Армянская церковь
Церковь построена в 1909-1917 годах по заказу бакинского нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна в память о его рано умершей дочери. Архитектор Габриэль Тер-Микаэлян создал проект, взяв за образец храм святой Рипсиме в Эчмиадзине, признанный шедевр средневековой архитектуры. Известный армянский художник Вардгес Суренянц расписал интерьер храма.
Церковь, напоминающая древние армянские храмы, построенная из форосского вулканического туфа на крутом горном склоне, увенчана куполом конической формы на изящном барабане. Стены храма искусно украшены орнаментом, плетением, различными розетками. Особенно богаты причудливой резьбой наличники, купола, арки дверей и южный фасад храма. Церковь имеет отличную акустику.
Строго и скупо выполненный портал создает яркий контраст между боковыми фасадами и верхом с эффектной резной колоколенкой. Не менее великолепны интерьеры храма - крестообразный в плане неф купола и мраморный с инкрустацией иконостас. Исключительную художественную ценность представляет алтарь, выполненный из белого итальянского мрамора и украшенный тонкой резьбой армянского национального орнамента.
В центре купола, расписанного Суренянцем, изображены солнце, павлины, райские птицы и цветы. В основании купола - кольцо с надписью на древнем армянском языке, призывающей распространять христианство среди армян.
Драматично закончилась жизнь Вардгеса Суренянца. Зимой 1918 года художник тяжело заболел, паралич приковал его к постели. Он пережил немецкую оккупацию, приход Антанты, Деникина и Врангеля. Ему предлагали эмигрировать, но Суренянц категорически отказался.
6 апреля 1921 года Вардгес Суренянц умер в доме, где он жил, на Загородной улице, 5. Похоронен у подножия Армянской церкви. 10 апреля 1963 года на его могиле установлена надгробная плита, составляющая единый ансамбль со зданием церкви. Над могилой - бронзовый барельеф В.Я. Суренянца, ниже высечен текст: "Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921), известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью".
В здании церкви одно время размещался отдел археологии Ялтинского краеведческого музея. В годы перестройки эту крайне запущенную территорию едва не захватили в частные руки.
К 150-летию Ялты Армянская церковь была отремонтирована и реставрирована. Сегодня в храме восстановлено богослужение, сопровождающееся прекрасной органной музыкой; это одно из редких и значительных украшений города.
Факт из истории. Вардгес Акопович Суренянц приехал в Ялту в 1917 году. Поселился в доме по соседству с Армянским храмом, который взялся расписывать. Увы, заказчик плохо разбирался в искусстве, был человеком настроения и часто заставлял менять задуманные эскизы. "Этот большой и выгодный церковный заказ, - писал Вардгес Акопович своему брату, - доведет меня до крайней нищеты и отчаяния...". Несмотря на бедность, болезни, одиночество, художник отказался от предложения эмигрировать, он до конца дней продолжал лелеять, расписывать, охранять свой храм.
Еще фотографии:
Воронцова С.В., Воронцов Е.А. - Ялта. Путеводитель. - Симферополь, "Таврия", 1987.
Гурьянова Н.М. Памятники Большой Ялты. Справочник-путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Тарасенко Д.Н. Южный берег Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Крым. - М.: Вече, 2005.
Фото - mamadu.
Объявления
Рекорды Крыма
Первой базой русских кораблей в Крыму стала Балаклавская бухта, где в 1770 г. стояла часть судов Азовской флотилии.