Монастырь Святого Феодора Тирона на мысе Ай-Тодор
Ай-Тодорский мыс известен не только крымчанам, но и гостям нашего края. Своей известностью он обязан маленькому замку, повисшему над морем на самом краю сорокаметровой скалы. «Ласточкино гнездо» было построено в 1912 году по проекту архитектора А.В. Шервуда. С тех пор оно стало любимым объектом фотографов и художников. Но Аврорина скала - это лишь часть Ай-Тодорского мыса, который выдался в море тремя отрогами. Самый высокий из них, юго-западный, с древнейших времен служил ориентиром мореплавателям. Здесь была устроена сигнальная башня, свет которой помогал морякам вернуться к родным берегам живыми и невредимыми. Когда-то мимо Ай-Тодора на корабле, идущем в Феодосию, проплыл тверской купец Афанасий Никитин. В 1835 году здесь построили маяк, действующий и по сей день.
Второй выступ Ай-Тодорского мыса называется Монастыр-Бурун, третий - Лиман-Бурун, его легко узнать: перед ним, недалеко в море высится скала Парус.
Но нас интересует Монастыр-Бурун, что в переводе с тюркского означает «Монастырский мыс». Действительно, здесь в течение долгого времени существовал монастырь, носивший имя святого Феодора Тирона. Поэтому и весь мыс называется Ай-Тодор - святой Феодор (Теодор).
Мыс обозначен и на древнейшей из рукописных географических карт - итальянской портолане 1318 года и затем изображался на большинстве карт XV-ХVI веков. В грамотах Константинопольских патриархов есть упоминание о «высокочтимом монастыре в Кюризе» (явно в Кореизе). Примечательно, что сохранились портоланы даже в Алупкинском музее. На них нанесены только самые значительные, самые многонаселенные города и местности Крыма. Нет среди них ни Гурзуфа, ни Алушты, ни Ялты. Похоже, что к тому времени они еще не удостоились внимания географов. Не указаны там и такие важные для мореплавания, далеко в море выступающие мысы, как Меганом, Аю-Даг, Айя. Из городов Южнобережья обозначены только Кафа (Феодосия) и Чембало (Балаклава). И, как равный им по значимости, — мыс Ай-Тодор.
Не доказано, однако весьма вероятно, что монастырь здесь появился гораздо раньше XIV века — времени, когда его нанесли на карту. Еще в IX веке было составлено «Житие Иоанна Готского», в котором упоминается «Святая обитель в Кореизе». Высоко почитаемая, обитель эта служила и местом погребения (по словам «Жития», в ней находилось множество гробниц). Такие захоронения были свойственны пещерным монастырям Древнего Крыма. Пещерным монастырем считали эту обитель и составители итальянских карт: они обозначали его словами Cavo St. Todare (Cavo — пещера).
Возведен был монастырь, вероятно, в эпоху византийского императора Юстиниана I в ходе его военной экспедиции против гуннов, захвативших Босфор. В Тавриде, для защиты теснимых ими готов, к тому времени были уже сооружены замки-крепости на месте современных Алушты и Гурзуфа, но еще оставался незащищенным район Ореанды. Построенный здесь монастырь явился духовным прибежищем христиан и возможностью «убедить плавающих, что они находятся в виду христианских поселений» (В. Кондараки). Кроме того, строительство храма стало хорошим поводом для стратегического укрепления важного пункта. Храм объединил вокруг себя и мирное население, и войска. Позже здесь вырос город.
По тогдашним канонам епископ должен был находиться только в городе. Мыс Ай-Тодор был в то время единственным местом, которое могло претендовать на такой статус. И когда в 547 году, после смерти своего духовного главы, готы запросили себе епископа из Константинополя, тем самым признав его власть, резиденцией этого и последующих епископов стал именно он, монастырь Теодора Тирона.
Новый правитель Иоанн Готский порвал с Константинополем и получил посвящение в епископы у армянского католикоса. Резиденцию-монастырь он устроил себе в Партените. Ай-Тодор же вместе с прилегающим селением Ялитой превратился с VIII века в часть управляемого церковного округа — экзархата — и утратил ведущую роль.
В. Кондараки — неутомимый исследователь Крыма и, конечно, больше романтик, нежели ученый, — писал, что в начале 80-х годов XIX века видел «на прилегающей к маяку скале отлично сохранившиеся очертания небольшой церкви, без сомнения воздвигнутой каким-нибудь набожным христианином давно минувших веков с целью остановить внимание проходящего морехода и заставить спросить помощи или благословения на дальнейшее плавание». Судя по описанию, храм был построен над обрывом, на самом высоком месте Монастыр-Буруна.
Сегодня можно только позавидовать человеку, который видел эти «отлично сохранившиеся очертания». Он смотрел на них с моря взглядом моряка, просящего благословения. Он глядел с берега на это море и на эти парусно-весельные суденышки, нацеленные бушпритами в бесконечный водный простор с его штормами и туманами — ну как могли они уходить без помощи и благословения? Наверное, он и сам входил в этот разрушенный храм, смотрел в небо и забывал о земном, поражаясь древности, к которой прикоснулся, слушая ее и молясь, подобно прихожанину той легендарной поры.
Гнев, тревога да горькая дума
Заглушают в нас голос небес,
Так уйдем от курортного шума
В айтодорский реликтовый лес!
Там из темных и теплых расселин
Ветки тиса и терна торчат,
Можжевельник воздушен и зелен,
Лист фисташки багрян, как закат.
Благодушно и миролюбиво,
Будто было все тяжкое сном,
Поглядим в это море с обрыва,
Помолчим, чтоб забыть о былом.
Так ничтожна житейская драма
Перед тьмою сгоревших веков
На развалинах древнего храма,
На костях посреди черепков!
(Автор строк Дмитрий Тарасенко)
А время продолжало свою разрушительную работу, помогали ему в этом и люди. В XX веке не было уже следов разрушенного храма, но оставался фундамент древних зданий, здесь находили черепицу и осколки керамики, старые могилы.
Сотрудники Ялтинского краеведческого музея обследовали объект, в 1988 г. они сообщили, что «найденный материал может быть остатками монастыря Теодора Тирона». Еще раньше на этом же месте мог стоять более древний культовый центр богини Кибелы.
Сотрудники Института археологии АН СССР настаивали на необходимости совместного проведения раскопок Херсонесской экспедицией и Ялтинским музеем. В газете «Советский Крым» за 12 апреля 1988 была опубликована статья «Найден монастырь?»
Раскопки так и не начали — не нашлось средств. Сейчас это место - часть территории, принадлежащей пансионату «Жемчужина», который строили в 30-е годы безо всякого археологического контроля, даже с вызывающим, в духе времени, пренебрежением к каким-то там монастырям. Что найдешь сегодня за остроконечными заборами ведомственной здравницы с отменной охраной и полным правом закладки новых корпусов в любом месте своего парка?
Под слоем бетона похоронена история одного из древнейших монастырей Крыма. Только случайный нож бульдозера, проводя траншею либо готовя котлован под новое здание, нет-нет да и выхватит из-под земли, подарит нам весточку давно минувших эпох, материализованное слово легенды, которая нередко перекочевывает в учебник как подтвержденный, полноценный исторический факт.
Крым: православные святыни: путеводитель. - Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: "РуБин", 2003.
Тарасенко Д.Н. Ласточкино гнездо и другие сокровища мыса Ай-Тодор. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Объявления
Рекорды Крыма
Первая в России туристская организация — Крымский горный клуб — появилась в 1890 г. в Одессе. На следующий год отделения клуба были созданы в Севастополе и Ялте. Ялтинское отделение возглавили известные на Южном берегу Крыма врачи — В.Н. Дмитриев, Ф.Д. Вебер и др. В первом списке
... →