Поляна сказок
Экспонаты музея
Главная достопримечательность «Поляны сказок» - Вход. Это многофигурная композиция по мотивам Пролога к пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Посетителей встречают «тридцать витязей прекрасных» и «с ними дядька их морской». А на въездных воротах изображены и Кот ученый, и русалка, сидящая на ветвях, и леший, и избушка на курьих ножках. Колоритна фигура Кощея Бессмертного, который «над златом чахнет».
Композиция выполнена по эскизу В.А. Нороха. Исполнители - ялтинские художники В.А. Норох и С.Т. Федоров.
***
Творчество С.Т. Федорова хорошо известно в Крыму и за его пределами. За 15 лет состоялось 8 персональных отчетно-творческих выставок этого скульптора. Лучшие его работы - «Папина фуражка», «Волна», «Сказочник» и другие - в разные годы были закуплены «Артеком».
Одной из первых декоративно-монументальных работ С.Т. Федорова является композиция «Теремок», выполненная для «Поляны сказок» еще в 70-е годы по мотивам одноименной сказки. Создавая теремок, крышу которого венчает декоративный дымарь, художник обратился к традиции русского народного зодчества.
Удачная находка автора - «Древо жизни», на ветвях которого мирно уживаются сказочные львы и птицы.
Художественным дополнением к «Теремку» служит могучий кедр, на котором разместилось семейство сов. На «Поляне» представлена еще одна композиция С.Т. Федорова, при виде которой вспоминаются пушкинские строки: «Белка песенки поет да орешки всё грызет. А орешки не простые - все скорлупки золотые... Слуги белку стерегут».
Рядом с домиком белки изображены охранник и дьяк, пересчитьшающий изумруды.
***
Старейший экспонат музея - знаменитая «Русалка», героиня крымской легенды о красавице Арзы, некогда жившей в Мисхоре. Разбойник Али-Баба похитил Арзы в день ее свадьбы и продал в гарем турецкому султану. Она бежала из гарема и вплавь попыталась вернуться в родной Мисхор, но утонула и после смерти превратилась в русалку.
В 1905 году ее воплотил в бронзе известный эстонский скульптор А. Адамсон.
В том же году «Русалка» была сбита штормом.
Вторично её воспроизвел неизвестный художник.
В 1980 году «Русалка» была передана в дар музею «Поляна сказок».
«Русалка» пережила войну, о чем свидетельствуют многочисленные пулевые пробоины.
***
На «Поляне» представлено творчество известного крымского скульптора Ю.С. Сахарова. Его персональные выставки в разные годы проходили в Ялте, Симферополе, Севастополе, Киеве и Москве, а также за рубежом - в Альтерберге, Виттенберге и Кельне. Многие работы Сахарова находятся в музеях России и Украины, в частных собраниях Германии, США и Франции.
В своих работах художник тонко передает состояние внутреннего движения, эмоциональной динамики. Эта особенность его творчества ярко выражена в композиции «Похищение Европы».
Секрет выразительности его работ - в пластике поз, в тщательной обработке материала.
Особой выразительностью обладает скульптура Ю.С. Сахарова «Аленушка и братец Иванушка». В поэтическом образе Аленушки переданы чувства любви и сострадания к маленькому, беззащитному братцу, попавшему в беду.
Скульптура «Соловей-разбойник» выполнена из мраморного известняка. Все части тела словно связаны в единый узел, как корни и ветви дерева. По словам автора, трещины и впадины в известняковой глыбе помогли ему найти живой художественный образ.
***
Бывший летчик, а затем руководитель полетов аэропорта «Симферополь» М.А. Чиликов с детства был влюблен в народный эпос и литературные произведения сказочной тематики.
М.А. Чиликова по праву считают патриархом крымского флоризма. В причудливых формах коряг, замшелых пней и замысловатых сучков он умел видеть необыкновенные существа.
Основное направление его художественного творчества - очень древняя и очень национальная русская традиция резьбы из дерева в союзе с самой природой. Художник мастерски использовал древесные наплывы, изгибы ветвей и корневищ. К этой традиции обращались и великие мастера. Достаточно вспомнить знаменитого «Пана со свирелями» С.Т. Коненкова.
***
Творчество народного мастера из Алупки Т.С. Марьиной - это, прежде всего, произведения лесной скульптуры. Как и все флористы, она использовала в своих работах причудливые коряги и корневища, замысловатые сучки, высохшие стволы небольших деревьев, наросты. Нередко художница прибегала к тщательному, незаметному для зрителя монтажу. Места соединения деталей покрыты корой так искусно, что каждая работа вызывает ощущение целостности.
Персонажи ее произведений - герои известных сказок: Царевна-лягушка, Крокодил Гена и Чебурашка, Кот в сапогах, Винни-Пух. Все они легко узнаваемы и вызывают неподдельный восторг у детей и взрослых. Т.С. Марьина талантливо передала характер и настроение каждого героя.
Интересны и декоративные панно Т.С. Марьиной, выполненные в технике аппликации. Материалом для них послужили старая фанера, мох, береста, мелкие веточки. Можно сказать, что в этих картинах-аппликациях элементы растительного мира обрели вторую жизнь. С их помощью художница передает красоту природы и очарование окружающего нас мира. Некоторые зрители наивно полагают, что эти пейзажные композиции написаны красками на холсте - настолько живописно они выглядят.
***
Попробуйте увидеть прекрасное в обыкновенной ветке, в кусочке коры или старой доске, отломанной от забора. Попробуйте не только увидеть, но и создать из перечисленных предметов подлинное художественное произведение.
Таким удивительным даром обладал М.Г. Храмцов из города Первоуральска.
Первая персональная выставка этого мастера состоялась во дворце культуры Новотрубного завода в 1970 г. Много лет он работал художником оформителем треста «Уралтрубстрой». Его выставка «Уральских лесов подаренье» объехала многие города России.
Способность к пластическому мышлению проявилась у Храмцова еще в юные годы. Он работал в технике аппликации, используя для своих картин не только кору, мох и ветки деревьев, но и, казалось бы, совершенно непригодный материал: обгоревшие доски, затвердевшую угольную золу, расплавленные кусочки металла.
Творчество Храмцова было отмечено на выставке ВДНХ в Москве серебряной медалью и дипломом 1-й степени.
Несколько своих работ художник передал «Поляне сказок». В выставочном павильоне музея экспонируются две его аппликации на сказочные сюжеты.
***
Монументальные произведения известного скульптора, Заслуженного художника РСФСР И.П. Шмагуна, изображающие сказочных героев, давно радуют посетителей «Поляны сказок».
В самом начале экспозиции, рядом с въездной площадью, стоит могучий богатырь Святогор. В одной из древних русских былин говорится, что в его кармане помещался Илья Муромец вместе с лошадью.
Чуть поодаль на холме высится фигура вещего Бояна, поющего славу земле русской. Тематически эти две скульптуры можно воспринимать как богатырскую заставу. Обе они выполнены из бетона, украшены мозаикой из мрамора и керамической плитки. Меч, щит и шлем Святогора сделаны из меди.
«Царевну-Лебедь» И.П. Шмагун создал по мотивам «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Для осуществления своего замысла скульптор выбрал алюминий - материал, который в начале ХIХ в., когда он был открыт, называли «глинием» и «серебром из глины». Его легкость и пластичность позволили создать образ, исполненный женственности и лиризма. Автор запечатлел момент превращения птицы в красавицу-царевну в узорчатом сарафане и высоком кокошнике. Это превращение происходит на глазах у удивленного и очарованного князя Гвидона. Статуя Гвидона из кованой меди также выполнена И.П. Шмагуном.
***
Cкульптурная композиция симферопольского мастера В.И. Солощенко «Хозяйка медной горы» отмечена дипломом на областной выставке еще в 1960 г.
Фигура Хозяйки выполнена из диоритовой крошки и инкрустирована крымскими самоцветами: сердоликом, яшмой, горным хрусталем, халцедоном, золотистым пиритом. В кокошнике красуется алый сердолик. Грот, откуда она выходит, высечен из диабаза и напоминает Золотые ворота Кара-Дага в Восточном Крыму.
Другое произведение этого же автора - «Маугли и пантера Багира» - выполнено из бетона. Из этого, казалось бы, неблагородного материала Солощенко создал удивительно проникновенные образы.
Изображен момент, когда Маугли и Багира расстаются: юноша, выросший среди зверей, уходит к людям. Они собраны и суровы, исполнены мужественной печали.
***
Киевский скульптор В.А. Дьяченко создает, в основном, женские образы. Многие из них навеяны поэзией Тараса Шевченко: «Катерина», «Сон», «Батрачка». Эти работы находятся в киевских музеях.
На «Поляне сказок» экспонируется одно из лучших произведений Дьяченко - «Лилея». Работа выполнена методом гальванопластики: в специальных ваннах посредством электролиза медного купороса на заготовленный каркас наращивается медь.
Какой чистотой и печалью веет от силуэта Лилеи! Красота фигуры девушки как бы рифмуется с прекрасным цветком.
Лилия - символ невинности. Древняя легенда повествует, что лилия выросла там, куда упала слеза обманутой Евы.
Девушку Лилею изгнали из села за то, что она была внебрачной дочерью ненавистного пана. Всеми покинутая, осмеянная односельчанами, она замерзла в лютый мороз, а весной превратилась в нежный цветок лилии.
Вот и теперь прекрасная девушка, изваянная мастером, смотрит на цветок, лежащий у нее на ладони, со скорбью и недоумением: почему, когда она была живым человеком, люди ее погубили, а когда стала лилией, все полюбили ее?..
***
Жакой же сказочный мир без дракона? Дракона, который представлен на «Поляне сказок», создал армянский скульптор В.А. Погасян.
Дракон - фантастическое существо, присутствующее в фольклоре и изобразительном искусстве многих народов, причем его образ трактуется по-разному.
В Древнем Китае дракон - символ императорской власти. Он выступал в качестве положительного начала, дающего людям воду и богатство. Его изображение часто встречается в китайской храмовой архитектуре, на лубочных картинках и сосудах, украшало головной убор невесты.
А в Древнем Египте дракон олицетворял силы мрака, побежденного богом солнца Ра.
У славян дракон - это многоголовый змей, творящий зло, которого побеждает сказочный богатырь.
Армянский дракон - тоже отрицательный образ: он поглощает солнце, вызывает землетрясение.
К образу дракона обращаются многие современные художники и скульпторы. Одни воплощают его, следуя той или иной традиции, другие, в частности Погосян, творчески переосмысливают.
По словам самого автора, однажды в горах Кавказа он нашел ствол карагача («черное дерево»), в котором самой природой был намечен дракон. Скульптору осталось только выявить его и добавить посредством монтажа пальцы лап, зубы и глаза.
***
В выставочном павильоне находится оригинальная скульптурная композиция «Королевская кобра». Эта змея, являющаяся хранительницей несметных сокровищ, «выползла» из произведения Р. Киплинга «Маугли». Автор работы - народный умелец Г.Ф. Чупраков. Ему помогали сыновья - Андрей и Денис.
Огромная кобра с раздутым капюшоном внушает страх, но в то же время от всего ее облика исходят величественность и мудрость.
Фигура змеи выполнена мозаичным набором по деревянной основе (дуб) из деревянных модулей чешуек, а остальные элементы композиции - кувшины, шкатулки, монеты, кинжал и стрелы - с применением резьбы и токарных работ. Использованы разные породы крымских деревьев: можжевельник, дуб, кипарис, персик, тис.
***
Интересны и своеобразны работы бывшего ялтинского лесника О.Ю. Деграве. В выставочном павильоне «Поляны сказок» представлена многофигурная композиция «Садко».
Новгородский купец волею случая оказался на дне морском. Его окружают фантастические и реальные морские жители: русалки, дельфины, акулы, крабы, невиданные рыбы. Встречает Садко сам морской царь в ладье, запряженной тройкой могучих коней. В его правой руке трезубец - символ власти.
Вторая композиция О.Ю. Деграве - «Дерево нечистой силы». Из дупла появляется старая ведьма, а вокруг дерева собралась ее многочисленная свита: змеи, лягушки, совы, летучие мыши.
Обе эти работы смонтированы из различных пород древесины: березы, дуба, можжевельника, яблони и других.
***
Автор композиции «Белоснежка и семь гномов» З.И. Розенштейн по профессии инженер-конструктор. В 70-е годы он преподавал резьбу по дереву в одном из домов культуры г. Харькова.
В западноевропейских сказках и поверьях гномы - это подземные духи, владеющие скрытыми в земле сокровищами. Кстати, слово «гном» появилось гораздо позднее, чем предания об этих существах. Его изобретение приписывают швейцарскому врачу-алхимику эпохи Возрождения по имени Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, который более известен как Парацельс. Слово «гном» происходит от греческого «гносис» - знание. Считается, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы - персонажи сказок Шарля Перро, братьев Гримм.
На «Поляне сказок» гномы нашли свое воплощение в дереве: они вырезаны из сосны. У каждого из них - свой характер, свое имя: Мудрец, Весельчак, Ворчун, Чихун, Стеснительный, Удивленный и Простачок. А рядом с ними стоит милая девочка Белоснежка с олененком, вырезанная из липы.
***
Две работы киевского скульптора С.Д. Кошелева вызывают у посетителей, особенно у детворы, неподдельный интерес.
Композиция «Ивасик-Телесик» на сюжет известной украинской сказки выполнена из органического стекла.
Ведьма-Змея похитила мальчика, а спас его Гусенок, который последним летел в стае гусей. Сколько радости и доверия к своему спасителю читается на лице мальчика!
Другое произведение С.Д. Кошелева - «Руслан и Людмила» - было подарено «Поляне сказок» Житомирским краеведческим музеем. На руках у Руслана спящая красавица Людмила; они спешат в древний Киев на могучем коне.
Выполненная из обожженной глины, покрытая зеленой глазурью, эта работа отличается изяществом.
***
Нa берегу небольшого озера мы видим очень выразительную композицию на сюжет пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде» - «Балда и чёрт». Эта работа известного московского скульптора Д.Ю. Митлянского выполнена из кованой меди в начале 70-х годов.
Балда, в полном соответствии с пушкинской сказкой, представлен сильным и в то же время добродушным, с лукавинкой на лице.
Рядом - композиция на тему «Сказки о рыбаке и рыбке». Старик готовится забросить сеть, а его старуха сидит на скамеечке у разбитого корыта.
***
Итальянский писатель Карло Коллоди в ХIХ веке написал сказку «Приключения Пиноккио, история марионетки». Алексей Толстой, переработав произведение Коллоди, создал свой знаменитый «Золотой ключик». Скульптор И.А. Смерчинская выполнила композицию из бетона, инкрустированного мраморной крошкой. Буратино, восседающий на черепахе Тортилле, ликует: ведь у него в руках золотой ключик, который откроет потайную дверцу. Тогда у деревянного человечка и его друзей появится собственный кукольный театр.
В этой композиции много поэзии и доброго юмора - недаром она так нравится детям.
Скульптура установлена в пруду. Летом здесь цветут лилии, квакают лягушки и плавают золотые рыбки. Таким образом, сама природа как бы помогает передать атмосферу сказки.
***
Оле Лукойе - знаменитый волшебник из сказки Г.Х. Андерсена. У него было два зонтика - цветной и чёрный. Над хорошими детьми он поднимал по ночам цветной зонтик и им снились прекрасные сны. Над плохими - чёрный зонтик и им ничего не снилось.
На «Поляне» он появился совсем недавно, весёлый и озорной, немножко похожий на взрослого ребёнка с зонтиком в руках. Его вырезал из вербы днепропетровский мастер А.Л. Саглаев.
***
Весёлую скульптурную композицию «Три поросёнка» на сюжет английской сказки выполнили из бетона симферопольские скульпторы Е.И. Максименко и Л.А. Скорубская.
***
Двухфигурная композиция «Волк и Красная Шапочка» по сказке Ш. Перро выполнена киевским скульптором Ю.К. Скобликовой из органического стекла. С этим материалом работают немногие скульпторы.
***
На «Поляне» сказка может даже ожить. Вот мы подходим к избушке. Достаточно сказать: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом», как она выполняет команду - поворачивается, и, к восторгу взрослых и изумлению малышей, из неё выходит живая Баба-Яга с клюкой. Она задает детям загадки и под аплодисменты завороженных зрителей исполняет незамысловатый танец.
***
Это лишь некоторые из экспонатов «Поляны сказок». А ведь все остальные тоже заслуживают вашего внимания. К тому же, никакая фотография не передаст того очарования, которое можно почувствовать лишь тогда, когда сами придете на «Поляну сказок», чтобы полюбоваться этими скульптурами, гармонично сочетающимися со сказочной природой Южнобережья.
Поэтому, намечая маршруты крымских путешествий и прогулок, не забывайте о том, что:
...За городом, в зеленой чаще леса,
Как всякой доброй радости оплот,
И в зимний день,
и в жаркий полдень лета
Большая Сказка празднично живет.
Объявления
Рекорды Крыма
Одна из крупнейших, отлично организованных и бескровных операций по эвакуации морем была проведена в Крыму. С 11 по 14 ноября 1920 г. из различных портов Крыма на 126 судах было вывезено 145 693 человека, не считая членов команд.
Среди эвакуированных было до 15 000 казаков, 12 000 офицеров,
... →