Братское кладбище на Северной стороне
Почти со всех возвышенностей города, знаменитых событиями первой обороны, просматривается холм на Северной стороне, увенчанный пирамидальным сооружением с крестом. Это Братское кладбище с храмом св. Николая — общий памятник русским воинам, павшим при защите города в 1854-1855 годах. Основано по инициативе адмирала В.А. Корнилова.
Перед главным входом стоят два дома в готическом стиле — здесь жили ветераны войны — смотрители кладбища; ворота оформлены башнями, повторяющими в уменьшенном масштабе храм св. Николая. Мотив пирамиды олицетворял символ постоянства и силы.
Минуя старинные кованые ворота (раньше их фланкировали орудия), посетитель вступает на главную аллею, круто поднимающуюся на вершину холма — к храму. Первое, что он видит, это мраморная колонна, на ней бюст человека с неправильным, но привлекательным лицом (автор — скульптор Годебский). На колонне лаконичная надпись: "Хрулеву — Россия". Здесь, на почетном месте, прямо у входа, похоронен знаменитый герой осады генерал-лейтенант С.А. Хрулев (1807-1870). Это о нем сказал поэт А. Майков:
Хрулев! Ты победил любовию солдатской,
Наградой верною достоинствам вождя,
Она нам говорит, что сам любовью братской
Ты меньших возлюбил, их к чести приводя.
Круто взбирается вверх аллея (к несчастью, она заасфальтирована и установлена неудачными современными светильниками). Аллею плотно окружают памятники и братские могилы. На кладбище похоронено около сорока тысяч человек (другие цифры, приводимые путеводителями, ошибочны). Страшно сказать — это население современного большого районного центра!
Лучше всего чувства, охватывающие посетителя Братского кладбища, выразил А. Фет:
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна!
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
В 1872 году Симферопольская инженерная дистанция под руководством инженера-полковника К.Е. Геммельмана разработала 19 не похожих друг на друга проектов памятников на братских могилах. Тем самым была разрешена главная проблема создания мемориального комплекса такого размера — художественного единства ансамбля. На сегодняшний день сохранилось 427 братских и 130 индивидуальных захоронений, в которых погребено около 40 тысяч человек, погибших и умерших от ран во время Крымской войны 1854-1855 гг.
Памятники на индивидуальных могилах чаще скромные — из мраморовидного известняка, но иногда это целые архитектурные постройки. Таков, например, монумент князю М.Д. Горчакову (1793–1861), главнокомандующему Крымской армией в 1855 году. Он стоит слева у аллеи на середине подъема. Выполнен в виде часовни с шатровой кровлей, расписанной фресками. Арки над входом опираются на византийские капители изящных колонн, объединенных по четыре. Колонны стоят на высоком стилобате по обеим сторонам входа. Памятник сооружен в 1863 году по проекту А.А. Авдеева, живописные работы выполнял художник М.Н. Васильев, но фрески очень повреждены и нуждаются в немедленной реставрации.
Поднимаясь выше, посетитель проходит мимо группы индивидуальных памятников, среди которых особенно выделяются: мраморный портик на могиле контр-адмирала М.Н. Кумани (архитектор Б.А. Рожнов, 1890 г.), памятник офицерам и солдатам Волынского полка (архитектор А.Г. Гронвальд) в виде изящного саркофага из белого мрамора; несколько тяжеловесный монумент над склепом Э.И. Тотлебена (А. Карбоньер, 1890 г.).
Аллея поворачивает вправо, делается положе, и появляется каменная пирамида — храм св. Николая. Нужно сказать, что форма найдена очень удачно — пирамида как бы венчает холм, сообщает законченность этой высоте. Известный историк архитектуры Н.И. Брунов писал: «Благодаря контрастам в пределах спокойного целого, пирамида проникается огромной внутренней жизнью и колоссальной силой воздействия. При большом внешнем спокойствии достигается большое внутреннее напряжение».
В пирамиду вписан однокупольный храм в византийском стиле, на стенах его высечены имена погибших офицеров (правда, далеко не всех), а на наружных гранях помещен список частей гарнизона с указанием числа потерь (убитые, раненые, больные, пропавшие без вести). Внутри храм был украшен фресками, выполненными художниками М.Н. Васильевым, А.Е. Карнеевым, А.Д. Литовченко.
Мозаичный образ Христа над входом создан по рисунку известного художника Ф.А. Бруни. Храм заложен 5 (17) сентября 1857 г., окончен в 1870 г., строился по проекту и под руководством архитектора А.А. Авдеева.
К сожалению, живопись из-за сырости в храме просуществовала недолго. В 1886 году она была заменена смальтовой мозаикой, копирующей сюжеты фресок. Работы выполняли специалисты венецианской мастерской А. Сальвиати по картонам севастопольского художника М.Н. Протопопова.
Во время Великой Отечественной войны в верхнюю часть пирамиды попал снаряд, разрушивший звонницу, диоритовый крест рухнул и раскололся на несколько частей, почти полностью была уничтожена мозаика. Очень пострадало и кладбище (оно неоднократно было полем боя). Исчезли или полуразрушены десятки памятников, разбиты бюсты, выломаны мраморные доски с эпитафиями.
В 1971 году проводилась реставрация храма (авторы проекта И.Л. Шмульсон, В.И. Майко, Т.В. Гусельникова). Ввиду того, что восстановить почти полностью утраченную мозаику было очень сложно и дорого, было принято решение снова заменить ее фресками.
В 1972 году проводилась реставрация памятников на кладбище (авторы проекта В.М. Артюхов, Е.В. Веникеев).
Местонахождение: Северная сторона Севастополя.
Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. — М.: "Искусство", 1986.
Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.
Фото Людмилы Кувшиновой и др.
Объявления
Юмор на отдыхе
– Мне совершенно не в чем ехать на курорт, – вздыхает жена.
– Твой шкаф ломится от нарядов! – возражает муж.
– Но все мои знакомые уже их видели. Пора сменить гардероб.
– Легче сменить знакомых, дорогая.