Киммерийцы и тавры
В IX столетии до н.э. в Крыму начался железный век, в раннюю пору которого на полуострове обитали киммерийцы, вытесненные вскоре скифами, и тавры. Период с IX в. по первую половину VII в. до н.э. часто называют «киммерийским».
Киммерийцы. Этот народ Северного Причерноморья был известен еще Гомеру: в его «Илиаде» упоминается земля «дивных доителей кобылиц — млекоедов, бедняков, справедливейших людей».
В «Одиссее» поэт изображает киммерийскую землю в мрачных тонах:
«Плыли; корабль наш бежал, повинуясь кормилу и ветру.
Были весь день паруса путеводным дыханием полны.
Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.
Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих».
Киммерийцы были первыми обитателями полуострова, чье имя дошло до нас благодаря письменным источникам. Они создали сильный в военном отношении союз племен, в котором уже сложилась военная аристократия. В боях они использовали конницу. Киммерийцы совершали успешные военные походы, в том числе в Переднюю Азию. Геродот (V в. до н.э.) сообщает, что с приближением скифов вожди киммерийцев были готовы дать отпор завоевателям, но народ имел намерение покинуть страну. И вскоре основная часть киммерийцев ушла в Малую Азию. Они оставили след в географических названиях Крыма (Боспор Киммерийский - Керченский пролив, область Киммерия и пр.).
В Крыму к «киммерийским» памятникам относится, в частности, погребение (№ 3), впущенное в курган № 16 у с. Целинное в Северном Присивашье. Умерший лежал в сильно скорченном положении на боку, головой к востоку. В могиле найдены: спиральные подвески в полтора оборота из бронзовых «гвоздей», обложенные золотым листом, обломок железного кинжала, сланцевый оселок с отверстием и лощеный грушевидный сосуд с отогнутым венчиком. В насыпи кургана обнаружена каменная стела, которая в свое время была установлена над погребением. Это схематизированное изображение воина в виде слегка расширенного книзу и закругленного сверху столба с реалистическим показом портупейного пояса и привязанных к нему предметов: слева — горит, в котором помещен лук, и кинжал с кольцевидным навершием, имеющим прямое перекрестие, сзади - оселок. Такие стелы близки к оленным камням Восточной Евразии антропоморфным изображениям, на которых показаны животные (в основном олени) и портупейный пояс с оружием.
Другое погребение раскопано в кургане у с. Зольное близ Симферополя. Здесь при костяке воина, лежавшего в вытянутом положении на боку, головой к юго-западу, обнаружены предметы вооружения: железный меч, бронзовые, железные и костяные втульчатые наконечники стрел; детали конского снаряжения (костяные лунницы и бляхи в виде розегок, украшенные резным орнаментом и инкрустацией, бронзовые удила с кольчатыми концами и трехпетельчатые псалии), глиняный плоскодонный сосуд, каменный оселок и пр. Удила, близкие к зольненским, найдены возле Керчи. «Киммерийские» древности в Крыму известны также по захоронениям у сел Луговое, Фронтовое и другим памятникам Керченского полуострова.
Описанные два погребения представляют, соответственно, черногоровский и новочеркасский типы «киммерийских» древностей, получившие свое название от Черногоровского кургана и Новочеркасского клада и разнящиеся по характеру ритуала и инвентарю: в первом случае умершие похоронены в скорченном положении на боку и ориентированы головой на восток, во втором - в вытянутом с противоположной ориентировкой. У черногоровцев кинжалы и мечи - с железным клинком и Т-образной бронзовой рукоятью, а у новочеркасцев — целиком из железа с дугообразным перекрестием. Черногоровские бронзовые удила имеют стремечкообразные концы, новочеркасские — двукольчатые. Черногоровские псалии — трехдырчатые, а новочеркасские трехпетельчатые. Наконечники стрел в черногоровских погребениях с короткой, в новочеркасских же — с длинной втулкой. Погребения черногоровского облика имеют широкое распространение вплоть до Тувы (курган Аржан) и демонстрируют генетическую связь со скифскими древностями VII—VI вв. до н.э., а новочеркасские локализованы преимущественно в предкавказских степях и на Нижнем Дону.
По-видимому, в начале I тысячелетия до н.э. имела место миграция из Центральной Азии или из Южной Сибири, прослеживаемая по оленным камням, которые распространялись до Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Среднего Поволжья, а единичные изваяния найдены даже в Болгарии, Румынии и Германии. Об этом крупномасштабном переселении с востока на запад свидетельствует также появление в Восточной Европе бронзовых удил со стремечковидными концами, бронзовых литых котлов с кольцевидными ручками и кинжалов, характерных для карасукской культуры Восточной Сибири. Миграция, с которой следует связать возникновение черногоровских памятников, ускорила, а может быть, даже обусловила переход в восточноевропейских степях, включая Северный Крым, от прочной оседлости, характерной для племен белозерской культуры, к кочевому образу жизни с большой ролью коневодства. При участии местных племен и пришельцев в Причерноморье сложились памятники новочеркасского типа, а главным центром их формирования могли быть Предкавказье и Нижнее Подонье. Предшествуя непосредственно раннескифским погребениям, появление которых объяснимо повторным притоком населения с востока, они могут быть приписаны киммерийцам — кочевникам предскифского времени. По-видимому, вторгшийся в восточноевропейские степи азиатский народ, сыгравший решающую роль в формировании скифов, представлял как и они сами, уже северную группу иранских языков, что характерно также для белозерских и киммерийских (новочеркасских) племен, хотя в последних можно усматривать и фракийский компонент, на который указывает западное (гальштатское) влияние на памятники XII-VII вв. до н.э. в Северном Причерноморье.
Тавры и кизил-кобинская культура. Согласно данным Геродота, тавры жили «разбоем и войной», принося в жертву богине Деве «потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Их умерщвляли дубиной, головы жертв прибивали к столбу, а туловище сбрасывали в море с утеса, где стояло святилище, или закапывали в землю. Головы же врагов, взятых в плен, на длинных шестах выставляли над домом в качестве стражей. Возможно, свое название тавры получили от Горного Крыма, который у греков именовался Таврикой по аналогии с обозначавшимися словом "тавр" горными хребтами Малой Азии и других областей (популярна также версия, что так называли себя сами обитатели гор. Для греков это слово было созвучно их слову "tauros" - "бык"). Название сохранялось до XIV в.
Таврам были приписаны памятники IX-V вв. до н.э. и даже более позднего времени в Горном Крыму, объединяемые в кизил-кобинскую культуру: согласно Геродоту, тавры занимали «гористую страну» в полосе от греческого города Керкинитиды (в черте нынешней Евпатории) до Скалистого (Керченского) полуострова. Памятники Горного Крыма, приписываемые таврам, включают поселения, святилища, могильники и случайные находки. Число выявленных поселений кизил-кобинской культуры, которые расположены, главным образом, полосой, тянущейся от Белогорска до окрестностей Севастополя, давно превысило сотню. Это Балаклава, Сахарная Головка (в районе Инкермана), Ашлама (в Бахчисарае), Холодная Балка (близ Симферополя), Симферопольское, Дружное I и Кизил-Коба (близ с. Перевальное), Нейзац и Тау-Кипчак (в Белогорском районе), Кошка (близ Симеиза) и пр. Места обитания встречаются обычно у рек, под открытым небом. Использовались также навесы и гроты (например, Таш-Аир I). Поселения невелики, без укреплений и с бедным культурным слоем небольшой мощности, что свидетельствует о сравнительно непродолжительном обитании.
Жилища, как правило, однокамерные, имели площадь 20-50 кв. м. Они прямоугольной, реже овальной формы и делятся на два типа: углубленные в землю или наземные постройки столбовой конструкции с плетеными стенами, обмазанными глиной (Ашлама, Тау-Кипчак), и каменные дома, пристроенные к скалам (Кошка). Полы были глинобитными, и лишь в одном жилище (Тау-Кипчак) встречена вымостка из сланцевых плит. Возле жилищ находились хозяйственные постройки и зерновые ямы. По данным поселений Кизил-Коба и Дружное I, около 10% костей принадлежат диким животным, преимущественно благородному оленю, остальные — домашним, с преобладанием крупного рогатого скота.
Инвентарь составлен каменными, костяными, глиняными и металлическими изделиями. Из кремня изготовлены скребки и вкладыши серпов с двусторонней плоской ретушью, из мягких шлифующихся пород — сверленые боевые топоры и дисковидные навершия палиц, из кости — проколки, иглы, псалий, втульчатые наконечники стрел ромбического и квадратного сечения, из глины — пряслица. Найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел скифских типов, в частности с шипом у втулки.
Керамика, лепная и часто лощеная, представлена корчагами, горшками, кувшинообразными сосудами без ручек, мисками и кубками. Небольшие столовые сосуды обычно имеют круглое дно, а иногда (кубки) — вертикальные ручки. Орнамент — рельефный (валик под венчиком, шишечки на плечиках) или врезной геометрический, характерный для лощеной (столовой) посуды. На поселенческом материале выделяются два этапа кизил-кобинской культуры — ранний, IX-VIII вв. до н.э. (Уч-Баш), и поздний, VII-V вв. (Симферопольское). Для первого еще характерны керамика, имеющая соответствия в белозерских памятниках, и каменные изделия. Для второго этапа типична посуда с резным орнаментом, инкрустированным белой пастой; отмечены бронзовые скифские наконечники стрел и появление железа.
Кизил-кобинцами начато широкое освоение глубоких пещер. Как святилища могут рассматриваться Ени-Сала II и пещера Малой академии наук. В первой из них, где оказалось множество костей скота, открыт череп горного козла, насаженный на сталагмит и датированный по керамике VII-VI вв. до н.э.; из фрагментов удалось склеить десятки глиняных сосудов; выявлены также предполагаемые деревянные идолы. В пещере МАН тоже найдена кизил-кобинская керамика. Имеется естественный «алтарь» высотой 4 м из каменных блоков, а над ним прочерчены крест и символ человеческого лица (в виде кольца диаметром 12 см с точками внутри); внизу - кости домашних животных. Ряд глубоких пещер (Кизил-Коба, Змеиная, Лисья) труднодоступны, темны, сыры и неудобны для заселения, но служили не для культовых целей (не обнаружено соответствующих сооружений и вещей), а убежищами от врагов или помещениями для скота.
Погребальные памятники тавров распространены почти по всему Горному Крыму, но особенно хорошо известны на Южнобережье (Гаспра, Кошка) и в Байдарской долине (Скеля, Мал-Муз, Уркуста I и II, Черкес-Кермен). В предгорной части Крыма, восточнее Симферополя, раскапывались могильники Капак-Таш, Дружное I и II. Насчитываются десятки памятников, состоящих из каменных ящиков без выраженных насыпей. Особую группу составляют каменные ящики Керченского полуострова.
Кизил-кобинские ящики, сложенные из каменных плит, в отличие от западнокавказских дольменов, впущены в могильную яму и лишены круглого отверстия. Перекрытия смещены или вообще разрушены. Ящики, как правило, составляют ряды различной ориентировки и вытянуты вдоль или поперек ряда. Они нередко имеют прямоугольные (часто квадратные) ограды из вкопанных камней. Покойников хоронили в скорченном положении на боку. В каждом из ящиков последовательно подвергались захоронению десятки умерших. Предполагая, что каждый ряд был усыпальницей одной общины, исследователи определяют ее как большесемейную. Инвентарь каменных ящиков в основном бронзовый и состоит из различных украшений (гривны, серьги, очковидные подвески, булавки, браслеты, спиральные пронизки, перстни, бусины, раковины каури), бытовых предметов (железные ножи, каменные оселки), вооружения (кинжалы с навершием брусковидной или антенной формы и почковидным перекрестием, наконечники стрел скифских типов), конского снаряжения (железные трехдырчатые псалии, двухсоставные удила, в том числе бронзовые со стремечковидными концами, различные кольца и бляшки). Керамика встречается редко.
Широкое распространение в Горном Крыму памятников белозерской культуры и преемственная связь кизил-кобинской керамики с белозерской показывают, что кизил-кобинская культура создана потомками белозерского («позднесрубного») населения, которое в условиях перехода к кочевым формам быта нашло себе в Крыму экологическую нишу за пределами той зоны, где складывалась культура киммерийцев. При этом важен тот факт, что в Горном Крыму выявленных белозерских поселений намного больше, чем сабатиновских, тогда как за пределами полуострова наблюдается противоположная картина.
Лишь второстепенным компонентом кизил-кобинской культуры мог быть кобанский (северокавказского происхождения), с которым можно связать появление в Крыму погребальных каменных ящиков. В таком случае тавры должны предположительно рассматриваться как ирано-язычный этнос, что как будто бы подтверждается исследованием собственных имей. Основными занятиями тех тавров, которые обитали в труднодоступных районах полуострова, в стороне от морского побережья, были земледелие и скотоводство, отмечено также ткачество. Лишь приморские тавры (а их поселения почти не сохранились в условиях курортного по6ережья) могли заниматься пиратством, да и то в сочетании с морским собирательством и рыболовством. Освоение Главной гряды и Южного берега таврами-кизилкобинцами, по-видимому, произошло в VI в до н.э. Проникли они, вероятно, также на Азовское побережье Керченского п-ва и в Северо-Западный Крым.
Этнический состав крымского населения существенно изменился в V в. до н.э., когда был основан греками Херсонес Таврический и на полуостров проникло много скифов, появившихся здесь еще в VII в. По мнению некоторых авторов, прослеживается контакт тавров с греками, документируемый находкой кизил-кобинской керамики в слоях V-IV вв. до н.э. Херсонеса и Керкинитиды, в которых тавры составляли якобы определенную часть населения. В настоящее время этот тезис оспаривается: не доказано, что кизил-кобинский греческий материал составляют комплексы. Но кизил-кобинцы испытали сильное влияние скифов, заимствовав у них, в частности, лощеную керамику с резным орнаментом, затертым белой пастой. В I в. н.э. появились даже упоминаемые древними авторами тавроскифы (скифотавры). Все это, а также отсутствие в Предгорье, на границе тавров с крымской Скифией, кизил-кобинских укрепленных поселений говорит о дружественном характере отношений между двумя народами. В то же время тавры были достаточно сильны для того, чтобы отказаться от участия в Скифо-Персидской войне (514-513), связанной с походом царя Дария I (522-486) в Северное Причерноморье.
После V в. до н.э. местная крымская культура теряет свою специфику вследствие ассимиляции тавров скифами и греками. Ее памятники эллинистического периода остаются неизученными. Тавроскифам приписывают крупнейшее культовое место античной эпохи в Крыму VII в. до н.э. - II в. н.э., расположенное близ перевала Гурзуфское Седло, на высоте 1434 м над уровнем моря. Расцвет святилища приходится на первую половину I в. н.э. Найдены тысячи ценных металлических предметов (монеты, статуэтки, украшения, оружие, посуда и пр.), фрагменты керамики, челюсти крупного рогатого скота. По-видимому, духам и божествам приносили жертвы в надежде, что из челюстей возродятся съеденные животные. Многие найденные предметы могли оказаться в руках местного населения после разгрома тавроскифами римских кораблей полководца Гая Юлия Аквилы (49 г. н.э.).
Из словаря исторических терминов:
- Варвар - чужеземец в представлении древних греков и римлян.
- Индустрия кремневая - специфическая техника обработки или инвентарь.
- Стела - вертикально стоящая каменная плита с разными изображениями или надписями.
- Стратиграфия - взаимное расположение слоев.
- Хронологический горизонт - период, представленный группой культур.
- Эллин - грек.
Г. М. Буров
История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). - Симферополь: Атлас-компакт, 2007.
Объявления
Юмор на отдыхе
Иностранец в русском ресторане:
– Официант, почему пельмени холодные?
– Так они же сибирские.