Поликуровский мемориал
Поликуровский холм - это место, откуда началась Ялта, и здесь, на мемориальном кладбище, обрели вечны покой ее замечательные граждане.
Бывшее Иоанно-Златоустовское кладбище расположено в верхней части Поликуровского холма. Существует с начала XIX века. В августе 1863 года временно, до отправки в Москву, здесь покоился прах великого русского актера М.С. Щепкина.
На кладбище возле дорогих им могил бывали И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, А.А. Спендиаров, Ф.И. Шаляпин, А.М. Коллонтай и другие.
Впервые приехав в Ялту в 1896 году, посетил кладбище И.А. Бунин. С небольшой площадки перед ним открывался обширный и необычайно красивый вид на Ялту и ее окрестности - до мыса Ай-Тодор. Под впечатлением увиденного Бунин написал стихотворение «Кипарисы», впервые опубликованное в газете "Ялта" 11 июня 1896 года.
Амфитеатр яйлы дымится
облаками...
В туманный небосклон ушла
морская даль...
Синеет Ай-Тодор, залив кипит
волнами...
А здесь - здесь вечный сон
и вечная печаль!
***
Пусть в городе живых,
у шумного залива,
Гремит и блещет жизнь...
Задумчивой толпой
Здесь кипарисы ждут -
и тихо, молчаливо
Восходит сюда смерть
с добычей роковой...
***
Жизнь не смутит их
мир - минутная, дневная...
Лишь только колокол
вечерний с берегов
Перекликается, звеня
и завывая,
С могильной стражею
белеющих крестов.
В стихотворении «Кипарисы» поэт ярко и точно передал то, что видел вокруг. Оно живо и непосредственно отражает его впечатления, раздумья о жизни и смерти. Чувство жизни и смерти здесь обнажено и обострено. Да и само посещение ялтинского кладбища для Бунина не было случайным. Много позднее он говорил, что его «...влекли все некрополи, кладбища мира!».
К кладбищу Иоанна Златоуста в своем творчестве он возвращался и в дальнейшем. «Верно, не раз я видел, много лет спустя, ее (больной девушки, промелькнувшей в пути) мраморный крест на горе над Ялтой, среди множества прочих крестов, под кипарисами и розами, в легком и светлом морском ветерке светлого южного дня...», - писал он в романе «Жизнь Арсеньева».
Вспоминал о нем и в рассказе «Три рубля»: «Ялтинское кладбище на высоком холме. И с него далеко видно море, а из города - кресты и памятники. И среди них, верно, и теперь еще белеет мраморный крест на одной из самых дорогих мне могил. И я уже больше никогда не увижу его - Бог милосердно избавил меня от этого», - писал Бунин в Париже в 1944 году.
«Смерть и любовь - почти неизменные мотивы бунинской поэзии в стихах и прозе», - писал А.Т. Твардовский о Бунине. И ялтинское кладбище в проведениях И.А. Бунина - яркое тому подтверждение.
Поэтическую оценку ялтинскому кладбищу в 1929 году дал и замечательный русский художник М.В. Нестеров: «Там, над морем, наверху горы теперь покоятся бренные останки нашего Адриана Викторовича Прахова (профессор Киевского университета, историк искусства, председатель комиссии по постройке Владимирского собора в Киеве). Он и его брат, талантливый и рано умерший поэт, лежат рядом. На холмике венки. Кругом - задумчивые, хранящие покой, кипарисы. А в прошлом шумная деятельность - Владимирский собор - суета сует. Все прошло, все миновало, «холмик», кипарисы, дикая яблонька, а там вдали - шумный город и спокойное, умиротворенное море», - грустно писал художник.
В годы Великой Отечественной войны фашисты разрушили кладбище. Среди захоронений выдающихся людей неповрежденными остались лишь могилы Е.М. Григорука, В.С. Калинникова, С.А. Найденова и С.В. Руданского.
В 1967 году создано мемориальное кладбище. Часть могил (Амани, Васильева, Мравиной) пришлось восстанавливать заново, некоторые захоронения перенесены сюда из других мест (Арендта, Ганского, Мачтета, Чернова, Эшлимана). В 1982 году была установлена памятная стела с именами тех людей, место захоронения которых точно не установлено. Кладбище подверглось реконструкции (1977-1982), проект которой составил архитектор А.Н. Золотов.
На Поликуровском мемориале похоронены:
Николай Николаевич Амани (1872-1904), русский композитор, пианист. Родился в Петербурге. Окончил Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у А.Н. Есиповой и теории композиции у Н.А. Римского-Корсакова (1900).
Сочинения Амани - кантата «Рай и Пери», фортепианные произведения, романсы на слова А.Н. Апухтина, И.С. Никитина, А.К. Толстого, А.А. Фета и других с большим успехом исполнялись в симфонических и камерных концертах в Петербурге, Москве и других городах России. Он посвятил Ф.И. Шаляпину «Бородино» - балладу на слова М. Лермонтова. За смычковое трио Амани получил премию на конкурсе Петербургского общества камерной музыки, а в 1903 году - от Московского русского хорового общества за хор для капеллы «Клонит ко сну».
Заболев туберкулезом, уехал в Италию, где пользовались большим успехом концерты из его произведений в исполнении самого композитора.
Осенью 1902 года переехал в Ялту, где написал юбилейную кантату в честь Глинки. Фортепианные пьесы Амани в оркестровке А.А. Спендиарова исполнялись в Ялте и в Петербурге. «Не медлите с известиями и пришлите афишу и рецензии, хотя бы ругательные», - просил композитор Спендиарова в марте 1904 года. Выехать из Ялты из-за все усиливающейся болезни Амани уже не мог.
4 (17) октября 1904 года композитор скончался. Похоронили его рядом с композитором В.С. Калинниковым. В 1979 году на могиле установили надгробие из крымского диорита.
Николай Андреевич Арендт (1833-1893), доктор медицины, основоположник науки о планеризме. Родился в Симферополе в семье медика. В 1849 году окончил с отличием Симферопольскую гимназию, в 1854-м - Петербургскую медико-хирургическую академию. Более 30 лет Арендт прослужил в земской больнице Симферополя. Человек передовых взглядов, он оказывал помощь народовольцам, скрывал А. Желябова; в доме Арендтов бывала С. Перовская. Его жена - Софья Адриановна Сонцова дружила и переписывалась с Лассалем.
Более половины своей жизни (с 1860 г.) Арендт исследовал возможность полета человека на крыльях. Перу ученого принадлежит книга «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц» (в 1888, 1889 гг. издавалась в Симферополе), где он обосновал и развил идею безмоторного полета. Арендт создал конструкторскую разработку планера, названного им «летательный снаряд».
В 1888 году, окончательно разорившись, он переехал на Южный берег Крыма. Поселился близ Ялты, в Исарах, на даче «Мегофули», вблизи водопада Учан-Су. Здесь Арендт продолжал свои опыты. Его идеями о воздухоплавании заинтересовались Н.Е. Жуковский, Русское техническое общество в Петербурге, Французское общество воздушной навигации. Но увидеть свою идею воплощенной в жизнь ему не удалось. 12 декабря 1893 года Арендт умер, похоронили его в «Мегофули».
15 декабря 1976 года останки Арендта и его жены перенесены на мемориальное кладбище. В могилу была помещена урна с прахом их дочери С.Н. Арендт. 14 сентября 1978 года на могиле открыт памятник. Надпись гласит: «Воздухоплавание занимает в настоящее время много умов... рано или поздно человечество откроет себе воздушный путь. Надолго будет гордиться перед светом та страна, в которой будет сделан первый удачный опыт воздухоплавания. Почему бы не нашему Отечеству быть этой страной? Н. Арендт». Скульптор - внучка ученого А.А. Арендт, архитектор - А.Е. Студеникин.
Федор Александрович Васильев (1850-1873), выдающийся русский художник-пейзажист, провел в Ялте два последних года своей жизни. Обострившаяся болезнь (туберкулез легких) заставила его ехать вначале в Харьковскую губернию, а затем в Крым. В конце июля 1871 года Васильев приехал в Ялту вместе с матерью и младшим братом. Он чувствовал себя чужим в этом городе и мучительно переживал одиночество, тосковал по родной северной природе, воспоминаниями о ней навеяна картина «Мокрый луг» (1872) - один из шедевров русской пейзажной живописи.
Постепенно художник полюбил Крым, особенно его горы. Васильев пишет живописный этюд «Крымские горы зимой», создает картину «В Крымских горах», за которую получил первую премию на конкурсе Общества поощрения художников (1873). И.Н. Крамской назвал этот пейзаж « одним из наиболее поэтических пейзажей вообще...».
Осенью 1871 года оба художника встретились в Ялте. В окрестностях города Крамской писал этюды каменистого пейзажа к картине «Христос в пустыне» и пробыл здесь около месяца.
В конце своей жизни Федор Александрович вновь вернулся к темам среднерусского пейзажа. Он создает картины «Заброшенная мельница», «Осень на болоте», много работает. Чтобы платить врачам, за квартиру, содержать мать и брата, Ф. Васильеву приходилось писать по заказу, нередко, по его словам, едва держа кисть. О положении художника говорят его письма к И.Н. Крамскому. «Кроме мерзостей, бед и болезни, на меня в Крыму не упало ни одного светлого луча, - сообщал он 29 мая 1873 года. - Разве только иногда забываешься перед натурой, только ее грандиозность и красота доставляли мне действительно счастливые минуты». «Если б вы знали, мой дорогой, как худо вашему другу», - жаловался Васильев в своем последнем письме к Крамскому 25 июля 1873 года.
С конца апреля 1873 года Васильев уже не мог работать. Он надеялся лишь на поездку в Италию. Все зависело от решения Академии художеств. Полученный отказ убил художника. Он скончался 23 сентября (5 октября) 1873 года.
4 сентября 1879 года свояк Ф.А. Васильева - художник И.И. Шишкин установил на его могиле памятник. В годы Великой Отечественной войны могила была разрушена. По рисунку И.И. Шишкина удалось определить место захоронения. В 1963 году Ф.А. Васильеву установлен памятник. На постаменте высечено: «Выдающийся русский художник-пейзажист Федор Александрович Васильев, род. 10.02.1850 г. в г. Гатчине, ум. 23.09.1873 г. в г. Ялте». Скульптор - Л.И. Ушакова, архитектор - М. Симонов.
К 110-летию со дня рождения художника среди зеленых газонов курдонера, образуемого домами № 8, 10, 12 на Киевской улице, установлен бронзовый бюст Ф.А. Васильева на постаменте из диорита. Авторы - скульптор Н.Л. Савицкий, архитектор П.А. Стариков.
В Ялте Ф.А. Васильев сменил несколько квартир: последние находились вблизи Ялтинского порта на Почтовой улице. Дом, в котором жил художник в 1872 году, разрушен в годы Великой Отечественной войны. В 1959 году на сохранившемся фундаменте построили новое здание. На фасаде его - мемориальная доска, на которой можно прочесть и такие слова: «Мы рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Он был для всех нас превосходным учителем. Илья Репин». Ниже изображена палитра с двумя кистями и лавровой ветвью.
Николай Васильевич Водовозов (1870-1896), ученый, публицист, автор ряда статей по истории общественной мысли и рабочего движения.
Родился в Петербурге в семье известных русских педагогов В.И. Водовозова и Е.Н. Водовозовой-Семевской.
В 1891 году за речь на похоронах Н.В. Шелгунова был арестован и исключен из Петербургского университета. Примыкал к легальным марксистам. Вместе с женой М.И. Водовозовой, с которой познакомился в Мисхоре в имении ее родителей Токмаковых, основал в 1895 году книгоиздательство, находившееся в Москве, затем в Петербурге.
Совместно им удалось выпустить лишь одну книгу. 25 мая 1896 года Н.В. Водовозов скончался в Вене от туберкулеза. Тело его перевезли в Россию и 3 июня похоронили на Мисхорском кладбище. После его смерти в издательстве М.И. Водовозовой в октябре 1898 года вышел сборник В.И. Ленина «Экономические этюды и статьи», на который, по словам Ленина, его натолкнули «Экономические этюды» Н. Водовозова. А в 1899 году Водовозова издала ленинский труд «Развитие капитализма в России». В 1900 году перестало существовать издательство — М.И. Водовозова попала под надзор полиции и была выслана из Петербурга в Крым, в Олеиз.
В 1989 году прах Н.В. Водовозова был перезахоронен на Поликуровском мемориале. Здесь присутствовала и его внучка концертмейстер Всесоюзного радио и телевидения Майя Владимировна Водовозова.
Алексей Павлович Ганский (1870-1908), талантливый русский астроном, геодезист и гравиметрист, родился в Одессе. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета. С 1905 года - астроном Пулковской обсерватории. За исследование на больших высотах солнечной короны, планет (Венеры и Юпитера), проведение гравиметрических измерений получил французский орден Почетного Легиона. Труды Ганского «Фотографии солнечной грануляции, полученные в Пулково» (1907), «Движение солнечных гранул по поверхности Солнца» до последнего времени оставались непревзойденными.
В 1906 году вместе с Г.А. Тиховым (исследователем Марса) приехал в Крым для наблюдения зодиакального света и изучения качества изображений. Выполненные на Ай-Петринском плато исследования убедили их, что в Крыму есть все условия для разнообразных астрономических наблюдений. При участии Ганского и по его инициативе на базе любительской обсерватории Н.С. Мальцова создано Симеизское астрофизическое отделение Пулковской обсерватории, руководителем которого он стал.
11 (24) августа 1908 года Ганский утонул в Черном море. Похоронен был в Алупке. На Поликуровский мемориал останки его перенесены в 1983 году, на могиле - прежнее надгробие из черного лабрадорита. Именем Ганского названы кратер на Луне и малая планета, открытая С.И. Белявским в Симеизской обсерватории в 1927 году.
Евгений Максимович Григорук (1899-1922), украинский поэт, журналист, активный участник гражданской войны, организатор издательского дела на Украине. Родился в с. Троянцы (Одесская область). В 1919 году окончил Феодосийский учительский институт. В 1920 году в Киеве организовал издание первой подпольной газеты на украинском языке «Червона правда» (предшественница «Киевской правды»). Он явился инициатором издания «Историко-революционной библиотеки», а также «Универсальной библиотеки», в которую вошли труды Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинского, Л. Украинки. Был первым переводчиком «Интернационала» на украинский язык.
Творческий путь Григорука был очень короток. В Ялту он приехал в 1922 году тяжелобольным - страдал туберкулезом легких и вскоре умер. На надгробии надпись: «Евгений Максимович Григорук, скончался 24 октября 1922 г. 24 лет». Ниже - «Другу книги Государственное издательство».
В 1928 году Госиздат Украины впервые издал сборник его стихотворений. Они переизданы в 1962 году издательством «Радянський письменник» в Киеве. Стихи Е.М. Григорука вошли и в антологию украинской поэзии.
Владимир Николаевич Дмитриев (1839-1904), выдающийся русский врач-климатолог. Родился в г. Медынь Калужской губернии. В 1860 году окончил медицинский факультет Московского университета. По окончании службы корабельного врача на военных судах в 1866 году вернулся в Москву. Работал в клинике Московского университета у С.П. Боткина. Заболев туберкулезом, в 1868 году приехал в Ялту, где остался до конца жизни, умер 22 февраля 1904 года от паралича сердца на одной из улиц города. Хоронила его вся Ялта. На похоронах присутствовал и А.П. Чехов.
Известие о смерти Дмитриева русская передовая общественность приняла с глубокой скорбью. Некрологи о нем напечатали журналы «Врачебный вестник», «Метеорологический вестник», «Записки горного клуба», газета «Русский врач» и вся крымская печать. Ю.М. Шокальский, выдающийся ученый-путешественник, отметил, что в лице Дмитриева общество утратило «популярного в Крыму деятеля, в продолжение 35 лет изучавшего Южный берег в климатическом и климатологическом отношении и составившего верную рельефную карту Южного берега Крыма».
Аутская улица (ныне Кирова), по которой шла траурная процессия к старому Аутскому кладбищу, утопала в зелени и цветах. С этого кладбища останки В.Н. Дмитриева вскоре перезахоронили в семейном склепе С.И. Метальникова - зятя Дмитриева - в «Артеке». В годы гражданской войны склеп был разрушен. Останки умерших захоронили над склепом.
В 1973 году на Поликуровском мемориале установлена плита из диорита в честь В.Н. Дмитриева, сыгравшего большую роль в развитии отечественной медицинской науки и Южного берега Крыма как курорта.
Василий Сергеевич Калинников (1866-1900), выдающийся русский композитор. Родился в селе Воины Мценского уезда Орловской губернии. В 1892 году окончил два отделения Московского филармонического училища - композиторское и духовых инструментов. Туберкулез легких привел его на Южный берег Крыма.
В декабре 1893 года он поселился в Ялте, на даче художника А.Е. Воронкова. Целебный воздух, прекрасная крымская природа оказали благотворное влияние на здоровье Калинникова.
В первые же месяцы пребывания в Ялте он создал несколько музыкальных произведений на стихи известных поэтов: балладу для хора и оркестра «Над морем красавица дева сидит» (М.Ю. Лермонтов), романсы «Нам звезды кроткие сияли» (А.Н. Плещеев), «Звезды ясные» (К.М. Фофанов), «Был старый король» (Г. Гейне), а также фортепианные пьесы «Вальс», «Менуэт», «Русское интермеццо», «Ноктюрн», «Элегия», увертюру ре-минор для оркестра. Здесь же композитор начал работать над произведением, принесшим ему мировую известность, - Первой симфонией g-moll, эскизы которой были написаны раньше.
Закончил он ее в марте 1895 года. Первая симфония проникнута большим патриотическим чувством, любовью к родной русской природе. Несмотря на некоторую элегическую грусть, это жизнерадостное, полное оптимизма произведение.
В начале 1896 года композитор пишет интермеццо № 1 для оркестра. Затем уезжает в Москву, по возвращении в Ялту (весной 1897) два месяца живет на даче М.Г. Кащециной. Теперь на этом месте гостиница «Украина» (Боткинская ул., 13).
Обострившаяся болезнь заставляет его ехать для лечения за границу. В свой последний приезд в Ялту весной 1899 года Калинников начал писать «Пролог» к опере «В 1812 году» по либретто и заказу С.И. Мамонтова.
20 июня 1899 года на квартире у артистки Т.С. Любатович состоялось прослушивание «Пролога» С.И. Мамонтовым и группой артистов частной оперы. Осенью 1899 года композитор перебрался в дом Бушева (один из корпусов санатория «Ялта»), 8 февраля 1900 года снова поселился на даче Воронкова.
В начале 1900 года он написал романс «Молитва» (стихи А.Н. Плещеева), интересный сменой настроений, переходов от отчаяния к надежде. Романс посвящен брату - композитору и музыканту Виктору Сергеевичу Калинникову. Летом того же 1900 года Василий Сергеевич создает свое последнее произведение - романс «Колокола».
Много светлых минут принесла композитору дружба с А.Т. Гречаниновым и С.В. Рахманиновым, которые его навещали. Летом 1900 года к Калинникову, когда стало известно о его безнадежном состоянии, приезжают композиторы Ц.А. Кюи, Ю.С. Сахновский и другие. Но помочь больному было уже невозможно. Погиб он от туберкулеза и преследовавшей его всю жизнь материальной нужды. 28 декабря 1900 года В.С. Калинникову на даче «Сиротинка» сделали операцию горла, на следующий день он скончался.
Памятник на могиле композитора установлен в 1911 году на средства, собранные в России по инициативе А.А. Спендиарова и А.Т. Гречанинова. По конкурсу Петербургского общества архитекторов проект памятника выполнен ялтинским архитектором Л.М. Браиловским.
Григорий Александрович Мачтет (1852-1901), русский писатель-народник. Родился в г. Луцке. В 1870 году получил звание уездного учителя. В 1872-1874 годах жил в США, где работал чернорабочим на фермах. Вернувшись в Россию, начал литературную деятельность. Первый очерк Мачтета «Германия» поместил журнал «Отечественные записки», который редактировал Н.А. Некрасов. Его стихотворение «Последние прости» (1876), широко известное под иным названием - по первой строке «Замучен тяжелой неволей», стало траурной песней революционного пролетариата.
В начале августа 1901 года Мачтет приехал в Ялту к своей сестре М.А. Вощининой, жившей в доме № 12 на Мееровской улице (ныне ул. Володарского, 10). Здесь у него бывали А.П. Чехов, С.Я. Елпатьевский. 14 августа Григорий Александрович скоропостижно скончался. Похоронили его на Аутском кладбище. Проводить писателя в последний путь пришли А.П. Чехов, М.П. Чехова, О.Л. Книппер-Чехова, С.Я. Елпатьевский.
Останки Г.А. Мачтета перезахоронены 12 апреля 1973 года. На его могиле - надгробная плита из черного лабрадорита, в центре надгробия высечен текст: «Мачтет Григорий Александрович 1852-1901».
Евгения Константиновна Мравина (Мравинская) (1864-1914), одна из крупнейших представительниц русской вокальной школы. Родилась в Петербурге в семье военного инженера. Занималась вокалом с известным оперным певцом и педагогом И.М. Прянишниковым, затем училась в Берлине и в Париже. Вернувшись в Россию, стала солисткой Мариинского театра в Петербурге, на сцене которого спела свыше 30 партий.
Тяжело заболев во время гастролей, она в 1903 году приехала в Ялту и поселилась в гостинице «Россия». Вошла в круг передовой интеллигенции города. А.А. Спендиаров посвятил Мравиной романс «К луне» (стихи Шелли, 1906). Осеню 1904 года Евгения Константиновна дала два концерта в зале мужской гимназии в пользу нуждающихся больных и на постройку здания пансионата «Яузлар», участвовала в празднике «Белой ромашки» в пользу туберкулезных больных, написала свои воспоминания для издаваемого ялтинским попечительством о приезжих больных «Сборника», доходы с которого шли в фонд помощи больным.
12 (25) октября 1914 года Е.К. Мравина скончалась от паралича сердца. С 1979 года на могиле ее стоит надгробие из белого мраморовидного известняка.
Сергей Александрович Найденов (Алексеев) (1868-1922), русский писатель, драматург. Родился в Казани в купеческой семье. В 1889 году окончил Московское музыкально-драматическое училище филармонического общества. Играл на провинциальной сцене.
В 1901 году в Москве на автобиографическом материале написал свое наиболее значительное произведение - пьесу «Дети Ванюшина».
Впервые приехал в Ялту в 1902 году. Познакомился здесь с А.П. Чеховым и М. Горьким, который привлек молодого драматурга в свое издательство «Знание», ввел в кружок прогрессивных писателей «Московская литературная среда».
С 1909 года, заболев туберкулезом, Найденов почти безвыездно живет в Ялте, на даче популярной в те годы писательницы А.А. Вербицкой. Здесь пишет пьесы «Роман тети Ани» (1912), «Работница» (1915), «Полотняное небо» (1918-1919). Прототипами героев пьесы «Работница» были два знакомых врача Сергея Александровича, живших в Ялте.
Писатель играл видную роль в культурно-общественной жизни города. Вместе с женой - артисткой Инной Ивановной Найденовой-Мальской создал художественно-артистический кружок, ставил спектакли, выступал в концертах, организовал «Литературное общество», которое не только сплотило прогрессивных литераторов, но и оказывало им материальную помощь.
После смерти мужа И.И. Найденова-Мальская устроила в доме небольшой мемориальный музей. Здесь бывали А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, многие советские писатели и артисты. Уцелевшие экспонаты (многие утрачены в годы фашистской оккупации) хранятся ныне в Ялтинском историко-литературном музее.
На памятнике, поставленном вдовой писателя И.И. Найденовой-Мальской, представляющем колонну из светлого мрамора с небольшим шаром вверху, высечены тексты - на лицевой грани: «Писатель Сергей Александрович Найденов (Алексеев) 14/XI 1868 г. Скончался в Ялте 22/XI 1922 г.» На боковой - стихотворный текст из пьесы Найденова «Неугасимый свет»:
О Боже мой, какой простор,
Какие блещущие дали!
Под мною звезд певучих хор,
Над мною мир, где нет печали.
Светлеет ум...
За гранью смерти нет невежд
И нет законов дикаря.
Живите, полные надежд.
***
Неугасимая заря,
Неугасимый свет повсюду
Я жив. Я буду жить. Я буду.
Степан Васильевич Руданский (1834-1873), украинский поэт-демократ. Родился в селе Хомутинцы Винницкого уезда на Подолье в семье священника. В 1855 году окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию. Там написал первые романтические баллады - «Два трупа», «Вечорницi», «Розмай» и лирические стихотворения «Ты не моя», «Меня забудь», «Песня» и другие. В 1861 году, вопреки воле отца, окончил Петербургскую Медико-хирургическую академию и получил назначение в Ялту. Ехал он сюда не только лечить, но и в надежде полечиться: все более обострялась болезнь - туберкулез легких.
Работа оказалась изнурительно тяжелой: Руданский совмещал должности врача городского и ялтинского больничного объединения, а с 1864 года исполнял еще должность карантинного, т.е. санитарного и портового врача Южного берега Крыма. И за все это получал одно мизерное жалованье. Первое время Руданский жил в доме на Бульварной улице (ныне ул. Ф. Рузвельта), затем на Севастопольской, позднее - на Дерекойской (ныне ул. Руданского).
К осени 1863 года положение Руданского несколько улучшилось: он получил оплачиваемую должность врача крымских имений графа Воронцова. Единственный врач в городе, он занимался частной практикой. Неимущих больных лечил бесплатно. Среди его пациентов был гениальный русский актер М.С. Щепкин.
Руданский заботился о благоустройстве Ялты. Часть своей земли (на стыке нынешних улиц Свердлова и Руданского) он отдал безвозмездно городу для устройства фонтана (скважины). Им был разработан проект нового рынка, создана при ялтинском больничном отделении медицинская библиотека - первая на Южном берегу Крыма. Весной 1869 года Руданского избрали почетным мировым судьей Симферопольско-Ялтин-ского округа.
Степан Васильевич был разносторонне одаренным человеком: увлекался археологией, делал зарисовки памятников, написал научную археологическую работу, изучал местный фольклор, подготовил к изданию сборник из 60 народных украинских песен с нотами к ним. В 1862 году он создал драматический этюд «Чумак», в 1871 году переработал его начало. Занимался Руданский и поэтическими переводами: на украинский язык им переведены «Илиада» Гомера, древнегреческая поэма «Батрахомиомахия» («Война лягушек и мышей»), «Энеида» Вергилия, вчерне переведена поэма Лермонтова «Демон».
Его лирические стихотворения «Не дивуйтесь, добрi люди», «Повiй, вiтре, на Вкраiну», «Ой, чому ти не лiтаеш...» сразу стали народными песнями. Он пишет баллады, басни, цикл «Спiвомовки», насыщенный сатирическими и антирелигиозными мотивами. Отдельные произведения Руданского печатались в журналах, только в конце XIX века стараниями Олены Пчилки (матери Л. Украинки) собрано и издано во Львове почти все литературное наследие поэта, составившее семь томов.
Последние годы Руданский прожил в доме, принадлежавшем Е.К. Воронцовой. 3 мая 1958 года на фасаде здания установлена мемориальная доска (ул. Игнатенко, 18).
Летом 1872 года во время борьбы с эпидемией холеры он заболел. Власти решили перевести его на службу в Перекоп. На прошение оставить в Ялте он получил отказ. 21 апреля (3 мая) 1873 года нервное потрясение и рецидив туберкулеза оборвали его жизнь.
Почитатели таланта Степана Руданского в 1892 году на средства, собранные по подписке, поставили на его могиле памятник - каменную глыбу с высеченными на ней строками:
На могилi не заплаче
Hiхтo в чужинi.
Xi6a хмаронька заплаче
Дощем по менi.
В 1968 году по инициативе Литературного фонда УССР на могиле установлен новый памятник - монолит из крымского диорита. На его лицевой грани, рядом с прежней надписью, - бронзовый горельеф Руданского. Скульптор - Р.В. Сердюк.
Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945), кинодеятель, организатор и руководитель первого русского кинопредприятия, выпускавшего с 1907 года отечественные фильмы. Родился в деревне Ханжонковка в бывшей области Войска Донского в семье обедневшего помещика. В 1896 году окончил юнкерское училище в чине подхорунжего. Выйдя в отставку, Ханжонков занялся кинематографическим предприятием.
Первая полнометражная картина отечественного кино «Оборона Севастополя», снятая Ханжонковым в Крыму, демонстрировалась 11 сентября 1911 года в Ливадийском дворце для Николая II.
После огромного успеха фильма «Оборона Севастополя» он создает в Москве собственную кинофабрику, на которой работали выдающиеся кинорежиссеры В.М. Гончаров, П.И. Чардынин, Е.Ф. Бауэр, скончавшийся в Ялте в 1917 году, и другие.
В 1917 году А.А. Ханжонков создает в Ялте, на Аутской улице (ул. Кирова, 30), «первую в русском кинопроизводстве собственную съемочную летнюю базу». Здесь акционерным обществом «Ханжонков и К» с 1917 по 1920 год было снято более 20 и выпущено в прокат около 400 художественных, научных и мультипликационных фильмов.
После гражданской войны на базе национализированных ателье А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева создается Ялтинская кинофабрика, где был снят в 1922 году первый советский художественный фильм.
В последние годы жизни Ханжонков жил в Ялте, на Боткинской ул., 15, писал, консультировал приезжающие в Ялту съемочные группы.
Умер 26 сентября 1945 года. Похоронен был на Ливадийском кладбище, позже его прах перенесен на Поликуровский мемориал.
На овальном полукруге могилы - надгробная плита с текстом: «Ханжонков Александр Алексеевич 1877-1945» и стела - «Первому русскому кинопродюсеру А. Ханжонкову от независимой киностудии «Фора-фильм».
Дмитрий Константинович Чернов (1839-1921), великий русский металлург, основоположник металловедения и теории термической обработки стали. Родился в Петербурге в семье заводского фельдшера. Окончил Петербургский практический технологический институт (1858). В 1866-1868 годах, работая на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге, сделал открытие критических точек стали, что послужило теоретическим фундаментом для создания науки о металлах и стало научным достижением мирового значения. Общие принципы тепловой обработки стали, установленные ученым, остались незыблемыми до настоящего времени.
Д.К. Чернов известен также как видный общественный деятель. Он состоял почетным членом Артиллерийской академии, американского института горных инженеров, почетным вице-председателем английского института железа и стали, почетным членом-корреспондентом Королевского общества искусств в Лондоне и т. д.
Часто бывал в Ялте, где жила его сестра Е.К. Киреева. Весной 1916 года переехал в Крым из-за болезни. После Февральской буржуазно-демократической революции вернулся в столицу. Осенью 1917 года он снова в Ялте. Жил в гостинице «Метрополь» (ныне «Украина», ул. Боткинская, 13), читал лекции, выступал с докладами в Обществе по охране природы. В 1920 году получил приглашение переехать в Англию, но отказался покинуть Родину.
Умер от воспаления легких в ночь на 2 января 1921 года. Похороны состоялись на Аутском кладбище. В 1925 году на его могиле установлена плита, привезенная из Ленинграда. 13 апреля 1973 года останки Д.К. Чернова перезахоронили на Поликуровском холме. На основании из диорита лежит прежняя плита из чугуна с литым текстом: «Дмитрий Константинович Чернов 1839-1921 гг. Отец металлографии, провозвестник и глава Новой школы металлургов. Русское металлургическое Общество своему Почетному Председателю».
В 1999 году на могиле Чернова установлен чугунный бюст ученого на пьедестале из диорита с надписью: « От металлургов и металловедов России и Украины». На боковой грани - изображение диаграммы состояния металла сплава углерода и железа, выполненной Черновым в Ялте 10 ноября 1916 года.
Карл Иванович Эшлиман (1808-1893), архитектор, в первой половине XIX века сыгравший значительную роль в планировке и застройке Южного берега Крыма. Родился в Швейцарии, в г. Бургдорф (кантон Берна). Окончил Парижскую академию художеств.
На Южный берег Крыма приехал в июле 1828 года, сопровождая испанского графа Ошандо деля Бандо в имение А.С. Голицыной в Кореиз. Выстроил там в 1829-1831 годах в готическом стиле церковь и часовню.
В 1831 году назначен вторым архитектором Южного берега Крыма, с 1834 года - его первый архитектор. В 1837 году под руководством Карла Ивановича построена церковь св. Иоанна Златоуста. В 1843 году он составил первый план города Ялты.
Почти полвека К.И. Эшлиман прожил в своем доме «Планжисарай» (Дом архитектора) на ул. Свердлова, 36. Построенный в стиле барокко с элементами других стилей, дом украшен статуями, домовыми знаками, декоративным орнаментом и фигурными композициями.
Умер К.И. Эшлиман 4 апреля 1893 года. По специальному разрешению похоронен был возле церкви Иоанна Златоуста как ее строитель.
10 декабря 1969 года прах архитектора перенесен на мемориал.
На его могиле установлен в 1971 году реконструированный прежний памятник из черного лабрадорита в форме четырехгранной пирамиды. На его лицевой стороне выбит крест, ниже надпись: «Архитектор Карл Иванович Эшлиман. Мир праху твоему, дорогой отецъ». На противоположной стороне высечены треугольник и кронциркуль.
Стела в честь революционеров и деятелей культуры
Стела из восьми прямоугольных граней разной высоты, облицованная серым мраморовидным известняком, установлена в 1982 году на центральной площадке Иоанно-Златоустовского кладбища, или, как оно теперь называется, Поликуровского мемориала. На ее гранях десять мемориальных досок из белого мрамора. Автор проекта - архитектор А.Н. Золотов.
Тексты мемориальных досок приводим в той последовательности, в которой они установлены. На них имена тех, чьи могилы утеряны.
Мартирос Семенович Дерижанов (1867-1900), ялтинский врач, общественный деятель. Приехал в Ялту в 1897 году. Состоял членом правления благотворительного общества, активный сотрудник «Попечительства о нуждающихся больных», член Ялтинского отдела Русского общества охранения народного здравия. В его пансионе в 1898 году жила Леся Украинка.
Николай Иванович Зибер (1844-1888), профессор Киевского университета, один из первых пропагандистов экономического учения К. Маркса в России. Родился в Судаке. Окончил мужскую гимназию в Симферополе, затем — юридический факультет Киевского университета (1866).
В Лондоне в 1881 году познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В послесловии ко 2-му изданию первого тома «Капитала» Маркс положительно отозвался о диссертации Зибера «Теория ценности и капитала Д. Рикардо в связи с позднейшими дополнениями и разъяснениями» (1871). На труд Зибера «Давид Рикардо и К. Маркс в их общественно-экономических исследованиях» (1885) ссылался В.И. Ленин.
Последние годы жизни Н.И. Зибер провел в Ялте, вероятно, в доме сестры, земской учительницы С.И. Зибер (Нагорная улица, 1).
Гавриил Владимирович Зуев (1873-1902), организатор и первый руководитель комитета РСДРП в Ялте в 1900-1902 годах.
Впервые о политических событиях в Ялте и деятельности социал-демократической организации ленинская «Искра» сообщала в ноябре 1901 года (№ 10) и июле 1902 года (№ 22). По поручению редакции «Искры» в конце июня 1902 г. В.Г. Шкляревич начал вести с Зуевым переговоры об установлении непосредственной связи Ялтинской организации с «Искрой», но вскоре Зуев скончался. Из письма Шкляревича «Искре» известно, что «гроб несли рабочие, и один из них сказал над могилой несколько слов».
Леонид Валентинович Средин (1860-1909), врач-демократ, общественный деятель. Родился в Архангельске. Окончил медицинский факультет Московского университета, работал хирургом. Заболев туберкулезом, в 1891 году переехал в Ялту. Здесь открыл хирургические отделения в ялтинской больнице, в Кореизе, работал в больнице общины Красного Креста. Оперировал в земской больнице Ялты, вел частную практику в доме Г.Ф. Ярцева.
За свою доброту, внимание, профессионализм снискал любовь и уважение окружающих. Квартира Средина была центром общения многих выдающихся людей. Художник М.В. Нестеров писал: «Бывало, тянутся люди в гору, мимо гимназии к дому Ярцева, где проживал тогда медленно угасавший в злой чахотке доктор Средин, объединявший вокруг себя «ищущих правды жизни». Кто только не шел к милому, спокойному Леониду Валентиновичу! Часто бывал там и Горький, любил бывать и Чехов. М.Н. Ермолова говорила мне, что она «на срединском балконе отогревается от московской стужи». Художники Левитан и Виктор Михайлович Васнецов, Мамин-Сибиряк и благодушный, большой Елпатьевский заглядывали туда. Все несли Средину свои думы, заботы, радости и печали, а он всех выслушивал почти молча и молчание это было «мудрое молчание»: все знали, чувствовали, что их внимательно слушают, до конца понимают, и уходили с балкона бодрые духом, благодарные...».
В октябре 1909 года Л.В. Средин скончался.
Александр Павлович Эльтеков (1846-1894), русский химик, профессор Харьковского и Киевского университетов. Установил определенные закономерности в свойствах углеводорода, известные под названием правила Эльтекова (1877). Разработал химические реакции, которые позволили получать современное моторное топливо.
На надгробном памятнике был текст: «Профессор Александр Павлович Эльтеков р. 1846 г., ск. 1894 г. Памятник сооружен русскими химиками».
Прасковья Федоровна Жевандрова, агент ленинской «Искры» на юге России. Бывала неоднократно в Ялте, останавливалась на даче поэта В.А. Шуфа.
18 июня (1 июля) 1902 года в редакцию газеты «Искра» из Полтавы были сообщены адреса, по которым следовало высылать «Искру»: «Борисоглебск Тамбовской губернии, Марии Прохоровне Поповой, дом М.А. Жевандровой, до октября, а с октября: Ялта, Ливадийская слободка, дача Шуф, Прасковье Федоровне Жевандровой». По этому адресу высылалась «Искра» для крымских организаций РСДРП.
Умерла от туберкулеза 11 июля 1907 года.
Леонид Петрович Радин (1860-1900), революционер, ученый-химик, изобретатель. В одиночке московской Таганской тюрьмы написал песню «Смело, товарищи, в ногу!..», ставшую одним из первых революционных гимнов пролетариата. (Впервые опубликована 1 мая 1914 года в большевистской газете «Путь правды», за что правительство наложило арест на тираж газеты).
В 1898 году его сослали в город Яранск Вятской губернии (ныне Кировская область). По окончании срока ссылки, он, больной туберкулезом, приехал 13 марта 1900 года в Ялту, но было уже поздно: через три дня Радин умер в одной из ялтинских гостиниц. На его могиле была сделана надпись: «Дорогому товарищу от яранских друзей».
Владимир Иванович Ребиков (1866-1920), русский композитор и пианист. Долгие годы жил в Крыму (с 1910 г. - в Ялте). Вначале поселился на даче Андреевой, на Набережной (сочинил здесь пьесу «Женщина с кинжалом» - текст и музыку), затем в доме Гофшнейдера (пер. Черноморский, 6), где в январе 1911 года написал «Альфу и омегу», позже - «Всеношное бдение», «Нарцисс» и другие пьесы для фортепиано и ритмодекламации.
В 1917 году создал гимн революции, в январе 1918 года - пятиактную трагедию в стихах «Антихрист», одно из своих самых удачных произведений, проникнутое бунтарским духом. В автобиографии композитор об этом сказал так: «Писал я скоро, без помарок, без исправлений, начисто. Мистерию от 8 января по 12 января - 5 актов в пять дней! Писал при обстановке исключительной. Под окном шел бой... Из окна я видел миноносец. На стене комнаты отражался огонь выстрела, и затем стены дрожали от залпа орудий...».
Одно из последних произведений Ребикова - музыкально-психологическая драма «Дворянское гнездо» - заинтересовала Вл. И. Немировича-Данченко. В Ялте композитор изредка дирижировал симфоническим оркестром при исполнении своих произведений, играл в концертах фортепианные пьесы.
Дмитрий Андреевич Усатов (1847-1913), певец, артист, автор многих романсов, первый и единственный учитель Ф.И. Шаляпина.
Родился в Петербурге в семье крепостного графа Д.Н. Шереметева. Обладал красивым голосом. В 1873 году окончил Петербургскую консерваторию. Около 10 лет пел в Большом театре Москвы.
В 1890-1894 годах преподавал пение в Тифлисе, где бесплатно обучал Ф.И. Шаляпина, безгранично любившего своего учителя.
«Дорогой учитель! Спевши блестяще свой концерт, с искренним чувством любви вспоминаем дорогого Дмитрия Андреевича и пьем за его и супруги его здоровье», - телеграфировали после своего концерта в 1903 году Ф.И. Шаляпин и П.А. Агнивцев.
В 1894 году по состоянию здоровья Усатов переехал в Ялту.
Здесь он неоднократно избирался гласным Ялтинской городской Думы и членом Городской управы. Давал частные уроки пения. В его доме на ул. Екатерининской, 5, позже в Лютеранском (ныне Партизанском) переулке пел Шаляпин, бывали композиторы А.С. Аренский, А.К. Глазунов, В.И. Ребиков, А.А. Спендиаров и другие деятели культуры.
Умер Д.А. Усатов 13 августа 1913 года. Гастролировавший в то время за границей Шаляпин посетить его могилу смог лишь 11 сентября 1913 года.
Федор Тимофеевич Штангеев, врач, общественный деятель. С 1874 года широко применял на Южном берегу Крыма методы климатолечения. Его основные труды: "Лечение легочной чахотки в Ялте" (1885), "О лечении и режиме при чахотке" (1898).
Умер 28 февраля 1900 года.
Гурьянова Н.М. Памятники Большой Ялты. Справочник-путеводитель. - Симферополь, Бизнес-Информ, 2008.
Объявления
Рекорды Крыма
Уникальный пловец и ныряльщик — Игорь Данилович Нерсесян (род. в 1953) — с 1957 г. постоянно проживает в Ялте.
Игорь Нерсесян долгое время работал на Ялтинской водно-спасательной станции. Лично вытащил из воды несколько сотен тонущих.
В молодости во время интенсивных
... →