Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача)
История музея
Серьезная болезнь - чахотка заставила А.П. Чехова уехать из Москвы в места с более сухим и теплым климатом. Нужно было выбрать, ехать за границу или в Крым. «Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера... Я знаю многих чахоточных, которые выздоровели оттого, что жили в Ялте», - говорил писатель.
Ялту называют городом Чехова. На окраине города, носившей название Аутка, он провел последние годы жизни в доме, в котором поселился вместе с матерью и сестрой М.П. Чеховой. Это - Дом-музей А.П. Чехова (1860-1904).
В 1899 году московский архитектор Лев Николаевич Шаповалов построил двухэтажный дом с мезонином, который стали называть «белой дачей». Она построена на крутом косогоре. С юга видны все три этажа дома (учитывая мезонин), с запада дом смотрится как двухэтажный, а с севера, со стороны парадного входа, выглядит одноэтажным. В доме девять комнат. Во флигеле находилась кухня и помещения для прислуги. Обращаясь к сестре, Чехов говорил, что дом "очень хорош. Лучше и не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома не было у нас раньше".
На участке площадью 800 квадратных саженей (3700 квадартных метров) земля была пустой, каменистой. "Что за вид с нашего участка! - писал Чехов сестре, - не вид, а рахат-лукум". Саженцы, семена, клубни, цветочную рассаду - все присылали Антону Павловичу из питомников Никитского сада, из Одессы, Батуми. Гордо и, как всегда, чуть-чуть иронично писал он В.И. Немировичу-Данченко: "Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто - и все самые благородные".
А.П. Чехов не любил, вспоминал далее А.И. Куприн, когда ему говорили, что его дача слишком мало защищена от пыли, летящей сверху, с шоссе, и что сад плохо снабжен водою. Он с ревнивой любовью относился к своему саду. Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви!
"Послушайте, - говорил Антон Павлович А.И. Куприну, - при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дачи культурное, красивое место... Знаете ли, что через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь тогда будет необыкновенно легка и удобна". Полушутя он называл садоводство своим любимым, своим главным делом. "Если бы я теперь бросил литературу и сделался садовником, то это было бы очень хорошо, это прибавило бы мне лет десять жизни".
На Ауткинском косогоре Чехов посадил растения 159 наименований; была даже специальная тетрадка, где он регистрировал их, именуя по-латыни и по-русски.
Сохранилось не больше половины растений, посаженных Антоном Павловичем, но список все равно внушительный. Тут есть кипарисы, тополя, кедр, гледичия, ива, магнолия, мушмула, индийская сирень, пальма, шелковицы... По-прежнему радуют урожаем фруктовые деревья. А напротив окна чеховского кабинет растет столетний кипарис, посаженный в год смерти хозяина его сестрой Марией Павловной.
Большую помощь в строительстве дачи оказал И.А. Синани - прогрессивный общественный деятель, владелец знаменитого в то время магазина "Русская избушка" на набережной Ялты.
В сентябре 1899 года хозяева заселили дом, где первый этаж предназначен был для гостей. Там несколько раз бывал писатель Бунин и даже, по настойчивой просьбе хозяина, жил в его доме больше двух недель. В письмах Иван Алексеевич восторженно отзывался об этом времени: "У Чеховых я как родной. Провел с ним неделю изумительно! Если бы ты знал, что это за человек!"
Работая над рассказом "В цирке" весной 1901 года, А.И. Куприн бедствовал. "Я сидел без гроша, - вспоминал он, - и поэтому особенно стеснялся оставаться обедать у Чеховых. Но Антон Павлович видел меня насквозь, и, когда я начинал уверять, что хозяйка ждет меня с обедом, он решительно прерывал меня: "Ничего, подождет, а пока садитесь за стол без разговоров. Когда я был молодой и здоровый, я легко съедал по два обеда, а вы, уверен, справитесь и с тремя".
Классическую словесную картинку "белой дачи" оставил благодарный гость: "Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, - она походила бы на здания в стиле модерн, если бы в ее плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус".
Гостями «белой дачи» были также великий русский художник И. Левитан, в полном составе приезжала труппа Московского художественного театра во главе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко. Здесь пел Ф.И. Шаляпин, играли на пианино С.В. Рахманинов, А.А. Спендиаров, В.И. Ребиков, часто приходил М. Горький (в ноябре 1901 г. был прописан и ночевал на даче). Подолгу жил здесь И.А. Бунин. Посещали дом Д.Н. Мамин-Сибиряк, Л.Н. Андреев, Н.Д. Телешов, В.Г. Короленко, С.А. Найденов, Вл. А. Гиляровский, В.М. Васнецов, Н.Г. Гарин-Михайловский, А.С. Серафимович и многие другие.
Ялтинский период творчества писателя был исключительно плодотворным. Он написал девять рассказов и две пьесы: «Случай из практики», «Душечка», «Новая дача», «По делам службы», «Дама с собачкой», «На святках», «В овраге», «Архиерей», «Невеста», «Три сестры», «Вишневый сад».
Кроме того, писатель проделал огромную работу по редактированию произведений для полного собрания сочинений, издававшегося владельцем журнала "Нива" А.Ф. Марксом (кстати "Белая дача" смогла появиться лишь в результате добровольного закабаления писателя, договора о пожизненной продаже рукописей только одному ловкому, дальновидному издателю - А.Ф. Марксу).
Антон Павлович редко покидал свой ялтинский дом. Как ни влекли столицы, он понимал, что нет ему жизни вне Ялты. В начале мая 1904 года они с женой поехали в Германию. Там Чехов и скончался через два месяца.
После смерти Чехова забота о сохранности дома пала на Марию Павловну - сестру писателя. Она открыла чеховские комнаты для поклонников брата в первый же год после его смерти. Фактически Белая дача стала музеем Чехова, хотя в комнате второго этажа до 1919 года жила мать писателя, а сама Мария Павловна поселилась в мезонине (на третьем этаже) и прожила здесь почти 56 лет.
4 мая 1919 года Симферопольский военно-революционный комитет объявил дом национальным достоянием, а М.П. Чехову назначил пожизненной хранительницей. Ей удалось сберечь дом в том виде, в каком он был при жизни писателя, несмотря на лихие годы гражданской и Великой Отечественной войн. В 1921 году "Белая дача" стала музеем официально. В 1926 году в Аутку приехал Михаил Павлович Чехов - младший брат писателя и его первый биограф, помощник Марии Павловны, а потом и научный сотрудник музея.
В 1912-1916 гг. Мария Павловна впервые подготовила шесть томов эпистолярного наследия брата из 1898 писем, а в 1947-1951 гг. уже издала 4200 писем, составивших восемь томов.
К началу войны Марии Павловне исполнилось 78 лет, и она не могла уехать, просто не хотела, не в силах была расстаться с этим домом, где бережно хранила память о брате. "Не могу бросить этот дом, - говорила она. - и если я его оставлю на произвол судьбы, зачем мне нужна тогда жизнь?". Она сумела убедить расквартированных в Белой даче немецких офицеров, что это музей русского писателя, продемонстрировав им переводы книг Чехова на немецкий язык. Офицеры согласились, что кабинет и спальня великого писателя должны быть неприкосновенны, и жили в других комнатах.
Во время оккупации работники музея продолжали убирать и отапливать дом, следить за экспонатами, а по вечерам читали вслух книги Чехова. Правда, чтобы выжить, им пришлось обменять кое-что из вещей на продукты.
Сразу же после освобождения Крыма музей отремонтировали военные и долго посещали его бесплатно. Мария Павловна, первый и самый преданный хранитель чеховского дома, оберегала и холила его до конца жизни - до 1957 года. Благодаря ей здесь и сегодня все так, как было при жизни писателя.
К середине 60-х годов посещаемость музея настолько возросла, что он уже не мог вместить всех желающих. Поэтому рядом с домом возвели новое здание, в котором разместились литературная экспозиция, фонды, библиотека. Это дало возможность дополнительно открыть для осмотра четыре комнаты на первом этаже и комнату матери писателя на втором. Экпозиционной стала и комната М.П. Чеховой. Тогда же установлен памятник - погрудное изображение писателя (материал - белый мрамор). Автор проекта - скульптор Н.А. Лавринский.
Сегодня обновленная Белая дача А.П. Чехова выглядит такой же уютной и красивой, как и при жизни писателя. Сохранилось и около половины деревьев, высаженных Антоном Павловичем...
С каждым годом растет популярность Дома-музея в нашей стране и за рубежом. В фондах Дома-музея насчитывается более 13 тысяч единиц хранения - автографы писателя, прижизненные издания, многочисленные письма, фотографии, личные вещи. Он постоянно пополняется все новыми и новыми поступлениями, свидетельствующими о мировом значении творчества классика русской литературы.
Гурьянова Н.М. Памятники Большой Ялты. Справочник-путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Ена В.Г., Твердохлебова И.Т., Шантырь С.П. Южный берег Крыма. Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996.
Путеводитель. Курорт Ялта. - СВIТ, 2009.
Тарасенко Д.Н. Южный берег Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Объявления
Юмор на отдыхе
Ближний Восток. Во дворец шейха въезжает автобус, и оттуда начинают выходить десятки старушек. Из окна гарема за этим наблюдает шейх.
Шейх: “Что, опять английские туристы на экскурсию?”.
Визирь: “Нет, мой господин, это Ваши тещи в гости приехали”.