Качи-Кальон — пещерный город виноделов
Величественная панорама Качи-Кальонской скалы привлекает внимание всякого, проезжающего по трассе Бахчисарай-Синапное. Взгляд сразу выхватывает высокие отвесные стены и зияющие огромные гроты, но мало кто из "непосвященных" замечает скопления сравнительно небольших, напоминающих ниши, углублений у подножия горы и в отдельных скальных выступах на склоне.
Это - рукотворные пещеры, последние свидетели тех бесконечно далеких времен, когда здесь бурлила жизнь средневекового города. Его последнее название трактуется как "крестовый корабль", поскольку форма скалы действительно подобна кораблю, на корме которого заметен темный крест.
Археологически Качи-Кальон мало изучен. Дошедшие до наших дней предания о том, что здесь когда-то находилось языческое капище «с истуканом того же имени», по словам известного крымоведа В. X. Кондараки, возможно, правдивы. Впрочем, зрелище Большого грота с вытекающим прямо из скалы источником и растущим перед ним вековым деревом вряд ли кого может оставить равнодушным. Мало найдется на земле мест, которые бы с большим основанием заслуживали названия храма в полном смысле слова, но воздвигнутого самой природой. Еще большее впечатление он должен был производить на наших предков, поклонявшихся скалам, деревьям, источникам. Следы народных верований сохранились здесь до последнего времени: еще и сегодня на ветвях старой черешни завязаны узелки из лоскутков ткани. По-видимому, не случайно возник здесь монастырь: христиане нередко сооружали храмы и часовни в местах, почитаемых язычниками святыми.
Высокие отвесные стены двух скальных выступов возле IV грота и остатки кладки каменной стены, перекрывавшей доступ на них, говорят о том, что здесь могло быть крепостное укрепление. Но чтобы представить весь Качи-Кальон горой-крепостью, этого не достаточно. Слишком мало следов других укреплений и слишком много доступных мест для нападающих. Даже упомянутые выступы оказываются совсем не защищенными с верхнего плато.
Гипотеза "пещерного монастыря", казалось бы, подтверждается вырубленными в скальных глыбах церквями св. Софии и св. Анастасии, несколькими изображениями крестов на стенах, аскетичным видом напоминающих кельи пещер. Но для монастыря пещерные комплексы слишком разбросаны по территории, а храмы невелики по размерам. Кроме того, эти церкви располагаются на окраинах городища, что характерно скорее для придорожных часовен, нежели для монастырских храмов.
В самих пещерах наблюдается практические полное отсутствие следов от лежанок, очагов и кормушек для скота - всего того, чем так богаты другие пещерные города. В основном, голые стены. Это говорит о том, что обитатели Качи-Кальона не вели здесь развитого домашнего хозяйства, а использовали пещерные сооружения во вспомогательных целях, временно или для сезонных работ. Но каких? Это становится понятным, как только начинаешь внимательно осматривать город...
С обширного, не менее 25 гектаров, плато открывается великолепный, захватывающий дух вид на одну из живописнейших в юго-западном Крыму Качинскую долину и ее окрестности.
На левом берегу реки Качи, на месте нынешнего села Баштановки археологами найдены остатки гончарных печей и обломки керамики. Тут древние гончары производили глиняные бочки (пифосы), амфоры, кувшины, фляги, а также обжигали кровельную черепицу. Качи-Кальон по праву считался крупнейшим винодельческим центром.
На восточной окраине села расположено большое кладбище VI-VIII веков. Напротив, над левым берегом речки, на высоком остроконечном мысу Бурун-Кая находится небольшое укрепление, с которого открывается вид на Алимову балку. Плодородная долина реки Качи, протекающей у подножия мыса, напоена водой, согрета солнечным теплом и защищена от холодных ветров, а потому поистине благодатна.
Сейчас трудно сказать, когда точно появился в этих местах православный монастырь. Вне сомнений, что произошло это событие еще в византийскую эпоху. Возможно, как и в других местах Крыма, обитель была основана иконопочитателями в VIII-IX веках, которые устроили тут храм с апсидой, вырубленной из камня. Во всяком случае, церковь и монастырь существовали во времена княжества Феодоро.
Само же городище Качи-Кальон возникло в процессе создания византийцами укрепленного района Второй гряды в VI веке. Площадь укрепленной части плато достигает 1,5 гектаров, в местах с пологим подъемом просматриваются остатки сложенной из тесаных блоков оборонительной стены и широких ворот, которые с запада были защищены прямоугольной башней. О дальнейшей судьбе цитадели мы знаем очень мало. Во время раскопок в кладке стены археологи нашли обломок вертикального надгробия, датируемого VII-VIII веками, с рельефным крестом и бронзовую пряжку VII века, что позволяет предположить, что крепость перестраивалась хазарами, а затем вновь осваивалась византийцами.
Скальные вырубки городища расположены в пяти естественных гротах и вокруг них, здесь размещено около 150 помещений различного назначения, соединенных между собой террасами и лестницами, деревянные конструкции которых, естественно, не сохранились. По данным ученых, наиболее активное строительство храмов, жилых домов, террас и помещений хозяйственного назначения приходится на VIII-IX века.
В первом и во втором гротах на поверхности скалы можно увидеть много пазов, подрубок и ниш для крепления деревянных балок. Между этими гротами на пяти ярусах высечено более 50 скальных помещений, когда-то соединенных лесенками и переходами. В полу многих помещений устроены виноградодавильни и хозяйственные ямы — вероятно, здесь был целый винодельческий комплекс.
Между вторым и третьим гротами в скале расположена следующая группа скальных помещений, где тоже были виноградодавильни.
В третьем гроте можно увидеть не только хозяйственные и жилые помещения, но и остатки трех церквей. В первой северная стена и апсида высечены в скале, а южная стена была сложена из камня. Потолок сводчатый, в полу вырублена гробница, в коридор и основное помещение когда-то вели два входа; на стенах — сохранились следы надписи на греческом языке и изображения крестов. Вторая церковь, размерами 3х1,3 метра, находится юго-восточнее, ее северная стена высечена в скале, остальная конструкция помещения была достроена. У третьей церкви из скалы выступает северная стена и часть апсиды с синтроном (скамья для священнослужителей), возле которого расположено основание для престола. Возле этого храма с западной стороны видны следы двух могил и четырех усыпальниц, расположенных по две друг под другом. В третьем гроте, по мнению археологов, располагался храмово-погребальный комплекс. К востоку от него есть небольшая пещера, в которой находился комплекс с двумя храмами, труднодоступный сегодня для посещения.
Между третьим и четвертым гротами высечено более 30 скальных помещений. На одном из рухнувших обломков скалы вырублена большая неглубокая ниша с рельефным «процветшим» крестом в виде виноградной лозы — предположительно апсида небольшой часовенки.
Большой, или четвертый, грот напоминает апсиду грандиозного храма с купелью, его называют храмом, созданным самой природой. Высокие каменные своды напоминают свод величественного готического собора. И чувствуешь здесь то же, что и в соборе: благоговение и восторг от этой красоты. Основание грота узко — часть его обрушилась от времени, и крутизна обрыва, хаос обломков внизу, еще более усиливают ощущение головокружительной высоты. Его размеры составляют 52х30 метров, высота потолка до верхней площадки - около 40 метров.
Начиная от основания и выше в несколько ярусов высечены пещеры. Их насчитывается около 30. Вся верхняя площадка полна разнообразных углублений - от небольших выемок под стойки ограждения до глубоких ям, служивших ваннами и емкостями для хозяйственной деятельности города. Подступы к гроту защищены оборонительной стеной, а внизу, по склону, в скальных обломках высечены помещения и виноградодавильни. Здесь сконцентрировано семь тарапанов, демонстрирующих богатство форм и размеров. Освещение в гроте мягких теплых тонов: желтоватого цвета каменные стены приглушают яркость солнечных лучей. При самой ненастной погоде под таким шатром всегда сухо, тихо и уютно.
Здесь находится главная достопримечательность Качи-Кальона - источник святой мученицы Анастасии, который считается целебным. Просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливается в круглую купель. В древности здесь бил мощный поток, снабжавший водой весь город. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы Богородицы, святой мученицы Анастасии и святого евангелиста Матфея. Над иконами в прямоугольной нише — крест. С обеих сторон от источника в скале на трех ярусах устроены помещения. Тут видны пазы и гнезда для крепления деревянных балок и стропил прискальных построек, лестниц, а также четыре виноградодавильни. Немного ниже из расселины растет старое черешневое дерево. Витиеватые мощные корни глубоко вросли в трещины скалы, изобилующие живительной влагой. На ветвях черешни паломники до сих пор оставляют лоскутки своих одежд, веря, как и в древнейшие времена, в чудодейственную силу священной воды и дерева.
Считается, что святая, в честь которой назван источник, Анастасия Узорешительница. Но некоторые археологи предполагают, что это могла быть местная святая. Тем более, что в Херсонесе найден погребальный камень с именем Анастасии. Этот источник посетил архиепископ Иннокентий во время паломничества по крымским святым местам.
Великомученица Анастасия родилась в Риме и рано приняла веру Христову. Переодевшись нищенкой, в сопровождении служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру Христа. В Иллирии Анастасия была схвачена и передана в руки жреца Ульпиана. Разложив перед ней с одной стороны золото, драгоценные одежды, а с другой - страшные орудия пыток, жрец предложил ей сделать выбор. Отвергнув богатства, Анастасия выбрала орудия пыток. Тогда решил жрец осквернить ее чистоту, но ослеп, лишь протянув к ней руку. Выйдя на свободу, Анастасия вместе со своей помощницей Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам. Анастасия приняла мученическую смерть в 304 году. Церковь чтит ее память 4 января.
От грота крутая тропинка приведет к церкви святой Анастасии, расположившейся ниже у дороги. Эта церковь тоже пещерная лишь наполовину: алтарь высечен в скале, а основная часть выстроена из камня, купол деревянный, В церкви был придел, освященный епископом Херсонским и Таврическим Иннокентием во имя иконы Божией Матери «Страстная».
Продвигаться к пятому гроту Качи-Кальона следует только с необходимым альпинистским снаряжением по узкой тропинке Кыл-Копыр (в переводе с крымскотатарского — «Волосяной Мост») шириной 30-40 сантиметров. Этот грот, по мнению исследователей, служил убежищем в случае приближения опасности. Здесь размещено более десяти скальных сооружений и высечен резервуар для накопления воды. На скальной поверхности большое количество рисунков и надписей, одна из которых на греческом языке датирована 1793 годом.
Юго-западная часть мыса занята кладбищем. Гробницы сложены из вертикально поставленных каменных плит. Над могилами видны длинные известняковые надгробия с приподнятым концом и небольшой нишей на торцевой части, изредка украшенные по бокам плетеным узором, пятиконечными звездами и розетками.
В юго-восточной части поселения в большом, отдельно стоящем обломке скалы высечена церковь святой Софии (построена в VIII-IX веках). Это помещение овальной формы, длина которого составляет 5,3 метра, ширина — 2,4, высота — 2,15. Ориентация на юго-восток. В подковообразной апсиде вырублен одноступенчатый синтрон. В стене находятся две ниши: одна для жертвенника, другая для запрестольного образа. Иконостас был деревянным - в стене сохранились подрубки для его установки. По периметру наоса (наос — помещение, где находились молящиеся) идет скамья для прихожан, в которой с южной стороны вырублена могила, а в полу под ней - гробница. В стенах видны ниши, в которые когда-то устанавливали иконы, здесь же остатки двух греческих надписей. Особенностью храма является то, что в нем устроили два выхода: более ранний вел в наос, а позже прорубили вход, который вел с улицы в апсиду. Поблизости от церкви — несколько «однорогих» надгробий, остатки кладбища, окружавшего храм. В обломке скалы за церковью некогда была усыпальница, позднее переделанная в виноградодавильню — тарапан. Храм существовал вплоть до 1778 года, до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен.
В XIX веке эти земли принадлежали помещику Г. Хвицкому. Он восстановил церковь, которая стала домовой, ее освятили во имя святой Анастасии Узорешительницы.
Г. Хвицкий умер в 1851 году. По его завещанию домовая церковь в урочище Анастасьевка на берегу реки Качи перешла Успенскому скиту. Здесь была образована Свято-Анастасьевская киновия. Она просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, окзавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Когда начался процесс коллективизации, решено было киновию закрыть, монахов выселить за пределы Крыма, а земли передать совхозу «Коммунар».
Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.
В 2 км от Качи-Кальона под естественным скальным навесом находилась стоянка первобытного человека.
На другой стоянке в ущелье Таш-Аир сохранилась древняя наскальная роспись.Это уникальный памятник искусства эпохи неолита. Присмотревшись к ее желтоватой поверхности, можно различить рисунки красной охрой, изображающие батальную сцену. Роспись становится заметнее, если обрызгать ее водой, тем более что рядом, из-под огромной скалы, вытекает родник.
Как добраться: средневековые пещерный монастырь и поселение Качи-Кальон находятся в 8 км к югу от Бахчисарая. Сюда можно добраться рейсовым автобусом до села Предущельного, сойдя на остановке «Предущельное-2». От Бахчисарая есть и другая дорога. От турбазы «Привал», мимо горы Бешик-тау, через Михайловское лесничество можно выйти на вершину плато Качи-Кальон, откуда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На десятки километров просматривается внизу лента шоссе, селения, правильные ряды фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи — все как на ладони.
Другие фото на тему
Все о Крыме: Справочно-информационное издание/ Под общ. ред. Д.В. Омельчука. – Харьков: Каравелла, 1999.
Качи-Кальон. Пещерный город виноделов. 26 цветных снимков. Туристистические схемы/ Схемы А. Гуськова. – Харьков: «Курсор», 2006.
Крым: православные святыни: путеводитель. – Сост. Е.М. Литвинова. – Симферополь: «РуБин», 2003.
Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2007.
Фото из личного архива Александра и Ольги Семёшиных.
Объявления
Юмор на отдыхе
Говорят, что многие жители Турции хотят побывать в России, чтобы наконец увидеть, ГДЕ же русские так устают, чтобы потом ТАК отдыхать?!