Клуб "Полуостров сокровищ"
Sledopyt
Перейти к профилю
Мой любимый город-бастионы Севастополя
Описание:
Самый длинный памятник в мире? -линия 1-й обороны Севастополя Бастионы (сомкнутые пятисторонние укрепления) служили главными опорными пунктами обороны города в 1854-1855 гг. Они занимали господствующие высоты, выдерживая особенно упорные атаки противника. Их было восемь - семь номерных и Корниловский на Малаховом кургане. К пятидесятилетию обороны было решено поставить специальные памятники на всех бастионах, кроме Корниловского. Здесь таким памятником служила сохранившаяся башня-донжон и, кроме того, сам Малахов курган планировался как мемориальный комплекс. В соответствии с этой программой к 1905 г. были построены памятники на пяти бастионах. На шестой же, хотя проект его был разработан архитектором Л. М. Вейзеном и "высочайше" утвержден, видимо, не хватило средств. Седьмой бастион не играл большой роли в военных действиях, наверное, поэтому памятный знак здесь также не был поставлен. Памятники первому и второму бастионам однотипны - это фонтаны в виде искусственных скал из необработанных диоритовых глыб, окруженные неглубокими бассейнами. Высота памятников - около 2,5 м. Монумент первому бастиону находится в маленьком уютном сквере в конце ул. 1-й Бастионной. Сквер кончается обрывом к бухте. На самом краю его в 1905 г. по проекту архитектора А. М. Вейзена и инженеров Ф. И. Еранцева и Г. Долина был построен изящный павильон - ротонда с колоннадой дорического ордера. Разрушенная во время Великой Отечественной войны ротонда была около 1958 г. частично (только парапетная стенка и базы колонн) реставрирована по проекту архитектора А. Л. Шеффера. В центре павильона сохранился так называемый "ориентировочный столик" из гранита, который проектировал инженер О. И. Энберг. По мысли автора, посетители могли расстилать на столе планы окрестностей, ставить на него подзорные трубы и т. д. А обзор из ротонды, действительно, превосходный. Севастопольская бухта - как на ладони, вдали Инкерманские высоты. Ясно видна и пирамида храма св. Николая на холме Братского кладбища. Памятник второму бастиону находится на одноименной улице (2-й Бастионной). Небольшой сквер, в котором он стоит, повторяет форму самого бастиона. Почти по всей оборонительной линии позиции русских войск отмечены специальной мемориальной стенкой. В нее вмонтированы чугунные доски с наименованиями частей, дольше других державших здесь оборону. В таком же стиле выполнены обозначения батарей. И те и другие сооружены по проекту О. И. Энберга. Сквер на месте второго бастиона разбит на холме и некогда служил сам по себе видовой площадкой, но выросшие вокруг в 50-е годы скучные, безликие дома заслонили перспективу. Такой же крупной градостроительной ошибкой можно назвать и застройку вершины холма в начале 60-х годов, где находился третий бастион. В результате восстановленный там недавно памятник Героям вылазок почти не виден среди пятиэтажных типовых домов. Да и сам сквер утонул, затерялся в этом типовом окружении. А ведь все памятники на бастионах задумывались с таким расчетом, чтобы с каждого было видно по крайней мере два соседних. Это давало зримое ощущение хода осады. Памятник на третьем бастионе - крупнейший из всех "бастионных" монументов. Самими размерами авторы подчеркивали его значение. Да и трудно тут преувеличить: отсюда начиналось большинство вылазок в расположение неприятеля, и это героическое укрепление, несмотря на два ожесточенных штурма, англичане так и не смогли взять. В основании памятника - каменная чаша фонтана, вода в нее лилась из скульптурного украшения в виде львиной головы. Фонтан окружен подпорными стенами, они поддерживают пандусы, по которым посетитель подходит к обелиску, увенчанному орлом. На обелиске надпись: "Героям вылазок 1854-1855", здесь же перечень вылазок из осажденного города, меч в лавровом венке. Проект памятника выполнили около 1900 г. архитектор А. М. Вейзен, инженеры Ф. Н. Еранцев и Г. Долин. По указанию Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны некоторые изменения в проект внес в 1902 г. художник К. В. Маковский, но комиссия сочла их недостаточными. Она поручила инженеру О. И. Энбергу снова переработать проект и утвердила его лишь в следующем 1903 г. В результате всех доработок проектная величина монумента сократилась на одну пятую. Огонь Второй мировой поглотил сквер, уничтожил обелиск, покорежил фонтан и пандусы. И хотя в 1957 г. разработан был проект реставрации, исполнение его все время откладывалось. Трудно сказать, как долго лежал бы памятник в руинах, если бы идеей его восстановления не зажегся Э. В. Кекушев и не увлек ею коллектив Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе, где он был главным архитектором. Морзаводцы решили восстановить памятник своими силами. У памятника четвертому бастиону, в отличие от предыдущих, счастливая судьба. Он входит в мемориальный комплекс Исторического бульвара, воздвигнут неподалеку от Панорамы, в общем, людским вниманием не обойден. По своим художественным достоинствам это, бесспорно, лучший из всех памятников на бастионах. Автор нашел оригинальное и простое решение монумента. Массивный гранитный обелиск, увенчанный гранитным же русским шлемом. На фасаде лаконичная надпись: "4-й бастион". На другой стороне - перечень частей, принимавших участие в защите укрепления. Памятник рождает определенный образ: образ несокрушимости русского солдата в обороне. Монумент сооружен около 1905 г. Проект монумента затерялся, а вместе с ним и имя автора. Известно только, что проект в числе прочих был передан в 1902 г. на хранение в музей Севастопольской обороны (ныне музей КЧФ), но, вероятно, погиб во время Великой Отечественной войны. В фондах музея хранится другой, выполненный архитектором А. М. Вейзеном, инженерами Н. Ф. Еранцевым и Г. Долиным. Он не был утвержден и отличается от существующего (отсутствует шлем, иная форма). Значит, кто-то переделывал проект. Кто же? Ответ на этот вопрос подсказывает близкая аналогия - памятник Язоновскому редуту. Он здесь же, в 200-300 метрах от монумента четвертому бастиону. На проекте "Язоновского обелиска" значится имя автора: архитектор Кольб. Очевидно, он проектировал и эти два памятника, и третий - на пятом бастионе, где применен все тот же изобразительный прием. Что касается монумента пятому бастиону, то вы найдете его на склоне Кладбищенской балки, в центре сквера: весной 1855 г. там шли горячие бои. Смета на строительство памятника утверждена в декабре 1904 г., а в следующем году он был, очевидно, окончен, после чего вокруг разбили сквер. При общем сходстве с монументами на четвертом бастионе и Язоновском редуте этот памятник разнится с ними во многих деталях. Он выше других (6,6 м против 5), и, если на монументе четвертому бастиону изображен крест в лавровом венке, то здесь крест без венка. Есть и другие различия в форме и декоре. С севера к бастиону примыкал люнет Белкина, на его месте также стоит скромный памятник. Интересно, что рядом с ним до Великой Отечественной войны возвышался круглый павильон-ротонда, сооружение которой входило в общий замысел мемориального комплекса на бастионах. Весь ряд памятников начинался ротондой на первом бастионе, продолжался парными монументами-фонтанами на первом и втором. Центр обозначала башня на Малаховом кургане и памятник Героям вылазок. Правый фланг замыкался двумя однотипными монументами на четвертом и пятом бастионах и такой же, как первая, ротондой на люнете Белкина. Система монументов на бастионах составляла композицию, в основе которой лежали симметрия замыкающих павильонов и парность первых и последних памятников в ряду. Монументы на местах бастионов органично входят в сложный мемориальный комплекс, посвященный первой обороне. Он включает в себя Панораму, Братское кладбище на Северной стороне, сооружения Малахова кургана, Исторического бульвара, мемориальные обозначения оборонительной линии, монументы на местах отдельных укреплений, полевых сражений и др. Система памятников охватывает весь город и даже окрестности, являя редкий образец композиционной стройности и стилистического единства.
Самый длинный памятник в мире? -линия 1-й обороны Севастополя Бастионы (сомкнутые пятисторонние укрепления) служили главными опорными пунктами обороны города в 1854-1855 гг. Они занимали господствующие высоты, выдерживая особенно упорные атаки противника. Их было восемь - семь номерных и Корниловский на Малаховом кургане. К пятидесятилетию обороны было решено поставить специальные памятники на всех бастионах, кроме Корниловского. Здесь таким памятником служила сохранившаяся башня-донжон и, кроме того, сам Малахов курган планировался как мемориальный комплекс. В соответствии с этой программой к 1905 г. были построены памятники на пяти бастионах. На шестой же, хотя проект его был разработан архитектором Л. М. Вейзеном и "высочайше" утвержден, видимо, не хватило средств. Седьмой бастион не играл большой роли в военных действиях, наверное, поэтому памятный знак здесь также не был поставлен. Памятники первому и второму бастионам однотипны - это фонтаны в виде искусственных скал из необработанных диоритовых глыб, окруженные неглубокими бассейнами. Высота памятников - около 2,5 м. Монумент первому бастиону находится в маленьком уютном сквере в конце ул. 1-й Бастионной. Сквер кончается обрывом к бухте. На самом краю его в 1905 г. по проекту архитектора А. М. Вейзена и инженеров Ф. И. Еранцева и Г. Долина был построен изящный павильон - ротонда с колоннадой дорического ордера. Разрушенная во время Великой Отечественной войны ротонда была около 1958 г. частично (только парапетная стенка и базы колонн) реставрирована по проекту архитектора А. Л. Шеффера. В центре павильона сохранился так называемый "ориентировочный столик" из гранита, который проектировал инженер О. И. Энберг. По мысли автора, посетители могли расстилать на столе планы окрестностей, ставить на него подзорные трубы и т. д. А обзор из ротонды, действительно, превосходный. Севастопольская бухта - как на ладони, вдали Инкерманские высоты. Ясно видна и пирамида храма св. Николая на холме Братского кладбища. Памятник второму бастиону находится на одноименной улице (2-й Бастионной). Небольшой сквер, в котором он стоит, повторяет форму самого бастиона. Почти по всей оборонительной линии позиции русских войск отмечены специальной мемориальной стенкой. В нее вмонтированы чугунные доски с наименованиями частей, дольше других державших здесь оборону. В таком же стиле выполнены обозначения батарей. И те и другие сооружены по проекту О. И. Энберга. Сквер на месте второго бастиона разбит на холме и некогда служил сам по себе видовой площадкой, но выросшие вокруг в 50-е годы скучные, безликие дома заслонили перспективу. Такой же крупной градостроительной ошибкой можно назвать и застройку вершины холма в начале 60-х годов, где находился третий бастион. В результате восстановленный там недавно памятник Героям вылазок почти не виден среди пятиэтажных типовых домов. Да и сам сквер утонул, затерялся в этом типовом окружении. А ведь все памятники на бастионах задумывались с таким расчетом, чтобы с каждого было видно по крайней мере два соседних. Это давало зримое ощущение хода осады. Памятник на третьем бастионе - крупнейший из всех "бастионных" монументов. Самими размерами авторы подчеркивали его значение. Да и трудно тут преувеличить: отсюда начиналось большинство вылазок в расположение неприятеля, и это героическое укрепление, несмотря на два ожесточенных штурма, англичане так и не смогли взять. В основании памятника - каменная чаша фонтана, вода в нее лилась из скульптурного украшения в виде львиной головы. Фонтан окружен подпорными стенами, они поддерживают пандусы, по которым посетитель подходит к обелиску, увенчанному орлом. На обелиске надпись: "Героям вылазок 1854-1855", здесь же перечень вылазок из осажденного города, меч в лавровом венке. Проект памятника выполнили около 1900 г. архитектор А. М. Вейзен, инженеры Ф. Н. Еранцев и Г. Долин. По указанию Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны некоторые изменения в проект внес в 1902 г. художник К. В. Маковский, но комиссия сочла их недостаточными. Она поручила инженеру О. И. Энбергу снова переработать проект и утвердила его лишь в следующем 1903 г. В результате всех доработок проектная величина монумента сократилась на одну пятую. Огонь Второй мировой поглотил сквер, уничтожил обелиск, покорежил фонтан и пандусы. И хотя в 1957 г. разработан был проект реставрации, исполнение его все время откладывалось. Трудно сказать, как долго лежал бы памятник в руинах, если бы идеей его восстановления не зажегся Э. В. Кекушев и не увлек ею коллектив Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе, где он был главным архитектором. Морзаводцы решили восстановить памятник своими силами. У памятника четвертому бастиону, в отличие от предыдущих, счастливая судьба. Он входит в мемориальный комплекс Исторического бульвара, воздвигнут неподалеку от Панорамы, в общем, людским вниманием не обойден. По своим художественным достоинствам это, бесспорно, лучший из всех памятников на бастионах. Автор нашел оригинальное и простое решение монумента. Массивный гранитный обелиск, увенчанный гранитным же русским шлемом. На фасаде лаконичная надпись: "4-й бастион". На другой стороне - перечень частей, принимавших участие в защите укрепления. Памятник рождает определенный образ: образ несокрушимости русского солдата в обороне. Монумент сооружен около 1905 г. Проект монумента затерялся, а вместе с ним и имя автора. Известно только, что проект в числе прочих был передан в 1902 г. на хранение в музей Севастопольской обороны (ныне музей КЧФ), но, вероятно, погиб во время Великой Отечественной войны. В фондах музея хранится другой, выполненный архитектором А. М. Вейзеном, инженерами Н. Ф. Еранцевым и Г. Долиным. Он не был утвержден и отличается от существующего (отсутствует шлем, иная форма). Значит, кто-то переделывал проект. Кто же? Ответ на этот вопрос подсказывает близкая аналогия - памятник Язоновскому редуту. Он здесь же, в 200-300 метрах от монумента четвертому бастиону. На проекте "Язоновского обелиска" значится имя автора: архитектор Кольб. Очевидно, он проектировал и эти два памятника, и третий - на пятом бастионе, где применен все тот же изобразительный прием. Что касается монумента пятому бастиону, то вы найдете его на склоне Кладбищенской балки, в центре сквера: весной 1855 г. там шли горячие бои. Смета на строительство памятника утверждена в декабре 1904 г., а в следующем году он был, очевидно, окончен, после чего вокруг разбили сквер. При общем сходстве с монументами на четвертом бастионе и Язоновском редуте этот памятник разнится с ними во многих деталях. Он выше других (6,6 м против 5), и, если на монументе четвертому бастиону изображен крест в лавровом венке, то здесь крест без венка. Есть и другие различия в форме и декоре. С севера к бастиону примыкал люнет Белкина, на его месте также стоит скромный памятник. Интересно, что рядом с ним до Великой Отечественной войны возвышался круглый павильон-ротонда, сооружение которой входило в общий замысел мемориального комплекса на бастионах. Весь ряд памятников начинался ротондой на первом бастионе, продолжался парными монументами-фонтанами на первом и втором. Центр обозначала башня на Малаховом кургане и памятник Героям вылазок. Правый фланг замыкался двумя однотипными монументами на четвертом и пятом бастионах и такой же, как первая, ротондой на люнете Белкина. Система монументов на бастионах составляла композицию, в основе которой лежали симметрия замыкающих павильонов и парность первых и последних памятников в ряду. Монументы на местах бастионов органично входят в сложный мемориальный комплекс, посвященный первой обороне. Он включает в себя Панораму, Братское кладбище на Северной стороне, сооружения Малахова кургана, Исторического бульвара, мемориальные обозначения оборонительной линии, монументы на местах отдельных укреплений, полевых сражений и др. Система памятников охватывает весь город и даже окрестности, являя редкий образец композиционной стройности и стилистического единства.
Объявления
Рекорды Крыма
Самый большой парк Крыма — Ливадийский. Вместе с Ореандой он занимает площадь 160 га.