Владимирский собор, усыпальница адмиралов
Севастополь — легендарный город-герой — богат своим историческим прошлым, запечатленным в многочисленных памятниках, среди которых много храмов.
На Центральном холме возвышается Свято-Владимирский собор — одна из главных достопримечательностей города. Эта православная церковь одновременно является и местом захоронения русских адмиралов и морских офицеров.
Владимирский собор — наиболее заметное здание Севастополя (высота храма 32,55 метров), его блестящий на солнце купол виден отовсюду. Здание собора является и топографическим центром города.
Собор этот строили очень долго, и судьба его оказалась многотрудной.
Еще в 1825 году главный командир Черноморского флота и портов адмирал А.С. Грейг (1775-1845) просил Высочайшего разрешения установить памятник на развалинах Херсонеса — места, где принял крещение князь Владимир.
В 1836 году адмирал М.П. Лазарев обратился к императору Николаю I с просьбой построить собор не на развалинах Херсонеса, а в центре Севастополя, так как в то время в городе было мало православных храмов, а добираться до Херсонеса было далековато. Желание адмирала было исполнено, Николай I принял решение построить в Севастополе собор святого равноапостольного великого князя Владимира в память о крещении его в расположенном поблизости Херсонесе.
Спустя 7 лет царь лично указал место под строительство на Центральном холме, который тогда активно реконструировался. Явив «монаршую милость», Николай I поручил составить проект храма своему приближенному — придворному архитектору Константину Андреевичу Тону (1794-1881). В те времена К.А. Тон был на вершине славы. По его проектам строились Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве, здания вокзалов в обеих столицах. Выполнял он и другие престижные проекты.
Тон был идеологом так называемого русско-византийского стиля в церковной архитектуре, требовавшего, чтобы храмы непременно были пятикупольными. Взяв на основу построенный в 15 веке Успенский собор Московского Кремля, Тон принялся его «тиражировать».
Одна из «копий» должна была достаться Севастополю. Вряд ли М.П. Лазарев, поклонник античных архитектурных традиций, был рад такому выбору царя. Но спорить с самодержцем не приходилось.
В 1851 году умер неутомимый строитель Севастополя и флота, преобразивший город и беззаветно ему преданный — адмирал Михаил Петрович Лазарев, в память о заслугах его решили похоронить в склепе на месте будущего собора.
15 июля 1854 года, накануне начала Первой обороны, состоялась закладка пятикупольного собора по проекту К.А. Тона. До начала обороны Севастополя удалось заложить фундамент и построить подвальный этаж.
Во время боевых действий в склепе М.П. Лазарева нашли свой покой его героически погибшие ученики: в октябре 1854 года — вице-адмирал В.А. Корнилов, в марте 1855 года — контр-адмирал В.И. Истомин, а в июне того же года — адмирал П.С. Нахимов. Так еще недостроенный собор стал усыпальницей адмиралов.
Во время оккупации Севастополя склеп был осквернен: французские мародеры взломали стену, разбили крышки саркофагов и сорвали с мундиров адмиралов золотые эполеты. После вывода из города оккупационных частей в 1856 году, строительство собора возобновилось не сразу.
Новый император Александр II в 1858 году поддержал предложение Синода построить собор св. Владимира в Херсонесе — на предполагаемом месте крещения князя. Но в том же году было принято решение возобновить строительство собора и в Севастополе. Однако, проект здания был изменен. Умер прежний император, закончился фавор К.А. Тона, пришли иные архитектурные веяния.
Возобновить строительство пригласили архитектора А.А. Авдеева. Он жил тогда в Севастополе, сооружал храм св. Николая на Братском кладбище (Северная сторона).
А.А. Авдеев не был сторонником официального "русско-византийского стиля" с его обязательным пятиглавием, апологетом которого был К.А. Тон. Авдеев отказался следовать его замыслу и разработал новый проект на основе подлинной византийской церковной архитектуры, которую хорошо изучил.
На старом фундаменте возвели однокупольный храм с восьмигранным барабаном и треугольными фронтонами по всем фасадам. Выполнен он из местного светлого известняка, на фоне которого выделяются темные колонны из лабрадорита с мраморными резными капителями, на которые опираются арки.
Храм замечательно вписался в архитектурный облик Севастополя. Он стал памятником героям севастопольской обороны 1854-1855 годов. В стены вмонтировали четыре мраморные плиты с именами погибших адмиралов и датами их смерти. Могилы адмиралов соединили общей гробницей в виде огромного черного мраморного креста, посередине сиял золотой крест, обвитый лавровым венком и с надписью НИКА — побеждай.
В склепе собора до самой революции продолжали совершать мемориальные захоронения. Помимо четырех великих флотоводцев, здесь похоронены еще 9 адмиралов русского флота: П.А. Перелешин, П.А. Карпов, М.И. Дефабр, В.П. Шмидт, И.М. Диков — участники Первой обороны Севастополя, С.П. Тыртов, Г.П. Чухнин, М.П. Саблин — командующие Черноморским флотом, И.А. Шестаков — управляющий Морским министерством в 80-е годы XIX века.
Великолепно было внутреннее убранство собора. Из Италии привезли темно-бордовый мрамор со светлыми прожилками, им облицевали стены собора. Особенно красив был пол, сложенный из мрамора разных цветов. Работы по мрамору выполнял итальянский скульптор В. Бонани, а орнамент придумал художник Р. Изелло. Живопись в храме принадлежит кисти академика исторической живописи И.Е. Карнеева и других замечательных мастеров — Быковского и Егорова.
Верхний храм украшал дорогой и изящный киот, изготовленный на средства, собранные семьями черноморских моряков в память чудесного спасения Императорской семьи 17 октября 1888 года. В этом киоте находился образ Спасителя, идущего по водам, написанный И.К. Айвазовским.
Собор строили очень долго. Нижний храм во имя святителя Николая освятили 5 октября 1881 года, освящение Верхнего храма состоялось в год 900-летия Крещения Руси — 5 (17) октября 1888 года.
Во Владимирском соборе служил священноисповедник Роман Медведь (1874-1937). Он получил прекрасное образование в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Личным духовником отца Романа и его жены Анны Николаевны был святой праведный Иоанн Кронштадтский, с которым священнику не раз пришлось служить, и во время евхаристического канона он видел, как отец Иоанн Кронштадтский приподнимался над полом, паря в легкой дымке. В 1907 году из-за слабого здоровья жены отец Роман переехал из Петербурга в Крым и был назначен настоятелем Свято-Владимирского Адмиралтейского собора в Севастополе, стал благочинным береговых команд Черноморского флота. Находясь на военных кораблях, побывал в Греции, Италии, приложился к мощам святителя Николая.
В 1912 году произошло трагическое событие: восстание матросов на линкоре «Св. Иоанн Златоуст». Отец Роман настоял на индивидуальной исповеди всех матросов, приговоренных к смерти. Всю ночь он исповедовал и причащал. Пользуясь своим авторитетом, не допустил внедрения в среду матросов тайной полиции, сделал все возможное, чтобы не пострадали невиновные. Тогда священник не мог предположить, что спустя много лет эти события повлияют на его собственную судьбу. В 1918 году воинственно настроенные революционные матросы решили расправиться с батюшкой. Но он, узнав о злодейском замысле, успел уехать в Москву, где стал настоятелем Покровского собора на Красной площади. Прихожане любили слушать проповеди отца Романа, с помощью которых он воспитывал свою паству, делая духовно богаче и сплоченнее. По благословению Патриарха Тихона отец Роман образовал «Братство ревнителей православия в честь святителя Алексия, митрополита Московского». К членам братства присоединились и миряне, они пели, читали на клиросе, по воскресеньям велись беседы, где каждый мог задать вопросы священнику. С молодежью занимались изучением церковного Устава, Евангелия, детей обучали Закону Божьему.
Властям не нравилась деятельность отца Романа, они арестовывали его 15 раз, но вскоре отпускали. В 1930 году семью батюшки выгнали на улицу, помогли духовные чада — переселили в небольшую дачку под Москвой. Но в 1931 году отца Романа арестовали вновь, обвинив в том, что он своими беседами снижал революционную и богоборческую активность матросов в 1918 году. Вместе со священником были арестованы все члены общины святителя Алексия, их приговорили к разным срокам ссылки и заключения. Отца Романа Медведя сначала приговорили к смерти, но затем приговор смягчили: 10 лет в концлагере. Жизнь в холодном климате, недоедание и тяжелая работа подорвали его здоровье. В 1936 году отца Романа отпустили домой совершенно больного и измученного. В 1937 году он принял монашеский постриг с именем Иосиф и через несколько дней умер. К могиле исповедника Церкви Христовой приходят страждущие, получают помощь и духовную поддержку. 3 августа 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II честные мощи священноисповедника Романа были обретены и перенесены в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе, частица их хранится во Владимирском соборе.
До 1917 года собор содержался на средства Морского ведомства. В 1931 году при передаче здания собора Осовиахиму склеп был вскрыт, останки адмиралов как «приспешников низвергнутой династии» уничтожены. В 1932 году собор закрыли. Вместо Храма Божия здесь разместили авиационные мастерские, а потом — склад политуправления Черноморского флота.
Во время боев за Севастополь в 1941-1942 годах собор сильно пострадал: были разрушены крест, крыша, северный фасад, повреждены росписи. Живопись оказалась утрачена на 2/3. С 1966 по 1972 годы шло восстановление здания храма. С тех пор продолжается реставрация его интерьеров.
В конце 80-х годов во Владимирском соборе начались реставрационные работы, которые проводило ялтинское строительное управление № 31, руководил бригадой В. Васильев. Реставраторам удалось вернуть храму его прежний облик. Вновь воссозданы чудесный мраморный пол и облицовка стен. Вошедшие в храм читают над алтарем:
Се Дом Божий, Отец его созда.
Се Дом Божий, Сын его утверди.
Се Дом Божий, Святый Дух его обнови,
Слава тебе, Святая Троица!
Над входом изображена картина Страшного Суда, над южным — ангел со свечой, записывающий имена людей, пришедших в храм на молитву. Над головами верующих, на куполе — Господь и множество ангелов. Тут же написаны слова пророка Исайи: «Аз сотворих землю и человека на ней. Аз рукою моею распростер небеса и всем звездам заповедах...»
Вновь освящен храм в 1991 году. Здание собора находится в ведении Музея героической обороны и освобождения Севастополя, но православная община при храме существует, собор действует, богослужения в нем совершаются регулярно. В то же время, здесь проходят и экскурсиии.
Экскурсию по Владимирскому собору проводит экскурсовод Музея героической обороны и освобождения Севастополя (находится в домике рядом с собором). Экскурсовод покажет вам нижний храм и захоронение легендарных адмиралов, подробнее расскажет об истории собора. Во Владимирском соборе находятся редкие иконы Божией Матери «Державная» и «Неупиваемая чаша».
Неподалеку от Владимирского собора, примерно в 50 метрах от его алтарной апсиды, находится еще один малоприметный, но интереснейший архитектурный памятник раннего Севастополя — «Башня ветров». Это то немногое, что сохранилось от первого здания Морской библиотеки, сгоревшего в 1855 году.
Местонахождение: Свято-Владимирский собор находится на Центральном городском холме, ул. Суворова, 3. Подняться к нему можно по Синопской лестнице.
Телефон: (0692) 54-35-31.
Время работы Владимирского собора (музея) — с 10 до 15, выходные: понедельник, суббота.
Крым: православные святыни: путеводитель. Сост. Е.М. Литвинова. — Симферополь: "РуБин", 2007.
Золотарев М.И., Хапаев В.В. Легендарный Севастополь: увлекательный путеводитель. — Севастополь, 2002.
Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводиль. — Симферополь: "СОНАТ", 2004.
Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь, "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.
Все о Крыме: Справочно-информационное издание. — Харьков: Каравелла, 1999.
Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. — М.: "Искусство", 1986.
Объявления
Юмор на отдыхе
В Германии на уроке географии учитель спрашивает:
– Дети, как далеко Африка?
Ханс тянет руку и отвечает:
– Я думаю, недалеко.
Учитель:
– Почему?
Ханс:
– У моего папы на фирме работает негр, и он приезжает на велосипеде.