Тепе-Кермен — "крепость на вершине"
Вид этой горы удивителен, откуда бы на нее ни смотреть — издали, с плато, когда она как остров тонет в туманно-сиреневых далях на фоне гор Главной гряды, или вблизи, где правильность ее очертаний, контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал макушки, загадочность пещер будят фантазию и воображение. Именно зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили К.Ф. Богаевскому основой для картины "Жертвенники". Один из вариантов рисунка изображает две одинаковые пирамидальные вершины — это, несомненно, зарисовка вершин Тепе-Кермена и, на втором плане — Кыз-Кермена. Художник назвал рисунок "Алтари в пустыне", имея в виду название одного из разделов стихотворного сборника своего друга — поэта М.А. Волошина и одноименное стихотворение, где есть строки:
Я поставлю жертвенник в пустыне
На широком темени горы.
Поэт писал в нем о языческом поклонении Солнцу, а художник увидел в стройных очертаниях Тепе-Кермена подножие такого алтаря. Правда, в окончательном варианте картины художник существенно отошел от натурных зарисовок — перед нами не две, а три одинаковые вершины, более вытянутые, похожие на пирамиды и на вулканы одновременно. Реальный по сути пейзаж стал одновременно картиной жизни то ли природы, то ли давно прошедших, но важных в истории становления человеческого духа эпох.
Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 540 м над уровнем моря, а над окружающими долинами — до 250 м. С высоты его плато открывается обширный вид на долину реки Качи, на селения по ее берегам, на очертания далеких гор. Кыз-Кермен расположен на соседнем южном отроге, отделенном от Тепе-Кермена глубокой балкой.
Склоны Тепе-Кермена с западной и северо-западной стороны поросли лесом, остальная часть безлесна. С северо-востока наверх ведет единственная тропа. С юго-запада Тепе-Кермен практически недоступен. Высота обрывов в этом месте 12 м.
Название городища и горы, на которой оно расположено, переводится как холм, вершина-крепость и передает чисто внешнее впечатление от ее созерцания. Как называли его поколения здешних обитателей, неизвестно. Письменные источники не содержат сообщений, относящихся ко времени функционирования трех «пещерных городов» Качинской долины. Несколько лаконичных фрагментированных надписей на средневековом греческом и древнееврейском языках, обнаруженные на стенах пещер Тепе-Кермена, также не компенсируют этот информационный вакуум. Слово остается за археологией. Однако и в этом отношении памятник изучен недостаточно: выявлено лишь то, что городище существовало с VI века, когда здесь, на пограничье византийских владений, строится небольшая крепость.
В XI-XII вв. застройка становится более плотной, появляются наземные храмы. Небольшие раскопки под руководством Д.Л. Талиса позволили лишь обозначить некоторые стороны жизни этого поселения, вероятно пережившего свой расцвет в XI-XIV вв. и бывшего средоточием культурной и хозяйственной жизни в среднем и верхнем течении Качи.
Из-за вторжений татар (поход Ногая в 1299 г., Тимура (Тамерлана) в конце XIV в.) жизнь в городе постепенно замирает. Впрочем, население не совсем покинуло Тепе-Кермен: по крайней мере, здесь отмечены следы небольшого монастыря, существовавшего и в XVI в.
Площадь поверхности плато этого живописного останца не превышает 1 га, однако здесь сосредоточено около 250 искусственных пещер самого различного назначения: жилища, склады, подвалы, оборонительные, культовые (церкви) и погребальные помещения. Некоторые из них располагаются в несколько ярусов. Нередко встречаются комплексы пещер, состоящие из двух, трех и четырех помещений. В верхние пещеры можно попасть только с поверхности плато.
На западной стороне это были в основном боевые казематы. Их амбразуры, выходящие в обрыв, предназначались для стрельбы из лука и сбрасывания камней. Помещения нижнего яруса служили в основном загонами для скота. Были здесь и монастырские комплексы.
На плато можно увидеть следы довольно густой застройки, пока еще слабо изученной. Так, были обнаружены элементы большого дома из четырех помещений, с вырубками для установки пифосов; меньших размеров помещение с лестницей из штучных блоков, время сооружения которого определено XII в., а верхняя кладка из тесаного камня — XIV в. Неподалеку была найдена пластина с изображениями святых. Среди находок также можно назвать монету 1305 года, несколько бубенчиков, нательный крестик, зеленые и синие обломки стеклянных браслетов, нащечную бляшку конской сбруи, осколки стеклянной лампадки...
Жилые постройки в небольших тесных усадьбах, как и в большинстве поселений средневековой Таврики, были двухэтажными. Их сопровождали хозяйственные пристройки и навесы. Обнаруженные при раскопках фрагменты кровельных черепиц, пифосов, амфор, поливных тарелок и мисок датируются в основном XII-XIV вв. Отдельные находки являются подтверждением того, что плато начало осваиваться человеком еще в VI в.
В северо-восточной части плато, на уступе почти у самого края, находится самый известный памятник Тепе-Кермена — пещерная церковь с необычным алтарем и с крещальней VIII-IX вв., весьма своеобразная по интерьеру. Это сравнительно большой пещерный храм: в длину — 10,5 м, в ширину — от 4,2 до 5,4 м. Она вытянута не по оси, направленной к алтарю, как это было обычно принято, а по оси север-юг. Алтарная преграда сильно выдвинута вперед и занимает почти всю центральную часть помещения. Молящиеся размещались полукругом перед алтарем, окруженным шестью грубо высеченными в скальном массиве колоннами, из которых полностью уцелели три. На наружных стенках низкой предалтарной преграды высечены большие рельефные кресты; выступ в глубине алтаря под окном служил жертвенником.
У юго-восточной стены храма — две высеченные в полу гробницы, над ними — остатки греческой надписи, в углу — баптистерий (крещальня) в виде каменного ящика с крестообразной выемкой. В пещере ниже церкви исследователи начала века находили много человеческих костей: очевидно, это была усыпальница (костница), куда складывали, по древнему обычаю, кости, вынутые из гробниц. Такого рода постройки известны на территории Малой Азии, входившей в состав Византийской империи. Они возникали в период иконоборчества, что дает основание некоторым исследователям датировать этот храм Тепе-Кермена VIII-IX вв.
У этой церкви есть своя особая примета — оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну Тепе-Кермена. Вот эта тайна, случайно открытая краеведами. В день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры — и на противоположной стене появляется точная форма креста.
На плато известно еще несколько пещерных и наземных церквей. Интересна одна из них, находящаяся у южной оконечности городища. Это небольшая часовня с одной полукруглой алтарной апсидой. Стены ее сложены из массивных каменных плит длиной до 2,5 м и шириной до 1,3 м. Исследовавший ее в 1969 году Д.Л. Талис считал, что это только часть какого-то монументального религиозного комплекса.
Многочисленность культовых христианских сооружений Тепе-Кермена дала повод некоторым исследователям считать его монастырем. Однако сейчас преобладает взгляд на него как на феодальный замок, господствовавший над Качинской долиной. Не исключено и мнение о том, что он имел черты, позволяющие включить его в число так называемых «малых городов».
Раскопки пока не дали полной картины жизни городища. К слову сказать, по своей площади Тепе-Кермен является самым маленьким "пещерным городом", его территория во много раз меньше территорий остальных пещерных городов Крыма. Зато пещеры Тепе-Кермена, наиболее сохранившие черты былой жизни, являют собой едва ли не все многообразие типов пещер, встречающихся в пещерных городах.
Для осмотра пещер надо спуститься с плато и пройти направо вдоль отвесных скал; вскоре выходим на довольно широкую и ровную площадку. Над нами нависает огромный массив отвесной желтоватого цвета скалы, весь источенный пещерами; местами они расположены в шесть ярусов.
Многие пещеры имели вход с деревянной дверью и окна, сохранились следы перегородок, разделявших большие пещеры на несколько комнат; другие пещеры были связаны между собой лестницами и переходами, составляя как бы «квартиру». Внутри можно встретить круглые ямки для очага, нечто вроде лежанок. Почти все пещеры высечены в наружных сторонах или отвесных обрывах скалы, сюда выходят их окна и двери, соединяющие их лесенки, ясно видные даже снизу, от подошвы горы.
В отличие от этих, сравнительно обустроенных для жизни, с роскошным видом на долину внутрискальных помещений, пещеры на плато со входом в виде люка производят впечатление подвалов или погребов наземных сооружений, за исключением нескольких, служивших цистернами для сбора воды.
Нижние, самые крупные, пещеры принадлежали сельскому поселению; в них обычно имеется сооружение в виде «завалинки» с углублением, напоминающим ясли, верхний край которого снабжен дырами словно для привязи скота. По сути, это кормушки и их обилие составляет основную особенность Тепе-Кермена. Важную информацию может дать высота кормушки, ведь она не случайна и связана с видом животного: одним животным удобно есть из высокой кормушки, другим из низкой. Кормушки наполнялись, скорее всего, зерном или другим специальным кормом, но не сеном, поскольку для сена они мелковаты. Во многих помещениях и даже на поверхности встречаются «каменные кольца» — весьма оригинальная деталь, напоминающая каменную проушину или петлю, уходящую концами в скальный массив.
На юго-западной стороне скала выдается уступом, нависшим над лесистым склоном горы. Обогнув ее и двигаясь в южном направлении, встречаем самую крупную пещеру. Перед ней естественная терраса, в левом конце которой — вход в виде дверного проема: против входа — выступ с нишей, по обе стороны — две нитеобразные выемки. Пещеру считали храмом — дохристианским, а позднее преобразованным в христианский.
Самые отважные могут пробраться еще дальше по самой кромке, держась как можно ближе к скальной стене, и вскоре их любопытство будет вознаграждено: в зарослях находятся крохотные, ниже человеческого роста, но удивительно аккуратно высеченные и хорошо сохранившиеся пещерки со входом в виде дверного проема. Они явно не имели утилитарного назначения и служили таинственным культовым целям.
До сих пор неясно, как решалась проблема водоснабжения. Родников здесь быть не могло, учитывая относительные небольшие размеры останца. По предположению Д.Л. Талиса, жители могли запасать дождевую воду, собирая ее в специальные скальные вырубки. Впрочем, Тепе-Кермен еще мало изучен и остается надежда найти здесь колодец, подобный тем, которые известны в других «пещерных городах»: Чуфут-Кале, Эски-Кермене, Мангупе.
Предполагается, что в древности на северном (пологом) склоне горы была проложена серпантинная колесная дорога, за многие века полностью ушедшая под землю.
Оборонительные сооружения Тепе-Кермена практически неизвестны, правда, немецкий ученый XVIII века Тунман упоминает руины крепости на вершине. Сегодня о ее существовании говорят только остатки "постелей" боевой стены, которые вместе с вырубленными в скале верхними маршами дороги свидетельствуют о продуманной системе укреплений, вполне типичной для раннесредневековых крепостей Внутренней гряды — Эски-Кермена, Мангупа (на мысе Тешкли-бурун) и др. В этом случае можно рассматривать пещеры над верхним маршем дороги как входившие в систему обороны. В месте входа на плато сохранились подрубки от основания ворот раннесредневековой стены. Укрепления Тепе-Кермена, возможно, возникли на территории укрепленного убежища, с примыкавшим к нему сельским поселением, к которому принадлежали пещеры восточного и юго-восточного склона.
Спустившись с Тепе-Кермена, и свернув влево, пройдем по дну балки в лес. Ровная проселочная дорога сменится вскоре каменистой тропой, которая приводит нас на узкий южный отрог обширного плоскогорья. Здесь находится Кыз-Кермен — Девичья крепость. На Кыз-Кермен можно пройти также, обойдя юго-восточный склон горы Бешик-Тау, через территорию Михайловского лесничества по старой дороге, ведущей в долину Качи. Миновав ореховый сад, увидим плоскогорье, отвесные скалы которого сверкают белизной на фоне темно-зеленой растительности.
Местонахождение: Тепе-Кермен расположен в 7 км на юго-восток от Бахчисарая, в 2 км на северо-восток от городища Кыз-Кермен, в 1,5 км к северу от села Кудрино, на вершине столовой горы.
Как добраться: попасть на Тепе-Кермен можно из Бахчисарая, минуя Чуфут-Кале, по тропе, выводящей через караимское кладбище на плато, далее по лесной дороге и затем по тропе, круто уходящей влево и вниз по скалистому склону в лес. Она приводит на ровную поляну, посреди которой возвышается усеченный конус поросшей лесом горы, увенчанный скалистой вершиной.
Со стороны Кыз-Кермена к Тепе-Кермену можно попасть следующим образом: нужно идти на север, вдоль обрыва Кызкерменского плато, минуя крепостную стену. Отыскав спуск в ущелье, нужно его пересечь и выйти на маркированную туристскую тропу. Взяв по ней вправо, через 15 минут можно достичь обширной поляны, на противоположном краю которой возвышается Тепе-Кермен, обращенный в эту сторону своим поросшим до самой вершины лесом северным склоном. Хорошо наезженная дорога ведет к подножию горы. Далее предстоит подъем по крутой тропе, выводящей к вершине. Дойдя до первых искусственных пещер, нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрушенными ступенями. Дальнейшее путешествие продолжится уже по поверхности плато.
Фотогалерея пещерного города "Тепе-Кермен".
Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. Пещерные города Крыма: Путеводитель. — Севастополь: Библекс, 2006.
Фадеева Т.М. Пещерные города и монастыри в окрестностях Бахчисарая. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2004.
Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2007.
Гуськов А.А. Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер. — Харьков: Курсор, 2008.
Тарасенко Д.Н. Весь Западный Крым. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Объявления
Рекорды Крыма
Самыми древними в Крыму каменными памятниками, которые были созданы человеком, являются, вероятно, Скельские (Байдарские) менгиры (III — начало II тыс. до н.э.).
Менгир по-бретонски значит "длинный камень". Этим словом обозначают вертикально врытые в землю длинные каменные
... →