Обычаи, обряды, праздники народов Крыма
Издревле Крым был полиэтнической территорией. С конца XVIII — начала XIX века в силу ряда исторических событий на полуостров стали прибывать представители различных народов Северного Причерноморья. Они внесли свой вклад в развитие экономической, социально-политической и культурной жизни.
Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный самой природой, способствовал формированию полиэтнического сообщества людей. В разные исторические эпохи рождались новые этнические общности, видоизменялись существующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновавшийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма.
Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие этнических общностей, на протяжении многих веков составлявших население полуострова.
Тем не менее каждой из национальных групп присущи свои самобытные черты.
Своеобразие национального состава населения Крыма состояло в том, что полиэтничность сочеталась с близостью народов по языку межнационального общения: практически все этнические образования Крыма знали русский язык, сохраняя, безусловно, языки своих предков. В крымском полиэтничном сообществе трудно было обойтись без понятного и приемлемого для всех средства общения, каким, — естественно, и стал русский язык. Сама история определила, что объективный процесс общения развивается на основе языка самой крупной по численности этнической общности.
История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов, совместное участие в хозяйственной деятельности.
Культура народов — уникальное, неповторимое, многогранное явление. Постулаты этнологов гласят: «Кто знает один народ — не знает ни одного». И действительно, знание «иностранцев», особенно родственных генетически или территориально, дает возможность определить и уяснить роль и место каждого народа в кругу других народов.
Известно, что «чистых» народов или рас вообще не бывает. История человечества доказала, что сложные процессы формирования, развития и исчезновения одних этнических сообществ заканчивались заменой их другими.
Историческое развитие народностей происходило не изолированно. Это находило свое отражение позже в особенностях культуры, языка, топонимики.
Но их мирное, гармоничное сосуществование стало возможным благодаря одному удивительному средству, которое профессора Ф.В. Лазарев и А.П. Цветков называют диалогом или полилогом культур.
Человек любой национальности гордится своим этническим происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа.
Сохранение и развитие духовных, культурных и народных традиций, по убеждению профессора Л.В. Скворцова и академика К.К. Колина, связано с раскрытием оптимальных возможностей народа, получивших закрепление в традициях. Традиция становится указателем общего пути данного народа.
Обычаи народов — одна из важнейших и наиболее постоянных тем этнографической науки.
Обычаем называется всякий установленный, традиционный и более или менее общепринятый порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения. Термин обычай близок к понятию обряд (ритуал), и во многих случаях эти два понятия даже равнозначны. Но понятие обряд уже, чем понятие обычай. Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Например, свадебные или похоронные, святочные или масленичные обычаи представляют собой установленные обряды. Но есть много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обычай отращивать бороду определенной формы, мыть руки перед едой, обычай соседской взаимопомощи и т.д.
Народные обычаи чрезвычайно разнообразны, и уложить их в какую-то систему классификации трудно. И все же среди них можно выделить преобладающие типы.
Такими, например, считаются семейные и календарные обычаи. Первые бывают приурочены к определенным важным событиям в семейной жизни. Это свадебные, родильные, погребальные обычаи. Второй тип охватывает обычаи, приуроченные к определенным моментам годовой смены сезонов.
Календарные обычаи и обряды, издавна сложившиеся, сопровождают важные и заметные отрезки в постоянной череде сезонов. Существуют обряды зимние, весенние, летние, осенние.
Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народов, стали элементами их образа жизни.
Обряды и праздники в большинстве своем носят народный характер. Церковный элемент в них был внесен значительно позднее и зачастую не изменил сущности обрядов.
Что же такое праздники и обряды? Вот как определяет понятие «праздник» В. Даль: «Праздник или праздничный день — день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположный — будень; день, празднуемый по уставу церкви или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица.
Праздничать, праздновать — гулять, отдыхать и ничего не делать; гулять, пировать, бражничать».
Обряд — это ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащий символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
А как отмечали многочисленные старые праздники наши предки, какими обрядами их сопровождали?
В прошлом каждый день календаря был «расписан», посвящен какому-то празднику.
Наши предки знали, чем один праздник отличается от другого, знали, как их отмечать, чем украшать и сопровождать. Большое место в проведении праздника занимало посещение культовых учреждений, где по каждому случаю своя служба. Вне религии тоже существовали многочисленные обряды, отличающие один праздник от другого.
В жизни сельского жителя большое значение имела погода. Поэтому со временами года связаны и обряды. Они были приурочены к весеннему севу, выгону скота, рыбной ловле, охоте, строительству новых жилищ, рытью колодцев. Были семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой и смертью. В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и ее календарной приуроченностью обряды первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными.
Со временем происходили значительные изменения в обрядовых традициях, праздники проводились соответственно развитию общества.
В течение столетий велись многочисленные наблюдения, сопоставления, на основе которых можно было делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Вся эта народная мудрость нашла свое выражение в пословицах, поговорках, приметах.
Люди всегда были и будут тесно связаны со своим прошлым. Культура и прогресс развиваются далее только потому, что основаны на фундаменте знаний и опыте ушедших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно учит и наставляет последующие поколения.
Будь прост, как ветер, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живут в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
М. Волошин
Человек, не интересующийся историей своего народа, никогда не поймет и не проникнется уважением к истории другого народа.
В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие.
Из книги:
Крым. Соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды. / Сост. Н.В. Малышева, Н.Н. Волощук. — Симферополь: Бизнес-Информ. 2003.
< Предыдущая |
---|