьшилось число поселков, в основном они располагались на возвышенностях, были укреплены, имели регулярный план. Поселением такого типа был, например, Илурат. Мужская часть поселений-крепостей занималась сельским хозяйством и несла военную службу. Жители поселков могли быть разной этнической принадлежности, свободными и пелатами; они могли обрабатывать участки крупных собственников, городские или общинные земли. Другим типом поселений были укрепленные усадьбы, иногда располагавшиеся по соседству с поселками. По-прежнему много внимания уделялось скотоводству, огородничеству, но особенно виноградарству и виноделию. Не меньшее значение имел рыбный промысел.
Возросло производство оружия (близкого к сарматским образцам). Ювелиры приспособились ко вкусам нового населения, их изделия стали полихромными, инкрустировались камнями или стеклянной пастой, украшались геометрическими узорами. Разрушения, связанные с событиями I в. до н.э., вызвали потребность в расширении строительного дела. Восстановительные работы сопровождались перепланировкой в городах и поселках, увеличением их территории. Но качество обработки земли в целом ухудшилось. Значительным было производство простой посуды, делали и парадную, которую покрывали красным лаком. Возросло число лепных сосудов. Появились изделия из стекла.
Новый подъем коснулся также торговли и товарно-денежных отношений. Возникли объединения торговцев-судовладельцев. Торговали со многими районами Средиземноморья и Южного Понта, городами Северного и Восточного Причерноморья, областями обитания варваров. В городах и поселениях Боспора найдено много монет. Медные и золотые деньги царской чеканки отражают влияние Рима, на них портреты императоров и их имена, римские регалии.
Изменился этнический состав городов, их политическое положение в государстве, внешний облик, культура. Они восстанавливались, реконструировались, украшались новыми постройками. Под влиянием Рима строились термы, базилики, амфитеатры, появились статуи императоров и боспорских царей, гладиаторские бои и бои бестиариев. Процесс варваризации сказался на росте натурализации хозяйства и рустификации городов. Вкусы негреческого, в основном сарматского, населения нашли яркое выражение в погребальных ритуалах и сооружениях, в живописи, скульптуре, рельефе. Особенностями боспорского изобразительного искусства становятся условность, статичность, плоскостность - иными словами, некоторая примитивность, не свойственная греческому стилю. Однако искусство, как и вся культура Боспора этого времени, не лишено своей прелести и определенного мастерства. Оно своеобразно и отражает синтез античных и варварских традиций. Наиболее яркие примеры - образцы живописи склепов Деметры, Анфестерия и др. Прекрасна роспись каменного саркофага с изображением мастерской художника. Тот же синтез мы находим в религиозных представлениях боспорцев. Распространяются культы синтетических божеств с античными, восточными и местными чертами. Таким был безымянный бог Гремящий, или Всевышний. Появились религиозные союзы-фиасы. Люди разного этнического и социального происхождения объединялись в условиях укрепления монархии и упадка полисных институтов ради оказания друг другу помощи, желания быть в кругу себе подобных. Это были частные объединения, тем не менее, им покровитсльствовали правители царства. Они подготовили почву для восприятия новой религии - христианства. Почитатели христианства появились на Боспоре в III-IV вв. В начале IV в. оформляется христианская община. Но и тогда сторонников нового вероучения еще было немного, приживалось оно нелегко, длительное время сосуществуя с язычеством. Пребывало на Боспоре и некоторое число иудеев.
Традиционным был интерес к философии, истории, географии, литературе. «Любителем наук» назван на надгробной пантикапейской стеле второй половины I в. до н.э. юноша по имени Гелиодор. Имя боспорского мудреца Гекатея известно благодаря найденной недалеко от Керчи стихотворной надписи на мраморной стеле того же времени: «Ты запечатлел славу мудрости не словом, а жизнью, познав сам священные решения. Итак. Гекатей, покоясь во цвете лет, знай, что ты сам скорее избежал круга мучительных страданий». В Гекатее исследователи видят и скромного философа-самоучку, который благодаря врожденному уму сумел найти единственно верный путь, принимая какие-то жизненно важные решения, и представителя религиозно-философского учения орфизма, обещающего своим последователям блаженную жизнь после смерти. Эпитафия Гекатея, как и некоторые другие источники, относящиеся к переходной эпохе в истории Боспора, каковой был рубеж эр, свидетельствуют о новых явлениях в духовной жизни эллинов, их повышенном интересе к личности, ее размышлениям и поступкам, нравственным качествам, заслугам перед согражданами, отечеством.
По-прежнему высоко ценятся ум, образование, занятия науками. Показательна стихотворная эпитафия Стратоника - мыслителя и писателя конца I - первой половины II в. н.э., родом, скорее всего, из Пантикапея, составленная отпущенным на волю его рабом Сосием: «Хранивший разумность и славные нравы, погиб ты, Стратоник, оставив слезы печальному отцу. Божественный друг, причисленный к прежним великим людям, твою прелестную мудрость узнают из книг бесчисленные века. Стратонику, сыну Зенона, своему господину, воздвиг стелу Сосий вольноотпущенник, памяти ради». На рельефе стелы изображен Стратоник со свитком в левой руке, слева от хозяина - слуга.
С середины III в. государство подвергалось натиску варваров — готов, боранов, ворадов. Пришельцы совершали морские походы, опираясь на Боспор как на организационную базу и используя его флот. После смерти Рискупорида V (242-276) началась борьба за престол. К этому смутному времени относится новая волна зарытия кладов. Приход варваров сопровождался разрушением городов и поселений, опустошением хоры, перебоями в производстве и торговле. К концу III - первым десятилетиям IV вв. относится серия боспоро-херсонесских вооруженных конфликтов, спровоцированных римлянами и не лучшим образом отразившихся на внутреннем и внешнем положении Боспора, потерявшего часть своих западных земель.
Политическое положение Боспора еще более ухудшается в IV в., и он обращается к римлянам, чтобы те за уплату ежегодной дани помогли обеспечить ему спокойную жизнь. Однако Рим сам с трудом отбивается от варваров и не может оказать помощь ослабевшему Боспору.
Натурализация хозяйства и обеднение городов, разрушения и замирание жизни в ряде городских и сельских поселений; упадок благосостояния населения и сокращение его культурных потребностей; зарытие кладов, ремонт и строительство оборонительных стен, валов и крепостей; упадок некоторых отраслей производства; упрощение и огрубление отдельных видов ремесленных изделий и предметов искусства; сокращение внутренней и внешней торговли, кризис монетного дела (деградация монет, перебои в чеканке, наконец, полное ее исчезновение); борьба за престол, появление на нем узурпаторов, противоречия внутри господствующего клана и недовольство рядового населения; дальнейшая варваризация культуры — неполный перечень процессов, протекавших в боспорском обществе в это время. В конце IV в. Боспор попадает под гуннский протекторат. Следы сильнейших разрушений и пожарищ на городищах и поселениях, процветавших еще в первой половине III в., обычно связывают с приходом гуннов в 70-х гг. IV в., но есть и иное мнение, основанное на пересмотре позднеантичных слоев боспорских городищ и селищ. По нему разрушения и пожары следует датировать второй четвертью VI в. Эти события завершились присоединением Боспора к Византийской империи.
Э.Б. Петрова
История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). - Симферополь: Атлас-компакт, 2007.
Объявления
Юмор на отдыхе
Хочешь вернуться из отпуска позже, предупреди начальника, а хочешь раньше – предупреди жену.