Набережная им. Терешковой
Визитной карточкой любого приморского города является набережная. Всем известна Ялтинская набережная, Приморский бульвар в Одессе…
Плавно огибая море, набережная в Евпатории как бы струится по побережью. Илья Сельвинский писал: "Море – самое основное, ежеминутное, непреходящее событие города. Если говорить о градостроительстве, то море – главная площадь Евпатории, как Плас де ля Конкорд в Париже или Трафальгарская в Лондоне. Огромная как бы асфальтированная голубо-сизо-синим блеском, начиналась она небольшим сравнительно собором, но завершалась на горизонте колоссальным зданием Чатыр-Дага, который вписывается в Евпаторию, как небоскреб "Эмпайр" в Нью-Йорк".
Первая перестройка и укрепление набережной были проведены после сильного шторма в 1862 году. Формирование набережной в Евпатории продолжилось при городском голове Самуиле Моисеевиче Пампулове, который уделял пристальное внимание благоустройству города: в 1871 году были начаты работы по приведению в порядок дорог, прокладке тротуаров, посадке первых деревьев на Бульваре, с 1874 года началось формирование набережной.
За время пребывания евпаторийским городским головой графа Николая Андреевича Мамуны – с 1886 по 1906 год – наш город значительно преобразился. По словам очевидца – автора путеводителя Василия Пьянкова, город "из полуазиатского сделался европейским; много строится домов с архитектурными украшениями, несколько главных улиц замощены частью гранитом, частью цыганским местным камнем…".
Согласно плана города, в январе 1893 года была уже замощена Бульварная улица, примыкавшая к Приморской набережной, но сама набережная покрытия пока не имела.
Настоящий градостроительный бум начался в 90-е годы XIX века. В декабре 1893 года Городская Дума утверждает должность городского архитектора, на которую назначается гражданский инженер Адам Людвигович Генрих. В 1895 году был составлен план города, определивший градостроительное развитие Евпатории. Если до этого времени город представлял собой типичный уездный город с восточным колоритом – узкими кривыми улочками, грунтовыми дорогами, одно- и полутораэтажными жилыми домами, то молодой архитектор и городские власти увидели перспективу развития города как курорта в европейской архитектуре и благоустройстве. Умело формируя новый облик города, начали возводиться первые двухэтажные здания – гостиницы, жилые и административные дома, в 1893-1899 годах возводится величественный Свято-Николаевский собор.
Сейчас трудно установить, какое здание первым было построено на Приморской набережной. Формировалась она с 90-х годов XIX века до 1914 года. Во многих жилых домах предоставлялись квартиры на сезон отдыхающим. Причем, как отмечал в путеводителе В. Пьянков, квартиры здесь были самыми дорогими: "Квартиры по Набережной улице отдаются помесячно и сезонно от 100 до 500 рублей; внутри города они дешевле – от 10 до 50 рублей".
В 90-х гг. XIX века караимом Ароном Моисеевичем Шакаем была построена гостиница "Россия" (ныне жилой дом № 23). Двухэтажное здание гостиницы ныне выглядит скромно по сравнению с соседними домами – великолепными зданиями эпохи модерна. Но именно оно было первой гостиницей нашего города, в которой отдыхающим предоставлялось не только удобное жилье и питание в ресторане, но и лечение в специальном ванном заведении.
Напротив гостиницы была построена городская купальня: длинный мостик с легкой деревянной постройкой, где для удобства отдыхающих находились раздевалки и ступеньки с поручнями – ведь море в этом месте в то время было песчаным и очень мелким. "Купанья в Евпатории считаются одними из лучших на Крымском побережье. Они известны своим бархатистым песчаным дном, не имеющим ни скал, ни подводных мелких камешков. Ноги купающагося как будто становятся на мягкий ковер, что производит крайне приятное впечатление на купающегося…" Многие евпаторийцы еще помнят эти песчаные пляжи…
Реклама одного из путеводителей в 1916 году приглашала: "Гостиница "Россия" – единственная на берегу моря, вблизи городских купален. Тут же образцовое заведение морских ванн. Все номера вновь отремонтированы и совершенно заново обставлены. При гостинице имеется первоклассный ресторан, со всевозможными напитками. Электрическое освещение, балконы и террасы на море. Цены доступные. Арендатор А.Н. Маматказин".
При гостинице работало "образцовое заведение теплых морских ванн З.И. Гимельфарба, где отпускались ванны: морские, углекислые, кислородные и др. Вода накачивалась для ванн непосредственно с моря электрическим мотором". Ванны предлагались на выбор: мраморные, терракотовые, фаянсовые и чугунно-эмалированные. После приема ванны предлагался теплый душ. Особо отмечалось в рекламе заведения, что ванны отремонтированы по последнему слову техники и согласно всем правилам гигиены. "Высокие просторные кабины. – Много воздуха и света. – Безупречная чистота. Открыто с 6 утра до 8 вечера". Чем не образец для современных рекламных проспектов?
В 1908 году караим Нейман организовывает на набережной "роскошно обставленный отель" "Бо-Риваж" (в переводе с французского языка – "прекрасное побережье"). И, видимо, название он выбрал не случайно. Здание, построенное в лучших традициях эпохи модерна, – одно из красивейших на набережной. Ныне здесь располагается пансионат "Орбита". Здание является памятником истории местного значения, как "Здание, в котором размещался в 1918-1921 годах Евпаторийский ВРК (здесь же находился Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов)".
Вошло в историю города это здание еще и тем, что сюда 16 мая 1916 года была приглашена городским головой С.Э. Дуваном на чай царская свита, пока во второй половине дня царская семья отдыхала на его даче "Мечта".
При гостинице с южной стороны здания располагалось кафе-ресторан и кондитерская, где посетители могли еще и наслаждаться прекрасным видом на море. Путеводитель по Евпатории за 1916 год сообщал: "Как наружная, так и внутренняя отделка помещения кафе чрезвычайно изящны. При кафе имеются: прекрасная терраса с видом на море, лифт, биллиарды, отличная кухня и собственная кондитерская-мастерская для изготовления тортов, печений и конфет". Открыто кафе было ежедневно с 9 часов утра до 1 часа ночи, при кондитерской "принимались заказы на всевозможные торты, пирамиды, кремы, марципаны, пломбиры и т.п. Был большой выбор изящных коробок и бонбоньерок". К сожалению, здание кафе с террасой сохранилась только на дореволюционных открытках.
В глубине двора за зеленью скрывается двухэтажное здание, главный фасад которого выходит на ул. Революции (бывшая ул. Фонтанная, переименованная затем в ул. Пушкинскую). Это здание тоже является памятником истории местного значения: здесь в июне – августе 1891 года жила Леся Украинка. Окна ее комнаты выходили на море…
В час полуденный горячий
Я смотрю в свое оконце:
Ясно небо, ясно море,
Ясны тучки, ясно солнце,
Может, в этом крае света
И сияния лазури
Никогда и не слыхали,
Что бывают в мире бури…
В письме от 10 июня 1891 года она сообщала украинскому публицисту и писателю М. Павлыку: "Теперь живу здесь у самого, что ни на есть моря, жарюсь вовсю, есть достаточно времени, чтобы писать, если бы только могла писать…" В Евпатории Лесей Украинкой были написан ряд стихотворений, вошедших впоследствии в цикл "Крымских воспоминаний".
Пройдемся же дальше по набережной. Наш взгляд невольно привлечет двухэтажное здание – бывший дом М.М. Поповича, построенный в 1899 году в классическом стиле (ныне жилой дом № 22). Потемневшая от времени естественная фактура камня-ракушечника подчеркивает солидность возраста здания. Изящные металлические балконы дают его обитателям возможность наслаждаться видом бескрайнего моря. Пропитав с детства морской стихией и мечтой о далеких странах, скольких капитанов взрастила эта набережная?..
Напротив этого дома, в сентябре 2011 года, был открыт закладной камень памятника Борису Балтеру. Честь открыть закладной камень была предоставлена специально приехавшим в Евпаторию народным артистам России Николаю Досталю и Евгению Стеблову.
Вход в здание расположен в узком переулке. Свернув сюда, словно попадаешь в XIX век: здесь время остановилось, и как бы застыла минувшая эпоха. Видимо, поэтому этот переулок – один из самых живописных в городе – привлекает многих художников.
Этот дом дорог евпаторийцам еще и тем, что в нем многие годы жил и работал известный художник Юрий Волков, талантливый ученик Николая Самокиша. Здесь в своей мастерской, он создал многочисленные работы, главной темой которых было море…
По утрам пары туманно-сизы.
По утрам вода как черный лед.
А по ней просоленные бризы
Мерят легкий вычурный полет.
Так в 1916 году описал в стихотворении "Утро" наше море юный Илья Сельвинский.
В 1912 году на набережной было выстроено первое трехэтажное здание в неоклассическом стиле модерна (ныне жилой дом №20). Южный фасад его примечателен выступающим трапецевидным балконом с высокими полукруглыми арками, опирающимися на стройные колонны. Это здание не раз привлекало режиссеров при съемках художественных фильмов, действие которых проходило в прошлом веке.
Многие жители города снимались в массовках фильма режиссера М. Калика "До свидания, мальчики". Кадры этого фильма сохранили нам старую набережную – с фонарями на парапете, ступеньками на пляж и несколько метров песчаного "золотого" пляжа с многочисленными сваями у берега моря.
"Мы сошли на Приморском бульваре. Люди кружили по набережной из конца в конец, сидели на скамьях, в павильоне "Мороженое", говорили и смеялись. И от этого над набережной стоял легкий, радостный гул. Он был раздельным вблизи и слитным в отдалении, мешал и не мешал слышать смех и обрывки фраз. В этот вечер зацвели левкои и душистый табак. Их пряный, сильный запах стоял в воздухе, как запах дорогих духов, когда мимо проходит красивая и уже не очень молодая женщина…" Юношей Борис Балтер не раз прогуливался с друзьями по набережной, купался здесь в теплом море, брел по берегу на Пересыпь или на соляные промыслы...
Среди невзрачных построек набережной возвышается двухэтажный дом в неоклассическом стиле – дом, построенный французским и английским консульским агентом в Евпатории, Карлом Мартеном в начале 1900-х годов. Его симметричный фасад расчленен на три части: два боковых "флигеля" соединены между собой открытой двухэтажной верандой с арками. Оба "флигеля" стоят на высоком цоколе, имитирующем квадровую кладку. Симметричны и тройные окна с полуциркульными арками, и небольшие балкончики-сандрики. Открытая веранда на первом этаже имеет три арки, опирающиеся на квадратные пилоны. Верхняя часть "флигелей" имеет трапецевидные очертания, перекрытые косым срезом крыши, что делает здание особо привлекательным.
В 1911-1912 годах в неоклассическом стиле строится дом, принадлежащий семье караимов Синани (ныне здание входит в лечебно-оздоровительный комплекс "Трехгорка" ОАО "Трехгорная мануфактура"). Реконструкция здания видоизменила внутреннюю планировку и кровлю, а также окрасила его в неприсущий дореволюционным постройкам красно-коричневый цвет.
Стены цокольного этажа здания имитируют массивную квадровую кладку с рустом. Лепные медальоны с гирляндами и кованые крепления с типичным для модерна рисунком украшают фасад здания. С восточной стороны здания расположена одноэтажная пристройка с портиком на восьми колоннах дорического ордера (последний ремонт нарушил порядок ордера, добавив колоннам ненужные бетонные базы).
Заканчивается набережная двумя двухэтажными зданиями и, так называемым, Конским пляжем. Многие теперь вряд ли задумываются над этим названием. А ведь в нем сохранилась память еще об одной страничке истории нашего города. В конце XIX века Василий Пьянков живописно описал эту часть города: "Тут же на берегу моря, против Слободки, кожевники-татары полощут выделанные кожи и овчины, а цыгане с голыми цыганятами белят свои холсты, для придачи белизны которым – собирают конский помет и растворяют его в небольших ямах в морской воде, куда и окунают концы холстов, а затем, прополоскав в море, расстилают их по песку для беленья… С соседнего базара цыгане-барышники десятками гонят лошадей на купанье в море…"
Многие евпаторийцы с любовью вспоминают старую набережную, где под тихий плеск волн бродили, беседовали, любовались морской далью, где можно было скрыться от суеты дня и побыть наедине с самим собой. Вспоминая юность, многие мысленно переносятся на старую набережную…
"В юности все воспринимается острее и ярче. С годами чувства притупляются, и голубая роза уже представляется не живым цветком, а экзотической декорацией. Наверное, поэтому все эти годы – писал Борис Балтер, – я ни разу не побывал в нашем городе: я боюсь увидеть его другим. Он живет в моем сердце и памяти таким, как казался в юности, и останется таким, как бы теперь ни изменился его облик. Всему хорошему, что сохранилось во мне, я обязан ему, городу моей юности, самому лучшему из городов. Ему я обязан тем, что навсегда понял: нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живешь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем…"
Пусть простят меня литераторы, но мне кажется, что лучше о нашем городе не сказал никто. И от нас зависит, сможем ли мы сохранить нашу городскую набережную такой, какой ее задумывали архитекторы прошлого века. Такой, чтобы, вернувшись в родной город, евпаторийцы не боялись "увидеть ее другой"…
В 1970-е годы набережная приобретает современное название в память о посещении в 1972 году нашего города первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой.
Павленкова Н. Европейская набережная восточного города//Евпаторийская здравница. – 2007. (6, 8 февраля)
Объявления
Рекорды Крыма
Первый троллейбус в Крыму пущен в Севастополе в 1950 г.