Художественный музей
В одном из дальних корпусов Ханского дворца расположился Художественный музей, открытие которого состоялось в 1997 г. Его фонды начали формироваться еще в 40-50-е гг. XX в. из собраний Ханского дворца, а также поступлений из музеев Москвы, Ленинграда, Киева, Симферополя, Севастополя, Алупки и частных коллекций. Гордость собрания — парадный портрет Екатерины II кисти Ф.С. Рокотова, а также работы Д.Г. Левицкого, С.С. Щукина и др. В постоянной экспозиции находятся живописные работы и графика мастеров XVIII-XIX вв. с изображением Бахчисарая и его окрестностей, как и вообще достопримечательностей Крыма, а также живопись К.Ф. Богаевского, В.К. Яновского, П.А. Шиллинговского, А.Г. Могилевского, Е.В. Нагаевской, А.В. Куприна, Н.К. Жаба, П.Н. Чеснокова, Н.Л. Подберезского, П.Л. Чистилина и других. Собрание составляет свыше 1500 экспонатов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Богатая событиями история Бахчисарая, его памятники, предания и легенды, своеобразие окружающей природы издавна привлекали людей искусства. Вскоре после присоединения Крыма к России правительство посылает сюда художников и архитекторов для снятия видов «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель».
Одним из своеобразных первооткрывателей Крыма был русский пейзажист и баталист Михаил Матвеевич Иванов (1748-1843), известный своими документальными видами различных городов. Командированный в 1780 г. к Потемкину в Молдавию, он производит зарисовки батальных сцен; затем, уже после окончания военных действий, в год присоединения полуострова, он приезжает в Крым и пишет виды новообретенного края.
Знаменитый русский пейзажист конца XVIII - начала XIX в. Ф.Я. Алексеев (1753-1824) посетил Крым в 1785 г. Известна его картина «Бахчисарай», изображающая вид Ханского дворца, каким он был в то время.
К более поздней, пушкинской поре относятся произведения известного русского пейзажиста Н.Г. Чернецова (1805-1879). С 1833 по 1836 г. Чернецов находился на службе у генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова и создал более 300 рисунков и акварелей, всесторонне отобразив многообразие природы, исторические и архитектурные памятники Крыма. Большое место в творчестве Чернецова занимает Бахчисарай. В ярких, горячих тонах изображены на полотнах художника ханский дворец, «мавзолей Потоцкой» (дюрбе Диляры-Бикеч), Соколиная башня, Большая мечеть, Ханское кладбище, «Фонтан слез». Особенно ценны для нас изображения «пещерных городов», среди них — вид Чуфут-кале со множеством сохранившихся домиков.
Интересны картины швейцарского художника Ж.К. Мивиля (1789-1836), работавшего в России с 1809 по 1816 г. Сорок его пейзажей, созданных в Крыму, в том числе и в Бахчисарае, долгое время ошибочно приписывались М.М. Иванову. Крымские пейзажи Мивиля имеют не только художественное, но и документально-историческое значение; ведь он писал Крым таким, каким вскоре его увидел А.С. Пушкин.
Тема Бахчисарая оставалась весьма популярной среди художников и в конце XIX - начале XX века. Сюда приезжают для этюдов И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, другие живописцы и графики. Много работал в Бахчисарае выдающийся мастер гравюры П.А. Шиллинговский, по окончании Петербургской Академии Художеств учившийся у одного из лучших профессоров гравирования В.В. Матэ. К 1924 г. относятся его небольшие поэтические гравюры на дереве с видами Бахчисарая: «Аркады ханского дворца», «Ханские бани», «Фонтан Шах-Булаш», «Сапожный ряд в Бахчисарае», «Чуфут-кале» и др.
Особенно хорошо известно старожилам города творчество Нины Константиновны Жаба (1875-1942), приехавшей в Бахчисарай сразу после окончания Петербургской Академии Художеств (1906) и прожившей здесь около двадцати лет. Древний город с его замечательными памятниками и живописные окрестности Бахчисарая пленили художницу; она посвятила городу огромное количество рисунков и акварелей. В многочисленных натурных зарисовках запечатлены бытовые сцены, повседневная уличная жизнь южного городка, его архитектурные памятники и живописные уголки.
Ежегодно летом приезжал на этюды брат Нины Константиновны — Альфонс Жаба, окончивший Академию Художеств в 1908 г. (ученик Ф.А. Рубо). Картины этого талантливого художника-баталиста находятся в музеях Москвы и Петербурга, других городов. Частыми их гостями были друзья по Академии Художеств. Художник-акварелист П.Н. Чесноков запечатлел в тонких акварелях многие памятные места города. Художник и архитектор, профессор живописи Н.Л. Подберезский (1874-1953), ученик А.Н. Бенуа, создал в Бахчисарае свои лучшие акварели, отличающиеся точным проработанным рисунком, богатством цветовых отношений.
Один из первых директоров Бахчисарайского музея, Усеин Боданинский, был искусствоведом и художником-орнаменталистом (его работы экспонируются на этнографической выставке в Свитском корпусе).
Певцом Бахчисарая справедливо называют выдающегося художника, члена-корреспондента Академии Художеств, Александра Васильевича Куприна (1880-1960). Впервые он побывал в Крыму в 1908 г., еще будучи студентом. Начиная с 20-х годов, творчество Куприна непрерывно связано с Бахчисараем и его живописными окрестностями. Здесь написаны лучшие картины художника: «Тополя» (1927) и «Биасальская долина» (1937), находящиеся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Именно в 20-30-е годы появляется большой цикл бахчисарайских пейзажей, в которых преобладает живое эмоциональное отношение к природе, в сочетании со своеобразным построением картины. А.В. Куприн остро подмечает особый характер связи архитектуры с окружающей природой. Купол старинного мавзолея в картине "Эски-Дюрбе. Бахчисарай" плавно выступает на фоне пологой горы, как бы сливаясь с ней, но в то же время выделяется — как создание рук человеческих. Художник пишет скалы фиолетового цвета на фоне золотистого закатного неба («Скалистый пейзаж», 1927). Куприн любит полуденное солнце, залитые ярким светом стены домов («Улочка в Бахчисарае», «Чурук-су») или же вечерний сумрак, восход луны и особенную умиротворяющую тишину. Примером может служить картина "Окрестности Бахчисарая", где с большим чувством передано переходное состояние от шумного дня к спокойной ночи, раздумье человека о красоте и величии природы.
Очень плодотворным был для художника 1947 г., когда он написал свой замечательный пейзаж «Дорога в Биа-сала», повторенный затем в нескольких вариантах (1951, 1953 и 1954). Характерный для Бахчисарая вид пологого склона написан с натуры, подчеркнуты мощь земли, величие природы, которая, однако, не подавляет человека. Этому городу посвящена одна из последних, лучших картин А.В. Куприна — «Раннее утро над Бахчисараем».
Тесно связано с Бахчисараем имя выдающегося художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР Константина Федоровича Богаевского (1872-1943). Работая здесь в 1928-1930 гг. по заданию Крымского областного комитета по делам музеев и охраны памятников искусства (Крымохрис), художник создал большую серию акварелей и рисунков, изображающих Бахчисарай (находятся в фондах дворца-музея).
Бывал в Бахчисарае и П.П. Кончаловский, видный русский художник, лауреат государственной премии. Его акварели воспроизводят Бахчисарайский дворец.
Сорок лет прожил в городе художник-акварелист Владимир Константинович Яновский (1876-1966), создавший свой неповторимый образ старого и нового Бахчисарая. В акварелях Яновского запечатлены романтические горные пейзажи, «пещерные города», памятники архитектуры. Помимо творческой работы художник отдал много сил преподаванию в Бахчисарайском художественном техникуме и изостудии (в 1926-1940 гг.).
Большое творческое наследие оставила московская художница Елена Варнавовна Нагаевская (1900-1990). Впервые посетив Бахчисарай в 1950 г., она уже до конца жизни с ним не расставалась. Работая в Бахчисарайском историко-архитектурном музее, она поставила задачу запечатлеть все эти древние памятники и исторические места. Сегодня в ее доме создан мемориально-художественный музей (улица Восточная, дом 11), где можно подробнее ознакомиться с ее многообразной творческой деятельностью.
Художественный музей постоянно пополняется работами современных художников. В его залах представлены работы В.Н. Хоришко, С.Г. Пустовойта, Р.А. Нетовкина, Н.И. Семыкина, В.М. Келя, А.А. Андреева, И.В. Сафонова, Заремы Трасиновой и многих других, работы которых выставлялись и уже в наши дни нашли признание в ближнем и дальнем зарубежье.
Особо хочется отметить творчество крымскотатарских художников, произведения которых с недавнего времени пополнили музей.
Своего рода открытием стала графика Заремы Трасиновой: она вводит зрителя в строй образов и представлений крымскотатарского народа, его легенд, фольклора, уходящей старины. Графика Заремы Трасиновой, члена Союза художников Украины, неподражаема: ее творчество покоряет и завораживает всех, кто хоть раз увидит ее работы. С первого взгляда их невозможно спутать ни с какими другими — подлинное мастерство, высокий профессионализм, полет фантазии отличают творчество Трасиновой.
Много лет она сотрудничала с издательствами, оформила и проиллюстрировала более 300 книг крымскотатарских писателей и поэтов.
Стиль ее работы — пластично-грациозный, летучий и как будто незавершенный рисунок, фон, где органично смешались мир природный и рукотворный, романтизм Востока; он лучше, чем что-либо иное ратует за сохранение самобытных народных традиций в искусстве.
Графические серии крымскотатарского художника Рамиза Нетовкина (с 1989 года член Союза художников СССР, секция графики) как будто приглашают зрителя совершить неспешную прогулку по историческим местам Крыма («Крым уходящий» 1991, «Седая Алушта» 1995), по улочкам и закоулкам старого Бахчисарая («Бахчисарай, душа моя» — «Бизнес-Информ», 1998). Художнику удалось передать самое сложное — дух города и его историческое прошлое: он воплощен для него не столько в достопримечательностях, сколько в грубо обработанных камнях известняка, пролежавших в стене сотни лет, в каменных ступенях, стертых тысячами ног, в полуразрушенном фонтане, заложенной, но с еще различимым стрельчатым рисунком арке окна, обломках камней с уцелевшей резьбой... В этих неброских, лишенных пафоса и многозначительности мотивах, передано щемящее чувство грусти по уходящей потаенной красоте древнего города, по скоротечности самого бытия и недолговечности дел человеческих.
Обращают на себя внимание молодые крымскотатарские художники — Усеинов Алим, окончивший Ташкентское художественное училище, член Союза художников Украины, Мемедляев Халил, создавший серию картин «Дорогами возвращения», где художник высказал боль за прошлое своего народа и веру в его будущее; отрадно, что этот ряд пополняется новыми именами.
Вход в музей платный, по нему проводят отдельную экскурсию.
Фадеева Т.М., Соколова М.В. Бахчисарай и окрестности: Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.
Бахчисарай. Путеводитель. - Симферополь: СВIТ, 2009.
Объявления
Юмор на отдыхе
– Алло, гостиница? Соедините меня с женой.
– Какой номер?
– Я вам что, турок, чтоб их нумеровать?