Энеолит и бронзовый век
Ориентировочно с IV по начало I тысячелетия до н.э. в Крыму длилась эпоха раннего металла, или меди и бронзы, включающая энеолит и бронзовый век.
Энеолит. Название периода обозначает время, когда наряду с медными изделиями еще широко использовались кремневые. Медь поддается ковке, но отличается мягкостью и высокой ценой, которые помешали ей полностью вытеснить изделия из кремня. Открыли медь раньше, чем железо, так как она нередко встречается в природе практически в чистом виде.
В Крыму своеобразные, предположительно энеолитические стоянки, выявленные на Южном берегу, относятся к числу так называемых "раковинных куч", расположенных на морском побережье и включающих керамику с кремневым инвентарем (Ласпи I, Гурзуф, Жуковка и пр.). В отличие от мезолитических стоянок (среди которых - расположенная на море Ласпи VII), здесь скопления составляют не раковины наземной улитки (которые тоже встречаются), а, главным образом, створки морских моллюсков - мидий и устриц, хотя отмечена и морская улитка пателла. Это говорит о новом этапе в истории собирательства. Найдены также остатки крабов, фрагментированные кости млекопитающих, птиц и рыб.
Среди кремневых орудий, изготовленных из отщепов или пластин, - скребки, ножи, проколки и наконечники стрел с двусторонней сплошной (плоской) ретушью. Керамика - сосуды с четко выраженной, часто цилиндрической шейкой и отогнутым наружу краем, по-видимому, с круглым или уплощенным дном. Поверхность хорошо сглажена. Орнамент, врезной и гребенчатый, в основном елочный, обычно в виде повторяющихся горизонтальных и вертикальных зигзагов; он характерен для верхней части сосудов, которые подчас лишены декора. По калиброванной радиоуглеродной дате Гурзуфская стоянка относится к первой половине IV тысячелетия до н.э.
Южнобережные поселения, рассматриваемые как энеолитические, имеют близкие параллели на удаленных от моря стоянках Горного Крыма (Дружное, верхний слой Фатьма-Кобы, слой Vб Таш-Аира I), где были найдены, в частности, сплошь ретушированные наконечники стрел с выемкой у основания. Металл пока не обнаружен. Дары моря собирали, по-видимому, специальные промысловые группы, выделявшиеся общинами, которые постоянно обитали в Предгорье, главным образом в пещерах. У этих общин шла замена охоты скотоводством в связи с кризисом охотничьей экономики. Существование преемственной связи у описанных стоянок с горнокрымскими неолитическими памятниками обосновать при нынешнем уровне наших знаний трудно.
Общая характеристика бронзового века. Вслед за вещами из "чистой" меди (в которой всегда отмечаются естественные примеси) входят в упортебление предметы из мышьяковистой бронзы, а уже затем получает распространение сплав меди и олова. Вытеснение меди бронзой обусловлено тем, что последняя тверже и плавится при более низкой температуре. В свою очередь оловянистая бронза превосходит мышьяковистую по твердости, способна закаляться при медленном охлаждении и, что особенно важно, не токсична. Получали олово из руды (касситерита), нагревая ее в смеси с углем. Обработка меди и бронзы прошла эволюцию от холодной ковки металла до литья в двустворчатых каменных формах.
На поселениях бронзового века почти повсеместно доминируют кости домашних животных: в связи с кризисом охотничьей экономики главная роль в хозяйстве перешла к скотоводству. Другой ведущей отраслью экономики явилось земледелие. Победа скотоводства над охотой открыла путь к развитию ткачества, поскольку теперь в распоряжении людей оказались в значительном количестве овечья шерсть и козий пух. Человек также открыл дикорастущие растения с волокнами, которые пригодньн для прядения. Развитие скотоводства, земледелия и металлургии означало рост роли мужского труда. Социально-экономический ячейкой стал род, а затем ею стала большая патриархальная семья.
В раннем бронзовом веке в Крыму уже бытовала повозка с четырьмя колесами, которые изготовлялись из одного, а затем из трех кусков дерева. В нее запрягали быков. Позднее стала применяться конная колесница с двумя колесами, имевшими отдельный обод, ступицу и спицы. Она использовалась, в частности, при вооруженных конфликтах для наступательных действий. Родиной повозки считают Месопотамию, а боевой колесницы — Восточное Средиземноморье.
Связанное со скотоводством освоение колесного транспорта явилось предпосылкой появления курганов в Степном и Предгорном Крыму. Это - кладбища, над которыми возведены насыпи. В связи со сложившимся культом предков, верой в загробную жизнь и желанием закрепить за собой освоенную территорию, сооружение курганов у пастушеских племен, лишенных постоянных поселений, стало обязательным. Однако там, где уже побывали носители курганной культуры, новые пришельцы в широких масштабах использовали готовые насыпи, совершая в них впускные захоронения. В могилу клали сосуды с пищей, орудия труда, оружие, украшения - все, что, но представлениям людей того времени, было необходимо умершему.
Примерно 8% от 474 погребений, исследованных в курганах Крымского Присивашья (1962-1964 и 1977-1978 гг.), составляют совместные захоронения, в частности, мужчины с женщиной. Некоторые исследователи предполагают, что в таких случаях перед нами - умерший высокого общественного статуса человек и человек, подвергшийся убийству для того, чтобы он (в такую возможность верили древние люди) сопровождал важного покойника в мире теней. Однако, скорее всего, парные и коллективные ингумации бронзового века — это просто погребения людей, расставшихся с жизнью одновременно. Причинами их гибели могли быть эпидемии или раны, полученные при вооруженных столкновениях.
Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке Крыма в значительной мере определялась смертностью детей в возрасте до 15 лег, а они составляли четвертую часть всех погребенных. Однако по сравнению с данными по другим могильникам раннего металла (Правобережная Украина, Среднее и Верхнее Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия) детская смертность в Крыму бронзового века была относительно низкой. По-видимому, экологические условия здесь были более благоприятны, чем в других районах. К причинам высокой смертности в первобытном обществе следует отнести повышенную ранимость и слабую иммунологическую защищенность детского организма в условиях, когда отсутствует гигиена, а медицинские средства малоэффективны.
Бронзовый век Крыма характеризуется ямной, катакомбной и срубной историко-культурными общностями (группами родственных культур), а также отдельными культурами: кеми-обинской, многоваликовой, каменско-ливенцовской, сабатиновской и белозерской. Памятники представляют собой погребения, обычно курганные, и поселения, но последние на полуострове, за исключением каменско-ливенцовских, сабатиновских и белозерских, пока практически не выявлены, поскольку племена вели полуоседлый образ жизни. Ямники, катакомбники, создатели многоваликовой керамики и срубники могут рассматриваться в Крыму как пришлое население.
Ямная историко-культурная общность. Ее памятники встречаются на огромных, в основном степных пространствах от Нижнего Подунавья на западе до Южного Урала на востоке. Ямные племена, представляющие ранний бронзовый век, наряду с носителями кеми-обинской культуры, соорудили основную массу курганов как в Крыму, так и далеко за его пределами; в дальнейшем носители других культур, вплоть до печенегов и половцев, использовали готовые насыпи для своих погребений. В наибольшем количестве ямные погребения встречаются в Присивашье, немногочисленны они на Тарханкуте и в центральной части полуострова. Под насыпями курганов высотой до 3 м и более встречаются охватывающие их кольцевые ровики и такие же ряды камней (кромлехи), связанные с культом солнца.
Умерших хоронили в прямоугольных, нередко довольно крупных (до 2,2 х 2,0 м) ямах, которые были перекрыты плахами, досками или жердями, иногда каменными плитами, а в одном случае даже антропоморфной стелой. Некоторые могилы были с уступами (заплечиками) по всему периметру и снабжались двойным перекрытием. В кургане возле Красноперекопска на перекрытии могилы лежали 12 черепов крупного рогатого скота, свидетельствующие о почитании быка.
Покойники, обильно посыпанные охрой, лежали на спине с согнутыми в коленях ногами, головой преимущественно к востоку или северо-востоку. В могилах встречаются кости козы или овцы, отмечен отпечаток ткани. Встречаются сосуды - яйцевидные или с небольшим плоским дном, обычно с выраженной шейкой, иногда с вертикальной ручкой или выступами в верхней части; орнамент - веревочный и врезной, на поверхности встречается полосчатое сглаживание. Найдены роговые молоточковидные булавки и проколки, амулеты в виде просверленных звериных зубов и костяные кольца, кремневые наконечники стрел с глубокой выемкой у основания и черешковый нож, каменные пестики и терочники, листовидные ножи и четырехгранные шилья из меди и мышьяковистой бронзы.
Молоточковидные булавки были причастны к культу плодовитости скота: их рассматривают как фетиши, предметы, наделяемые магической силой. Для крепления привесок, создававших шум, они имеют отверстие в головке, как фаллические предметы (фаллос - мужской детородный орган) булавки имеют грибовидные выступы, а в качестве клинка для жертвоприношений - заострение у стержня. Лишь самые мелкие экземпляры применялись как шпильки. В кургане 1 у с.Черноземное Советского р-на (детское погребение 10) выявлены молоточковидные булавки оригинального оформления, при одной из которых лежало пять подвесных блях с орнаментом, а при другой - три для игры двумя руками.
В кургане 14 у с. Болотного на заплечиках ямной могилы, перекрытой досками (погребение № 5), оказались три деревянных колеса диаметром 70-74 см в виде диска с выступающей втулкой от четырехколесной повозки.
Все подобные захоронения близки к ямной культуре Приазовья и Степного Поднепровья. Позднеямные погребения в Крыму совершены в небольших могилах, ориентировка неустойчивая, охры мало, инвентарь беден, а на завершающем этапе умерших хоронили уже в скорченном положении на боку. В сложении ямной историко-культурной общности большую роль сыграла среднестоговская энеолитическая культура Нижнего Поднепровья и бассейна Северского Донца.
В свете новейших данных (189 калиброванных радиоуглеродных определений) ямная общность укладывается в хронологические рамки XXХ-XXIII вв. до н.э. Она приписывается пастушеским индоевропейским племенам, сыгравшим большую роль в истории Юго-Восточной Европы.
Кеми-обинские (ящичные) памятники. Эта культура распространена, главным образом, вдоль границы между Степным и Горным Крымом, но известна также в Нижнем Поднепровье и Северо-Западном Причерноморье. Высота курганов 1-3 м, а иногда и 5-6 м (например, курган Кеми-Оба между г. Белогорском и с. Богатым, который возник в результате досыпки на месте двух примыкавших друг к другу земляных сооружений). Многие курганы имеют кромлехи, а иногда и каменные сооружения в насыпи, в верхней части которой встречаются каменные стелы. Некоторые кеми-обинские курганы представляют собой святилища, перекрытые насыпью, в том числе с примитивными стелами, установленными внутри ограды.
Погребальные сооружения делятся на: каменные ящики с перекрытием, слегка вкопанные в землю; такие же ящики, но впущенные в могилу, и каменные или деревянные сооружения, перекрытые усеченно-коническим куполом либо каменной наброской. Отмечены погребения в каменных ящиках из четырех плит, тщательно обработанных и подогнанных друг к другу, с перекрытием. В одном случае (с. Вилино) ящик имел oкно, характерное для западнокавказских погребальных домиков - дольменов. Щели у ящиков иногда замазаны глиной. Известна гробница, вырубленная в каменном блоке (Евпатория). В кургане 6 на месте строившегося Симферопольского водохранилища была открыта каменная коллективная усыпальница. Покойников клали на левом боку с подогнутыми ногами или скорченно на спине, головой чаще всего на восток или северо-восток и слегка посыпали охрой. В кургане Курбан-Байрам в Присивашье покойник был положен на салазки. Могильный инвентарь подобных захоронений включает кремневые пластины, орудия с плоской ретушью (наконечники стрел с усеченным или выемчатым основанием, вкладыши серпов), скребки, каменные шлифованные боевые топоры, костяные проколки и пронизки, металлические листовидные ножи, четырехгранные шилья, тесла, проушный топор и пр.
Кеми-обинцы создали свой очаг металлообработки, применяя медь и мышьяковистую бронзу. Население занималось, главным образом, скотоводством. Керамика - горшки и шаровидные сосуды, с цилиндрической или раструбообразной шейкой, преимущественно неорнаментнрованные, а иногда с декором в виде вдавлений, насечек, врезных узоров и валиков; распространено было лощение.
К кеми-обниской культуре относят искусство бронзового века в Крыму. Оно характеризуется росписями (обычно орнамент в виде сетки и ромбов, нанесенный черной, красной или желтой краской) либо гравировками на стенах каменных ящиков; антропоморфными стелами; предположительно массивной плитой с лунками для возлияний из Бахчи-Эли (Красная Горка в Симферополе), на которой изображена сцена единоборства в окружении боевых топоров, и, вероятно, наскальной росписью в навесе Таш-Аир I, где нашло отражение какое-то событие военного характера.
Каменные антрономорфные стелы - это удлиненные плиты с выступом вверху, изображающим верхнюю часть головы. Одни стелы (Мамай близ Евпатории, Чокурча, Астанино) лишены деталей, в других случаях (Тиритака на Керченском полуострове) показаны глаза, рот и руки, а некоторые плиты (Казанки, Верхоречье и Эфиросовхоз в районе Бахчисарая) еще более совершенны: на них изображен портупейный пояс, а ниже него - мужчина и женщина, причем на стеле из Верхоречья за поясом заткнуты топор, лук и колчан, а ниже мы видим две брачные пары животных. Но, судя по изображениям на этих стелах характерных боевых топоров, такие яркие произведения искусства могут относиться к катакомбной историко-культурной общности.
Здесь следует сказать, что кеми-обинская культура в свое время была выделена поспешно - до публикации ее эталонных памятников. Как уже отмечалось, к ней были отнесены, с одной стороны, погребения в каменных и деревянных ящиках, а с другой - все изобилующие деталями антропоморфные стелы бронзового века. Использование таких плит без аргументации было объявлено особенностью только кеми-обинской культуры, что в дальнейшем было отвергнуто специалистами. Да и само существование этой культуры, признанное в свое время археологическим миром, ставится под сомнение. Основанием служит, прежде всего, одновременности некоторых кеми-обинских погребений с ямными при совпадении ареалов на значительной территории. К этому добавляется сходство кеми-обинских памятников с ямными: одинаковое положение костяков в захоронениях, наличие зеленой глины и морской травы в могилах, частичная близость в керамике и прочем инвентаре. Вместе с тем противники термина «кеми-обинская культура» не отрицают заметного отличия ящичных погребений от ямных (более богатый набор орудий, наличие крупных шаровидных сосудов с резко выраженной шейкой и пр.). На этом основании кеми-обинские погребения ими приписываются ямной знати или ямным служителям культа.
Но мы сплошь и рядом встречаемся с фактами сосуществования разных племен в одном и том же регионе. Это можно сказать даже о носителях ямной и катакомбной историко-культурных общностей. Очень важна близость кеми-обинских памятников к древностям Северо-Западного Кавказа (Прикубанья), которая проявляется не только в наличии мегалитических сооружений и погребальном обряде, но и в облике инвентаря. Речь идет о предметах (шаровидных сосудах и орудиях труда), имеющих прямые параллели в майкопской культуре Прикубанья. Особенно интересен присивашский курган Курбан-Байрам (№ 1, погребение 3), в котором найдены вещи кавказских типов (проушный топор, нож-кинжал, долотце и вилообразное изделие). В свете 26 радиоуглеродных определений майкопская культура древнее ямных памятников и относится к XL-XXXIV вв. до н.э., тогда как ямные погребения датируются XXX-XXIII вв. до н.э., так что эти две культуры даже не стыкуются во времени. Следовательно, кеми-обинские погребения могут считаться связующим звеном между майкопской культурой и ямной общностью и должны быть поставлены в хронологический ряд - ящичная культура - ямная историко-культурная общность - катакомбные памятники - срубная общность - в качестве предъямных древностей. Во всех четырех случаях общности резонно именуются по характеру могильных сооружений. Таким образом, название культуры «кеми-обинская» неудачно, более корректен термин «ящичная». Но первое наименование уже прочно вошло в научный оборот, а энонимный (давший название) памятник содержал специфические погребения в деревянных ящиках. Очевидно, будучи по данным стратиграфии отчасти современницей ямной общности, кеми-обинская культура ориентировочно датируется второй половиной IV - началом III тысячелетий до н.э.
Катакомбная историко-культурная общность. Памятники катакомбных культур, встреченные в степной и лесостепной зонах от Волги до Нижнего Дуная, выделяются прежде всего тем, что умершего помещали в специальную камеру, которая ответвляется от входной курганной ямы, имея ступеньку, а изредка ход - дромос. Ямы и камеры — овальные, бобовидные, иногда прямоугольные в плане. Близ Старого Крыма катакомбы достигали высоты более 2 м. Вход в камеру закрывался деревянным заслоном или каменной плитой. Некоторые костяки покрыты охрой или мелом.
Для катакомбных памятников Крыма характерна моделировка черепа — использование древними людьми глины для частичного или полного восстановления лица перед вторичным захоронением покойника. Моделировка производилась после естественной мацерации (размягчения тканей), которая в открытой могиле длится 2-3 недели.
Заслуживает внимания катакомба с перезахоронением (Целинное в Присивашье, курган 1, погребение № 25), где череп был заполнен смесью охры с глиной. Он при жизни человека подвергся трепанации в лечебных целях. Это явилось причиной смерти погребенного, но все же он прожил некоторое время после хирургической операции. Попытались также сделать «нетленными» и конечности покойника: длинные кости обмотали стеблями растений, а затем обмазали охристой глиной.
В курганном погребении у с.Славного в Северном Присивашье (1/2) глазницы умершего были заполнены глиной, на поверхности которой прочерчены линии, изображающие сомкнутые веки. Череп покрывала охра. Из глины же был вылеплен нос. Аналогичным образом обработали череп другого умершего, погребенного в этом кургане (1/8).
По-видимому, такой обряд связан с представлением о том, что человек состоит из души и тела, причем особое значение придавалось лицу, по которому один индивид наиболее резко отличается от другого. Участники похорон стремились сохранить лицо, дав тем самым возможность душе, которая, как они считали, покидает тело во время смерти, вернуться к покойнику. Именно такое назначение имели древнеегипетские скульптурные живописные погребальные портреты, по которым душа после суда Осириса должна была опознать свое мертвое тело и войти в него. Для той же цели производилась мумификация трупов; без нее древние египтяне не могли рассчитывать на вечный покой и загробное блаженство усопшего.
Использование глины отмечено и в одном из самых необычных катакомбных захоронений (№ 28), которое открыто у с.Болотного, в ямном кургане диаметром 60 м и высотой 2,2 м (№ 14). Входную яму соединял с катакомбой ход, устье которого было герметично замазано глиной, обнаруженной также на потолке камеры и хода. Погребение оказалось парным (мужчина и женщина?), умершие лежали в скорченном положении на боку; у груди мужчины обнаружены бронзовая орнаментированная пластина и просверленный клык собаки. Остальной инвентарь - это высокий сосуд со шнуровым орнаментом вверху, каменный «утюжок» и растиральники, кусок охры, кремневые отщепы, бронзовый листовидный нож и четырехгранное шило, четыре дубовых колеса и две другие детали от повозки грузоподъемностью около 1,5 т, а также полотняный мешок из растительного сырья с колосьями пшеницы. Каждое колесо, диаметром около 50 см было изготовлено из трех деталей, соединенных четырьмя деревянными стержнями (шкантами). Погребение принадлежало человеку высокого социального положения и характеризует хозяйство племен бронзового века (земледелие, ткачество, деревообрабатывающее производство), общественный строй (социальное расслоение), идеологические представления.
В раннюю группу крымских катакомбных погребений входят скорченные захоронения на спине и на боку (с руками, сложенными на животе), в которых имеются бедно украшенные, сравнительно высокие сосуды приазовского облика с хорошо выраженными плечиками, нередко с уплощенным или круглым дном, иногда с веревочным орнаментом. Вторая группа, включающая вытянутые захоронения, наиболее многочисленна и чрезвычайно богата инвентарем. Здесь представлены низкие горшки, кругло- и плоскодонные чаши, близкие к найденным на р. Ингул, с выступами в верхней части и врезным орнаментом, а также приземистые плоскодонные сосуды северокавказского облика, что свидетельствует о тесных связях Крыма с Поингульем и Прикубаньем.
В катакомбах найдены сплошь ретушированные кремневые наконечники копий лавролистной формы и наконечники стрел с глубокой выемкой в основании, ромбовидные и удлиненные дугообразного профиля каменные сверленые боевые топоры, грушевидные и шаровидные булавы, роговые молоточковидные булавки, костяные проколки и пряжки, деревянный сосуд с бронзовой оковкой и другие предметы. Вероятно, но своему назначению каменные булавы были близки к катакомбным ромбовидным боевым топорам, которые сильно расширены в средней части и отличаются незначительной длиной — всего 7-9 см. Те и другие могут быть сопоставлены с томагавками североамериканских индейцев - боевым и парадным оружием, ударным и метательным. Сохранившиеся в некоторых случаях рукояти, вставлявшиеся в сверлины, были короткими.
Элементы ямной культуры (захоронение на спине, керамика ямного облика, молоточковидные булавки) позволяли отнести первую группу катакомбных погребений к концу III тысячелетия до н.э., в то время как вторая группа, предшествующая культуре многоваликовой керамики, приходилась на начало II тысячелетия до н.э. Однако 120 калиброванных радиоуглеродных определений, опубликованных недавно, указывают на более глубокий возраст катакомбных памятников (XXVI-XIX вв. до н.э.) и на весьма длительное обитание носителей ямной и катакомбной общностей на одних и тех же территориях со слабым воздействием друг на друга. По-видимому, катакомбники все же частично ассимилировали носителей ямной культуры в Крыму, а позднее смешались с создателями многоваликовой культуры.
Памятники многоваликовой керамики. Многоваликовой керамикой называют глиняные сосуды, орнаментированные рельефными узорами, прочерченными и шнуровыми. Такая посуда распространена в степной и лесостепной зонах от Северо-Западного Причерноморья до Нижнего и Среднего Подонья, включая Крым, в основном степной.
Речь идет о курганных могильных сооружениях с умершими, положенными в скорченном положении на боку, чаще всего с руками перед лицом - в положении, характерном также для сабатиновской, белозерской и срубной культур. Правда, рельефная орнаментация глиняных сосудов не всегда служит указанием на то, что погребение относится к культуре многоваликовой керамики. Подобные сосуды, датированные по ножам срубного типа, нередко встречаются и в срубных, особенно ранних, комплексах, что обусловлено причастностью многоваликовой культуры к формированию южных срубных памятников.
Рассмотрим некоторые погребения спорной культурной принадлежности. В кургане у с. Филатовка в Северном Присивашье (9/1) костяк сопровождался горшком, который орнаментирован двумя горизонтальными валиками. Такой же сосуд найден в разрушенном впускном захоронении № 3 (в каменном ящике) кургана на г. Клементьева в Восточном Крыму, а основное, более древнее, его погребение (№ 1) содержало сосуд с одним валиком на венчике (как и скорченное в кургане близ Коктебеля). Еще один сосуд с двумя валиками обнаружен близ каменного ящика с разрушенным погребением, содержавшим в качестве инвентаря острореберный сосуд, украшенный цепочкой врезных ромбов со штриховкой в промежутках (Далекое 8/1).
Проще обстоит дело, когда в скорченном погребении оказывается округлая костяная пряжка с крупным центральным отверстием и, обычно с одной или двумя дополнительными сверлинами у края, типичная только для хронологического горизонта многоваликовой керамики. К числу таких захоронений относятся Крыловка 13/2 и Дуговое 3/3. Первое из них было совершено в каменном ящике.
В кургане близ с. Чкалово в Присивашье аналогичное скорченное захоронение (1/7) было совершено в земляном склепе, где ранее ингумировались носители катакомбной культуры. Этот факт и наличие степных синкретических памятников с чертами катакомбной и многоваликовой культур говорят о тесных контактах двух этносов. Впрочем, некоторые исследователи предполагают существование между ними генетической связи, но, по мнению других авторов, культура многоваликовой керамики родственна ямной и срубной.
Каменско-ливенцовские поселения. Многоваликовая культура родственна каменско-ливенцовской, представляющей собой особый юго-восточный вариант историко-культурной общности многоваликовой посуды. Эпонимные памятники этого варианта - Каменка на Керченском полуострове и Ливенцовская крепость близ Ростова на-Дону. При современной источниковой базе и степени изученности каменско-ливенцовские поселения и погребения уже могут именоваться археологической культурой.
Поселения известны главным образом на Керченском полуострове и в районе Коктебеля, у самого моря или у лиманов, в которые впадают балки с водотоками. Это Глейки, Маяк, Каменка, Опук, Киммерик I и II, Планерское I, Щебетовка (Чалка), Деляметское, Алчак-Кая, Слюсарево, Астанино и целый ряд других памятников. Большая часть их исследована раскопками, особенно значительными в Каменке. В Алчак-Кае и Планерском I специальные подпорные стены защищали жилые постройки от разрушительного действия ливневых потоков. В Каменке при вскрытии более 3200 кв. м выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы (с очагами и хозяйственными ямами). По основаниям они были укреплены каменными кладками.
Основную массу инвентаря на поселениях составляют обломки керамики, принадлежащие высоким горшкам с отогнутым венчиком, хорошо выраженной шейкой и выпуклым туловом. Шейка часто имеет цилиндрическую форму. Иногда встречаются миски и крышки сосудов. Орнамент, как правило, это расчлененные или гладкие горизонтальные валики, которые покрывают поверхность сосуда частично. Кроме того, встречаются налепы в виде заклепки, шнуровые и прочерченные, в частности елочные, узоры. По керамике выделены жилища раннего этапа в истории Каменки (№ 1, 2, 6) и позднего (3-5, 7-12). Для второго этапа характерны резко отогнутые венчики и более часты валики под венчиком; появляются сосуды с одним валиком на нем, с блоком из трех валиков, плоские валики, налепы в виде заклепок и насечки по краю венчика, а врезной елочный мотив орнамента исчезает. Посуда поселения становится болee сходной со степной многоваликовой керамикой.
В Каменке, Планерском I и на других поселениях найдены кремневые орудия (сплошь ретушированные вкладыши серпов, такие же листовидные и черешковые наконечники стрел, скребок), вещи из других пород камня (боевые топоры и сферические булавы, усеченно-конические и дисковидные терочники, зернотерки, грузила, «выпрямители стрел»), разнообразные костяные изделия (молоточковидные булавки, плоский псалий с шипами - принадлежность конской узды, круглые пряжки, проколки, иглы, лощила, заостренные стержни с двумя парами боковых выемок на тыльном конце, подвеска в виде просверленного звериного клыка, привязной наконечник фаллического фетиша), бронзовое тесло и четырехгранное шило, глиняное колесико и другие вещи. Создатели каменско-ливенцовских поселений стали первым оседлым населением бронзового века в Крыму, занимавшимся земледелием и скотоводством в сочетании с охотой, рыболовством и собирательством, игравшими второстепенную роль.
Определен остеологический (костный) материал из Планерского I и Каменки. Основная масса найденных костей принадлежит крупному и мелкому рогатому скоту. Бедно представлены лошадь, свинья, верблюд, отмечена собака. Очевидно, мясо лошади редко употреблялось в пищу. Дисковидный псалий с шипами из Каменки, который находит параллель в IV шахтовой гробнице Микен (Греция), свидетельствует об использовании лошади как упряжного животного и связях Крыма во II тысячелетии до н.э. с греческим миром, где лошадь запрягали в колесницу, употребляя подобные псалии. Кости диких зверей (благородный олень, косуля, сайга, заяц, лиса, барсук) и птиц немногочисленны. Собраны остатки крупных осетровых и других рыб, а на поселениях в районе Карадага обнаружены раковины мидий и устриц.
Грузила от сетей и, может быть, от других рыболовных снастей изготовляли обычно из плоских морских галек, которые снабжались парными боковыми выемками для привязывания. Реже изделия такой же формы выделывались из ракушечника или сланца. В Алчак-Кае, в яме под полом, обнаружены 19 грузил - вероятно, остатки сети, поплавки и полотно которой не сохранились. Носители каменско-ливенцовской культуры были, очевидно, не только искусными рыболовами, но и хорошими моряками, охотившимися в море на дельфина. Северное Причерноморье имело в бронзовом веке тесные торговые связи с эгейским миром, где судостроение находилось на весьма высоком уровне. Замечено, что каменско-ливенцовские поселения Крыма расположены, как правило, в той части крымского побережья, которая хорошо связана со степью и в то же время близка к Кавказу. Жители этих поселков могли заниматься мореплаванием, переправляя через пролив выходцев из степи, торговать со степными племенами.
Погребальные памятники каменско-ливенцовского облика. С описанными поселениями следует связать по керамике могильник Штурмовое в Севастополе, учитывая информацию о том, что такие же поселения известны и в Южном Крыму. Раскопаны восемь погребений в катакомбах, окруженных кромлехами. Из ямы в катакомбу вел дромос, закрытый каменной плитой; щели были замазаны глиной. Умерших хоронили в вытянутом положении на спине с инвентарем, который включает сосуды, украшенные шишечками («заклепками») и шнуровым орнаментом, бронзовую цепочку и браслет.
Характер каменных сооружений и отчасти поза погребенных в могильнике Штурмовое напоминают курган № 1 Акташского могильника на Керченском полуострове. Его высота — 0,5 м, диаметр — 30 м. Инвентарь — круглая костяная пряжка, неорнаментированная глиняная банка, горшок со сглаженным ребром и зигзаговым узором. Расположение кургана в пределах Керченского полуострова не позволяет исключить его из числа вероятных каменско-ливенцовских памятников.
Иное дело — курганные погребения средней поры бронзового века с вытянутым положением костяка (как в могильнике Штурмовое). Они открыты в Северо-Западном Крыму, вдали от каменско-ливенцовских поселений, и датированы по описанным костяным пряжкам (Далекое 4/ 1; Штормовое 2/6; Крыловка 8/5 и 13/1; Сусанино 2/11; Дальнее З/ 3; Григорьевка 11/2 и 22/4; Ленинское 4/5, Славное 3/3). Такие погребения (основные и впускные) совершены в ямах, с подбоем или без него, и в каменных ящиках. Найден также неорнаментированный плоскодонный сосуд с выраженными шейкой и плечиками. Эти погребения так называемой евпаторийской группы предположительно определяются как катакомбные по культурной принадлежности, но относятся уже к хронологическому горизонту многоваликовой керамики.
Важно, что вытянутое положение костяков в могильнике Штурмовое и других охарактеризованных выше захоронениях находит аналогию в поздних погребениях катакомбной культуры. Ее причастность к могильнику документируется тем, что умершие похоронены в катакомбах, хотя и не перекрытых курганными насыпями. Катакомбный элемент в каменско-ливенцовских поселениях выражен в наличии «выпрямителей стрел», шаровидных булав, усеченно-конических терочников, молоточко-видных булавок. Вместе с тем в этих комплексах встречены круглые костяные пряжки, характерные для культуры многоваликовой керамики. Такое не совсем обычное сочетание объяснимо тем, что в Горном Крыму, где население обитало оседло в стороне от крупных этнических передвижений, катакомбные традиции сохранялись гораздо дольше, чем в степной полосе. По-видимому, каменско-ливенцовская культура, которую можно датировать XVII-XV вв. до н.э., формировалась на крымском побережье при участии катакомбного и многоваликового компонентов при миграции населения с севера.
Срубная историко-культурная общность. Погребальные и ритуальные памятники XV-XII вв. до н.э., распространенные в степной части полуострова, входят в историко-культурную общность, охватывающую степные и лесостепные районы Южного Урала, Нижнего и Среднего Поволжья, Дона и Северского Донца. В Крыму срубные погребения, в отличие от ямных, широко распространены в центрально-крымской равнинной степи. Они относятся к бережновско-маевской (южной) срубной культуре.
Срубные памятники представляют собой захоронения в курганах - как круглых, так и вытянутых, овальных в плане. Покойники похоронены и обычных могилах или прямоугольных каменных ящиках; а в одном случае (курган № 11 у с. Красноярское в Северо-Западном Крыму) встречено овальное в плане могильное сооружение, стенки которого выложены из плиток известняка: культура носит мегалитический характер. Умершие положены в скорченном положении на боку с руками перед лицом, головой, как правило, к северо-востоку. Но некоторые срубные погребения, например, в курганах Красноперекопска (9/2) и у с. Дальнее (3/4) в северо-западной части полуострова, совершены по обряду трупосожжения.
Для срубной культуры Крыма весьма характерны также каменные сооружения за пределами могил. Насыпь нередко окружена кромлехом, иногда в виде наброски камней. Он показывает, что диаметр кургана был в древности намного меньше, чем в настоящее время, а высота, соответственно, больше. В кургане близ с. Октябрьское на Керченском полуострове (диаметром около 30 м) умерший был помещен в каменный ящик, окруженный тремя концентрическими кругами из уплощенных известняковых камней, положенных на древнюю дневную поверхность, диаметром 30, 18 и 12 м. Так как за тысячелетия насыпь расплылась, можно думать, что ее первоначальному диаметру отвечает среднее или даже внутреннее кольцо. Аналогичен описанному курган № 1 близ пос. Аджимушкай (Керчь). Иного типа сооружение выявлено в кургане № 77 Акташского могильника на Керченском полуострове: частично углубленный в землю каменный ящик с погребенным находился внутри квадратной оградки. Такие оградки открыты также в курганах Аджимушкая (№ 3, 4) и у с. Далекое на Тарханкуте.
Итересен полностью раскопанный Луговской могильник в центральной части полуострова, где (в отличие от низменной степи Присивашья) четко выражены курганные группы, тяготеющие к водоразделам. Могильник представлял собой шесть курганов, расположенных в ряд. Пять из них были длинными и содержали погребения, а шестой служил лишь святилищем. В луговских, а также еще в двух других курганах, сооружены так называемые аллеи - святилища с захоронениями.
Аллеи — особая группа погребально-культовых сооружений в виде встречаемых в длинных курганах парных параллельных стен длиной до 36 м, удаленных друг от друга на 7-10 м. В Крыму они характерны для срубной культуры: четыре аллеи — в Луговском могильнике, одна - в кургане № 1 у с. Сусанино (Первомайского р-на) и одна - в кургане № 3 у с. Дальнее (в Северо Западном Крыму). Сложены эти аллеи из необработанного известняка, причем два кургана имеют стены, состоящие из двух панцирей — внутреннего и внешнего (Сусанино, курган № 2 Луговского могильника). Ориентировка (северо-восток — юго-запад) согласуется с положением умерших в могилах. В отдельных случаях кладка сохранилась до высоты 0,9 м. В кургане № 1 Луговского могильника концы стен соединены перемычкой. Слабо поврежденная аллея кургана № 6 в Луговом выглядит как удлиненная прямоугольная оградка, но одна из стен на юго-восточном конце аллеи не смыкается с другой, а меандрообразно загнута внутрь. Особенно интересны две аллеи (Луговое 4-5, Дальнее), каждая из которых соединяет две первоначально круглые насыпи катакомбного времени. На каменном ящике в аллее кургана № 6 в Луговом и близ северной стены в Сусанине найдены грубо вытесанные антропоморфные стелы.
Описанные аллеи должны рассматриваться не только как культовые, но и как погребальные сооружения, о чем свидетельствуют захоронения, совершенные с соблюдением симметрии между стенами у их конца (в частности, в меандрообразном отсеке Лугового 6) или в центральной части (Луговое 4-5). Эти погребения, обычно в каменных ящиках, в одном случае с антропоморфной стелой, а в другом — по обряду трупосожжения и со сравнительно богатым инвентарем, принадлежат лицам высокого социального уровня, вероятно жрецам. Курган у с. Сусанино представлял собой культовый комплекс, включавший жертвенную яму, две прямые каменные стены, параллельные друг другу, примитивные антропоморфные стелы и погребение, совершенное уже тогда, когда сооружение просуществовало определенное время. Крымские аллеи, соединяющие пару курганов, не уникальны и находят близкие параллели, например, в таких курганных могильниках, как Кичкас II (Нижнее Поднепровье) и у с. Баштановка (Одесская обл.).
Как мы видим, появление в срубной культуре Крыма длинных курганов обусловлено распространением святилищ-могильников с аллеями. Семантика последних остается пока не совсем понятной, но все же следует обратить внимание на то, что каждая пара длинных стен, соединенных между собой, может рассматриваться как символ числа "два", чрезвычайно популярного у срубных племен. Об этом свидетельствуют так называемые «загадочные» знаки на срубных сосудах, расположенные асигмметрично и не являющиеся орнаментом. На подобных культовых сосудах «два» обозначается, в частности, различными парными знаками: в виде подковки, букв П и Ш, сегмента, овала, четырехугольника, колеса. Встречаются на сосудах и пары сдвоенных знаков, сопоставимых с аллеями, имеющими двухпанцирные стены или соединяющие два кургана. Срубный баночный сосуд из Полянского могильника в Татарстане проливает свет на смысл двойных знаков: там они даны рядом с рисунком двух брачных пар лошадей. Следовательно, сосуды со знаками могли рассматриваться срубниками как магические предметы, способствовавшие плодовитости скота. Последняя же связывалась, с одной стороны, с возрождением съеденных животных, а с другой — с сексуальной силой человека-жреца, шамана. Поскольку в людях, похороненных в аллее, исследователи обоснованно усматривают служителей культа, можно думать, что аллеи были святилищами, где совершались обряды, связанные с культом размножения, плодородия и возрождения, к которому считались причастными и похороненные в аллеях жрецы. При закрытии описанные святилища перекрывались насыпями.
К числу выдающихся срубных погребений в Крыму относится также единственное захоронение в кургане № 10 у с. Филатовка (диаметр — около 45 м, высота — 1,85 м). Инвентарь его — металлический нож-кинжал срубного типа с намечающимся перекрестием (использовалась обычно оловянистая бронза), костяная проколка и острореберный лощеный сосуд с богатым орнаментом. Интересно также погребение с обрядом трупосожжения (Дальнее 3/4), в инвентаре которого - бронзовый листовидный нож без признаков перекрестия, костяное декорированное пряслице (?) и острореберный орнаментированный сосуд. В Красно-партизанском кургане (погребение № 3) обнаружено 40 заостренных костяных стержней длиной 4,2—7,8 см, в основном с двумя парами боковых выемок на тыльных концах. Предметы находят прямые аналогии в захоронении у с.Черноземное Советского р-на (1/7), где выявлены 24 поделки, Каменке и Планерском I, а также сходны с античными стержнями неизвестного назначения. В указанном погребении № 3 стержни лежали на черепе и под ним, в области затылка, в основном параллельно друг другу, остриями вперед. Возможно, это были своеобразные шпильки, привязанные к верхним концам многочисленных накладных кос (или к пелерине) и вколотые сзади в волосы при соответствующей прическе.
Срубные сосуды в Крыму, как и во всем срубном ареале, — баночной и острореберной формы, причем некоторые из вторых в верхней части украшены веревочными, прочерченными и гребенчатыми узорами (цепочки простых и штрихованных треугольников, горизонтальные линии, зигзаги и пр.).
В отличие от каменско-ливенцовского и сабатиновского населения, срубные мигранты в Крыму не знали прочной оседлости (которая характерна для срубников в бассейнах Дона и Волги) и занимались в основном скотоводством. Если местные сабатиновские племена оставили поселения, то срубный этнос в Крыму характеризуется только погребальными памятниками. У нас отсутствуют данные о контактах между сабатиновскими и срубными племенами в Крыму, но они прослежены в Нижнем Поднепровье. Срубная общность приписывается ираноязычному населению. Важно выяснить, каким было соотношение по языку срубных племен с предшествующими катакомбными и ямными. Здесь нам на помощь приходит палеоантропология, изучающая физические типы и эволюцию древних людей главным образом по находимым костям. Череп прямо указывает на расовый тип того или иного первобытного человека, а между этим типом и языком может существовать связь. Срубники близки в расовом отношении к ямникам, но резко отличаются от носителей катакомбной историко-культурной общности. В Крымской ямно-срубной серии черепов преобладает восточносредиземноморский долихокранный (длинноголовый) тип с высоким и средним лицом, а в катакомбной - мезокранный (с головой средней длины) низколицый.
Сабатиновская и белозерская культуры. Степные памятники позднего бронзового века (XIV-X вв. до н.э.) нижнего Дуная, Поднстровья, Побужья, Нижнего Поднепровья, Северного Приазовья и Крыма принадлежат в основном к сабатиновской и белозерской культурам, из которых вторая (ХII-Х вв. до н.э.) сменяет первую. В Крыму сабатиновско-белозерские древности характерны и для его Предгорья.
Поселения этих культур известны на полуострове в его северо-западной части (Бурун-Эли, Бай-Кият, Михайловка, Ивановка, Ново-Федоровка), в районе Симферополя (Петровская Балка, Луговое, Фонтаны, Дружное II, Чуюнча), в восточной части Крыма (Кирово, Планерское, Сазоновка, Слюсарево) и на Южном берегу (Кошка). Поселения Восточного Крыма имеют преимущественно керамику, характерную для сабатиновской культуры, а присимферопольские - белозерского облика. Кирово и Бурун-Эли функционировали на обоих этапах, но преобладает ранний материал. Ново-Федоровка и, вероятно, Бай-Кият — белозерские памятники, а остальные упомянутые поселения северо-западного района — сабатиновские.
На Кировском поселении сабатиновские материалы обнаружены преимущественно в восточных, а белозерские — в западных раскопах. На сабатиновском участке выявлены остатки каменных жилищ, прорезанные белозерскими хозяйственными ямами, а на белозерском — сооружение (площадью более 40 кв. м), стены которого имели каменное основание, и более поздняя полуземлянка. На поселении, как и в целом на территории, где представлены сабатиновские и белозерские памятники, прослеживается смена каменных домов постройками полуземляночного типа. В Бурун-Эли раскопаны две прямоугольные полуземлянки (55 и 45 кв. м) и столько же каменных построек той же формы (65 и 19 кв. м). В жилищах выявлены очаги. Встречаются хозяйственные ямы. Жилища Бай-Кията, которых насчитывается 12, — землянки прямоугольной формы (площадью 36-56 кв.м), с узким длинным коридором, расположенным с южной стороны таким образом, что одна из его стен служит продолжением стены жилого помещения. Очаги — открытого типа. Стенки котлованчиков облицовывались плитами.
Основными отраслями хозяйства были земледелие и животноводство. Остеологический материал собран в Кирове и в небольшом количестве — на поселениях в районе Симферополя. Костные остатки принадлежат главным образом домашним животным, прежде всего крупному и мелкому рогатому скоту и лошади. Свинья по значению в составе стада значительно уступает этим животным. Сравнительно много собачьих костей. Охотились преимущественно на благородного оленя.
Богатейший инвентарь Кировского поселения включает кремневые двусторонне ретушированные вкладыши серпов с вогнутым краем, прямоугольные и близкие к треугольнику (найден даже клад таких изделий); каменные боевые топоры, ступки и литейную форму кельта (втульчатого рубящего орудия); костяные граненые (втульчатые и черешковые) наконечники стрел, псалии (в частности, сабатиновский посоховидный двухдырчатый), рукояти орудий, пряслица, тупики (инструменты для обработки шкур), зубчатые орудия из лопаток животных, служившие деталями стационарных орудий для размягчения меха, проколки, гребни для обработки сухожилий, пронизки и подвески; муфты и рукояти; глиняные пряслица, модели колес и фигурки животных; бронзовые нож, шилья, иглы, серп-косарь (для вырубки кустарника), различные украшения (булавки, пронизки, кольца). На поселении Бурун-Эли найдены каменные рюмкообразные «ступки», определенные как подшипники станочного сверла, и поделки загадочного назначения (дискообразные, яйцевидные, усеченно шарообразные), а также подвеска; кремневый наконечник стрелы с выемкой у основания; костяные пряслица и проколки. В Бай-Кияте обнаружены такие же подшипники; каменные поделки стержневидной, усеченно-конической, яйцевидной формы; кремневый наконечник стрелы с усеченным основанием; костяные псалии белозерского трехдырчатого типа, игольники, пряслице с недосверленным отверстием, бронзовые браслет и удильный крючок. Из Дружного II поступили глиняная «курильница», костяные колесиковидные пряслица, фигурка животного и псалий. Такие же и другие предметы (кремневые вкладыши серпов и листовидный наконечник стрелы, каменная зернотерка и форма для литья наконечника копья; костяные псалии, пряслица, проколки и конек (для передвижения по льду), глиняные пряслица и скульптуры; бронзовые ножи) встречены на прочих поселениях. Псалии, найденные на поселениях Дружное II и Фонтаны, принадлежат к белозерскому типу, а серп из Кирова, скорее всего, имеет сабатиновский возраст.
Основная масса инвентаря — это фрагменты глиняной посуды, главным образом высокие горшки, орнаментированные в верхней части горизонтальным, обычно расчлененным, валиком. На сабатиновских памятниках венчик у них отогнут слабо и валик расположен на нем, а на белозерских — много сосудов с резко выраженной шейкой и валиком на плечиках. На втором месте по численности — корчаги и тонкостенная лощеная посуда столового назначения с врезным узором (кубки, черпаки), а на третьем — миски и сковородки.
Под фундаментом одного из жилищ в Кирове оказалось ритуальное захоронение. К концу белозерского или к началу последующего кизил-кобинского времени должны быть отнесены грунтовые могильники близ пещеры Кизил-Коба (Суучхан) и у с. Донское к востоку от Симферополя; они состояли из каменных ящиков, в которых обнаружены скорченные костяки, украшения и столовая керамика.
По всей вероятности, сабатиновское и белозерское население, подобно срубному, говорило на языке иранской группы. Когда срубные пастушеские племена проникли в Крым, здесь уже обитали оседлые сабатиновцы. Их подоснова - создатели многоваликовой керамики (которые причастны в некоторой мepe и к формированию крымской срубной культуры), но определенную роль сыграл также пришлый карпато-дунайский (фракийский) компонент, с которым связывается появление тонкостенной столовой лощеной керамики. Когда срубные пастушеские племена проникли в Крым, здесь еще обитали, очевидно, оседлые носители каменско-ливенцовской культуры. Создатели многоваликовой керамики, по-видимому, причастны в какой-то мере к формированию сабатиновской культуры, но определенную роль сыграл также пришлый карпато-дунайский. Сменившие их белозерцы обнаруживают с ними генетическую связь, но можно предполагать и участие срубников в сложении носителей белозерской культуры, близкой к послесрубному населению Подонья и Поволжья.
Г. М. Буров
История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). - Симферополь: Атлас-компакт, 2007.
Объявления
Рекорды Крыма
Аномально теплой выдалась зима 1965-1966 гг. Снег не лежал даже на яйлах. В Симферополе за декабрь-февраль было отмечено 57 дней с оттепелью.