Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде
Южнее Ливадии расположилась Ореанда, бывшее великокняжеское имение. Пройти в Ореанду из Ливадии можно по Солнечной тропе, которая была проложена в 1861 году и называлась Царской. Она приведет вас к белоснежной беседке-ротонде, откуда открывается чудесный вид на окрестности. «На южном берегу нет местности красивее и оригинальнее Ореанды», - писал Е. Марков. Ореанда отличается от своей соседки Ливадии скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала, немного правее беседки - Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утес Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.
Когда-то на месте Ореанды существовало греческое поселение. На горе Крестовой сохранились остатки средневекового феодального замка и небольшого христианского храма у самого края скалы.
История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась задолго до ее появления. В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал русский император Александр I. Ему понравились земли Ореанды, здесь он хотел отдыхать от трудного бремени власти и собирался возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне. Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. 30 сентября, перед отъездом из Крыма, императрица Александра Федоровна вместе с графом М.С. Воронцовым поднялась на гору, которую татары называли Урьянда, и установила на вершине деревянный крест. Позже крест заменили чугунным с отверстиями для иллюминации. Название же горы изменилось, ее стали называть Крестовой.
Проект будущего дворца был заказан известному архитектору К.Ф. Шинкелю, но оказался очень дорогим и был отклонен императором. Новый проект разработал профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Дворец заложили в 1843 году, строительство велось при активном участии архитектора К.И. Эшлимана (1808-1893), и было закончено в 1852 году, Роскошный дворец окружил прекрасный парк. Знаменитые садоводы Делингер и Кебах, используя экзотические и местные виды растений, воссоздали ландшафты разных стран света. Парк украшали фонтаны, один из которых был устроен прямо в дупле огромного дуба, водопады и бассейны, повторяющие контуры южных морей России: Черного, Азовского, Каспийского и Аральского. Пожалуй, единственно чего здесь не хватало - это храма, поэтому на богослужения ездили по Царской тропе в ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь.
После смерти императора Николая I имение перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу (1827-1892), он владел им более 30 лет. Великий князь очень любил эти места. «Рай земной, имя коему - Ореанда», - говорил он. Но участие в государственных делах - Великий князь управлял морским ведомством России, помогал осуществлять либеральные реформы - не позволяло часто бывать в крымском имении. Его жена и дети с удовольствием проводили здесь летние месяцы. Трагическая гибель императора Александра II в 1881 году отразилась и на карьере Константина Николаевича: верно служа двум императорам - отцу и брату, - Великий князь оказался не у дел при новом монархе. Казалось бы, вот прекрасная возможность осуществить давнее желание: поселиться в Ореанде. Но в 1882 году дворец сгорел, как было установлено, «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой Великий князь не располагал. Великий князь переселился в скромный императорский домик, который с того времени стали называть адмиральским. Грустью веет от его строк: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий».
Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: усердием и ревностью владельца Орианды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей в память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года в лето III РХ. Аминь».
Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Поначалу он пожелал освятить храм в честь Пресвятой Троицы, но так как он редко бывал в Крыму в начале лета, когда празднуется день Святой Пятидесятницы, то решил посвятить его своему любимому осеннему празднику - Покрову Пресвятой Богородицы.
Этот праздник был установлен в воспоминание видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе. В 910 году на Византию напали турки и осадили столицу империи. Народ собрался в храме, где хранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса. Среди молящихся был блаженный Андрей Христа ради юродивый вместе со своим учеником Епифанием. Вот как об этом рассказывается в житии: «В четвертом часу ночи блаженный видит величественную жену, идущую от царских врат со страшной свитою, из коей честный Предтеча и сын грома (Иоанн Богослов) поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей. Некоторые люди последовали за Ней, исполняя гимны и духовные песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный подошел к Епифанию и сказал: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» - «Вижу, отец мой духовный», - отвечал тот. И когда смотрели на Нее, Она, преклонив свои колена, молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. Окончив молитву, подошла к престолу, помолилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блестевшее великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой голове Своей и, держа его с великою торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла его над всем стоящим народом, как бы блиставшую наподобие молнии славу Господню. И пока была там Пречистая Богородица, видно было и покрывало».
Помощь Божией Матери не замедлила последовать - враги отступили от города. В честь этого события на Руси в XII веке князем Андреем Боголюбским установлен праздник. А в 1165 году он построил храм Покрова на Нерли. В Москве тоже есть собор Покрова Пресвятой Богородицы, но нам он больше известен как храм Василия Блаженного. На Руси сложилось своеобразное отношение к Богоматери, как к Заступнице, Которая всегда защищала и миловала и людей и всю страну, прошедшую сквозь тяжкие испытания. «Неисчерпаемым океаном чудес, явленных на Руси» назвал ее архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Великий князь Константин Николаевич был всесторонне образованным человеком, ценителем изящных искусств, литературы, музыки. Хорошо разбирался князь и в архитектуре. Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А.А. Авдеев (1819-1885).
Первоначально храм предполагали возвести на той самой скале, на которой архитектор К.Ф. Шинкель намеревался построить дворец для императрицы Александры Федоровны в 1840 году, а впоследствии там был дом управляющего имением "Ореанда". Скала была несказанно живописна и высока, и храм господствовал бы над всей Ореандой: его было бы видно со всех сторон. Но от этой мысли пришлось отказаться. Во-первых, рядо находились винподвал и винокурня Константина Николаевича, и было как-то неприлично по соседству с такими заведениями сооружать храм; во-вторых, расположенный так высоко, храм оказался бы труднодоступным. Поэтому Великий князь решил построить храм неподалеку от своего Адмиральского домика.
Это было одно из красивейших мест в имении с чудесным видом на море, Ялту, Ай-Тодор. Здесь росли могучие низкорослые вековые дубы, на самом большом из них с юго-восточной стороны было решено сделать оригинальную колокольню. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.
Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. 2 мая 1885 года по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография хода строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. К 8 июня стены были подняты до высоты карнизов и вставлены шесть наружных крестов. К 14 июля завершены арки и своды центральной части. Великий князь Константин Николаевич был доволен ходом работ.
Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане - узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены. Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький - 3 килограмма. Колокола освятили 21 сентября 1885 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского. Великий князь пригласил талантливого монаха-звонаря, искусством которого был чрезвычайно доволен: «...У него простодушное лицо, которое все сияет радостью, когда он исполняет свою звонарскую должность... И звонил он действительно аристократически. Созвучие этих колоколов чрезвычайно гармонично и производит прекрасное отрадное впечатление. Наш звонарь-монах есть олицетворенное добродушие». Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.
Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Часть храма была расписана известными художниками: Д.И. Гриммом, академиком М.В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г.Г. Гагариным.
Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением. «Я должен сознаться, - писал он, - что церковь вполне меня восхищает и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она делает впечатление, можно сказать, архаическое - изящной и благородной простотой... Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех линий. Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение...».
Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Мозаика - это изображение или узор, выполненные из цветных камней, кусочков стеклянных сплавов (смальты), керамических плиток. Искусство мозаики достигло больших высот в Византии и оттуда пришло на Русь. Ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии. Затем наступило время, когда о мозаике забыли, только в XVIII веке великий русский ученый М. Ломоносов возродил это искусство. В своих лабораториях он провел множество опытов и научился получать смальту разных цветов и оттенков. Ломоносовым и его учениками выполнены замечательные мозаичные портреты и большое панно «Полтавская битва».
Великого князя Константина Николаевича восхищало это искусство, ведь мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. Часть храма в Ореанде он решил украсить мозаичными образами. С этой целью обратились к известному итальянскому мастеру Антонио Сальвиати (1816-1890). Спустя месяц после освящения храма в Ореанде из Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, выполненные по рисункам князя Гагарина, знатока византийского зодчества и церковной иконописи. Образ Спасителя разместили над папертью, а образ Покрова Пресвятой Богородицы украсил горнее место храма.
По личному приглашению Великого князя Сальвиати приехал в Крым. Ему исполнился 71 год. В молодости он получил образование юриста в Падуанском и Венском университетах, но адвокатом не стал. Сальвиати мечтал воссоздать искусство византийской мозаики, к тому времени совершенно забытое. Существовала, правда, еще римская мозаичная школа, но работы мастеров Ватикана были очень дороги и требовали много времени на их изготовление. Только очень богатые люди могли позволить себе сделать заказ. Антонио Сальвиати разработал способ создания мозаичных картин, который был значительно дешевле и не уступал по качеству римскому. В 1859 году он начал производство мозаики, а в 1861 году впервые выставил свои работы в Лондоне. Сразу стали поступать заказы на изготовление мозаичных картин для украшения церквей и общественных зданий. Мастер давно мечтал о поездке в Россию, поэтому приглашение Великого князя принял с большим удовольствием. Так началась его творческая деятельность в Крыму.
Церковь в Ореанде отличалась обилием мозаики, украсившей стены, купол и паруса храма. В 1887 году Сальвиати получил заказ от императора Александра III: в Ливадийском храме требовалось заменить мозаикой главную икону «Воздвижение Честного Креста», написанную в алтаре художником А.Е. Бейдеманом. Были и другие заказы: оформление церкви святой Нины в Гаспре, храма на Форосе, замена пострадавшей от сырости росписи в часовне святого Николая на Братском кладбище в Севастополе. Способ создания картин, разработанный Сальвиати, был принят мастерскими Императорской Академии художеств. И это является главным признанием заслуг итальянского мастера.
К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви в Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.
После смерти Константина Николаевича Ореанда перешла к его сыновьям Великим князьям Дмитрию Константиновичу и Константину Константиновичу. В судьбе последнего Ореанда сыграла особую роль. Прекрасный поэт и переводчик, писавший под псевдонимом К.Р., свое первое стихотворение он создал именно здесь и много прекрасных строк посвятил этому очаровательному уголку Крыма.
В 1894 году Ореанда стала императорским имением, его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича. В ореандской церкви 13 октября 1894 года служил обедню святой праведный Иоанн Крондштатский, а 17 октября, отслужив утреню и литургию, он в полном облачении и со Святыми Дарами отправился в Ливадийский дворец, где находился больной Александр III.
Новый император Николай II с семьей приходил в Покровский храм на церковные праздники, он любил гулять по парку, любоваться красотой скал, размышлять на берегу моря.
Храм в Ореанде посещал А.П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» - Гуров и Анна Сергеевна - здесь размышляли о вечности и о жизни. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства».
После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. На основании протокола № 16 от 8 мая 1924 года постановлением Президиума Крымского ЦИК домовая церковь в Ореанде была ликвидирована. Храм передан в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), который постановил, что церковь нельзя использовать под склад, клуб, жилье "как имеющую богатую мозаичную работу, являющуюся редкостью в СССР", и она "несомненно, должна перейти в ведение ОХРИС для демонстрирования ее перед массами, особенно перед учащимися". На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1925 году церковь была передана Управлению Ливадийским дворцом. Однако борцы с религией искали возможность окончательно закрыть храм.
После печательно знаменитого июньского землетрясения 1927 года трещина в алтарной части храма углубилась, частично потресказалась мозаика. Это дало повод Ялтинскому исполкому послать в КрымЦИК телеграмму: "Здание после землетрясения пришло в негодность. Находится в полуразрушенном состоянии. Подлежит срочному сносу". Но Господь не попустил совершиться этому кощунству. Атеисты пытались сбросить с купола церкви крест, однаком сорвать его не смогли - он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.
До окончания Великой Отечественной войны храм стоял закрытым.
В 50-х годах выросла в бывшем имении советская здравница "Нижняя Ореанда", один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.
Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию. Настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Доненко.
А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке по традиционной технологии был отлит прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам. Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.
В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».
Так, благодаря традициям, живущим в народной памяти, и людям, сохраняющим их, в Ореанде вновь зазвучал голос колокола. В воскресные и праздничные дни окрестности оглашает его призывный звон.
Крым: православные святыни: путеводитель. - Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: "РуБин", 2003.
Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. - Симферополь: СОНАТ, 2007.
Дворцы. Усадьбы. Имения. Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Сайт: http://www.krim-palomnik.ru
Объявления
Юмор на отдыхе
Пожилые туристы – супружеская пара – присели отдохнуть в римском кафе.
– Ног не чувствую, – вздохнула жена.
– Не беда, Джейн, – успокаивает ее муж. – Чем дольше ты будешь сидеть тут, тем древнее будет Колизей, когда мы наконец доплетемся до него.