Старый Крым. Общая информация
Куры, яблони, белые хаты —
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь
Ю. Друнина
Городок Старый Крым находится в восточной части Крыма, в обширной долине на границе гор и степи. На северо-западе над ним возвышаются горы Агармыш и Таз-Агармыш, на юге и юго-западе – хребет Карасан-Оба, они закрывают город от холодных ветров, на востоке начинается и стремится к морю холмистая равнина. Сбегающую с гор речку Чурук-Су («мутная, грязная вода») трудно назвать рекой, немноговодная весной и осенью, она в жаркое время года пересыхает вовсе.
Климат. Климат Старого Крыма тёплый и умеренно влажный, прохлада лесных урочищ смягчает летнюю жару. Среднегодовая температура составляет +11 градусов, это всего на три градуса меньше, чем в Ялте. Горные, морские, степные и лесные воздушные потоки соединяются в Старокрымской долине, воздух чист и прозрачен, и дышится здесь удивительно легко.
Благоприятные климатические условия Старого Крыма, воздух, насыщенный фитонцидами, минеральные источники и красивый ландшафт способствуют лечению заболеваний верхних дыхательных путей и нервных расстройств.
История. Старый Крым действительно очень старый, не каждому городу за свою историю удается сменить двадцать одно имя! Солхат, Крым, Эски-Крым, Левкополь, Старый Крым – самые известные названия.
Люди в Старокрымской долине поселились в далёкую эпоху неолита, жили здесь и представители так называемой кизил-кобинской культуры, их «визитной карточкой» стал орнамент на керамике в виде заштрихованных треугольников. Позже здесь поселились тавры, которых сменили скифские племена.
В античные времена, когда на полуострове стала активно развиваться торговля, поселение в Старокрымской долине оказалось на пересечении путей, связавших Сиваш и Перекоп с Феодосией, Пантикапеем – столицей Боспорского царства – и Судаком. Возможно, в III веке нашей эры поселение входило в состав Боспорского царства. Об этом свидетельствует найденная мраморная плита с греческой надписью, из которой явствует, что ее установили в честь боспорского царя Тиберия Юлия Рескупорида.
В IV веке поселение, как и все царство, было сметено нашествием гуннов. Долгое время жизнь в этих местах не возрождалась, снова люди появились здесь в VIII-IХ веках.
Как назывались древние поселения, неизвестно. Первое письменное упоминание о городе в хронике «Сельджук-наме» («История сельджуков»), относящейся к XIII веку, сохранило его имя – Солхат.
Происхождение этого топонима до настоящего времени вызывает споры. По мнению А. Григорьева, в его основе лежат тюркские названия. «Солхат» с тюрского означает «левая сторона, левое поселение». При этом под левой стороной понималась «северная сторона Черного моря». М.Г. Крамаровский полагал, что использование столь пышного названия маловероятно для скромного сельского поселения, каким был Солхат до XIV века. По его мнению, ключ к расшифровке заключается в реальном положении селения на окружающей местности. В этом случае топоним «Солхат» можно перевести как «селение (город) на левом склоне (крае) горы». Название «Солхат» выходит из употребления к концу XIV века и заменяется на «Крым». В генуэзских источниках город продолжает называться Солхат, в татарских – Крым.
Татары, появившиеся в юго-восточной Таврике в XIII веке, назвали город Крымом, возможно, потому, что он был окружён рвами («кырым» по-татарски означает «ров»), следы от которых сохранились до наших дней. Большинство историков придерживаются версии, что впоследствии название перешло на весь полуостров. Богатые, экономически развитые земли восточного Крыма становятся частью Золотой Орды, а Старый Крым – резиденцией наместника золотоордынского хана, а затем и крымских ханов. До тех пор, пока ханский двор не перебрался в новый город Бахчисарай, Солхат являлся столицей Крыма.
Благодаря оживлённой успешной торговле, город богател, рос и строился. В караван-сарае останавливались купцы из разных стран, на рынке можно было купить любой товар: восточные специи и благовония, китайский шелк и фарфор, французские и английские ткани, русские меха, мед и воск, греческие вина, посуду и украшения.
Блеском и богатством столицы Крымского улуса Золотой Орды восхищались арабские и даже китайские путешественники. Он играл важную роль в политической жизни полуострова и был одним из его крупнейших торговых центров.
Население Солхата было пёстрым, греки, аланы, болгары, итальянцы, армяне, татары жили общинами, каждая в своём квартале. Самыми большими и многолюдными были поселения генуэзских, а позже армянских купцов.
Вообще, эта часть Крыма начиная с XI века активно заселялась армянами, бежавшими от турецких преследований. Число армян здесь было столь велико, что в некоторых источниках эти территории именовались Причерноморской Арменией. В окрестностях Солхата было четыре армянских монастыря и девять церквей. Хорошо сохранился один из монастырей – Сурб-Хач («Святой крест»), он представляет собой одно из лучших творений армянского зодчества.
После принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии, произошедшее в 1313 году по воле хана Узбека, город Крым становится религиозным центром юрта. Сохранились руины большого медресе и мечети Узбека, сооруженной в 1314 году.
Есть в городе и остатки христианской церкви, возведенной еще до появления золотоордынцев, – в Солхате и его окрестностях было несколько православных храмов.
Город окружили мощными стенами с башнями, внутри которых построили жилище правителя, дома знати и простых горожан, бани, фонтаны, кофейни. По словам арабского путешественника XIV века, «…нужно было не менее дня, чтобы объехать его вокруг».
Вода в город поступала из источников по водопроводу с керамическими трубами. В Солхате открыли свое дело компаньоны известного венецианского купца Марко Поло Старшего, дяди знаменитого путешественника.
Богатство города привлекало внимание завоевателей. В конце XIII века на Солхат дважды нападали орды Ногая. Арабский историк оставил воспоминание об этих событиях: «Оно (огромное войско) ограбило город, убило множество крымцев, взяло в плен находившихся там купцов мусульманских, аланских и франкских (генуэзских), захватило имущество их...».
Период расцвета, успеха и благополучия длился относительно недолго. В 1475 году турецкий десант захватил приморские города Кафу и Сугдею, закончилось время владычества генуэзцев, их сменили турки и попавшие к ним в зависимость татары.
Прекратившаяся во время нашествия турецких войск торговля постепенно оживала, но уже не связывала, как раньше, Запад с Востоком, новые торговые пути оставили в стороне Солхат. Из крупного торгового центра он постепенно превращался в небольшой городок, беднел и разрушался. В XVI веке изменилось имя города, его стали называть Эски-Крым («Старый Крым»).
Борьба России с Турцией за обладание Крымом нашла отражение и в истории Старого Крыма. Нарушив условия Кучюк-Кайнарджийского мирного договора, турки высадили десант, против которого выступили русские войска под предводительством А.В. Суворова. 18 марта 1777 года один из полков вошел в Эски-Крым, освободив его от турецкого владычества.
После присоединения Крыма к России планировалось сделать Старый Крым административным центром полуострова, дав ему название Симферополь, но, как известно, Симферополем стала Ак-Мечеть.
По указу императрицы Екатерины II город в 1783 году был переименован в Левкополь (в переводе с греческого «белый город»), но это имя не прижилось, и спустя время его стали называть Старым Крымом.
В мае 1787 года Левкополь посетила Екатерина II. К этому событию готовились три года, построили путевой дворец и окружили его фруктовым садом, украшенным фонтанами.
В 1803 году Старый Крым становится заштатным городом вновь образованной Таврической губернии. Чтобы улучшить его экономическое положение, предпринимались разные эксперименты. Князь Потемкин пытался превратить город в центр шелководства. Были отведены земли для насаждения тутовых деревьев и даже выписан специалист из Милана. Но после смерти князя интерес к этому делу угас. Пробовали в Старом Крыму выращивать венгерскую виноградную лозу и лимонные деревья, но они погибли. Зато хорошо прижились миндаль и грецкий орех, до сих пор шумит на берегу реки Чурук-Су ореховая роща. Но наилучшие прибыли приносило разведение табака.
Изменился даже внешний вид города, узкие, кривые улочки выровняли, кварталы перепланировали – и город утратил свой восточный колорит. О нем напоминал лишь ароматный запах кофе из многочисленных кофеен. Домики, побеленные известью, с красными черепичными крышами делали город похожим на деревню, в которой жизнь протекала медленно, тихо и спокойно. Мирную жизнь нарушили события революции, власть в городе в течение трех лет менялась несколько раз. Окончательно советская власть утвердилась в Старом Крыму 13 ноября 1920 года.
В предвоенные годы в городе появились новые промышленные предприятия, были построены дачи и санатории для больных туберкулезом, малокровием и нервными заболеваниями.
В годы Великой Отечественной войны в Старом Крыму действовала молодежная подпольная организация, а в старокрымских лесах – партизанские отряды, они устраивали налеты на колонны вражеской техники, уничтожали войска и обозы с продовольствием. В ночь с 26 на 27 марта 1944 года партизаны с боем взяли город и удерживали три часа, освободив из тюрьмы ожидавших казни патриотов.
Старый Крым был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 13 апреля 1944 года.
После окончания войны город начал восстанавливать разрушенные предприятия, санаторий, местные электростанции, школу, почту. Сегодня небольшой городок Старый Крым знаменит историческими и культурными памятниками. Его население составляет 9,5 тыс. человек.
В городе развита промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции, функционирует санаторий «Старый Крым».
Знаменитые люди в Старом Крыму. В Старом Крыму побывали многие писатели, люди искусства. Одних город привлекал своим богатым историческим прошлым, других – красотой окружающей природы.
После присоединения Крыма к России встал вопрос об изучении новых земель. Вместе с учеными в Тавриду отправились живописцы, чтобы запечатлеть виды «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель». В Старый Крым в 1783 году приехал русский пейзажист и баталист Михаил Матвеевич Иванов, запечатлевший город и его окрестности в десяти акварелях.
Неподалеку от Старого Крыма находились имения художника-мариниста И.К. Айвазовского Субаш и Шейх-Мамай (после войны его переименовали в Айвазовское). Он сделал много для благоустройства города, построенную на собственные деньги армянскую церковь украсил своими полотнами.
Приезжал на этюды в Старый Крым другой известный живописец К.Ф. Богаевский, для Крымского комитета по охране памятников искусства он запечатлел в акварелях древности Старого Крыма.
В 1915 году здесь лечился белорусский поэт Максим Адамович Богданович, оставивший интересные описания города того периода, зарисовки городской жизни, впечатления от посещения Коктебеля и Феодосии. В Старом Крыму Богданович работал над составлением белорусского букваря, писал стихи.
В Старом Крыму провел последние годы своей жизни А.С. Грин. Он часто приходил и приезжал сюда раньше, провинциальный городок нравился спокойствием, отсутствием шума и суеты. Да и жить в нем было значительно дешевле, чем в Феодосии, поэтому в 1930 году семья Грин переезжает в Старый Крым. Сначала жили на даче Шемплинских на улице Свободы, 1 (раньше она называлась Хан-Сараевской), затем купили небольшой домик. Сегодня в нем работает музей.
В 1933 году в Старый Крым приехал на лечение и отдых К.К. Паустовский. В повести «Черное море» он описывает живописные окрестности города, размышляет о писателе Грине, с которым встречался всего один раз в 1924 году.
Много лет руководил санаторием «Старый Крым» знаменитый кардиолог Н.М. Амосов. Он проводил сложные операции на сердце, оставил интересные книги воспоминаний с настойчивыми, доказанными на собственных примерах рекомендациями – как сохранить и укрепить сердце. Здесь академик отпраздновал 60-летний юбилей. Потом переехал в Киев, но продолжал навещать своих сестер в старинном городке, с которым сроднился.
Трудно перечислить всех, кто когда-либо бывал в Старом Крыму. В. Вересаев, В. Рождественский, М. Шагинян, Н. Петников, Ю. Друнина, художница А. Остроумова-Лебедева любили этот древний город и воспевали его в картинах, поэтических и прозаических произведениях.
Память о некоторых из них хранят каменные плиты на старокрымском кладбище. Жена Александра Грина, после мытарств и заключений в концлагерях вернулась в Старый Крым и была похоронена рядом со своим мужем. Юлия Друнина, добровольно ушедшая из жизни, согласно завещанию, была похоронена рядом с тем, кто стал ее последней опорой в жизни, кого она любила и кого любила вся страна – ведущим «Кинопанорамы» Алексеем Каплером. Он заставил ее, фронтовую сестру, прошедшую войну и написавшую пронзительные строки об ее ужасах, по-новому смотреть на мир, «переобул в хрустальные туфельки» из «солдатских сапог». Так случилось, что последним убежищем столичного киносценариста, автора самых известных советских фильмов, обласканного Сталиным и им же наказанного многолетними тюрьмами за любовь к дочери вождя, стало старокрымское кладбище…
Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь, "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.
Съедин Н.А. Что в имени твоем? О значении крымских названий. — Симферополь: "Оригинал-М", 2008.
Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.
Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Краткий географический словарь Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2009.
Тарасенко Д.Н. Восточный Крым. — Симферополь: "Бизнес-Информ", 2008.
Объявления
Юмор на отдыхе
Турист вернулся из Лондона и рассказывает другу:
– Я теперь знаю, почему англичане такие заядлые любители чая.
– Почему же?
– А ты ихнее кофе пробовал?