Ливадия - летняя императорская резиденция
В марте 1860 г. Л.С. Потоцкий скончался. Свое имение он завещал жене, но она отказалась от своих прав в пользу дочерей. Начальнику Департамента Уделов Министерства Имераторского Двора графу Ю.И. Стенбоку было поручено в мае 1860 г. выполнение высочайшей воли императора — вести переговоры с наследницами Потоцкого о возможности продажи Ливадии Удельному ведомству.
«Мы далеки были от мысли, — вспоминала дочь Потоцкого, — продавать Ливадию, но мы понимали, что признательность за милости, которыми Император почтил последние дни моего отца, обязывает нас уступить желанию Его Величества». Это же подтвердила и вторая дочь Потоцкого: «...то, что Ливадия сейчас продается, вызвано единственно тем, чтобы сделать приятное Императору».
В сентябре 1860 г. Департамент уделов покупает имение Ливадия и три дома в Ялте. Для заведования будущим царским хозяйством в Ливадию был направлен коллежский асессор Дмитрий Яковлевич Колбасин. Ему предстояло принять имение, произвести оценку движимого и недвижимого имущества, наладить хозяйственную деятельность.
Ознакомившись на месте с состоянием дел в Ливадии, Колбасин составляет примерную смету доходов и расходов по имению с 1 августа 1860 по 1 августа 1861 г. Было подсчитано, что имение может дать доход в сумме 14280 руб., из них 12500 руб. — вино (5 тыс. ведер по 2 руб. 50 коп.), 280 руб. — водка (80 ведер по 3 руб. 50 коп.), 250 руб. — фрукты и огород, 250 руб. — сено (1 тыс. пудов по 25 коп.) и за сдачу в наем 3 домов в Ялте — 1 тыс. руб. По предварительным расчетам на содержание имения потребовалось бы 11130 руб. Эта сумма была выделена Департаментом уделов, часть из нее — 3431 руб. предназначалась для проведения текущего ремонта и подготовки имения к приезду в 1861 г. царской семьи в Ливадию.
Одновременно, на основании предложений Колбасина, было дано распоряжение: «Иностранца Гейслера оставить на службе (плата та же)», «иностранца Люца также оставить на службе». Этим же распоряжением Департамента предписывалось управляющему имением Колбасину «увеличивать виноградники, отменить шипучее вино», а «изготовлять хорошее сухое» — до 35 ведер (около 500 бутылок) в месяц, «вино до 3-х лет держать в бочках, затем — разливать в бутылки, хранить в погребе на случай приезда императорской фамилии». Предписано было также разводить овощи и продавать их на рынке «по высоким ценам, чтобы составить из этого статью дохода».
Утверждено было предложенное Колбасиным место для разведения плантации воложских орехов. Колбасину также поручалось найти работников на виноградники и на садово-парковые работы.
Юридическое оформление перехода имения от наследников Потоцких в собственность Романовых произошло в марте 1861 г. после кропотливой десятимесячной работы по определению стоимости имения и налаживанию его хозяйственной деятельности. 9 августа 1861 г. на имя управляющего Ливадией пришло письмо, в котором сообщалось, что 27 июня Александр II подписал указ: «Купленное департаментом у наследников гр. Потоцкого недвижимое в Крыму имение «Ливадия» со всеми строениями и принадлежностями по купчей крепости, совершенное 10 марта сего года, представляя в дар любезнейшей супруге моей Государыне Императрице Марии Александровне, повелеваю Департаменту уделов зачислить это имение в собственность Ея Императорского Величества и впредь до особого повеления оставить Ливадию в своем управлении». Имение было куплено за 300 тыс. руб.
10 марта 1861 г. Александр II юридически стал хозяином Ливадии.
В марте же старшему архитектору Департамента уделов А.И. Резанову поручалось осуществить в Ливадии «устройство кухни». Практически речь шла о переделке кухонного корпуса Потоцких. Архитектору Эшлиману, в то время управляющему имением Ореанда, предписывалось срочно сообщить в департамент «надлежащие сведения» о состоянии этого корпуса. Эшлиман посылает необходимые объяснения. Кроме этого, в имении предполагалось отремонтировать оранжерею, дома управляющего и винодела, простроить новую теплицу, план и сметы которой были подготовлены Резановым. Всеми этими ремонтно-строительными работами руководил Колбасин. Он проработал в должности управляющего имением до 1862 г. и первым принимал Александра II и его семью в новом царском имении в августе 1861 г., подготовив первый высочайший приезд.
Выезд императора из Петербурга был назначен на 2 августа. Был определен маршрут следования: из Петербурга до Николаева по железной дороге, затем через Одессу на Ялту — морем.
В мае 1861 г. для подготовки имения к приезду императорской семьи и для надзора за ходом ремонтных работ в Ливадию был «откомандирован» помощник старшего архитектора Департамента уделов коллежский асессор Есаулов. Осмотрев имение, он сообщил в департамент, что «дом, мебель и службы — неприспособлены для царской фамилии», поэтому он предлагает: в кабинете устроить камин, дом меблировать «как в загородных дворцах», мебель обтянуть французским ситцем, занавески на окна сделать кисейные или ситцевые; к приезду царя доставить в Ливадию фарфор английский столовый и чайный на 30 персон и столько же хрусталя. Управляюнщему имением дается распоряжение — «купить до 6 коров» и «построить коровник» в Биюк-Чаире, а на море устроить купальню.
Готовилась к встрече императора и Ялта: был устроен у моря бульвар, укреплена дорога в Ливадию, построена телеграфная станция, но сама встреча была весьма скромной ввиду малонаселенности Ялты. В 1861 г. в ней проживало всего 927 человек (527 мужчин и 402 женщины), домов значилось 72, из них 29 — лавок. Город занимал всего 17 десятин.
В путеводителе 1861 г. писалось: «Городок стал отстраиваться. Единственное, впрочем, замечательное в нем здание есть каменная церковь Св. Иоанна Златоуста (построена в 1836 г.), легкой и весьма красивой архитектуры».
Близость к Ялте царского имения, высочайшие приезды в Крым способствовали быстрому развитию города и невольно обязывали его хозяев заботиться о благоустройстве улиц (их к 1863 г. было всего 3) и о внешнем облике строящихся зданий. Вот как это оценивалось современниками: «Для Ялты минутой возрождения был 1861 год, когда царская семья стала посещать Ливадию и проводить несколько месяцев в окрестностях города. С тех пор с каждым годом Ялта все более оживлялась и украшалась; красивые дачи, удобные и роскошные виллы быстро возрастали и одевались зеленью плющей и ползучими розами; гостиницы, отели открывали сотни номеров в своих огромных зданиях, богатые магазины украшали набережную и другие улицы». Часть русской аристократии стремилась посетить Крым в то время, когда туда приезжала царская семья... «Уезжал двор, опустевала и Ялта». Высочайшие приезды становились праздником для города. Обычно царская семья приезжала в Крым по железной дороге до Севастополя, а оттуда морем до Ялты. Город к этому времени украшался, приезжих встречали воинские караулы, хоры, оркестры, местные жители.
В память о первом приезде в Ливадию царской семьи в ливадийском парке был установлен в 1863 г. фонтан, украшенный великолепным восточным орнаментом, высеченным в мраморе (сейчас он находится выше западного фасада Большого дворца). В верхней части фонтана арабскими буквами высечено: «Ливадия». Из бронзовой головы барашка, вмонтированного в мраморную плиту, тонкой струйкой льется прохладная питьевая вода.
После первого посещения Ливадии царская семья принимает решение обустроить свое новое имение. Составление плана его застройки поручается известному архитектору, состоящему на службе в Министерстве Императорского Двора, И.А. Монигетти, которому, как писалось в одном из документов, «известен вкус Их Величеств».
Ипполит Антонович Монигетти (1819-1878), итальянец по происхождению, родился и вырос в Москве, воспитывался в Строгановском училище, затем в Петербургской Академии художеств по классу А.П. Брюллова (брата прославленного живописца). По окончании Художественной академии с золотой медалью для совершенствования мастерства он на средства академии был направлен за границу. Вскоре после возвращения, в 1847 г., он за свои талантливые постройки был удостоен звания академика архитектуры. В 1848 г. Монигетти был определен в Министерство Императорского Двора. Он проектирует и строит парковые сооружения и жилые здания в Царском Селе, работает над внутренней отделкой Екатерининского дворца, выполняет заказы для Ф.Ф. Юсупова, М.С. Воронцова и других заказчиков на различные постройки в Петербурге. В 1858 г. он избирается профессором архитектуры, а в 1860 назначается придворным архитектором.
В январе 1862 года Департамент уделов по согласованию с императором принимает решение: составление плана застройки Ливадийского имения возложить на архитектора Высочайшего Двора Монигетти, а производство работ — на Эшлимана, командировать Монигетти в Ливадию для составления планов и смет. На все строительство определена была сумма в 261 тыс. 500 руб. Срок окончания работ устанавливался к весне 1863 года.
Монигетти была определена оплата за работы — в размере 800 руб. в год, а при условии двухгодичного производства работ устанавливалось вознаграждение — 16 542 руб. Монигетти разрешалось брать двух помощников. Ему же предписывалось произвести переустройство парка, на что планировалась сумма 42692 руб., а на устройство водных источников — 25 тыс. руб. Об этом сообщил Монигетти Министр Императорского Двора граф Шувалов письмом от 29 января 1862 года, которым предписывалось «все намеченные работы произвести летом, зимой — плотницкие и столярные, к весне 1863 — все закончить... Предлагаю Вам, Милостивый Государь, — писалось в письме, — отправиться в Ливадию для исполнения данного поручения». В марте 1862 года Монигетти был командирован в Ливадию.
Составленные Монигетти планы были одобрены императрицей, которая высказала свои пожелания, в частности, «сделать проще» главный фасад дворца (бывшего дома Потоцких). Кроме того, императрица «повелеть соизволила не увеличивать цифру ассигнований, определенную по приблизительной смете на все постройки в 261 500 руб., не изменять число строенией, ни их размеров. Сокращение расходов провести «за счет украшений и ценности материалов».
Монигетти просил разрешения выехать за границу для ознакомления с современным строительством на западе. На это Министерство Императорского Двора в письме от 6 июля 1863 года сообщает «волю императора»: ему разрешается «предпринять на короткое время поездку в Италию, Францию, Бельгию и Лондон для исполнения предложений Ваших относительно приобретения мрамора, черепицы и прочия и осмотра современных построек гражданской архитетуры». В июле Монигетти отправляется за границу. На эту поездку было отпущено 3 тыс. руб. По возвращении из-за границы он снова приезжает в Ливадию «для надлежащего заведования работами по постройке».
В течение двух лет основные работы в Ливадии были выполнены: дом Потоцкого, реконструированный Монигетти, получил название Большого дворца, был выстроен еще один дворец — Малый.
Департаментом уделов предписывалось Монигетти к июню 1863 года закончить «все предложенные перестройки во Дворце, закончить помещения для придворнослужителей, кухню и пекарню, дабы избежать производства строительных работ во время пребывания в Ливадии Императорской фамилии».
Застройка всего Ливадийского имения продолжалась до конца 1866 года. Монигетти перестроил и возвел до 70-ти различных построек, создав интересный архитектурный ансамбль, восхищавший современников «бесчисленным множеством небольших деревянных домиков... самой прелестной архитектуры... увитых ползучей зеленью, виноградом и глицинией». Монигетти стремился к созданию единого архитектурного ансамбля, который бы и органично вписывался в окружающий ландшафт, и сочетался с другими сооружениями Южнобережья. Он творчески развил и продолжил особенности местной архитектуры, сложившейся в творчестве первых архитекторов Южного берега Крыма — Ф. Эльсона и К. Эшлимана. Они стремились придать постройкам южный характер, открыв их солнцу, воздуху, природе. Это проявлялось в самых различных вариантах решений открытых галерей, террас, веранд, балконов. А стремление придать зданию не просто южный характер, но и местный колорит привело архитекторов к творческому использованию восточно-средиземноморской архитектурной традиции — большие выносные карнизы, покрытые деревянной резьбой, обрешеченные галереи, выступающие балконы и террасы, как бы нависающие над улицей. Сочетание грубого серого местного камня с резными деревянными, порой очень легкими, ажурными деталями, придавало зданиям особый колорит.
Это все виртуозно развил Монигетти в комплексе построек в Ливадии, являя пример талантливого ансамблевого обустройства усадьбы и удачной интерпретации элементов восточной архитектуры. Он применяет новые материалы: чередует взрыхленную поверхность серого местного камня с мозаичной кладкой красного кирпича и светлыми вставками инкерманского камня. Он разнообразит декоративные узоры резьбы и деревянные конструкции зданий, отчасти заимствованные им из древнерусской архитектуры: идущие от выносных узорчатых «красных» крылец с рублеными столбами и балясинами, от карнизов-подзоров деревенских изб, от затейлевых коньков. Все это гармонично соединилось с открытыми галереями, террасами, нависающими балконами, что создало совершенно новый художественный архитектурный образ — яркий, праздничный, жизнерадостный.
Особенно Малый дворец выделялся своей «какой-то воздушной, чисто южной» архитетурой, писал Е. Марков в «Очерках Крыма». Благодаря свободной живописной компановке зданий архитектору удалось связать их с окружающим парком. Созвучны они оказались и с архитектурой дворянских усадеб Южного берега Крыма середины XIX в., в которой преобладали романтические формы. Горный ландшафт Крыма создавал великолепный фон для романтической архитектуры.
При перестройке дома Потоцкого Монигетти увеличил его площадь, прибавив несколько комнат (парадную столовую, кабинет царя и др.), было 30 комнат, стало — 35.
Дворец украсился балконами, лестницами, живописным завершением крыши и другими элементами в «восточном вкусе». С большим художественным тактом и изяществом было выполнено оформление интерьеров. По отзывам одного из современников, дворец «великолепен, изобилует всевозможными художественными украшениями — всем, что только может ласкать взор и поддерживать бодрость духа. Сразу видно по всему, что это в полном смысле царское жилище».
Романовы большое внимание уделяли художественному оформлению своих дворцов: заказывалась и приобреталась мебель, предметы прикладного декоративного искусства, живопись, произведения мелкой пластики. Айвазовскому был дан заказ на создание картины для Ливадии. Выполняя его, художник пишет в основном небольшие поэтичные пейзажи Южнобережья. Соглано описи инвентаря Большого дворца за 1882 год, в разных его залах находилось 24 картины прославленного мариниста, из них 21 — с южнобережными мотивами. Эти пейзажи дополнялись видами Италии, написанными итальянским художником Ромако, акварелями Виктора Васнецова, Лагорио. В кабинете и приемной императора находились в основном батальные картины с изображением событий недавней Крымской войны 1854-1856 годов: Б. Виллевальде, К. Филиппова, Н. Красовского.
Большой интерес к русской истории, стремление сохранить для потомков память о важнейших исторческих событиях проявились у Александра II в особом покровительстве историческим живописцам и баталистам. Во время Крымской войны он собирает литографированный художественный материал, не только издававшийся в России, но и поступавший из Англии. Собранный им альбом «Krim-Krieg» всегда хранился в его кабинете не только Старого, но и нового Большого дворца, а затем стал дорогой реликвией для Николая II. Позже Александр II поручает русским художникам создать галерею картин на сюжет русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Лучшие баталисты выполняли этот заказ. В Ливадийских дворцах находились целые серии графических работ на исторические темы, созданные Горшельтом и Бланшаром. Собирались книги исторического содержания, которые заполняли книжные шкафы наряду с сочинениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя...
Малый дворец был также наполнен произведениями искусства, тем более он строился для наследника, впоследствии императора Александра III, создавшего в Петербурге Музей Русского искусства, основу которого составили художественные произведения из личной коллекции императора.
Со временем облик Ливадии менялся, старые постройки перестраивались, сменялись новыми, но и в настоящее время элементы архитектурного ансамбля, созданного Монигетти, можно заметить в немногих сохранившихся старых зданиях с деревянной ажурной резьбой, в фонтанах, украшающих уголки парка.
Впоследствии в Ливадии строится много зданий другими зодчими, но все они в полной мере заимствовали идеи, воплощенные в шестидесятые годы. Изо всех построек в Ливадии лучше всего сохранилась при позднейших перестройках дворцовая Крестовоздвижеская церковь — один из шедевров Монигетти.
Большие работы в 60-е годы были проведены и по парку. Старший садовый мастер Геккель с сыном побывали в Австрии, Германии, Голландии, откуда привезено было большое количество саженцев, главным образом субтропических растений. То, что было начато в парке при Потоцких, продолжено было Геккелем: посажены секвойи, созданы рощи магнолий, увеличились пальмовые аллеи и периголы. Были построены красивые беседки — Турецкая, Лавровая, Розовая, Китайская. Из Франции были завезены до 400 сортов роз, различные хризантемы, камеи, азалии, вьющиеся растения. Для придворцовой части парка в 1869 году были заказаны фонарные столбы в Петцгольде близ Дрездена.
Расширялись виноградники. Уже с 1863 года вина Ливадии на международных выставках награждались золотыми и серебряными медалями.
Ливадийское имение стало одним из лучших на Южном берегу.
В 1871 году автор «Путеводителя по Крыму для путешественников» М. Сосногорова так описывала Ливадию: "На пространстве между Ялтой и Алупкой, где сгруппированы богатейшие дачи Южного берега, дача Ливадия, принадлежащая Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Александровне, занимает теперь, без сомнения, первое место - Ливадия в своем великолепии и красоте может быть сравниваема с царскими жилищами Петергофа и Царского Села — только при очаровательной обстановке природы Южного берега, величественных гор и моря.
Особенно замечательны в Ливадии дворец императрицы и церковь, построенная архитектором Монигетти в чрезвычайно изящном стиле. Оранжереи Ливадии наполнены самыми редкими южными растениями. Не менее значительны туннель, ведущий к морю, с белым павильоном в восточном вкусе, воздушные галереи или периголы, увитые богатыми розами... В Ливадии несколько прекрасных фонтанов...
Дворец Государя наследника стоит немного подалее от дворца Императрицы. Дворец этот построен также г. Монигетти, как и все здания Ливадии, во вкусе и с орнаментовкою восточных дворцов и напоминает великолепные в этом роде здания Константинополя. Виноградники Ливадии обширны и дают хорошее вино".
В 1872 г. было принято решение для больной туберкулезом Марии Александровны устроить в горах летние помещения и оборудовать там молочную ферму. В апреле 1872 года министр императорского двора передает управляющему Ливадийским имением «приказание устроить летние помещения («Чаиры») в горах», архитектору и садовнику имения — подготовить для них место. Такое место было выбрано в Эреклике и в течение всего лета 1872 г. шло строительство и устройство подъездной дороги. К этим работам были привлечены солдаты пехотных полков. Уже осенью императрица Мария Александровна смогла отдохнуть на новой даче в Эреклике. И тогда же художник Ф.А. Васильев, находившийся в это время в Ялте, писал по заказу Великого князя Владимира Александровича виды Эреклика.
В сентябре 1872 г. старший архитектор департамента Резанов, побывав в Эреклике, сообщил: «Постройка летних помещений в Ливадии была срочной и проводилась весьма поспешно. Некоторые детали сделаны временными, и их надо заменить постоянными... Работы начать немедленно по отъезде императрицы». Вскоре все было приведено в порядок, развивалась молочная ферма, из Галаца вывозили швейцарский рогатый скот, славившийся высоким качеством молока.
В 70-е годы в ливадийских постройках были проведены некоторые ремонтно-реставрационные работы: перемена потолочных и половых балок в Большом дворце (1870 г.), а затем замена деревянных балок на рельсы, частичная переделка крыши, полов, замена сосновых рам на дубовые. В октябре 1870 г. были отпущены средства для устройства сцены в зале дворца.
Летом 1878 г. швейцарский подданный живописец Рафаэль Изелла возобновил в церкви некоторые живописные и орнаментальные работы. С ним же был составлен договор, что в течение июля-августа того же года он возобновит росписи в кабинетах императора и великой княжны Марии Александровны, в малой столовой. В мае-июне 1876 г. он же реставрировал фрески в мраморном дворике и большой гостиной, исправлял потолки на балконе Ее Императорского Величества, в августе 1878 г. ему поручалось «исправление ветхостей и загрязнившихся частей Турецого павильона».
В церкви в 1887 г. росписи Бейдемана были заменены мозаикой, выполненной итальянцем Сальвиатти.
Тогда же рядом с церковью была построена звонница из того же инкерманского камня по рисунку профессора Д. Гримма, который стремился создать единый архитектурный ансамбль: простые четкие линии звонницы перекликаются с архитектурными формами церкви, а внутренние объемы для размещения колоколов повторяют очертания спаренных оконных проемов церкви.
Около звонницы в 80-х годах была установлена небольшая круглая колонна из светло-серого мрамора с надписью на арабском и турецком языках, в которой воспевается «его величество шах султан — победитель». Предполагается, что эта колонна была высечена в честь турецкого султана Махмуда II и попала в Ливадию в качестве трофея после русско-турецкой войны 1877-78 гг.
В 1891 г. территория имения увеличилась до 350 десятин за счет приобретения земель Ореанды. В 1894 г. летняя резиденция в Ливадии перешла по наследству последнему русскому императору Николаю II.
В начале XX в. в Ливадии начинают возводиться большие каменные постройки. Первым из них был заложен дом министра Императорского Двора и уделов.
Летом 1901 г. велись подготовительные работы к строительству — подводился к месту будущего дома водопровод из главного ореандского источника. К декабрю 1901 г. были возведены каменные стены и сделана крыша. В первой половине 1902 г. клались печи, в доме проводилась внутренняя отделка. Большие блоки серого крымского известняка, из которого построен дом, с рустовкой на первом этаже и в обрамлении окон, громоздкие балконы на массивных кронштейнах, крупные членения здания придают ему суровость и тяжеловесность. Позже — в 1903, 1909 и 1911 гг. — проводилась частичная перепланировка и переоборудование дома.
Содержание имения в должном порядке требовало больших затрат. Вот расчет доходов и расходов за 1906 г.: от продажи вина и сдачи в аренду ялтинских домов доход составил около 57 тысяч, а расход по имению — 160 тысяч. Таким образом, ежегодно Главное управление уделов пересылало в Ливадию от 50 до 150 тысяч.
К началу XX в. Большой и Малый дворцы, построенные Монигетти, уже не удовлетворяли запросы царской семьи. В 1904 г. после обследования Большого дворца выяснилось, что в деревянных конструкциях дворца развился злокачественный грибок, поэтому было решено снести дворец до основания и на его месте построить совершенно новый. Проектирование и постройка дворца были поручены архитектору Н.П. Краснову.
Николай Петрович Краснов (1864-1939) родился в Коломенском уезде в крестьянской семье. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его дипломная работа была удостоена Большой серебряной медали.
С 1888 года Николай Петрович живет в Ялте, работая городским архитектором (до 1899 года). Архитектор накопил богатый опыт строительства в условиях особенностей рельефа Южного берега Крыма с крутыми склонами, оползневыми участками. По его проектам были созданы основные составные части инфраструктуры города.
В этот период он построил ряд общественных зданий: женскую гимназию (1898 г.), павильон и церковь при мужской гимназии (1894-98 гг.), здание Крымско-Кавказского горного клуба, торговые ряды Стахеева, католический костёл.
Выполняет Николай Петрович ряд частных заказов: в 1901 г. перестраивает дом композитора А.А. Спендиарова, строит дома художнику Г.Ф. Ярцеву и известному ученому-археологу, инженеру-строителю Бертье-Делагарду, доходные дома для Мордвинова.
Именитые заказчики поручают ему строительство своих имений. Н.П. Краснов строит для Юсуповых Кореизский дворец, имения «Дюльбер» и «Харакс», «Ай-Тодор» и «Чаир» для Романовых, используя хорошее знание различных стилей прошлых эпох. Очевидная одаренность зодчего, творческое осмысление архитектурных стилей прошлых эпох, прекрасные организаторские способности и деловые качества привлекли к нему внимание Главного Управления уделов. Ему, провинциальному архитектору, была заказана генеральная реконструкция всех дворцовых строений и строительство нового дворца в царском имении.
Объявления
Рекорды Крыма
Город с наибольшим в Крыму количеством памятников истории и культуры — Севастополь. Здесь взято на учет около 1500 памятников. Среди них ряд комплексных, каждый состоит из сотен единиц (например, Братское кладбище первой обороны — около 600 единиц).